Анализ сборников диктантов для начальной школы с точки зрения включения в них диктантов с изменением содержания
Диктанты являются одним из интереснейших и продуктивных методов для закрепления и контроля знаний. Для того чтобы определить на сколько продуктивными и популярными в начальных классах являются диктанты с изменением содержания, мной был проведён анализ сборников диктантов по русскому языку для начальной школы. Для анализа были отобраны следующие сборники диктантов: 1. Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013 [4]. 2. Матекина Э. И. Новый сборник диктантов по русскому языку для 1 - 4 классов - Ростов н/Д: Феникс, 2013 [10]. . Узорова О. В. Диктанты и изложения по русскому языку: 1 - 4-й кл. - М.: Астрель, 2006 [17]. . Шевердина Н. А. Диктанты по русскому языку для начальной школы. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 [20]. . Шклярова Т. В. Сборник диктантов по русскому языку для начальных классов. - М.: ООО «Грамотей», 2011 [21]. Сборник диктантов Шкляровой Т. В. содержит 122 текста для диктантов и контрольного списывания по всем темам, изучаемым в начальной школе в курсе «Русский язык». В основу сборника положены материалы, которые были опубликованы в конце 19-го - начале 20-го веков в ведущих литературных журналах России. Тексты были переработаны и дополнены в соответствии с требованиями современной методики. К каждому диктанту даны задания разной степени сложности по разным разделам грамматики [21]. Сборник Шевердиной Н. А. содержит традиционные контрольные работы по основным разделам курса «Русский язык» в начальной школе - диктанты, списывание. Кроме того, в книгу вошли проверочные работы и материалы для тестирования, которые позволяют проследить за усвоением знаний терминологии и правил, формированием у школьников определённых навыков, а также своевременно выявить пробелы в знаниях и оказать необходимую индивидуальную помощь учащимся. Работы подобраны с учётом основных требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам в каждом году обучения согласно требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования [20].
В сборнике Матекиной Э. И. представлены различные виды работ: списывание, тестирование, диктанты с заданиями. Весь материал текстов и заданий в сборнике расположен в порядке нарастающей трудности и разбит по классам. В начале каждого раздела представлен список основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу каждого года обучения [10]. В сборнике Канакиной В. П. и Щёголевой Г. С. представлены обучающие тексты различных типов, контрольные диктанты, самостоятельные работы по основным разделам русского языка в начальных классах. Этот материал учитель может использовать для совершенствования грамматико-орфографических навыков и умений, а также для контроля за усвоением программы курса. Текстовым материалом, который подобран в соответствии с разделами программы по русскому языку, являются слова, словосочетания, отдельные предложения, связные тексты. Задания разделены в группы по классам и разбиты по темам. Каждая тема включает вопросы теоретического плана, орфографические минутки, письмо по памяти, работу над словом, словосочетанием предложением, текстом, различные виды диктантов [4]. В пособии Узоровой О. В. представлен материал для начальной школы по русскому языку. В сборник включена большая подбрка диктантов и изложений. Материал разбит по классам и полугодиям. Кроме этого в сборнике представлена информация по диагностике и коррекции трудностей при обучении русскому языку [17].
Данные о наличии диктантов с изменением содержания в данных сборниках представлены в таблице 1.
Таблица 1. Диктанты с изменением содержания диктуемого материала в сборниках диктантов для начальной школы
Таким образом, только в одном из пяти сборников диктантов для начальной школы представлены диктанты с изменением содержания диктуемого материала. «Сборник диктантов и самостоятельных работ» Канакиной В. П. и Щёголевой Г. С. даёт возможность учителям начальных классов применять на уроках русского языка такие виды диктантов с изменением содержания, как свободный диктант и восстановленный, причём свободный диктант преобладает. Свободный диктант авторы сборника предлагают начинать использовать в 3 классе. Вводится данный вид работы постепенно. Сначала даётся свободный диктант по опорным словам: в сборнике предлагается рассказ М. Пришвина «Олениха». Опорные слова к тексту даются самим учителем. Затем авторы предлагают проводить собственно свободные диктанты в 3 и 4 классах. Опорные слова выписываются самими детьми без помощи учителя. Для данного вида диктанта в сборнике представлены рассказы О. Перовской, В. Костылева, В. Сухомлинского, В. Бочарникова, в третьем классе, и рассказы Э. Шима, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, Г. Снегирёва, А. Мусатова, Н. Сладкова. Всего в сборнике приводится 14 свободных диктантов, из них 6 в третьем классе и 8 - в четвёртом. Тексты повествовательного и описательного типа предлагаются авторами при изучении следующих тем: «Разделительный твёрдый знак», «Имя существительное», «Текст. Предложение. Словосочетание», «Местоимение», «Глагол».
Восстановленный диктант предлагается авторами также в 3 - 4 классах, и представлен рассказами Н. Сладкова, И. Соколова-Микитова, Л. Кассиль, Э. Шима, А. Чехова, Г. Колесникова. Всего приводится 8 восстановленных диктантов: 3 в третьем классе и 5 - в четвёртом. Применять восстановленные диктанты авторы советуют при изучении следующих тем: «Глагол», «Однородные члены предложения», «Имя существительное». Задания для восстановленных диктантов предполагают выписывание определённых языковых элементов: глаголов, имён существительных, однородных членов предложения и даются авторами в следующих формах: «Выписать из текста имена существительные, ставя их в начальную форму, затем записать прослушанный текст, используя выписанные имена существительные в нужной падежной форме», «Выписать из каждого предложения сначала однородные члены предложения, а затем записать по памяти всё предложение», «Выписать из произносимого на слух текста глаголы, затем восстановить текст по опорным глаголам и записать». Таким образом, анализ сборников диктантов для начальной школы показал, что диктанты с изменением содержания диктуемого материала в 1 - 4 классах применяются редко и являются непопулярным методическим приёмом для авторов сборников диктантов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|