Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ опыта использования диктантов с изменением содержания диктуемого материала учителями начальных классов




 

Как уже было сказано выше, диктант в начальной школе не очень распространён. Для того чтобы проверить, насколько распространено использование диктантов с изменением содержания диктуемого материала в начальной школе, мной было проведено анкетирование учителей начальных классов в МБОУ Комсомольской СОШ №1 и МБОУ СОШ №4 им. В. В. Клочкова Нижегородской области г. Чкаловска. (Приложение). В анкетировании приняли участие 8 учителей с опытом работы более 20 лет.

Педагогам было предложено выбрать те виды диктантов, которые они применяют на уроках русского языка. Результаты опроса представлены в таблице 2.

 


 

Таблица 2.

Использование различных видов диктанта учителями начальных классов

Вид диктанта Количество учителей, использующих данный вид диктанта
1 Проверочный 100%
2 Предупредительный 75%
3 Комментированный 62%
4 Объяснительный 87%
5 Зрительный 62%
6 Самодиктант 37%
7 Разученный 50%
8 Диктант «Проверяю себя» 75%
9 С преобразованиями форм слов, словосочетаний или предложений 62%
10 Распределительный 62%
11 Графический 62%
12 Цифровой 12%
13 С заменами 50%
14 С перестановками 0%
15 На соединение слов или предложений 37%
16 На разъединение слов или предложений 25%
17 Диктант-молчанка «Немой диктант» 12%
18 Выборочный 87%
19 Выборочно-распределительный 75%
20 Кроссвордный 12%
21 На расширение диктуемого материала 50%
22 На сужение диктуемого материала 50%
23 Восстановленный 50%
24 Свободный 75%
25 Диктант по аналогии 50%
26 Диктант с продолжением (с элементами сочинения) 87%

 

Исходя из результатов данной таблицы, можно сделать вывод о том, что диктанты с изменением содержания диктуемого материала используются достаточно большим количеством учителей. Наиболее популярным является диктант с продолжением (с элементами сочинения).

Применение диктантов с изменением содержания диктуемого материала возможно при изучении различных тем. Учителя, принявшие участие в анкетировании, предлагают следующие темы:

.   Распространённые и нераспространённые предложения;

.   Роль имени прилагательного в тексте;

.   Текст;

.   Предложение. Виды предложений;

.   Имя прилагательное;

.   Глагол;

.   Местоимение.

В целом, по мнению учителей, применение данного вида диктанта допустимо при изучении любых тем. Однако его использование возможно лишь на определённых этапах урока. Учителям было предложено выделить этапы урока, на которых они применяют диктанты с изменением содержания. Результаты анкетирования представлены в таблице 3.

 

Таблица 3.

Этапы урока, подходящие для использования диктанта с изменением содержания диктуемого материала

Этап урока Количество учителей, использующих диктанты с изменением содержания на данном этапе
1. Открытие нового знания  
А) Актуализация знаний 28%
Б) Постановка учебной проблемы 14%
2. Запоминание и воспроизведение 42%
3. Закрепление знаний и формирование умений 84%

 

Исходя из данных, полученных в ходе анкетирования, можно сделать вывод, что использование данного вида диктанта чаще осуществляется на этапе закрепления знаний и формирования умений.

Диктанты с изменением содержания диктуемого материала учат школьников распределять внимание, свободно пользоваться в речи изучаемыми категориями, закрепляют навыки правописания. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности обучаемых, что помогает лучше понять и запомнить материал. Учителям начальных классов было предложено определить, какие задачи им помогает решать применение диктантов с изменением содержания. В результате анкетирования преподавателями были выделены следующие задачи:

.   Закрепить навыки грамотного написания слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами;

.   Развивать письменную речь учащихся;

.   Осуществлять проверку и контроль усвоения материала учащимися;

.   Формировать умение преобразовывать информацию;

.   Развивать творческие способности детей;

.   Формировать регулятивные УУД;

.   Развитие мышления;

.   Развитие внимания;

.   Развитие орфографической зоркости;

.   Формирование осознанного применения учащимися на практике полученных знаний;

Таким образом, проведённая среди учителей анкета позволила выявить, что диктанты с изменением содержания диктуемого материала не являются редкостью в начальной школе, а применяются достаточно часто. Данный вид диктанта может применяться на различных этапах урока и при изучении любых тем. Использование диктантов с изменением содержания помогает не только формировать необходимые УУД, развивать психические процессы у учащихся, но и осуществлять контроль за усвоением материала, а также развивать творческие способности детей.


 

Выводы по второй главе

В данной главе мной было проведено исследование степени использования диктантов с изменением содержания диктуемого материала на уроках русского языка в начальной школе. Был проведён анализ учебной литературы (сборники диктантов для начальной школы) с точки зрения включения в них диктантов с изменением содержания, а также анализ опыта использования диктантов с изменением содержания диктуемого материала учителями начальных классов.

Полученные в ходе анализа литературы результаты позволяют сделать вывод о том, что использование диктантов с изменением содержания в начальной школе ограничено. Однако данные, полученные в результате анкетирования учителей начальных классов, говорят об обратном.

На практике учителями часто применяются диктанты с изменением содержания диктуемого материала. Наиболее популярными являются свободный диктант и диктант с продолжением (с элементами сочинения).

Данный вид диктанта применяется учителями на различных этапах урока и при изучении любых тем. По мнению педагогов, использование диктантов с изменением содержания помогает формировать необходимые УУД, развивать психические процессы у учащихся, а также осуществлять контроль за усвоением материала и развивать творческие способности детей.

В связи с полученными в ходе исследования результатами можно сделать вывод о том, что диктанты с изменением содержания диктуемого материала являются востребованным практическим методом обучения русскому языку в начальной школе. Однако возможность его применения учителями начальных классов ограничена в связи с недостаточной распространённостью в пособиях для учителей.


 

Заключение

 

Диктант является одним из распространённых видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся, играющий значительную роль при обучении русскому языку.

Изучением диктанта и его классификацией занимались многие учёные, такие как М.В. Ушакова, А.В. Текучёва, Л.П. Федоренко, Г.К. Лидман-Орлову, Т.А. Ладыженскую, М.Т. Баранова и др.

Среди многообразия диктантов выделяют дословные диктанты и диктанты с изменением текста. В группу диктантов с изменением текста входят диктанты с изменением содержания диктуемого материала, то есть диктанты, при записи которых продиктованный текст изменяется по заданию учителя. К ним относятся:

•   Диктант с продолжением (с элементами сочинения);

•   Свободный диктант;

•   Диктант по аналогии;

•   Восстановленный диктант.

При работе над диктантами с изменением содержания диктуемого материала учащиеся нуждаются в дополнительном времени, поэтому диктуются они медленнее, чем обычные диктанты.

Диктанты с изменением содержания диктуемого материала учат школьников распределять внимание, свободно пользоваться в речи изучаемыми категориями, закрепляют навыки правописания. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности обучаемых, что помогает лучше понять и запомнить материал.

В ходе работы мной было проведено исследование степени использования диктантов с изменением содержания диктуемого материала на уроках русского языка в начальной школе: анализ учебной литературы (сборники диктантов для начальной школы) с точки зрения включения в них диктантов с изменением содержания, а также анализ опыта использования диктантов с изменением содержания диктуемого материала учителями начальных классов.

Полученные в ходе анализа литературы результаты позволяют сделать вывод о том, что использование диктантов с изменением содержания в начальной школе ограничено. Однако данные, полученные в результате анкетирования учителей начальных классов, говорят об обратном.

На практике учителями часто применяются диктанты с изменением содержания диктуемого материала. Наиболее популярными среди учителей являются свободный диктант и диктант с продолжением (с элементами сочинения).

Данный вид диктанта может применяться в начальной школе на различных этапах урока и при изучении любых тем. Диктанты с изменением содержания диктуемого материала являются действенным методом формирования у учащихся необходимых УУД, развития у них психических процессов, а также средством осуществления контроля за усвоением материала и развития творческих способностей учеников в начальной школе.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что диктанты с изменением содержания диктуемого материала являются востребованным практическим методом обучения русскому языку в начальной школе. Однако возможность его применения учителями начальных классов ограничена в связи с недостаточной распространённостью в пособиях для учителей.


 

Список литературы

 

1. Баринова Е. А. Методика русского языка / Е. А. Баринова и др. - М., 1974.

2. Вакулина Н. Е. Диктант как приём обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся: учеб.-метод. Пособие - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ФЛИНТА, 2012.

.   ГабидуллинаА. Р. Педагогическая лингвистика: учеб. пособ. Для студентов высш. учеб. завед. - Горловка: ГПИИЯ, 2011.

.   Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

.   Ладыженская. Речь. М., Педагогика, 1990.

.   Ладыженская Т. А. Такие разные диктанты: 5 - 9-й классы: пособие для учителей. - Изд.: Ювента, 2007.

.   Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

.   Львов М. Р. Правописание в начальных классах, М.: Просвещение, 1990.

.   Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. - М., 1988.

.   Матекина Э. И. Новый сборник диктантов по русскому языку для 1 - 4 классов - Ростов н/Д: Феникс, 2013.

.   Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. - М.: Академия, 2000.

.   Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом: Для студентов-заочников 2 - 5 курсов фак. подгот. учителей нач. классов пед. ин-тов / М. С. Соловейчик, О. В. Кубасова, В. П. Канакина и др.; Под ред. М. С. Соловейчик: Моск. Гос. Заоч. Пед. ин-т. - М.: Просвещение, 1988.

.   Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004.

.   Рамзаева Т. Г. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в нач. классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 1979.

.   Русский язык в начальных классах: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993.

.   Текучев А. В, Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. - М., 1980.

.   Узорова О. В. Диктанты и изложения по русскому языку: 1 - 4-й кл. - М.: Астрель, 2006.

.   Ульченко, З. Ф. Диктанты с изменением текста [Текст] / З. Ф. Ульченко. - М.: Просвещение, 1982.

.   Учебная практика. Контрольный диктант в методике орфографии. Хрестоматия / сост. А. Ю. Короленко; рец. И. Е. Злобина; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2011.

.   Шевердина Н. А. Диктанты по русскому языку для начальной школы. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

.   Шклярова Т. В. Сборник диктантов по русскому языку для начальных классов. - М.: ООО «Грамотей», 2011.


 

Приложение

 

Анкета для учителей начальных классов.

.   Какие виды диктантов с изменением содержания вы используете на уроках русского языка?. Без изменения диктуемого материала;

.   Проверочный;

.   Предупредительный;

.   Комментированный;

.   Объяснительный;

.   Зрительный;

.   Самодиктант;

.   Разученный;

.   Диктант «Проверяю себя»;. С изменением диктуемого материала

А. Диктанты с изменением формы записи диктуемого материала

.   С преобразования-ми форм слов, словосочетаний или предложений;

10. Распределительный;

.     Графический;

.     Цифровой;

.     С заменами;

.     С перестановками;

.     На соединение слов или предложений;

.     На разъединение слов или предложений;

.     Диктант-молчанка «Немой диктант»;

Б. Диктанты с изменением объема диктуемого материала

.   Выборочный;

.   Выборочно-распределительный;

.   Кроссвордный;

.   На расширение диктуемого материала;

.   На сужение диктуемого материала;

В. С изменением содержания диктуемого материала

.   Восстановленный;

.   Свободный;

.   Диктант по аналогии;

.   Диктант с продолжением (с элементами сочинения).

.   При изучении каких тем, вы используете диктанты с изменением содержания?

.   На каких этапах урока вы используете диктанты с изменением

содержания?

.   Какие задачи вам помогает решить применение диктантов с изменением содержания?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...