Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характер единства современного общества.




Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора, т. е. договора между людьми, каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.

Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья — самое древнее из всех обществ. Она — подобие отца, народ — детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта, полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера, общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Признавая подход к обществу как отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения, формируя общественные отношения, создают общество, находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом.

По представлениям К. Маркса, общество — это взаимодействие людей. Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.

Люди не могут свободно распоряжаться производительными силами, ибо эти силы — продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия ограничена условиями, в которые люди поставлены уже завоеванными производительными силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая является продуктом деятельности предшествующего поколения.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

браки заключаются между представителями данной общности;

оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

оно имеет свою территорию;

у него есть самоназвание и своя история;

оно обладает своей системой управления;

оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Очевидно, что во всех приведенных определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Большую роль в системных исследованиях общества сыграл А. Малиновский. Он полагал, что общество можно рассматривать как социальную систему, элементы которой связаны с основными потребностями людей в пище, крове, защите, сексуальном удовлетворении. Люди объединяются для удовлетворения своих потребностей. В этом процессе возникают вторичные потребности в связи, кооперации, контроле над конфликтами, что способствует развитию языка, норм, правил организации, а это в свою очередь требует координационных, управленческих и интегративных институтов.

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах: экономической, социальной, политической и духовной.

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

Социальную сферу представляют этнические общности людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

Будущее человечества.

Вступив в третье тысячелетие люди Земли внимательно вглядываются в собственный облик, оценивают прошедшее, пытаются понять перспективы будущего.

Глубокое осознание и преодоление глобальных проблем является не только чрезвычайно долгим и сложным процессом, но и не имеющим пока однозначных ответов и окончательных решений по поводу того, как добиться желаемых результатов. Но большинство ученых склоняется к мысли, что начатое дело Римским клубом, принесет свои результаты. В первую очередь, речь идет о понимании необходимости духовного развития человека, формирования нравственных ориентиров, которые бы соответствовали современной эпохе, были бы адекватны ей. Главной проблемой и одновременно главным средством решения глобальных проблем видится теперь человек, его ценностные ориентиры и установки. Таким образом, судьба мира зависит от вопросов духовного порядка. Ученые Римского клуба видят одним из путей решения стоящих проблем - систему образования.

Обращается внимание, что именно система образования формирует те человеческие качества, которые реализуются в последующей жизни. Образование может сформировать новый гуманизм. Один из самых известных деятелей Римского клуба - А. Печчеи - рассматривает содержание нового гуманизма в трех аспектах:

1) глобальность;

2) любовь к справедливости;

3) отвращение к насилию.

Задача нового гуманизма видится в том, чтобы каждый человек осознал смысл своего существования на Земле и в Космосе, четко уяснил ту миссию, которую он должен выполнить, как человек.

И в этой связи по новому воспринимаются идеи, которые высказывал русский естествоиспытатель и философ В. И. Вернадский (1863-1954). Еще в прошлом веке он начал формировать представление о путях дальнейшего развития биосферы. Он полагал, что жизнь это не случайная игра природы, а следствие протекающих в ней процессов самоорганизации, закономерный этап развития космического тела, именуемого Землей.

В. И. Вернадский понимал, что человеку придется принять на себя ответственность за судьбу биосферы. Это необходимое условие цивилизации. С развитием науки и техники возникает техносфера, которая должна поддерживать принципы организации биосферы, дополнять ее, взаимодействовать с ней, как часть единой динамической системы.

Единение техносферы и биосферы создаст новое планетарное явление – ноосферу. Термин "ноосфера" (от греч. "noos" – разум, ум) был введен в 1927г. французским математиком и философом Э. Леруа, который совместно с Тейяром де Шарденом рассматривал ноосферу, как современную планетарную стадию, переживаемую приповерхностной оболочкой Земли.

"В биосфере, - писал В. И. Вернадский, - существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетарное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его, как существа общественного… Общество становится в биосфере… единственным в своем роде агентом, могущество которого растет с ходом времени со все увеличивающейся быстротой. Оно одно изменяет новым образом и с возрастающей быстротой структуру самих основ биосферы".

Эти выводы В. И. Вернадского легли в основу двух концепций ноосферы. Первая развита Тейяром де Шарденом. Ее суть в следующем:

1) ноосфера – пласт мыслей, обволакивающих земной шар;

2) искры самосознания человека, вместе с развитием общения людей, разгораются в пламя, образуя целостную сферу, являясь единой мыслящей оболочкой.

3) ноосфера, являясь надматериальной основой, непосредственно связана с центральным очагом психического сосредоточения – "точкой Омега" (Богом).

Вторая концепция ноосферы развита В. И. Вернадским. Он подошел к пониманию ноосферы с естественнонаучных позиций:

1) ноосфера есть материальное образование, как и биосфера;

2) биосфера, а за ней и ноосфера "оказались той великой геологической силой, которая преобразила некогда безжизненное небесное тело в живую систему, пронизав жизнью его гранитные глубины, его газовую оболочку".

Сущность ноосферной концепции связана с особым пониманием места человека в мироздании. Человек включается важнейшим звеном в эволюцию природы. Он создал особую сферу – ноосферу, сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы. С созданием ноосферы человечество берет на себя ответственность за всю природу, за ход и направленность дальнейшей эволюции. Это связано с тем, что все процессы на Земле, и в первую очередь биологические, протекают теперь не так, как они протекали бы в том случае, если бы человечества не было. Могущество человечества становится определяющим фактором, поэтому человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с собой.

Прошлое, настоящее и будущее мировой цивилизации всегда занимало передовые умы человечества. В настоящее время идет активный процесс переосмысления предшествующего опыта и выработки новой модели развития.

Область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационных процессов, называется футурологией. Футурология приобретает все большее значение для жизни человечества. Теоретическое предвидение будущего стало ведущим социальным требованием, от которого зависит судьба цивилизации.

Основные факторы, влияющие на глубину и содержание философских исследований перспектив развития цивилизации:

а) исследование прошлого, настоящего и будущего человечества в их единстве и соотнесении с жизненными интересами живущих людей и будущих поколений;

б) интерес к изучению будущего возрастает в периоды острых социальных конфликтов, в переломные эпохи, на рубеже веков и тысячелетий;

в) человеку присуща целесообразная деятельность, предвосхищение как непосредственных результатов, так и более отдаленных последствий своих действий;

г) исследования будущего, их направленность и содержание позволяют в значительной степени сознательно регулировать и изменять жизненные мотивы, систему ценностей, представления о счастье и социальном будущем человечества в связи с новыми естественными и социальными условиями;

д) совершенствование прогнозных оценок перспектив мирового сообщества, их учет в жизнедеятельности народов и государств.

Возрастающий интерес к будущему в эпоху современной научно-технической революции объясняется тем, что никогда ранее человек не становился так сильно зависим от будущего. Никогда ранее перспективы развития мировой цивилизации не определялось степенью решения глобальных проблем.

В этих условиях футурологи начали разрабатывать различные теоретические модели стратегии выживания. Для современных концепций характерен поворот к всестороннему и конкретному анализу факторов мирового развития. В футурологической мысли можно выделить три основных течения:

а) пессимистическое;

б) оптимистическое;

в) альтернативное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...