Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеологическая функция средств массовой информации




Место и роль СМИ в системе военно-патриотического воспитания молодежи

 

Выполнила: студента 5 курса, 3 группы,

Потапова Георгия Юрьевича

Научный руководитель:

Градюшко Александр Александрович

Кандидат филологических наук, доцент

 

Минск 2009


Содержание

 

Введение

. Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание, система

. Идеологическая функция средств массовой информации

. Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания

. Роль «Во Славу Родины» в военно-патриотическом воспитании молодежи

 


Введение

 

За последние годы в Вооруженных Силах Республики Беларусь создана и принципиально новая система идеологической работы.

Мы вступили в новую историческую эпоху с новым содержанием понятия социального прогресса, с новой философией жизни, которая направлена на повышение уровня развития, укрепления национального согласия, политической стабильности в Республике Беларусь, с новой идеологией белорусского государства, и в ее конечном итоге создание общества социальной справедливости. В этом состоит магистральный путь нашего развития в ХХI веке.

В условиях глубиной социальной трансформации, переживаемой современным белорусским обществом, возрастающее значение в определении основного вектора его дальнейшего развития приобретает молодежь. Своеобразная роль молодежи в реализации возможных вариантов социально-экономического, политического и духовно-культурного развития страны обусловлена как ее возрастными особенностями (нацеленность в будущее, радикализм, максимализм, бескомпромиссность в следовании идеалам о ценностям и др.), так и её современным социальным статусом т.е. реальным положением в социальной структуре общества, в пользовании благами цивилизации и культуры.

Именно молодежь является тем звеном, через которое практически реализуется преемственность поколений, происходит накопление производственного опыта и интеллектуального потенциала общества.

Немаловажную роль в процессе военно-патриотического воспитания молодежи отыгрывают Средства Массовых Информаций. А именно объективное и оперативное информирование общественности по вопросам национальной безопасности, государственной политики в области обороны, строительства Вооруженных Сил и по другим событиям происходящим в обществе. С целью повышения патриотизма у будущего поколения.

На основании вышесказанного следует сформулировать цели данной работы. В первую очередь необходимо проанализировать историю, какие общие требования предъявлялись в советское время к военно-патриотическому воспитанию молодежи. Военно-патриотическое воспитание в школах и в высших учебных заведениях Республики Беларусь на современном этапе. Роль СМИ в воспитании. Затем нужно оценить, насколько объект исследования соответствует указанным критериям, сделать вывод и высказать свою точку зрения по данному вопросу.

 


1. Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание, система

Патриотизм считается важнейшим источником стойкости морального духа. Патриотизм - это одно из наиболее глубочайших чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеством. Это определение указывает на историческое развитие социального содержания патриотизма, опровергает идеалистическое объяснение его сущности как расового или биологического явления.

Вместе с тем объективно обусловлена необходимость новых подходов к военно-патриотическому воспитанию, учитывая ситуацию, возросшие интересы белорусов, а также обстановку на международной арене, особенности нынешних взаимоотношений между государствами.

Глубокое понимание, необходимости укрепления обороноспособности страны, правильная оценка социальной значимости этого - важнейшее качество будущего призывника.

Если подходить к выяснению сущности военно-патриотического воспитания функционально, то оно, являясь составной частью воспитательной работы и представляет собой, целенаправленную деятельность по формированию у молодого поколения высокого оборонного сознания, идейно-политических, морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества. Одновременно это процесс овладения военно-техническими знаниями, физического совершенствования личности.

Опираясь на приведенное выше определение сущности военно-патриотического воспитания, следует отметить, что оно имеет свои более или менее очерченные границы, качественную определенность. Это позволяет выделить его специфические черты, цели, задачи, направления и средства.

Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию - функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. По отношению к индивиду, классу или социальной группе исследуемая воспитательная система выполняет роль планомерного влияния на формирование гармонически развитой личности и, главным образом, ее оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбы Родины, постоянной готовности к ее вооруженной защите.

С социологической точки зрения, как видно, можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой системы. К ним следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования оборонного сознания, в процессе осуществления которой у подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, политической бдительности, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга. Во-вторых, это функция формирования готовности трудящихся, особенно молодежи, к ратному труду защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным Силам, профессии офицера, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности. В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества. И, наконец, в-четвертых, функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы.

Думается, что все вышеназванные функции отражают основные составные компоненты процесса воспитания (политическое, трудовое, нравственное), их преломление в такой важнейшей области человеческой деятельности, как вооруженная защита Отечества. Безусловно, все функции диалектически взаимосвязаны между собой, взаимопроникают и дополняют друг друга. В то же время каждая из них имеет и свою качественную определенность.

Названные функции обусловливают и основные направления военно-патриотического воспитания. К ним можно отнести: широкую пропаганду необходимости защиты Отечества, политики Республики Беларусь, направленной на обеспечение высокой обороноспособности страны, разоблачение агрессивных замыслов наиболее реакционных кругов; формирование у юношества любви к Вооруженным Силам и воинской службе, информирование широких слоев населения о новых качественных изменениях, происходящих в военном деле, белорусской военной доктрине, профессии офицера и так далее; воспитание молодого поколения страны на славных боевых традициях советской истории Вооруженных Сил; формирование у всех; людей высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества; овладение военными знаниями, умениями и навыками; физическое совершенствование личности, подготовка ее к перенесению возросших трудностей воинской службы. Таким образом, система военно-патриотического воспитания отличается сложными, организационными связями, которые находятся в тесном взаимодействии.

Исходя из собственно воспитательных функций рассматриваемой нами системы, можно выделить следующие подсистемы:

военно-патриотическое воспитание в процессе преподавания общественных дисциплин в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, техникумах и высших учебных заведениях;

массовая военно-патриотическая и военно-шефская работа;

начальная военная подготовка в общеобразовательных школах, лицеях и профессиональных колледжах, трудовых коллективах; деятельность военных кафедр высших учебных заведений; переподготовка воинов запаса;

деятельность средств массовой информации, направленная на военно-патриотическое воспитание молодежи.

Даже ближайшее рассмотрение этих подсистем говорит о функциональном отличии их друг от друга. В преподавании общественных наук превалирует, например, мировоззренческая функция, в начальной военной подготовке более ярко выражена по сравнению с другими функция привития молодежи военных знаний, умений и навыков, необходимых для вооруженной защиты Отечества, деятельность средств массовой информации прежде всего связана с военно-политическим информированием, направленном на формировании у людей социальной ориентации на героический нравственно-эстетический идеал.

Известно, что формирование оборонного сознания, постоянной готовности к защите Родины наиболее активно происходит в период службы молодых людей в рядах Вооруженных Сил. Здесь процесс военно-патриотического воспитания достигает наивысшей интенсификации, ибо на личность воздействуют не только все звенья воспитательной работы, но и сама воинская деятельность, условия, в которых она протекает, воинский коллектив.

Военно-патриотическое воспитание как целостная система активно взаимодействует с внешней социальной средой. Механизм этого взаимодействия носит сложный характер, многие трудно уловимые процессы, такие как, спонтанно складывающееся общественное мнение, могут оказать не менее сильное воздействие, чем целенаправленная, хорошо отлаженная воспитательная система. Воспринимая различные факты противоречивости международной обстановки, люди дают им особую социальную оценку. Нарастающая или, наоборот, снижающаяся опасность войны оценивается ими в усиленном, гипертрофированном виде. В первом случае это чревато порождением неуверенности, беспокойства, даже паники, во втором пацифистскими настроениями. Вот почему система военно-патриотического воспитания должна быть постоянно нацелена на снятие этого дестабилизирующего влияния.

В то же время известные события могут вызвать повышение военно-патриотической активности. Так, например, события, связанные с войной в Афганистане, а так же ликвидацией последствий землетрясения в Армении, сопровождались активизацией патриотических и интернациональных чувств советских людей того времени. В эти периоды увеличивался поток заявлений от трудящихся, студентов в военные комиссариаты, государственные и общественные органы с просьбой направить их в регионы. Что здесь важно для воспитательной практики? Взаимодействуя с окружающей средой, в данном случае воспитательная система должна ориентироваться не на близлежащие цели, а на перспективные, решать не частные, а всеобщие, главные задачи. На практике это не всегда делается. Часто возникающие позитивные процессы угасают, не вступив во взаимодействие с системой воспитания. В других случаях эта взаимосвязь обрывается на уровне только «мобилизационных» усилий со стороны последней.

Таким образом, организуя процесс военно-патриотического воспитания, очень важно учитывать подобные процессы, для того чтобы своевременно корректировать формы и методы воздействия на формирование оборонного сознания молодежи.

"Становись! Ровняйсь! Смирно!" - этими командами обычно начинается занятие по допризывной подготовке юношей, ими же она не ограничивается, будущий защитник Родины в первую очередь должен не только физически быть подготовленным к службе в Вооруженных Силах, но и духовно крепким молодым человеком. А ведь где, как не в школе многие юноша принимают решения встать в один строй доблестных защитников Отечества и принимают решения поступать в военные учебные заведения Республики Беларусь. История патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь идет из глубины советской эпохи.

Как известно, в конце тридцатых годов минувшего столетия, наряду с боевой подготовкой войск Западного особого военного округа, в Беларуси была развернута большая работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Будущие воины стремились овладеть различными военно-техническими специальностями, получить знания по медицинской и противохимической подготовке, заслужить нагрудные знаки «Ворошиловский стрелок» и «Парашютист». В молодежной среде широкую популярность получили военизированные походы, тактические учения и игры. К примеру, только за лето 1939 года в республике было проведено 120 крупных военно-тактических игр.

Зимой 1940/41 года более 39 тысяч белорусских юношей и девушек участвовали в военно-лыжных соревнованиях в честь 23-й годовщины Красной Армии. Принятые меры по военно-патриотическому воспитанию, оборонно-массовой и физической подготовке молодежи в конечном итоге принесли желаемые результаты. Накануне Великой Отечественной войны в республике были подготовлены свыше 700 тысяч спортивных и оборонно-массовых обществ, около 6 тысяч пулеметчиков и 500 снайперов. Еще больший размах допризывная подготовка приобрела после окончания войны.

В 1967 году Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» была введена начальная военная подготовка.

Начальная военная подготовка с учащимися учебных заведений проводилась штатными военными руководителями. Их подбор осуществлялся военными комиссариатами по согласованию с директорами учебных заведений. С вновь назначенными военруками проводились установочные сборы продолжительностью один месяц, а со всеми военными руководителями перед началом учебного года - пятидневные учебно-методические сборы и ежемесячные методические занятия.

Для проведения начальной военной подготовки в каждом учебном заведении создавалась и совершенствовалась учебно-материальная база, которая в себя включала: - военный кабинет; - комнату для хранения учебного оружия; - стрелковый тир; - учебный городок для занятий по тактической подготовке и гражданской обороне; - площадку для занятий по строевой подготовке; - площадку для изучения приемов и правил стрельбы; - место для практического изучения обязанностей дневального и часового; - место для обучения чистке и смазке оружия; - место для занятий по физической подготовке; - музей, комнату (уголок) боевой и трудовой славы.

В Советской Белоруссии допризывной подготовке молодежи уделялось большое внимание. Республика занимала ведущее место среди республик Советского Союза по работе с допризывной и призывной молодежью.

В 1987/88 учебном году в городе Минске, к примеру, начальная военная подготовка проводилась в 178 школах и 26 профтехучилищах. Во всех этих учебных заведениях имелись оборудованные военные кабинеты и комнаты для хранения оружия, площадки для занятий по строевой подготовке, места для изучения обязанностей дневального. В 149 учебных заведениях имелись стрелковые тиры закрытого типа, в 147 - музеи и комнаты боевой и трудовой славы. Во всех учебных заведениях начальную военную подготовку проводили штатные военные руководители, все они - офицеры запаса, из них 93 человека с высшим военным, а 59 человек - с высшим педагогическим образованием. Четкая организация начальной военной подготовки, подготовленные кадры военных руководителей и полноценная учебно-материальная база способствовали качественной подготовке допризывников и призывников к военной службе.

На рубеже 90-х годов прошлого века, умело манипулируя модными в то время пацифистскими настроениями, определенными кругами под прикрытием «миротворчества» решались задачи по разрушению Вооруженных Сил и сведению на нет всей военно-патриотической работы. В 1990 году начальная военная подготовка была заменена допризывной подготовкой с сокращением количества часов, отводимых на ее проведение.

Полная ликвидация допризывной подготовки в Республике Беларусь началась с издания приказа министра обороны П.П. Козловский от 2 сентября 1992 года №127/201.

Этим приказом «в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, подготовки юношей к военной службе» вводился курс специальной подготовки, включавший «правила дорожного движения, противопожарной безопасности, радиационную безопасность и прикладную физическую подготовку юношей». Последующим приказом министра образования Республики Беларусь от 18 июня 1993 года №185 предписывалось: “С 1 сентября 1993 года в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях предмет «Начальная военная подготовка» (Допризывная подготовка юношей) ликвидировать. Должности руководителей допризывной подготовки (военных руководителей) сократить». Вопреки мнению и пожеланиям многих в республике рушились почти все элементы допризывной подготовки.

Анализ военно-политической обстановки последних лет выделяет возросшую актуальность национальной безопасности Республики Беларусь. Вооруженная борьба сегодня уже не является единственным и основным средством достижения целей войны. Вероятность и исход военных конфликтов в настоящее время все более и более зависит от единства и готовности всего народа встать на защиту Отечества. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной службе.

Началом возрождения допризывной подготовки стало распоряжение Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко от 13 ноября 1997 года №342 рп «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях». Закон Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», принятый в 2003 году, установил обязательность допризывной подготовки для учащейся молодежи. В статье 21 Закона записано: «Граждане проходят допризывную и физическую подготовку в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, в соответствии с учебными планами. В ходе допризывной подготовки граждане проходят учебно-полевые сборы. Допризывная и физическая подготовка граждан осуществляется учителями (преподавателями или руководителями) допризывной подготовки и физической культуры».

Сегодня главная задача допризывной подготовки - формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми настоящему защитнику Отечества.

Центральная идея допризывной подготовки в учреждениях образования состоит в педагогической проекции воспитания гражданственности и патриотизма у юношей на осознанную необходимость выполнения ими конституционного долга по защите Республики Беларусь. В процессе ознакомления с героическим прошлым белорусского народа по защите Отечества, изучения военного законодательства, а также в ходе практических занятий по овладению основами военного дела формируется морально-психологическая и физическая готовность призывников к военной службе. Допризывная подготовка не ставит цели сделать из юноши готового солдата. Подготовить солдата по минимуму, снабдив его начальными знаниями и умениями в военном деле, можно и за несколько недель. Но ни за недели и даже месяцы не воспитать в нем чувства осознанной готовности к верному служению Родине.

Занятия по допризывной подготовке проводятся не эпизодически и не с группой молодежи, а на протяжении 2 - 3 лет еженедельно, планово, системно. Допризывная подготовка - это комплексный, планируемый, педагогически управляемый учебно-воспитательный процесс.

На занятиях юношам прививаются дисциплинированность, чувство коллективизма и взаимоуважения, воспитываются гуманность, духовность, совершенствуются физические качества. Трудно найти предмет, целевая и содержательная основа которого была бы столь насыщена идеями гражданственности и патриотизма.

Педагогическую деятельность директора народного музея средней общеобразовательной школы №104 города Минска Николая Тихоновича Михея можно назвать подвижнической. В свои уже немолодые годы он по крупицам создавал в школе музей боевой славы, организовал в нем активную работу по патриотическому воспитанию молодежи. Целеустремлённая, активная и плодотворная работа преподавателей допризывной подготовки И.И. Турика (СШ №28 г. Гродно), В.Н. Пензы (СШ №9 г. Слонима), Э.В. Лункина (СШ №28 г. Бреста), В.И. Кичкайло (Новогрудское ПТУ №193), А.С. Бринкевича (Малоберестовицкое ПТУ №195) и многих других. Так преподаватель допризывной подготовки Турик Иван Иванович был одним из первых, кто в 1997 году создал военно-патриотический класс, в средней школе №28 не только в городе Гродно, но и в Республике. Более 150 выпускников Ивана Ивановича служат в Вооруженных Силах Республики Беларусь, Государственном Пограничном Комитете, Комитете Государственной Безопасности, подразделениях Министерства Внутренних Дел, МЧС на офицерских должностях. Многие продолжают учиться в военных учебных заведениях не только Беларуси, но и Российской Федерации. Своим ратным трудом, активной гражданской позицией он воспитал целое поколение защитников Родины.

К сожалению, старая гвардия бывших военруков, добросовестных и преданных своему делу офицеров запаса с каждым годом тает. Квалифицированных преподавателей допризывной подготовки в республике все меньше и меньше. В подавляющем же большинстве допризывную подготовку ведут педагоги «совместители», как правило, по предмету слабо подготовленные и никем не контролируемые.

Более двух лет прошло со дня вступления в силу Закона Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе”. Но качественно и эффективно допризывная подготовка учащейся молодежи проводится далеко не везде. Вот главные проблемы, которые, мне думается, следует неотложно решить: 1. Создать вертикаль квалифицированного и действенного организационно-методического руководства допризывной подготовкой.

. Разработать и внедрить программные и нормативно-правовые документы по допризывной подготовке (концепцию допризывной подготовки, образовательный стандарт допризывной подготовки, положение о допризывной подготовке).

. Разработать и внедрить систему подбора, подготовки и переподготовки кадров преподавателей (учителей, руководителей) допризывной подготовки. Поднять статус преподавателя (учителя) допризывной подготовки учреждения образования до руководителя допризывной подготовки, дополнительно вменив ему в обязанность выполнение организационной работы с допризывниками и призывниками и должность начальника штаба гражданской обороны учреждения образования.

. Восстановить учебно-материальную базу, способную обеспечить выполнение целей и задач допризывной подготовки.

. Разработать и внедрить систему контроля и оценки организации и учебно-методического обеспечения допризывной подготовки учащейся молодежи.

В управленческих структурах Министерства образования, на мой взгляд, нет достаточного опыта, организационно-методологических, материальных и иных ресурсов для самостоятельного решения всего комплекса проблем допризывной подготовки учащейся молодежи. Эти вопросы, думается, следует решать с участием заинтересованных министерств и ведомств, местных органов управления, общественных организаций. Учитывая социальную значимость проблемы, ее целесообразно рассмотреть комплексно и оперативно под эгидой правительства Республики Беларусь. Все условия и возможности для этого у нас есть, понимание у руководства - тоже. Верю, что допризывная подготовка в ближайшие годы будет поднята на уровень, соответствующий требованиям сегодняшнего дня.

 

Идеологическая функция средств массовой информации

 

Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими процессами является государственная политика в сфере СМИ, регулирующая: внутрижурналистские отношения (учредитель, издатель - главный редактор - журналисты); отношения между СМИ и источниками информации; права журналистов на распространение информации; отношения между СМИ и аудиторией; объем и характер участия органов государственной власти и управления в массово-информационной деятельности; осуществление контроля за деятельностью СМИ в целях соблюдения ими действующего законодательства.

У государственных СМИ и самого государства с его политикой и идеологией общие интересы, они стремятся всегда к вполне естественному союзу. Так, журналисты, черпают всю свою информацию в политической сфере, а представители государственной власти имеют возможность через средства массовой информации убедить многомиллионную аудиторию в правильности проводимой ими политики и принимаемых решений. Образно говоря, СМИ рекламируют политику, а политика дает «пищу» для журналистов. Здесь нет и не будет исключений - в любом обществе и на Западе, и на Востоке политическая иллюзия поддерживает и обеспечивает власть. Хотя на практике это нередко ведет к тому, что СМИ, участвуя в распространении основных положений национальной идеологии государства на широкую аудиторию, неизбежно приходят к использованию методов и приемов формирования «нужного» общественного мнения. Определенная опасность подобной ситуации заключается в том, что человек перестает рассматривать свою повседневную жизнь в качестве политической реальности. Для него последняя существует только на экране или на газетной полосе.

В итоге, со временем человек может окончательно перестать воспринимать политическую действительность в ее целостности. Хороша ли идеология государства или плоха, к каким результатам она ведет - это начинает приобретать все меньшее значение. Важно лишь то мгновенное чувство, которое вызывает очередной телевизионный кадр, либо прочитанная статья в газете.

Но политический процесс по своей сути тождественен идеологическому процессу, если мы признаем ту особенность, что политическая идеология формируется и объективируется в конкретной деятельности политических партий и государства. По своему содержанию идеологические процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, гуманистическими и человеконенавистническими, действительными и мнимыми (мифологическими) в зависимости от социально-исторического контекста, в котором они протекают, и отношения большинства общества к основной идее, на которой базируется вся идеологическая конструкция. Идеологические процессы в силу этого могут определять как политическую и социальную реальность, так и противостоять им, создавая свою виртуальную действительность или политическую утопию. В последнем случае идеологические процессы рано или поздно приведут к полной дестабилизации социально-политической ситуации в стране, так как вступят в конфликт с общественной психологией.

Пропаганда, прежде всего является формой политической коммуникации, задача которой состоит в том, чтобы распространять среди аудитории СМИ определенную идеологию. Иными словами, можно рассматривать пропаганду как активизированную идеологию. Но при этом следует помнить, что пропаганда в отличие от идеологии условно разделяется на три основных типа. Первый - «белая» пропаганда, при которой источник информации хорошо известен, а сама информация в целом релевантна по отношению к представленным в ней событиям и фактам. Второй тип - «серая» пропаганда, при которой источник информации однозначно не идентифицируется, а содержание информации требует проверки и критического восприятия. Наконец, «черная» пропаганда, которая скрывает источник информации, либо таковой вообще реально не существует, а информация содержит ложь, сфабрикованные факты, построена на подмене понятий. Для того, чтобы различить тип пропаганды в СМИ используется система десятиступенчатого анализа ее содержания, разработанная Г.С. Джоуэттом и В.О’Доннелом, которые под идеологией подразумевают комплекс убеждений, ценностей, форм поведения и установок. Поэтому, первая ступень анализа содержания пропаганды охватывает идеологию и цель пропагандистской кампании. Вторая ступень включает анализ контекста, в котором осуществляется пропагандистский процесс (время, основные события, доминирующие умонастроения и стереотипы). Третья ступень предполагает анализ источника пропагандистской информации. Четвертая ступень предполагает изучение структуры организации, осуществляющей пропаганду. Пятая ступень предусматривает анализ конкретной (целевой) аудитории, на которую ориентирована пропагандистская кампания в СМИ: массовая, элитная или институализированная аудитория. Шестая ступень - анализ механизмов и технических приемов использования СМИ в пропагандистской кампании. На седьмой ступени необходимо выявить и проанализировать специфические технические приемы, используемые для достижения максимального пропагандистского эффекта. Например, одним из таких приемов является «создание резонанса», которое предусматривает акцентирование пропаганды на чувства и эмоции массовой аудитории. Восьмая ступень охватывает детальный анализ реакции аудитории на используемые механизмы и приемы пропаганды. Девятая ступень - это анализ форм, методов и содержания контрпропаганды. Наконец, на последней ступени системного анализа поводится итог и дается оценка эффективности пропагандистской кампании и участия в ней СМИ.

С учетом вышеизложенного, агитация в СМИ может рассматриваться как стандартная пропагандистская деятельность по распространению определенных идеологических доктрин и стимулированию политической активности населения региона или страны. Другими словами, понятие «агитация» не несет изначально в себе никакой негативной нагрузки, а тем более не может быть характеристикой какой-либо определенной политической системы. Функцию агитации выполняют политические институты и СМИ во всех современных обществах, независимо от уровня развития в них демократии и свободы совести.

Таким образом, вполне правомерным и обоснованным является вывод о том, что «сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения». Не случайно в соответствии с характером и структурой идеологических функций находятся творческие формы деятельности в журналистике - публицистический, научный и художественный типы творчества, а также основные творческие методы: констатации (информационный), публицистики, эссеистский и метод деловой аналитики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...