Примерные конспекты психокоррекционных занятий
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Занятие №... Основные задачи: отработка коммуникативных навыков; организация эмоционального поведения детей; снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивных проявлений; развитие эмоционально-выразительных движений; развитие психических процессов. Оборудование: воздушные шарики (мячи); картинки с изображением улитки и лягушки; магнитофон, аудиозапись спокойной расслабляющей музыки. Ориентировочный этап Задачи: сплочение группы, раскрепощение участников; установление межличностного доверия; развитие интереса к партнерам по общению; снижение импульсивности, агрессивности; создание положительного эмоционального настроя. Игры и упражнения: «Это я, узнай меня»; «Гусеница»; «Улитка»; «Доброе животное». 2. Коррекционный этап Задачи: развитие мимики и пантомимики; формирование чувствительности к невербальным средствам общения; регуляция социальных отношений; развитие внимания и воображения. Упражнения: Разыгрывание детьми пантомимических сценок: «Садовник»; «Ребенок убирает со стола посуду»; «Мама купает малыша»; «Мальчик катается на коньках». Релаксационный этап Задачи: снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела; снижение психоэмоционального напряжения, тревожности; развитие воображения, чувственного восприятия. Упражнения: «Росток»; «Потянулись - сломались»; «Тихое озеро». Заключительный этап Задачи: получение обратной связи; закрепление полученных навыков. Обсуждение занятия. Домашнее задание.
Занятие №... Основные задачи: отработка коммуникативных навыков; развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
коррекция страхов и негативных черт характера препятствующих общению; снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, разрядка агрессивных импульсов; обучение способам регуляции эмоциональных состояний; развитие психических процессов. Оборудование: текст рассказа С. Афонькина «Как побороть страх»; листы бумаги (формат А4), краски, кисточки; магнитофон, аудиозапись спокойной, расслабляющей музыки. Ориентировочный этап Задачи: сплочение группы, раскрепощение участников; установление доверительных отношений между детьми и психологом; создание положительного эмоционального настроя; снижение напряжения, гиперактивности, агрессивности. Игры и упражнения: «Утреннее приветствие»; «Давай поздороваемся». Коррекционный этап Задачи: развитие эмоционально-выразительных движений; формирование чувствительности к невербальным средствам общения; коррекция страхов и негативных черт характера, препятствующих общению; разрядка агрессивных импульсов. Игры и упражнения: «Театр масок»; прослушивание и обсуждение рассказа С.Афонькина «Как побороть страх»; проигрывание ролевых ситуаций рассказа; «Избавься от недобрых чувств».
3. Релаксационный этап Задачи: снижение психоэмоционального напряжения, тревожности; повышение уверенности в себе; развитие воображения и чувственного восприятия. Упражнение: «Полет высоко в небе». 4. Заключительный этап Задачи: получение обратной связи; закрепление полученных навыков. Обсуждение занятия.
Домашнее задание.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ БИБЛИОТЕРАПИИ Аким Я. «Бабушка болеет». Андерсен Г.Х. «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка». Афонькин С. «Как побороть страх». Бажов П. «Серебряное копытце». БартоА. «Игрушки», «Вовка добрая душа». Благинина Е. «Посидим в тишине».
Воронкова Л. «Ссора с бабушкой». Гауф В. «Карлик Нос». Житков Б. «Храбрый утенок», «На льдине». Киплинг Р. «Слоненок», «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави». Мамин-Сибиряк Д. «Сказка про храброго зайца», «Серая шейка». Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Пожар». Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо». Митяев А. «Умей обождать». Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы». Носов Н. «Живая шляпа», «Огурцы». Осеева В. «Плохо», «Волшебное слово», «Почему». Пантелеев В. «Честное слово». Перро Ш. «Красная Шапочка и Серый Волк», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик». Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сент-Экзюпери А. де «Маленький принц». Токмакова Н. «Деревья». Фет А. «Ласточки пропали». Чуковский К. «Бармалей», «Тараканище», «Краденое солнце». Шибаев А. «Дядя Саша огорчен». Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка да братец Иванушка»; «Семь Симеонов - семь работничков»; «Снегурочка»; «Заяц-хваста»; «Царевна-лягушка»; «Гуси-лебеди»; «Непослушный козленок»; «Колобок»; «Лиса и журавль»; «Репка»; Ненецкие сказки «Кукушка», «Айога». Монгольская сказка «Непослушный ребенок».
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - 2-е изд. - М., 1996. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. -М., 1987. Бодалев АА. и др. Семья и психологическое консультирование. - М., 1989. Бурлакова Н.С., Олешкввич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. Ч. 1.- М., 2001. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 2000. Бурменская Г.В., Карабанова ОА., Лидере А.Г. Опыт психологического консультирования детей дошкольного возраста // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. Ветер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М., 2002. Волкова ГА. Методика обследования нарушений речи у детей. - СПб., 1993. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особейностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития: Монография. - М., 2003. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы предупреждения и преодоления речевых расстройств / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб., 1994.
Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М., 1987. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми. -М., 2004. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. 1984. № 1. Глухое В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., 2001. Графические тесты в психодиагностике / Сост. И.А. Слободянюк, О.А. Холодова, А.И. Олексенко. -Винница, 1994. Данилова Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей //Иностранная психология. 1996. №6. Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Котырло, С.А. Ладывир. - Киев, 1984. Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. -М., 1986. Диагностика психического развития / Под ред. Й. Шванцара. -Прага, 1978. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. -М., 1990. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1988. Захаров AM. Семейное воспитание личности и его дефекты // Социальная психология личности. - Л., 1974. Зинкевич-Евстигнеева ТД. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000. Зинкевич-Евстигнеева ТД. Путь к волшебству. -СПб., 1998. 97 Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. 2000. № 1. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994. Карвасарский БД., Ледер С. Групповая психотерапия. -М., 1990. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. - М., 2004. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. - М., 2004. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. -М., 1997. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама.-М., 1993. Ковшиков ВЛ., Элъкин ЮЛ. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной алалией // Дефектология. 1989. № 2.
Кольцова ММ. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М., 1973. Копытин А.И. Основы арттерапии. - СПб., 1999. Кочубей Б., Новикова Е. Снимем маску с тревоги // Семья и школа. 1988. № 11. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М., 1985 Кузнецова Л.В. Использование игры в коррекционных целях // Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения. - М., 1981. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. - СПб., 2000. ЛангмейерЙ., Матейчек3. Психическая депривация в детском возрасте / Пер. с чешек. - Прага, 1984. Леей В. Искусство быть другим. - СПб., 1993. Леей В. Нестандартный ребенок. - СПб., 1993. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. -М., 1968. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М., 2000. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. -М., 1994. Леонтьев А.Н. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. Леонтьев А.Н. Психология общения - Тарту, 1974. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1992. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989. ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. -М., 1962. ЛурияА.Р. Речь и мышление. — М., 1975. Майер И.П. Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. 2000. № 1. Мамапчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб., 2001. Марцинковская ТД. Диагностика психического развития детей: Пособие по практ. психологии. - М., 1997. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М., 1997. Медведева ЕЛ., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская ТА. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М., 2001. Метейчик 3. Родители и дети / Пер. с чешек. - М., 1992. Мясищев В.Н. Личность и неврозы - Л., 1980. Некрасова Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушений речевого общения // Вопросы психологии. 1985. №5. Осипова АА. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. вузов. - М., 2000. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зей-гарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. -М., 1987.
Психолог в детском саду: Детский центр Венгера. -М.,1995. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.Ф. Запорожца, Д.Б. Элькина. - М., 1964. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М., 2003. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., 1998. Психотерапия в дефектологии: Сб. / Под ред. Н.П. Вайзмана. - М., 1992. Райгородский ДЛ. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - Самара, 2000. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. - М., 1996. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека.-М., 1994. Романова Е.С, Потемкина О.Ф. Графические методы психологической диагностики.- М., 1992. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. —СПб., 1998. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1993. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М., 2001. Скуратовская Н.Н. Психические состояния успеха и их роль в восстановлении нарушенных коммуникаций: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 1993. Собчик Л.И. Методы психологической диагностики. Вып. 2. - М., 1990. Спиваковская А.С '. Игра - это серьезно. - М., 1981. Спиваковская А.С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. — М., 1986. Столин В. В. Самосознание личности. - М., 1983. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 1. - М., 1955. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я - дружная семья. - М., 2000. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. -М., 1999. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Л.С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня: Учеб. пособие. - Н. Новгород, 2001. Улъенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2002. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. -М., 1995. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. — М., 1990. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учеб. пособие. - М., 1991. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. - М., 2001. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1993. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практ. пособие / Пер. с нем.-М., 1998. Фромм А. Азбука для родителей. - Л., 1991. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике Под ред. В.Ю. Баскакова. - 3-е изд.-М., 2000. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. -М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М., 1995. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттера-пии / Пер. с нем. - СПб., 2000. Эдельмиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. -СПб., 1996.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.......................................................................3 Глава 1. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи.............................................6 1.1. Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи....................................6 1.2. Особенности познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи..................................16 1.3. Проблема формирования личности ребенка с недостатками речевого развития...........................20 Глава 2. Организация и содержание диагностической и психокоррекционной работы по преодолению и профилактике нарушений личностного развития у дошкольников с общим недоразвитием речи...................23 2.1. Теоретические основы диагностики нарушений личностного развития у детей с тяжелыми нарушениями речи................................................23 2.2. Методы изучения особенностей личности дошкольников с общим недоразвитием речи............. 27 2.3. Теоретические основы психокоррекционной работы по преодолению нарушений личностного развития у детей с тяжелыми нарушениями речи................................................33 2.4. Основные подходы к организации и содержанию психокоррекционной работы с дошкольниками с ОНР по профилактике и преодолению нарушений личностного развития...........................35 Глава 3. Игры и упражнения для психокоррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...........................................51 Приложение 1. Примеры, иллюстрирующие психологические особенности детей с ОНР с разным уровнем коммуникативных нарушений........................................ 81 Приложение 2. Примерные конспекты психокоррекционных занятий........................................89 Приложение 3. Перечень литературных произведений для библиотерапии........................................................94 Список рекомендуемой литературы.....................................96
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|