Основная мысль. Её оформление (речевые клише).
Вспомним…
Алгоритм размышления [1] Чтобы определить основную мысль текста, надо: 1. внимательно прочитать текст; 2. решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль хотел донести до читателя? К чему призывает читателя?) 3. найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста; 4. ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста. Советы 1. Грамотно сформулируйте основную мысль; 2. проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении; 3. не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием; 4. постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно; 5. возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос: - автор подводит читателя к мысли о том, что… - автор убеждает нас в том, что… - основная мысль текста заключена в следующем предложении «…». ЗАДАНИЕ 10 СОСТАВЛЕНИЕ ПРОСТОГО ПЛАНА Как составить план [2] Для этого надо: - определить, о чём говорится в каждой части текста;
- дать название каждой части, соответствующее её содержанию. Примечание: 1) Возможно, в тексте будет три абзаца, значит, и пунктов плана должно быть три. 2) Названия пунктов плана должны быть связаны с содержанием текста 3) По возможности пользуйтесь словами из текста. 4) Название каждого пункта пишите с заглавной буквы. Например: 1. Летние каникулы. 2. В гостях у бабушки. 3. Памятное событие. 4. Летняя сказка закончилась. ЗАДАНИЕ 13 СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА. СИНОНИМИЯ.
ПРИМЕРЫ стилистических синонимов:
ЗАДАНИЕ 14 ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ это устойчивое неделимое сочетание слов, которое воспроизводится в готовом виде (бить баклуши, мастер на все руки, держать камень за пазухой,звёздный час, заварить кашу, со всех ног). ПРИЗНАКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ 1) Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что их зовутся устойчивыми словосочетаниями. Во что бы то ни стало нельзя произнести во что бы мне не стало или во что ни стало бы то, а беречь как зрачок глаза вместо беречь как зеницу ока. 2) Есть, конечно, и исключения: ломать голову или голову ломать, врасплох застать и застать врасплох, но такие случаи редки. 3) Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом: сломя голову – быстро, рукой подать – близко. 4) Главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл. Часто прямое выражение превращается в переносное, расширяя оттенки своего смысла. Трещит по швам – из речи портного приобрело более широкое значение – приходить в упадок. Поставить в тупик – из речи железнодорожников перешло в общее употребление в значении привести в замешательство. Помните: используя фразеологизмы, не нарушайте их целостности. Например: принимать участие, играть роль, иметь значение ПРИМЕРЫ фразеологизмов: Бить баклуши – бездельничать, Вилами по воде писано – еще не известно, как будет, исход не ясен,
Водой не разольёшь — о крепкой дружбе Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Играть в бирюльки – заниматься пустяками, ерундой Семь пятниц на неделе – о человеке, который часто меняет свои планы и решения. Белены объесться - взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости). После дождичка в четверг – никогда Аника-воин - хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности. Задать головомойку (баню) - намылить шею, голову - сильно отругать. Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами. Бросить перчатку - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование (хотя никто перчаток не кидает) Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть о чем. Душа в пятки ушла - человек перетрусивший, испугавшийся.
ПОДСКАЗКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|