Исследования, проводимые при участии экстрасенсов
исследования, ПРОВОДИМЫе ПРИ УЧАСТИИ ЭКСТРАСЕНСОВ В последние годы в лаборатории производятся массовые исследования случайных лиц, желающих проверить свои экстрасенсорные способности. Среди этих лиц есть как обладающие экстрасенсорными способностями, так и не обладающие таковыми, в дальнейшем мы будем называть их всех операторами. Программа подобных исследований достаточно индивидуальна и разнообразна, но, как правило, всегда включает в себя воздействие оператора на другого человека и на технические приборы (датчики). Часто программы экспериментов включают также определение находящихся в конверте цветовых или геометрических образов, работу с картами Зенера, прохождение психологических тестов на компьютере и некоторые другие тесты. Исследования ЭНИО между операторами Исследования по воздействию одного человека на другого проводились по следующей методике (рис. 3).
Рис 3. Методика исследований ЭНИО между операторами. Индуктор 1 (воздействующий оператор) и перцепиент 2 (оператор, принимающий воздействие) находятся в разных помещениях (используется терминология согласно [16]). С каждым испытуемым в одном помещении находится по одному экспериментатору 3 и 4, но не рядом, а так, чтобы испытуемым не был виден экран компьютера 5. Делается это для того, чтобы перцепиент не знал, какие действия предпринимает индуктор, и наоборот. Таким образом, повышается чистота эксперимента. Экспериментаторы 3 и 4 обмениваются друг с другом по компьютерной сети сообщениями, координирующими эксперимент. Во время опытов в рабочих помещениях больше никого нет, а другие участники и наблюдатели 6 сидят в третьем помещении и участвуют в компьютерном обмене сообщениями.
По сравнению с ранее существовавшими [6, 9, 10] настоящая методика, благодаря использованию возможностей локальной сети, позволяет: 1) проводить эксперименты с минимальным влиянием экспериментаторов на операторов. Рядом с операторами находятся только по одному экспериментатору, другие участники и наблюдатели находятся вне рабочих помещений и могут активно участвовать в эксперименте; 2) обсуждение и управление экспериментом производится при помощи компьютерных сообщений. Операторы не видят текста сообщений, и часто вообще не подозревают об одновременно проходящем беззвучном обсуждении эксперимента. Несколько лет назад (1991-1992) профессором Г. Н. Дульневым и Б. Л. Муратовой для регистрации явлений телепатии были предложены технические датчики локального теплового потока. Идея их использования возникла в связи с предположением, что передача сигнала неизвестной природы от человека к человеку (от индуктора к перцепиенту) может сопровождаться изменением какой-либо физиологической функции (частота сердечных сокращений, мозговые ритмы, температура, кожно-гальваническая реакция и др. ), которое возможно зарегистрировать техническими средствами. В ходе выполнения других работ по медицинской тематике было установлено, что достаточно чувствительным к внешним воздействиям физиологическим параметром является локальный тепловой поток. Измерение последнего проводилось с помощью датчика теплового потока, который с помощью эластичной ленты крепился как у индуктора, так и у перцепиента в центре лба. Выбор места крепления в основном определялся соображениями удобства. Индуктор и перцепиент находились в разных помещениях, и между ними отсутствовали обычные каналы связи. Сигналы от датчиков теплового потока и термопар подавались на измерительный стенд, и в реальном масштабе времени регистрировались зависимости тепловых потоков q и температур t от времени t: q=q(t), t=t(t).
Индукторы подбирались среди лиц, имеющих опыт работы по диагностике и лечению различных заболеваний в специальных центрах нетрадиционной медицины; перцепиентами являлись случайные люди. Перед началом опытов индукторам и перцепиентам объяснялась задача, демонстрировалась аппаратура; датчики теплового потока и температуры закреплялись на лбу индуктора и перцепиента. Опыт проводился по следующей схеме: 10 мин индуктор и перцепиент находились в спокойном состоянии, шла регистрация тепловых потоков qи, qп и температур кожи tи, tп (фаза регистрации фона); затем индуктор в течение 10 мин работал: экстрасенсорная диагностика или лечение, при этом перцепиент не был осведомлен о действиях индуктора (фаза регистрации воздействия); последние 10 мин индуктор не работал (фаза регистрации последействия). Таким образом, регистрировали следующие сигналы: qиi=fиi(t), qпi=fпi(t), tиi=jиi(t), tпi=jпi(t), где i=(ф, в, п) - фон, воздействие, последействие. Тепловой поток q, температура кожи t и среды tс связаны зависимостью q=a(t- tс), где a – коэффициент теплоотдачи. По этой формуле для средних значений величин , , , рассчитывали коэффициенты aиф, aив, aпф, aпв, а также относительные изменения этих параметров за время воздействия по отношению к фону: , , . Величины bи и bп характеризуют изменение внешних условий и параметров датчиков за время воздействия индуктора на перцепиента по отношению к фоновым значениям, Q - оценивает эффективность воздействия индуктора на перцепиента. По этой программе были проведены опыты с парами индуктор-перцепиент, в которых участвовали 17 индукторов и 21 перцепиент. По результатам экспериментов было выделено три группы. В первую группу отнесли те пары, у которых |bи|< |bп| или |bи|/|bп|< 1 (11 пар), т. е. изменения параметров у индуктора меньше, чем у перцепиента. Во вторую группу отнесли пары, у которых 1< |bи|/|bп|< 2 (10 пар), и в третью — |bи|/|bп|> 2 (6 пар). Результаты частично приведены в табл. 1.
Таблица 1 Оценка воздействия индукторов на перцепиентов
Для лиц, не обладающих экстрасенсорными способностями, параметры bи и bп практически не изменялись. Заметим, что индукторы первой группы воздействуют на перцепиента при малых собственных затратах “энергии”; а в третьей группе —при сильных собственных затратах мало влияют на перцепиента. Параметры bи, bп могут иметь как положительные, так и отрицательные значения. При b ¹ 0 происходит увеличение или уменьшение параметров воздействия по сравнению с фоном. Однонаправленное изменение свидетельствует о возможности экстрасенса-индуктора “вести” за собой перцепиента в зависимости от целесообразности, например, при лечении. Следовательно, предложенный метод можно использовать для тестирования и определения “рейтинга” экстрасенса. В настоящее время эта методика продолжает успешно использоваться для тестирования операторов. Кроме того, разработана и апробирована методика исследований по передаче индуктором и приему перцепиентом образов (цветов, карт Зенера и др. ). Для объективизации факта передачи и приема цветов и образов нами разработана методика определения вероятности случайного выпадения результата данного опыта. Для расчета использовалась следующая предпосылка: акт передачи одного образа считается независимым событием, причем выбор цвета или фигуры для очередной передачи никак не связан с предыдущими действиями и результатами. Для простоты рассмотрим передачу двух цветов.
Известно, что при проведении некоего однократного испытания вероятность появления события А равна p, а непоявления события равна q=1-p. Какова вероятность P того, что при n повторных испытаниях событие А произойдет m раз? Ответ дает формула , такой подход называют схемой Бернулли [17]. Здесь - коэффициенты бинома Ньютона: . В случае передачи двух цветов p=q=1/2, и формула принимает вид P= (1/2)n. Как оценить, когда воздействие имело место, а когда нет? В литературе ответа на этот вопрос при небольшом количестве повторных испытаний мы, к сожалению, не нашли, в связи с чем нам пришлось самим разрабатывать методику. Рассмотрим методику на конкретном примере. Пусть серия состоит из восьми испытаний (актов передачи и приема). Каковы вероятности одного, двух, трех и т. д. удачных исходов (правильного приема переданного цвета) в этой серии? Построим таблицу (табл. 2). Первая графа таблицы содержит варианты удачных исходов (от " ни одного" – 0, до " все" - 8) в серии из восьми испытаний. Вторая - вероятность такого исхода. Третья графа - оценку результата эксперимента с данным числом удачных исходов. Таблица 2 Вероятности всех возможных исходов при восьмикратной
Для примера возьмем первую и пятую строки. Первая строка – ни одного удачного исхода. Сосчитаем вероятность: , Пятая строка - четыре удачных исхода из восьми испытаний, половина удачных исходов. Считаем вероятность:
Вероятность 27% - много это или мало? С одной стороны, это ощутимо меньше 50%, с другой стороны, — это наиболее вероятный исход в серии из восьми испытаний. Мы поступаем следующим образом - несколько наиболее вероятных удачных исходов считаем исходами " в пределах случайности". Критерием того, сколько наиболее вероятных симметричных исходов взять в эту группу, является превышение 50% суммарной вероятности этих исходов. В нашем примере вероятность четырех удачных исходов 27, 34% - мало. Три и четыре или четыре и пять удачных исходов суммарно составляют 49% (27, 34% + 21, 88%), почти половина, но исходы взяты несимметрично (3+4 или 4+5), и поэтому этот вариант не проходит. Минимально возможная симметричная суммарная вероятность, превышающая 50%, возникает при объединении вероятностей трех, четырех и пяти удачных исходов и составляет 71% (21%+27%+ 27%), эти исходы принимаются как " исходы в пределах случайности". Результативным опыт считается тогда, когда число удачных исходов превышает число исходов в пределах случайности. То есть, если в серии из восьми испытаний (передачи и приема цветовых образов) число удачных исходов (правильно принятых цветовых образов) составит три, четыре или пять, — это случайный результат; если меньше трех, — результат неудовлетворительный, больше пяти — удовлетворительный.
Таким образом, при оценке того, насколько успешна была произведена передача образов от индуктора к приемнику, строится таблица вероятностей всех возможных результатов данного опыта, и по ней принимается окончательное решение. В качестве примера приводим различные варианты оценки результатов трех экспериментов в серии, проведенной с участием профессиональных целителей из Санкт-Петербургского медицинского диагностического центра “Прогноз” (с. 71) Юрия Алексеевича Мыжевских и Светланы Васильевны Суремкиной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|