Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диктанты с изменением содержания диктуемого материала как особые виды диктантов




 

Диктанты с изменением содержания диктуемого материала входят в группу диктантов с изменением текста.

Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее.

Диктанты с изменением содержания диктуемого материала учат школьников распределять внимание, свободно пользоваться в речи изучаемыми категориями, закрепляют навыки правописания. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности обучаемых, что помогает лучше понять и запомнить материал.

Диктанты проводятся по связному тексту. Текст должен быть понятен учащимся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать. При работе над диктантами с изменением содержания диктуемого материала учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты.

Среди диктантов с измененением содержания диктуемого материала выделяют:

·   Диктант с продолжением (с элементами сочинения);

·   Свободный;

·   Диктант по аналогии;

·   Восстановленный.

Диктант с продолжением был предложен Т. А. Ладыженской и отражает суть данного вида работы: вначале ученики записывают под диктовку текст, а затем создают свой текст, тематически связанный с продиктованным [6].

Этот вид представляет собой диктант с элементами сочинения в продолжении текста.

Перед выполнением этой письменной работы учитель ориентирует школьников на предстоящее задание - создать свой текст, тематически связанный с продиктованным.

Сначала ученики записывают текст под диктовку (как при проведении обычного контрольного или контрольно-обучающего диктанта).

На втором этапе работы формулируется задание для продолжения (оно может быть записано на доске), которая зависит от особенностей текста диктанта.

Тексты для диктанта с продолжением могут быть двух разновидностей:

· тексты, которые обрываются, но так, что понятно, в каком направлении они могут быть продолжены; например, написать дальнейшее развитие действий, продолжить рассуждение и сделать вывод, завершить начатое описание;

·   тексты, заключающие в себе вопрос или позволяющие ставить вопрос, на который можно ответить; тексты данного вида подбираются с учётом актуальных для данного возраста, класса проблем.

При написании диктанта с продолжением учащиеся создают высказывания самостоятельного характера с точки зрения и содержания, и не производят при этом вставку или замену одних форм другими.

Рассматриваемый вид диктанта напоминает по своему характеру изложение с дополнительным заданием. Разница состоит в том, что при изложении прочитанный текст воспроизводится учащимися, а не записывается под диктовку.

Учитель оценивает диктант с продолжением двумя отметками: первая - за текст диктанта (в соответствии с нормами оценок для диктанта), вторая - за его продолжение (по нормам, принятым для оценки сочинений и изложений). Возможен вариант, когда учитель ставит отметку только за диктант.

Анализируя диктанты, учитель начинает с той части письменной работы, которую дети сочиняли.

Помимо выработки навыков грамотного письма и развития речи, этот вид диктанта имеет большое воспитательное значение. Диктант с продолжением часто применяется на этапах контроля орфографических и пунктуационных умений и формирования речевых коммуникативных умений. Позволяет формировать правописные и коммуникативные умения.

Свободный диктант позволяет непосредственно перейти от диктанта к изложению, являясь промежуточной работой между ними. С диктантом его сближает то, что текст прослушивается учащимися не только целиком, как в изложении, но и по частям. С изложением - то, что он не записывается под диктовку, а пересказывается свободно. Диктантом этот вид работы можно назвать только условно. Но это название закрепилось в методике уже давно и известно каждому учителю, поэтому искать его замену нецелесообразно. Предлагая этот вид диктанта, известный русский методист Флеров хотел усилить сознательность письма, заставив учащихся думать не только о правописании, но и о содержании текста. Он отмечал, что свободный диктант:

)   Требует сознательности при письме;

)   Предоставляет пишущему простор для проявления индивидуальности;

)   Является самым лёгким и доступным видом упражнения в творческом воспроизведении художественных образцов;

)   Оказывает сильное влияние на пишущего, способствует усвоению литературных форм и выражений;

)   Активизирует ученика и пробуждает интерес к работе.

Другие методисты отмечают ценность свободного диктанта для развития памяти, внимания и сообразительности, его воспитательную ценность, его роль в развитии творческих способностей учащихся. Ладыженская Т. А. убеждена, что систематическое проведение подобных диктантов помогает преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания [5].

Учителями свободные диктанты проводятся редко, скорее всего из-за того, что не находят им места в системе работы, хотя они интересны для учащихся и необходимы им. Рабата с таким видом диктанта требует большой самостоятельности и активности и этим привлекательна для учащихся. Привлекательность работы усиливается, если текст содержит новую информацию. Кроме того, при работе над свободным диктантом ученик получает образец для подражания, следовать которому легче, чем при написании изложения, так как текст диктуется не только по частям, но и целиком. У учащихся появляется уверенность в своих силах, значительно повышается интерес к работе.

Запланировав проведение свободного диктанта, учитель должен детально изучить текст, выделить в нём незнакомые ученикам слова и выражения и подготовиться к их объяснению и выразительно прочитать текст вслух. Текст должен соответствовать возрасту детей, легко делиться на части в 30-45 слов. Если учащиеся ранее не писали свободного диктанта, следует диктовать текст небольшими частями. Необходимо познакомить школьников и с приёмами работы. Первый свободный диктант может быть проведён устно: сначала учитель читает весь текст и выясняет, что в нём непонятно, затем читает и пересказывает каждый отрывок. Возможен и другой путь обучения. На первом этапе проводится изложение-миниатюра по одному абзацу-отрывку. Учитель читает отрывок и выясняет, что в нём непонятно. Затем предупреждает учеников, что вторично текст читается для записи. Полезно посоветовать ученикам, слушая, выделять опорные слова и даже записывать их. После вторичного чтения учащиеся пересказывают про себя прочитанное, затем текст записывается. На следующем этапе даётся свободный диктант из двух частей. После первого чтения выясняется главная мысль текста, количество частей в нём, содержание первой и второй частей (кратко), их связь между собой. После чтения каждой отдельной части предлагается пересказать её про себя, а затем записать. Затем проводится диктант из трёх и более частей.

Свободный диктант проводится следующим образом. Вступительное слов учителя готовит к восприятию текста. Правильное восприятие его возможно тогда, когда школьники могут понять содержание текста. Во вступительном слове может быть кратко сказано об эпохе и её основных чертах, о писателе, которому принадлежит произведение, о произведении или о его герое. Если у учащихся есть такие сведения, вступительное слово заменяется вступительной беседой, но и она не должна отнимать много времени. Часто достаточно задать два-три вопроса. Затем следует выразительное чтение текста. Цель учителя при этом - донести до учащихся содержание и основную мысль текста. Цель учащихся - запомнить содержание, уяснить главную мысль и отметить трудные места. Анализ текста начинается с вопроса: что неясно в прочитанном? Далее выясняется идея. Следующие два-три вопроса должны выяснить понято ли основное в тексте. Хорошо, если в повествовании учащиеся выяснят порядок событий, в описании - расположение предметов или их частей в пространстве, в рассуждении - причину действий или переживаний героя. И в любом тексте полезен вопрос: почему автор именно на это обратил внимание? Если есть необходимость в словарной работе, она проводится после анализа текста.

Труднее всего запоминается описательный текст. Запомнить его содержание помогает иллюстрация или картина, поэтому свободный диктант можно проводить по картине. В этом случае вступительное слово должно быть связано не только с автором, но и с картиной. Рассматривание её предшествует первому чтению текста. При анализе текста тоже обращаются к картине.

После того, как ученики завершают работу над записью каждой части, им предлагается провести самопроверку и сдать тетради. Другой вариант контроля, когда один-два ученика читают записанное вслух [18].

Восстановленный диктант - это ещё один вид диктанта, который позволяет сделать переход от диктанта к изложению более постепенным. Под восстановленным диктантом подразумевается работа по связному тексту, в процессе которой школьник прослушивает целиком предложенный отрывок, затем пишет по нему выборочный диктант и наконец восстанавливает связанный текст по выписанным категориям. С диктантом этот вид работы сближает то, что учащийся прослушивает исходный текст не только целиком, но и по предложениям. С изложением - то, что содержание текста восстанавливается самостоятельно, хотя опорные слова и помогают восстановить прослушанное с большей лёгкостью, чем при написании изложения.

Восстановленный диктант, как и свободный, может проводиться при изучении любой темы, но более эффективен он при изучении лексики, словообразования, морфологии и орфографии. Для него подбирается связный текст того жанра, который отрабатывается на уроках изложения. Работа начинается со вступительного слова, подготавливающего к восприятию текста и выполнению задания, и с постановки цели. Вступительное слово может заменяться вступительной беседой. Заканчивается этот этап работы предложением прослушать текст, отметить в нём категории, которые нужно выписать, и запомнить содержание, чтобы можно было пересказать его.

Второй этап работы - выразительное чтение текста. Цель учителя - донести до учащихся содержание текста и его идею. Цель учеников - уяснить идею, запомнить содержание, выделить категории, подлежащие выписыванию, и подготовиться к пересказу. Сделать всё это одновременно не просто, но учить детей распределять внимание необходимо, поэтому полезно рекомендовать школьникам во время прослушивания текста выделять опорные пункты и записывать их в виде набросков плана, так как это помогает лучше понять и запомнить текст. Учащимся надо объяснить, что план этот проверяться и записываться в тетрадь не будет, но такие краткие записи помогут пересказать текст и записать его после выборки материала. Обсуждать эти записи необходимости нет, но можно уточнить, сколько в тексте частей и о чём рассказывается в каждой части. Дополнительное время выделять на это не следует.

После чтения текста ученики пересказывают его. Пересказ даёт возможность проверить понимание текста и лучше запомнить его. Он может быть заменен анализом текста или его тихим проговариванием. Анализ текста проводится так же, как при работе со свободным диктантом.

Затем текст читается по предложениям. Во время первого чтения школьники выделяют категории, которые нужно выписать. Следует рекомендовать и тихое проговаривание предложений, так как это поможет восстанавливать текст. При втором чтении предложения конструкции выписываются, при третьем проверяется запись.

В период освоения приёмов работы или при трудно запоминающемся тексте после выписывания нужных категорий текст может быть прочитан ещё раз. Цель чтения - проверить, всё ли выписано, и напомнить содержание текста. Второй вспомогательный приём - краткое напоминание, о чём рассказывается в каждой части текста. Но и его не следует часто применять, когда техника работы хорошо освоена учащимися: такое напоминание снижает самостоятельность и активность ученика. Зато полезно рекомендовать школьникам, чтобы они сами напоминали себе, сколько в тексте частей и о чём рассказывается в каждой части. Или пересказывали содержание, не шевеля губами. Такая работа не снижает самостоятельности и активности и учит правильным приёмам запоминания.

Дословно ученики текст не запоминают, и при его восстановлении им приходится пересказывать содержание своими словами, то есть воспроизводить не слова, а мысли, картины, образы. Такое воспроизведение требует большой самостоятельности и развивает мышление.

Чтобы учащиеся лучше запоминали текст, полезно использовать картину. В этом случае работа будет промежуточной не только между диктантом и изложением, но и включит некоторые элементы сочинения по картине, знакомя с композицией такого сочинения. Если восстановленный диктант проводится с применением картины, вступительное слово должно готовить к восприятию не только текста, но и картины, которая вывешивается и рассматривается перед чтением текста. В этом случае текст удобнее не пересказывать, а анализировать, обращаясь и к картине.

Восстановленный диктант может занимать весь урок или его часть. Он должен быть контрольно-обучающим, то есть на вопросы учеников учитель может отвечать только по окончании работы. Иногда полезно перечитать исходный текст после его восстановления. Цель такого перечитывания - не исправление уже написанного, а сравнение услышанного и написанного для корректирования последующих работ.

Восстановленный диктант удобен при изучении самостоятельных частей речи, лексики и фразеологии. Для закрепления орфографии он может быть применён, если изучаемая орфограмма не слишком часто встречается в предложении и слова с ней несут в тексте основную смысловую нагрузку (например, при изучении чередующихся гласных корня, окончаний частей речи, суффиксов и т. д.). При изучении синтаксиса и пунктуации восстановленный диктант применим, когда выписываемая категория занимает меньшую часть предложения (обособленные члены, приложение).

Восстановленный диктант очень удобен для одновременного закрепления лексического или орфографического и синтаксического и пунктуационного материала. В этом случае школьникам предлагается выписать заданное и восстановить текст как можно ближе к той синтаксической форме, в которой он был прочитан. При работе над диктантами с комплексными заданиями перечитывание текста после выборочной записи - обязательный этап работы. Восстановленный диктант может проводиться и с грамматическим заданием, когда предлагается восстановить текст так, чтобы в нём были использованы определённые грамматические конструкции.

Восстановленный диктант проводится только по связному тексту, работа с которым привлекает учащихся и позволяет лучше запомнить материал. Являясь промежуточной работой между диктантом и изложением, а при использовании картины, включая и некоторые элементы сочинения по картине, восстановленный диктант - хорошее средство для развития связной речи. Он помогает с помощью образца усвоить композицию повествования, описания и рассуждения, включить изучаемый материал в новые действия, поставить новые мыслительные задачи, для решения которых надо использовать ранее полученные знания.

Восстановленный диктант сочетает работу по образцу с творческой. При этом учащимся приходится восстанавливать значительно большие отрывки, чем в свободном диктанте. Самостоятельность в работе над восстановительным диктантом приближается к той, которая имеет место в работе над изложением. А самостоятельная работа - средство формирования познавательного интереса школьников.

Восстановленный диктант приучает одинаково внимательно относиться и к правописанию, и к содержанию текста, и к его логике, и к композиции, и к языковому оформлению материала. Он учит практически пользоваться разнообразными языковыми, грамматическими и лексическими категориями. Он обогащает словарь школьников, учит работать над композицией и обеспечивает единство мышления и деятельности. Он показывает учащимся значение смысловых опор для запоминания и учит пользоваться ими в учебных целях. При соответствующем подборе дидактического материала он имеет и воспитательную ценность [18].

Диктант по аналогии - это такая творческая работа, в процессе которой ученик прослушивает читаемый учителем текст, а затем записывает самостоятельно составленный связный текст, сходный с продиктованным по композиции и грамматической структуре, но отличающийся от него по содержанию.

С диктантом этот вид работы сближает то, что ученики слушают предлагаемый им текст не только целиком, но и по предложениям. С сочинением - то, что записываемый школьниками текст составляется ими совершенно самостоятельно. Самостоятельность ученика в работе над диктантом по аналогии значительно больше, чем при работе над творческим, свободным и даже восстановленным диктантом, где восстанавливается всё-таки продиктованный текст, хотя он может значительно изменяться в процессе работы.

Диктант по аналогии является хорошим подготовительным упражнением к сочинению по аналогии и отличается от последнего тем, что учитель даёт образец для подражания не только целиком, как в сочинении по аналогии, но и по отдельным предложениям. При этом диктуемый текст подсказывает только форму изложения мыслей и подсказывает её ненавязчиво, а мысли ученик излагает собственные, используя свои знания, воспоминания или наблюдения.

Пригодные для диктанта по аналогии описательные и повествовательные тексты найти легко. Значительно труднее использовать рассуждение, в котором взаимообусловлены не отдельные предложения, а части текста. Поэтому применены могут быть только простейшие тексты-рассуждения, использование которых типично для 4 класса. В тексте для диктанта по аналогии предложения должны быть такого же размера, как для контрольного диктанта в том же классе.

Начиная работу впервые, следует рассказать о её значении и общих приёмах работы. Проведению конкретного диктанта предшествует вступительная беседа или слово учителя. Предварительное знакомство с текстом необходимо, так как оно не только отчасти освобождает внимание учащихся при прослушивании отдельных предложений, но и готовит будущее письменное высказывание на уровне внутренней речи. И эта предшествующая мыслительная деятельность обеспечивает логичность и последовательность текста, который будет записываться на следующем этапе работы.

Этот этап - составление текста по предложениям. Он включает различные умственные и практические действия учащихся. Прежде всего ученик должен прослушать предложение. Это предложение даёт форму для последующей записи, необходим самостоятельный логический и синтаксический анализ его, а для этого запоминание. Поэтому, хотя школьники и не будут записывать прочитанное учителем предложение,, следует рекомендовать его молчаливое проговаривание. На этом же этапе ученик составляет своё предложение, аналогичное прочитанному. При вторичном перечитывании предложения школьник сравнивает прочитанное предложение и то, которое он решил записать, и производит запись. По окончании её, как и при проведении других диктантов, предложение повторяется учителем, а учащиеся сравнивают прочитанное и записанное. Учащихся следует предупредить, что не обязательно, руководствуясь прочитанным образцом, составлять свои предложения аналогично каждому прочитанному.

После записи всего текста производится считывание его. Школьники ещё раз, но уже целиком, сравнивают созданный текст с услышанным и проверяют связность и логичность написанного. Считывание может быть заменено чтением ученического текста. Нужно дать ученикам время и для самостоятельного чтения записанного текста. Это особенно важно для слабых учеников.

По тексту-описанию диктант по аналогии удобно писать с использованием картины или другого наглядного пособия. Конечно, наблюдения могут быть проведены заранее, но тогда они потребуют дополнительного времени, кроме того подобные наблюдения не просто организовать. При применении наглядного пособия дополнительного времени потребуется совсем немного, но соединение собственных наблюдений с материалами образца развивает мышление и обогащает речь школьников.

По текстам-повествованиям и рассуждениям диктанты по аналогии пишутся без применения наглядных пособий. Материалом для них служат предшествующие собственные наблюдения и впечатления, а также изученный ранее учебный материал как по русскому языку, так и по другим учебным предметам.

Диктанты по аналогии применяются на том этапе выработки навыка, когда в употреблении изучаемого правила ученики уже должны проявлять самостоятельность. Но они могут в процессе записи подчёркивать сомнительные написания, а после самостоятельной проверки текста задать учителю вопрос о написании слова или постановке знака препинания.

Диктант по аналогии может быть использован для проверки теоретических знаний по различным разделам курса русского языка. Такие диктанты развивают научную монологическую речь, способствуют усвоению лингвистической терминологии. Они помогают освоить такой сложный вид творческой работы, как сочинение на лингвистическую тему. Текст такого типа можно предлагать учащимся в том случае, если приёмы работы над диктантом по аналогии уже освоены ими, а тема, выбранная для диктанта, полностью изучена или повторена. Вступительное слово учителя должно отметить, что закончен и повторён сложный и интересный раздел курса и проверка его усвоения будет производиться с помощью диктанта по аналогии. Указывается, что диктуемый учителем текст даст возможность думать не о форме ответа, а только о содержании. Отмечается, что диктант поможет привести знания в систему. Словарной работы такие диктанты не требуют, так как терминология должна быть отработана ранее. Работа над пунктуацией возможна и желательна. После записи текста и, если это необходимо, проверки его пунктуации работы собираются для проверки учителем. Оценка ставится не только за грамотность, но и за содержание текста.

Диктант по аналогии является переходной формой работы между диктантом и сочинением, причём это может быть сочинение по аналогии, по картине и на лингвистическую тему. Диктант по аналогии - хорошее средство для развития связной речи, причём в нём сочетается работа по образцу, составление предложений и собственно творческая работа. Диктант требует смысловой реконструкции материала, его переосмысливания и составления нового содержания. Всё это обеспечивает единство мышления и деятельности. Диктант по аналогии развивает наблюдательность и учит приёмам действий, в работе над ним сочетаются анализ и синтез, диктант учит продуманно относиться к использованию языковых средств, серьёзно работать над композицией письменной работы, развивает языковое чутьё и вырабатывает реакцию на слово, требует применения старых знаний в новых условиях и с новыми целями и обеспечивает самостоятельную деятельность учащихся [14].

 

Выводы по первой главе

 

Диктант - один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся, играющий значительную роль при обучении русскому языку.

Многие учёные занимались изучением диктанта и его классификацией. Среди них можно выделить М.В. Ушакова, А.В. Текучёва, Л.П. Федоренко, Г.К. Лидман-Орлову, Т.А. Ладыженскую, М.Т. Баранова.

Среди многообразия диктантов выделяют дословные диктанты и диктанты с изменением текста. В группу диктантов с изменением текста входят диктанты с изменением содержания диктуемого материала, то есть диктанты, при записи которых продиктованный текст изменяется по заданию учителя. К ним относятся:

•   Диктант с продолжением (с элементами сочинения);

•   Свободный диктант;

•   Диктант по аналогии;

•   Восстановленный диктант.

При работе над диктантами с изменением содержания диктуемого материала учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктовать нужно медленнее, чем обычные диктанты.

Диктанты с изменением содержания диктуемого материала учат школьников распределять внимание, свободно пользоваться в речи изучаемыми категориями, закрепляют навыки правописания. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности обучаемых, что помогает лучше понять и запомнить материал.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...