Методы педагогического исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью выполнять исследование. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры. Методы исследования - это способы познания объективной реальности. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений. Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах, явлениях, т.е объективно существующей устойчивой связи педагогических явлений, обеспечивающей их существование, функционирование и поступательное развитие. Методы педагогических исследований на основе использования способов познания педагогических явлений раскрывают процедурную часть педагогического исследования, которая предполагает составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, способов их анализа, а также следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы: - этап работы с научной информацией (цель: найти информацию об объекте исследования и обработать ее); - этап преобразования поступившей информации (цель: смодифицировать, преобразовать найденные знания об объекте исследования); - этап творческого разрешения проблемы исследования (цель: самостоятельно открыть закономерности, присущие исследуемому объекту). Структура педагогического исследования определяется различными комбинациями перечисленных этапов, которые могут осуществляться в различном порядке с определёнными повторениями и изменениями. Обратите внимание, что каждый этап подчинен определенной цели. Способ достижения поставленной цели называют методом. Поэтому выполнение педагогического исследования предполагает использование следующих методов:
Методы работы с научной информацией: методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей. Выделяют также специальные методы педагогического исследования: метод наблюдения, опросные методы, педагогический консилиум, педагогический эксперимент и др. Методы творческого решения проблемы исследования: метод структурного анализа проблемы исследования; метод «эвристических вопросов», «мозговой штурм», метод аналогий, «синектика», метод «Если бы...», метод образной картины и др.
Методы работы с научной информацией
К методам работы с научной информацией относятся методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации. 1). Поиск научной информации. Основные научные тексты: Монография Брошюра Сборник научных трудов Статья Тезисы доклада Учебное пособие Поиски необходимой литературы — продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской работы. Чтение научной литературы Различают следующие цели чтения: · информационно-поисковая — найти нужную информацию; · усваивающая — понять информацию и логику рассуждения; · аналитико-критическая — осмыслить текст, определить к нему свое отношение;
· творческая — на основе осмысления информации дополнить и развить ее. 2). Методы обработки полученной информации предполагают использование различных вариантов ее фиксирования. Информация становится ресурсом, если она может распределяться во времени и пространстве, использоваться для решения определенного круга задач. Информация становится ресурсом с момента фиксации ее на носителе (бумажном, электронном). Первичная фиксация информации может быть сделана следующим образом: подчеркивания в книге, пометки на полях. Фиксировать информацию можно и в виде записей: планов, тезисов, выписок, цитат, конспектов, рефератов, аннотаций (резюме). 3). Систематизация и хранение информации Отберите нужный материал, собранный при работе с источником. Его следует систематизировать и хранить в картотеке научных статей, выписок, газетных и журнальных вырезок. Методы теоретического и эмпирического педагогического исследования Метод исследования — это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений. Традиционно методы педагогического исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические. Теоретические методы (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, моделирование и др.) связаны с мысленным проникновением в сущность изучаемого педагогического явления или процесса, построением моделей их идеальных состояний. Теоретические методы предполагают глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др. Методы эмпирического исследования (наблюдение, опросные методы, эксперимент, тестирование, изучение продуктов деятельности, контент-анализ, изучение и обобщение педагогического опыта и др.) основаны на опыте, практике. Суть эмпирических методов состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними. Методы творческого решения проблемы исследования Методы творческой деятельности: метод структурного анализа проблемы исследования, метод образной картины, метод «эвристических вопросов», «синектика», метод мозгового штурма и др.
Творческий характер исследованию придают и приемы содержательно-смыслового анализа собственного мышления, которые предполагают получение ответов на следующие вопросы: что хочу исследовать; почему, для чего провожу исследование на данную тему; почему выбрал для исследования именно эту, а не другую проблему; в чем смысл проводимого мной исследования; что знаю, а что хотел бы узнать по интересующей проблеме; в чем состоит проблемная ситуация; что требуется сделать для устранения проблемной ситуации; что мешает решению проблемной ситуации или достижению цели; какие вопросы необходимо раскрыть для решения проблемы; какими методами исследования стоит воспользоваться, почему именно этими и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|