Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ролевое участие детей в учебном процессе, например, в оценивании результатов работы




 

Выписки. В толковом словаре говорится: «Выписать — значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Выписи делаются после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами.

Часто записей в виде плана и тезисов бывает недостаточно для полноценного усвоения материала. В этом случае прибегают к конспектированию, т.е. к переработке информации за счет ее свертывания.

Конспектом называется кpаткое последовательное изложение содеpжания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект в отличие от тезисов воспpоизводит не только мысли оpигинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

Существуют разнообразные виды и способы конспектирования. Одним из наиболее распространенных является, так называемые текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста книги или статьи. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.

Конспекты могут быть плановыми, пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопpосу плана соответствует опpеделенная часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом. В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы. Например, вопросно-ответный конспект «Стили педагогического общения»

 

1. Что такое педагогическое общение?

Многоплановы процесс организации, установления, развития коммуникации, взаимопомнимания, взаимодействия между учителем и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

 

2. Какие существуют стили ПО?

Автритарный (единоличное решение педагогом все вопросы жизнедеятельности и учения, тактика диктата и опеки, устойчивые конфликты, неадекватная самооценка уч-ся).

Демократический (субъектное взаимодействие, взаи-моприятие, открытое, свободное обсудение проблем, сотрудничество).

Попустительский (формальное выполнение педагогом своих обязанностей, равнодушие, незаинтересован-ность учителя, низкая дисциплина и успеваемость).

 

3.Как установить целесообразные взаимоотношения с уч-ся?

Влияние личности учителя; взаимопонимание; эмпатия, педагогический такт и авторитет; адекватность оценок поведения и деят-ти уч-ся; педагогическое требование.

 

Очень удобно пользоваться схематической записью пpочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания матеpиала. Такая pабота становится сpедством pазвития способности выделять самое главное, существенное в учебном матеpиале, классифициpовать инфоpмацию.

Наиболее pаспpостpаненными являются схемы типа "генеалогическое дpево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дpево" выделяются основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т.п. и pасполагаются в последовательности "свеpху-вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме типа "паучок" записывается название темы или вопpоса и заключается в овал, котоpый составляет "тело паучка". Затем нужно пpодумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их на схеме так, что они обpазуют "ножки паучка". Для того, чтобы усилить их устойчивость, нужно пpисоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фpазы, котоpые служат опоpой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без пояснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. В схеме можно использовать фрагменты текста, объяснения, пояснения, выписки. Такая запись позволяет лучше ориентироваться в материале при ответе.

 

Можно воспользоваться смешанным (комбинированным) способом конспектирования. Такие конспекты пpедставляют собой сочетание всех (или нескольких) перечисленных способов.

При любом виде конспектирования важно не забывать о том, что:

1. Записи должны быть убористыми, на странице нужно размещать как можно больше текста, это улучшает его обозреваемость.

2. Запись полезно делить, для этого используются:

- подзаголовки,

- абзацные отступы,

- пробельные строки.

Все это организует запись.

3. Нужно пользоваться оформительскими средствами:

- делать в тексте конспекта подчеркивания, а на полях тетради отчеркивания (например, вертикальные),

- заключать законы, основные понятия, правила и т.п. в рамки,

- пользоваться при записи различными цветами,

- писать разным шрифтом.

 

4. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.

Фиксировать информацию можно и в виде записей: цитат, рефератов, аннотаций (резюме).

Собранная информация из одного или нескольких источников может быть зафиксирована в реферате.

Реферат представляет собой письменный доклад или выступление по определённой теме. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п.

Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.

Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.

В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.

Реферат имеет определенную композицию:

Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные реферируемого текста (название, где опубликован, в каком году), сообщены сведения об авторе (Ф. И. О., специальность, учёная степень, учёное звание), раскрывается проблематика выбранной темы.

Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся и аргументируются основные тезисы.

Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

Реферат имеет следующие признаки:

содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

имеет постоянные структуры.

Краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги оформляется в виде аннотации или резюме. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.

Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?»

Перед текстом аннотации присутствуют выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме.

Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника.

Аннотация может не упоминать субъект действия (предполагая, что он известен из контекста), и содержать пассивные конструкции — глагольные и причастные.

Аннотация может присутствовать в статье. В современных научных журналах аннотацию, как правило, ставят в начале статьи (сразу после заголовка, авторов и списка ключевых слов), несмотря на то, что в ней могут содержаться выводы.

Информация о новом произведении, а также его краткий анализ и оценка содержатся в рецензии. В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо». Особой разновидностью рецензии является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Предметом рецензии выступают информационные явления — книги, статьи, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

Фиксация дословной выдержки из какого-либо текста оформляется в виде цитаты. При этом важно, что цитируемый (вставленный) текст однозначно идентифицируется как вставленный (то есть как часть другого текста). В русском языке и типографике цитаты принято оформлять в кавычках («», „ “) или особым шрифтом (уменьшенным кеглем, со втяжкой, курсивом). В других языках способ оформления цитат и вид кавычек могут отличаться.

В электронных письмах (например, в электронной почте или группах новостей) однострочные цитаты часто обрамляются с начала абзаца одной или несколькими (в зависимости от глубины вложенности цитаты) правыми угловыми скобками >, перед которыми могут (например, в Фидонете) идти инициалы автора цитаты:

N>> God is dead. -- Nietzsche

G> Nietzsche is dead. -- God

Nietzsche is God. -- Dead

Дословное цитирование текста принято в научной литературе для передачи мысли автора без искажений. Часть цитаты может быть опущена, что отмечается многоточием … (иногда в угловых скобках <…>) на месте пропущенного текста.

При условии оформления границ цитаты и ссылки на источник, цитирование не является плагиатом.

Авторские права на содержание цитаты принадлежат автору цитаты, потому человек, который публикует её, не несёт ответственности за её содержание.

 

3). Систематизация и хранение информации

 

Отберите нужный материал, собранный при работе с источником. Его следует систематизировать и хранить в картотеке научных статей, выписок, газетных и журнальных вырезок. На карточку заносятся факт, вопрос, теоретические положения. Над каждой выпиской указывают проблему выписки, а также библиографическую справку источника (фамилию автора, название книги, год издания, страницу). Карточки в картотеке помещают в определенные рубрики. Хранить следует самый существенный материал, постоянно его обновляя. Этому способствует знакомство с новой научной, учебной, методической литературой и публикациями периодики.

Современные компьютерные технологии предлагают большие возможности в систематизации и хранении информации. Так, в компьютере можно организовать информационное пространство своей исследовательской работы, использую правила.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...