Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Станции московского метрополитена, выполненные в соответствии с канонами сталинского ампира




 

Если говорить о конкретных примерах, одним из самым ярких проявлений сталинского ампира как стиля оформления станций метрополитена, является Сокольническая линия в Москве, которая была построена еще в довоенное время, то есть в самом начале формирования стиля. Почти все ее станции оформлены в соответствии с канонами сталинского ампира и являются отличным демонстрационным материалом для составления общих и частных характеристик этого архитектурного стиля.

Переходя к конкретным описаниям конкретных примеров, хотелось бы начать именно с описания станций Сокольнической линии. Так, ярким примером стилистики сталинского ампира является станция Комсомольская, вестибюли которой находятся в здании Казанского вокзала и на Комсомольской площади.

Колонны, размещенные в вестибюлях и станционном зале Комсомольской отделаны розовым мрамором, а капители их украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодежи, подчеркивающей вклад комсомольцев 30-х гг. в строительство метрополитена. Над путями станции расположены балконы, соединенные пешеходными мостиками. Пол станционного зала выложен гранитом, что очень характерно для помпезности данного стиля. Кроме того, станция украшена майоликовым панно "Метростроевцы" (художник Е.Е. Лансере), выполненным в виде яркой мозаики. В некоторых местах одного из вестибюлей колонны окружены пышной потолочной лепниной белого цвета.

Нашел свое отражение этот стиль и в оформлении одного из входов на станцию, о чем свидетельствует пышная белая лепнина и каменные барельефы с соответствующей советской символикой.

Станция Лубянка, построенная как и Комсомольская в 1935 году, также демонстрирует все проявления зарождающегося стиля, однако она находится, скорее, где-то между конструктивизмом и сталинским ампиром, обладая одновременно признаками обоих стилей. Она имеет два павильона вестибюлей на Лубянской площади, еще один вестибюль на углу Никольской улицы, где была установлена скульптура метростроевцев, и последний из вестибюлей сооружен в здании универмага "Детский мир". В отделке пилонов станционного зала был использован светлый мрамор, стены облицованы белой фарфоровой плиткой. Вообще станционный зал оформлен, с одной стороны, в простых геометрических формах, однако арки явно имеют отношение к зарождающемуся помпезному стилю. Так же на сталинский ампир намекает бронзовый щит с изображениями революционной символики на одной из стен станционного зала. Однако нет еще такой откровенной вычурности стиля, характерного контраста светлых и темных тонов в оформлении, лепных элементов декора и бронзовых светильников. Тем не менее, формирующийся на тот момент сталинский ампир нашел свое отражение в оформлении одного из входов в метро, представляющего собой две довольно высокие выдающиеся из плоскости стен арки, оформленные в голубом и золотисто-желтом цветах.

Еще одна из интереснейших станций Сокольнической линии - станция Парк культуры. Станционный зал здесь украшен двумя рядами колонн, которые отделаны желтым мрамором. Капители колонн выполнены в смешанном стиле: с одно стороны они имитируют греческую классику, с другой имитация позолоты имеет непосредственное отношение к напыщенности ампира наполеоновской эпохи, и, наконец, их некоторая строгость и угловатость является остаточным проявлением уходящего конструктивизма. Стены зала и вестибюля покрыты белой плиткой, пол выложен гранитом. Так же в отделке использованы белый и серый мрамор, красная метлахская плитка и другие, свойственные для сталинского ампира материалы.

Из более поздних станций, когда стиль уже не только сформировался, но и стал постепенно отходить в прошлое, довольно интересной является станция Фрунзенская. В отделке ее станционного зала были использованы светлая керамическая плитка, красный и серый мрамор, причем нижняя часть сводов отделана темным мрамором, а верхняя - светлым, что очень характерно для данного стиля. Пол на станции также выложен красным и черным гранитом. На стенах станционного зала так же размещены металлические декоративные щиты с стандартной для сталинского ампира символикой - изображением пятиконечной звезды. Ярким выражением стиля являются и массивные медные светильники на станции, подражающие вычурным светильникам классического ампира.

В каноны сталинского ампира вписываются и скамейки станционного зала, подражающие в некоторой греческим канонам и, в то же время, отделанные темным деревом в контраст верхней части сводов.

Также среди более поздних станций Московского метрополитена, выполненных в стиле сталинского ампира можно отметить станцию Спортивная. Поскольку проект станции был разработан уже во время постепенно ухода рассматриваемого стиля из советской архитектуры, в ее оформлении нашли отражение далеко не все характерные особенности сталинского ампира. Так, например, здесь нет ни намека на лепнину или тематические барельефы. Однако, в соответствии с традициями стиля, станционный зал ее отделан светлым мрамором, местами с вставленными небольшими полосками коричневого и красного мрамора. На сводах размещены массивные светильники, стилизованные под олимпийские факелы, что так же является одним из стандартных приемов сталинского ампира.

Если отвлечься от станций Сокольнической линии, то ярчайшим примером сталинского ампира в оформлении станций можно считать станцию Электрозаводская Арбатско-Покровской ветки. Эта станция была открыта в самом конце Великой Отечественной войны, во время почти окончательно определившихся канонов этого тоталитарного стиля, поэтому вестибюль и станционный зал Электрозаводской выполнен полностью в соответствии с его стандартами. В вестибюле станции акцент сделан на пустое пространство: высокие потолок-купол, визуально скругляющий и пространство внизу, много свободного места перед эскалаторами, в центре которого установлена скульптура, посвященная стахановскому движению. Такое размещение скульптуры и купольная форма свода визуально увеличивает и без того немалое пространство вестибюля. Стены вестибюля и станционного зала отделаны красным мрамором, пол выложен плитами разных цветов и орнаментирован белым мрамором. Кроме того, на стенах зала размещены барельефы, посвященные теме труда работников транспорта, промышленности и сельского хозяйства во время войны. В своды станционного зала вмонтированы светильники, размещенные в оформленных белой лепниной углублениях, что являет собой откровенный синтез классического наполеоновского ампира, греческого стиля и своеобразного восприятия сталинского ампира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...