Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы теоретического и эмпирического педагогического исследования




Метод исследования — это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.

Спектр методов, используемых при выполнении педагогического исследования достаточно широк. Традиционно методы педагогического исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, моделирование и др.) связаны с мысленным проникновением в сущность изучаемого педагогического явления или процесса, построением моделей их идеальных состояний. Теоретические методы предполагают глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др.

Методы эмпирического исследования (наблюдение, опросные методы, эксперимент и др.) основаны на опыте, практике. Суть эмпирических методов состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними.

Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов.

Т.П.Сальникова обращает внимание, что выбор методов выполнения педагогического исследования обусловлен системой правил и норм и основывается на следующих принципах:

· совокупности (комплекса) методов исследования;

· их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя;

 

· запрета экспериментов и использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым.

Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы.

Эмпирические, теоретические методы педагогического исследования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Теоретические методы предполагают проникновение в сущность изучаемого процесса или явления и состоят в их объяснении, в построении идеального конструкта решения педагогической проблемы. А эмпирические методы позволяют описывать состояние решения педагогической проблемы в современной образовательной практике; обусловливают возможность практической проверки спроектированного теоретического конструкта решения педагогической проблемы.

Рассмотрим основные характеристики и особенности методов педагогического исследования.

Теоретические методы педагогического исследования

Анализ — это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе расчленения целого. Например, изучая своеобразие организации педагогического процесса в классах развивающего образования, можно для анализа вычленить отдельно его цели, содержание, принципы, методы, формы, средство, контроль. После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, объединения результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.

В.И.Загвязинский обращает внимание, что с анализом и синтезом теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации. Под абстрагированием понимают мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей для более глубокого изучения. Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия об идеализированных, реально не существующих объектах. Однако именно эти идеализированные объекты служат моделями, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и закономерности, проявляющиеся во многих реальных объектах. В педагогике тоже возможно создание идеализированных объектов, скажем «идеальный воспитанник» (лишенный всяких недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа» и др. Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в учете специфики, своеобразия решения исследуемой педагогической проблемы с конкретным ребенком, с конкретной группой учащихся.

Метод моделирования служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т.е. моделирует требующееся состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике. Таковы, в частности, и проектируемые модели новых типов образовательных заведений, например, школы с разноуровневым обучением; и проектируемые модели организации учебно-воспитательных процессов, например, учебно-воспитательный процесс в гимназическом историко-правовом профильном классе.

Эмпирические методы педагогического исследования

1). Наблюдение - один из самых распространенных методов педагогического исследования. Под наблюдением понимается целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех проявлений личности или деятельности, которые интересуют исследователя.

Наблюдение может быть включенным и невключенным. Включенное наблюдение предполагает, что исследователь на определенное время сам становится членом той группы детей, которая стала объектом изучения. Если вы станете признанным детьми членом их сообщества, то сумеете узнать о них так много, как никакой другой метод не позволит этого сделать. Невключенное наблюдение предполагает наблюдение "со стороны". Так же различают открытое наблюдение, когда дети знают, что они являются объектами изучения, и скрытое, при котором школьники не подозревают, что за их поведением и деятельностью ведется наблюдение.

К числу преимуществ наблюдения как метода исследования можно отнести то, что оно позволяет фиксировать событие в момент его протекания и получить информацию о реальном поведении детей (при скрытом наблюдении). К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:

- влияние субъективного фактора на интерпретацию результатов наблюдения (личностные особенности исследователя, его установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние),

- при использовании открытого наблюдения на результат влияет факт знания детьми, что за нами ведется наблюдение, срабатывает установка на "одобряемое" поведение;

- наблюдение требует значительных затрат времени;

- не все явления можно изучить с помощью этого метода исследования, сфера наблюдения ограничена.

Обязательными условиями осуществления наблюдения являются наличие цели (что вы наблюдаете и для чего?), плана наблюдения и фиксирования его результатов в дневнике, таблицах, матрицах, в которых ведется учет. Например, вы ведете наблюдение за ребенком, которого не принимают в коллективе. Одной из возможных причин этого может быть повышенная тревожность ребенка, которая осложняет его жизнь и становится серьезным эмоциональным барьером в его общении со сверстниками. В данном случае цель наблюдения может быть следующая: определить уровень тревожности ребенка. В качестве плана наблюдения можно использовать признаки, в которых выражаются формы "тревожно­го" поведения:

· "играет героя", особенно когда ему делают замечания;

· не может удержаться, чтобы не "играть роль" перед окружающими;

· склонен "прикидываться дурачком";

· слишком смел, рискует без надобности;

· заботиться о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством;

· навязывается другим, им легко управлять;

· любит быть в центре внимания;

· играет с детьми старше себя;

· хвастает перед детьми;

· паясничает (строит из себя шута)

· шумно ведет себя, когда педагога нет рядом;

· подражает хулиганским выходкам других.

· Фиксировать данные наблюдения можно в составленной таблице.

 

2). Опросные методы

Метод опроса становится все более популярным в практике педагогических исследований. Опрос может быть непосредственным (беседа, интервью) и опосредованным (анкетирование). Различают так же групповой и индивидуальный опрос, очный и заочный, устный и письменный.

Беседа - это метод получения информации на основе диалога исследователя и исследуемого. Главное условие успеха беседы - установление личностных контактов с ребенком, создание дружеской атмосферы, доверительности. Когда ребенок видит человека заинтересованного, который стремиться понять его и помочь, не критикует, не осуждает, не навязывает свою точку зрения, а может просто выслушать или дать дельный совет, тогда можно рассчитывать на искренность школьника. Беседа требует особой гибкости и чуткости, знания индивидуальных особенностей ребят, умения слушать и разбираться в эмоциональном состоянии.

Беседа может быть индивидуальной, групповой или коллективной. В любом случае она требует серьезной подготовки. Необходимо продумать цель беседы, определить предмет разговора, составить план ее проведения, сформулировать вопросы, подобрать проблемные ситуации, противоречивые точки зрения к обсуждаемой проблеме и т.п. При постановке цели беседы нельзя ограничиваться только задачами своего исследования. Для школьников она должна носить познавательный характер. Например, в ходе беседы на тему "Как мы проводим свое свободное время?" студентка вместе с ребятами ответила на вопросы "Какое время можно считать свободным?», "Много ли у нас свободного времени?", "Чем можно заняться в свободное время?", "Куда можно пойти в свободное время в нашем городе?" и др. Данные, полученные в беседе с детьми, фиксируются и сопоставляются с данными, полученными с помощью других методов исследования.

Беседаносит характер взаимного обмена информацией. В случае, когда исследователь только задает вопросы, не высказывая своего мнения, мы имеем дело с интервьюированием.

Если опрос проводится письменно, мы говорим об анкетировании. Большим плюсом анкетирования является то, что исследованием может быть охвачено любое количество учащихся, полученные данные достаточно легко обрабатываются. Однако следует иметь в виду, что составление анкет - это сложный процесс, требующий профессиональных знаний, поэтому лучше воспользоваться готовыми анкетами.

По форме анкеты могут быть разделены на открытые, когда ответ на поставленный вопрос формулируют сами учащиеся, и закрытые, когда предлагается перечень возможных вариантов ответа.

Например, открытые вопросы анкеты:

- Что будет, если сделать обучение необязательным для подростков?

- Что значит, по – твоему, быть счастливым?

- Как ты думаешь, что такое гармоничный человек?

Закрытые вопросы:

1. Доволен ли ты своими школьными достижениями?

а) очень доволен,

б) доволен,

в) не совсем доволен,

г) не доволен,

д) совсем не доволен.

2. Сравнивая себя с другими, вы находите что:

а) вас недооценивают,

б) вы не хуже остальных,

г) вы годитесь в лидеры.

Используется вариант полузакрытых вопросов, в которых перечень вариантов ответа заканчивается словом "другое". Например:

В свободное время я чаще всего

а) гуляю,

б) общаюсь с друзьями,

в) читаю книги,

г) смотрю телевизор,

д) рисую,

е) другое

Часто в анкетах используется дихотомическая форма ответов, когда ребенок выбирает один из двух взаимоисключающих друг друга ответов, например,

1. Меня раздражают учителя, которые не могут понять меня

а) верно,

б) неверно.

2. Мне бывает трудно в незнакомой компании

а) да,

б) нет.

В случае, если вы сами составляете анкету, следует придерживаться следующих правил:

1. Вопросы анкеты должны соответствовать той проблеме, которую вы изучаете, и цели вашего опроса.

2. Формулировка вопросов должна быть четкой, ясной и понятной ребенку, соответствовать его уровню знаний и жизненному опыту.

3. Предложенные вопросы должны обеспечить искренность и правдивость ответов.

4. В анкету включаются наиболее существенные вопросы, ответы на которые можно получить только путем анкетирования.

3). Исследователя всегда интересует - не внешняя сторона деятельности (поступок), а внутренняя ее суть (мотив поступка, интересы, взгляды, оценки). Отношения выявляют себя только в ситуации выбора, которую создает экспериментатор с помощью различных диагностических методик. С их помощью изучаются групповые и личностные установки, отношения к друзьям, к самому себе, к будущему и т. д.

Рассмотрим некоторые методики:

- Незаконченное предложение:

У меня всякий раз возникает желание поспорить, когда...

Для меня школа - это...

Настоящий учитель - это тот, кто...

На уроке я стремлюсь к тому, чтобы...

- Метод недописанного рассказа:

"Возвращаясь из школы домой, я увидел около своего подъезда бездомную дворнягу с пораненной лапой... "

- Составление списка приоритетов: Расставьте предложенные понятия по степени важности для вас: Внешность. Честность. Успех. Образование. Семья. Престиж. Свобода. Законопослушность. Собственность. Власть. Здоровье. Равенство. Деньги. Творчество.

- Выбор жизненного девиза: Какой из жизненных девизов ты бы выбрал в качестве руководящей идеи?

· Бороться, искать, найти и не сдаваться.

· Жить как все.

· Красота спасет мир.

· Береги честь смолоду.

· Ты делаешь себя в этой жизни только сам.

· Все достигается путем тренировки.

· Другой девиз (напишите)

- Выбор образца для подражания: «Кто в твоей жизни является образцом для подражания?

· исторические личности,

· литературные герои.

· современники».

- Составление характеристики на самого себя:

· Напиши три слова, которые, по твоему мнению, точнее всего характеризуют тебя.

· Напиши на себя характеристику, которую ты бы хотел подучить от окружавших.

· Представь, что тебе уже 40 лет и тебе нужно написать свою автобиографию. Что бы ты написал в ней?

- Фантастический выбор:

· Мы едем на необитаемый остров навсегда, что мы возьмем с собой?

· Если бы ты был волшебником, что бы ты сделал в первую очередь?

· Если бы наш класс был корабль, то какой, на твой взгляд, он бы был?

- Ассоциативный тест:

С каким цветом (животным, историческим периодом, родом войск, бытовым прибором, растением, частью квартиры и т.п.) ассоциируется твоя школа?

- Цветограмма: Положите на стол красные карточки, если вам понравился наш разговор, дело понравилось, синие, если не очень, белые, если совсем не понравилось.

Такие методы дают возможность в течение сравнительно короткого отрезка времени узнать ребенка, проследить динамику его развития. Нужно отметить, что приведенные методики - это не только инструмент исследователя, но и методы самопознания ребятами самих себя. Ребенок, который задумался над тем, кто он, какой он, сделал большой шаг в своем развитии.

4 ) Тестирование – это исследовательский метод, использующий стандартизованные вопросы и задачи – тесты, которые позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида знаний, умений, навыков, личностных характеристик, а также определить их соответствие определенным нормам или сравнить с развитием исследуемого качества у испытуемого в более ранний период.

Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее - в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов которого исследователь делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств.

Различают следующие основные виды тестов:

- Тесты достижений - тесты, служащие для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. В качестве примера могут служить все случае тестовых экзаменационных испытаний, например, единый государственный экзамен.

- Тесты способностей представляют собой специально подобранный стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной способности человека решать различные задачи. Тесты способностей предназначены для измерения уровня развития определенных способностей (памяти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.). Любая разновидность тестов интеллекта также может рассматриваться как тест способностей. Так, тест Станфорда – Бине, шкалы Векслера и разнообразные групповые тесты интеллекта применяются в образовательных учреждениях всех уровней в качестве тестов академических способностей, поскольку признано, что с их помощью можно предсказать академическую успеваемость. Для выявления специфических способностей, например к науке или языкам, разрабатываются специальные тесты.

- Личностные тесты - тесты, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения.

При этом используются опросники или проективные тесты. Опросники личностные - разновидность опросников, направленных на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники делятся на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

Проективный - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (проективных тестов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпретационные (например, тематический апперцептивный тест тот, в котором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках); в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека или несуществующего животного и др.).

Таким образом, тест всегда связан с измерением проявления того или иного психологического свойства личности и оценкой уровня его развития или сформированности.

При проведении тестирований необходимо придерживаться ряда правил.

5). Изучение продуктов деятельности - метод исследования, при котором используют систему процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование продуктов деятельности человека, этот метод позволяет опосредованно изучать сформированности знаний, умений, навыков, интересов, способностей человека, не вступая с ним в контакт.

Анализ личных документов (фотографий, дневников, автобиографий, личных дел, тетрадей, творческих работ) дает материал для исследования жизненного пути личности, ее отношения к учебе, уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков.

В педагогическом исследовании в качестве материализованных продуктов деятельности воспитанников могут быть рассмотрены такие, как сочинения, творческие, проверочные работы учащихся, их рисунки, поделки.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о готовности человека к участию в определенном виде деятельности, о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения деятельности, об отношении человека к деятельности и ее результатам.

6). Контeнт-анализ. Нередко интерес представляют размышления самого испытуемого о том, какие изменения произошли в нем самом в процессе и в результате включения его в некоторую систему взаимодействий, взаимоотношений. В данном случае речь идет об использовании такого метода педагогического исследования как контeнт-анализ.

Контeнт-анализ (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и речевых сообщений.

Порядок применения метода контeнт-анализ предполагает: сбор текстов, составленных испытуемыми; определение значимых для исследования единиц анализа текстового материала; интерпретация тестовых сообщений испытуемых с позиции выбранных единиц.

6). Изучение и обобщение педагогического опыта

Любое педагогическое исследование обращается к опыту практических работников: учителей, воспитателей, методистов. Часть ученых под педагогическим опытом понимает практическую педагогическую деятельность и результат этой деятельности, т. е. рассматривает педагогический опыт в широком смысле слова. В более узком под педагогическим опытом понимается мастерство педагога. Часто говорят о передовом педагогическом опыте, под которым имеется в виду "опыт работы того или иного учителя, школы, районо и т.п., достигающий таких результатов, которые наиболее отвечают предъявляемым требованиям на том или ином этапе развития" (М. В Зверева).

Какими критериями можно руководствоваться при определении передового опыта? Перечислим некоторые из них:

· Более высокая результативность в учебной или воспитательной работе, чем у других.

· Научная обоснованность работы.

· Достаточно продолжительное функционирование (минимум в течение года).

· Творческая новизна.

· Актуальность.

· Сокращение затрат времени на достижение высоких результатов (по сравнению с типичными).

 

По степени творчества передовой опыт может быть:

· модификационным, т.е. чей-то опыт используется в новых условиях,

· комбинаторный, в котором сочетаются подходы и приемы, использованные разными педагогами,

· новаторский, предполагающий создание принципиально новых методов,

· исследовательский опыт.

Способы изучения опыта:

· Анализ публикаций.

· Анализ документации педагога (доклады, отчеты, планы и т. п.).

· Наблюдение за деятельностью учителя или воспитателя.

· Анализ работ учащихся (тетради, сочинения, поделки, рисунки и др.).

· Изучение уровня обученности и воспитанности учащихся.

· Беседа с учителем, учащимися, родителями, коллегами.

· Обобщение и описание опыта

Работа по изучению педагогического опыта проходит в несколько этапов:

1. Сбор фактов, с помощью перечисленных выше способов.

2. Классификация собранной информации по проблемам.

3. Структурирование деятельности педагога по собранному материалу; представление его опыта как целостной системы.

4. Роль творчества в исследовательской деятельности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...