Административные здания построенные в соответствии со стилем
Если говорить о проявлениях сталинского ампира на улицах, то это в первую очередь огромное количество административных зданий. В первую очередь это высотки из числа известных «Семи сестёр» в Москве. В 40-50-е гг. в Москве развернулось строительство зданий, которые должны были выразить идею торжества победившего социализма. Так называемые ”высотки” Москвы - странное соединение американских небоскребов с пародийными элементами готики, барокко, нагруженные реалистической скульптурой, мозаикой, псевдонародным натуралистическим декором и ампирной орнаментикой. По замыслу их создателей, они должны были оживить силуэт Москвы, в котором недоставало вертикалей после разрушения многих церквей и колоколен. Одновременно они должны были ответить на вызов мирового высотного строительства и продемонстрировать мощь государства-победителя. Столь сложное сочетание задач уравновешивалось не менее сложным художественным - языком сталинского ампира, который был, скорее историческим, нежели эстетическим феноменом. В 1948-52 гг. было возведено первое высотное здание в Москве - Министерства иностранных дел на Смоленской площади, а потом еще шесть. Самое удивительное, что они действительно создали силуэт нового города, хотя и ценой потери его художественного облика. Эти здания также стали частью иерархического пространства архитектуры социалистического реализма. В первую очередь среди «Семи сестёр» стоит выделить главное здание Московского Государственного университета, расположенное на Ленинских горах. Это здание - ярчайший пример гигантомании сталинского ампира, довольно долгое время оно оставалось самым высоким в Москве. Его высота со шпилем - 236 метров, максимальная этажность - 36 этажей. Главное здание МГУ представляет собой огромное здание, отделанное серым, коричневым и кирпичного цвета камнем. Оно украшено различными относительно небольшими барельефами, некоторые участки поддерживаются массивными колоннами с фигурными капителями. Территория вокруг здания украшена соответствующими стилю бронзовыми фонарями с каменным основанием и небольшими каменными стелами, частично отделанными мрамором и бронзой. Это здание, как и другие вошедшие в проект семи московских высоток, увенчано массивным металлическим шпилем, который украшен звездой. Интересен тот факт, что внутри самого здания перед залом заседаний Учёного совета на 9 этаже размещены четыре колонны из цельной яшмы, уцелевшие при сносе Храма Христа Спасителя, долгое время сохранявшиеся на складах НКВД и использованные при строительстве главного здания университета. Позднее, при восстановлении храма было решено оставить подлинники колонн в университете.
Еще одна административная сталинская высотка - здание Министерства иностранных дел. Так же построенная по плану семи высотных зданий, она имеет 27 этажей и высоту 172 метра, зрительно завершая панораму обзора с Бородинского моста. Характерной особенностью и главной отличительной чертой этой высотки является огромный герб СССР на её фасаде. Герб этот смонтирован из железобетона, расположен на высоте 114 метров и занимает 144 квадратных метра, что в очередной раз подчеркивает гигантоманию сталинского ампира. Здание это, как и главный корпус МГУ, отделано серо-желтым и коричневым камнем, украшено различными скульптурными элементами с изображением советской символики, однако на фоне размеров зданий это не слишком бросается в глаза. Стоит отметить, что это единственное здание из «Семи сестёр», проект которого изначально не предполагал шпиля. Из-за того, что шпиль был доработан позднее и сооружен не из камня, а из листовой стали, увенчать его пятиконечной звездой стало невозможным. Таким образом, здание Министерства иностранных дел - единственная из сталинских высоток, не имеющая пятиконечной звезды на шпиле.
Еще одна из классических высоток сталинского ампира - административно-жилое здание на площади Красных ворот. Это здание высотой 138 метров, центральный корпус которого вмещает 24 этажа. Само здание построено по тем же канонам, что и описанные выше сталинские высотки: отделано серым и коричневым камнем, оформлено относительно небольшими скульптурными барельефами патриотической направленности, на фасаде здания крупный барельеф в виде герба СССР. Так же, как и остальные семь высотных зданий, оно завершается высоким каменным шпилем, украшенным массивной пятиконечной звездой. Так же в число административных зданий среди «Семи сестёр» входят две гостиницы: «Ленинградская» и «Украина». Обе они не выбиваются из общей стилистики зданий, обладая все той же массивностью и грубой вычурностью. Гостиница «Ленинградская» образует органическое целое с ансамблем Комсомольской площади. Среди других сталинских высоток выделяется относительно скромной высотой, - всего 136 метров, и некоторой утонченностью отделки экстерьера. В отделке фасада наряду с белой керамической плиткой использована красная глазурованная керамика. Рёбра и эмблема восьмигранного шпиля, а так же розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом. Гостиница же «Украина» является второй по высоте из семи московских высоток, ее центральный корпус включает 29 этажей. Отделаны обе гостиницы серым камнем и красно-коричневым мрамором, украшены скульптурными изображениями патриотической символики. Как и прочие здания, имеют шпили с венчающими их пятиконечными звездами. Кроме административных зданий, построенных по плану семи высоток, в стиле сталинского ампира было сооружено немало других. Так, необходимо упомянуть Дом советов, расположенный в Санкт-Петербурге на Московской площади. Композиция Дома Советов весьма характерна для того этапа развития советской архитектуры, план этого здания симметричен. Его ядром служит большой зал заседаний, заключенный в мощном полукруглом выступе заднего фасада. Главный западный фасад обращен на обширную Московскую площадь, которая по замыслу авторов довоенного генерального плана города должна была стать центральной площадью.
Особую торжественность придает главному фасаду Дома Советов грандиозная колоннада портика, выделяющая повышенную центральную часть здания. Портик, который завершен выполненной в высоком рельефе скульптурной группой: он повествует о трудовых успехах советского народа. Несколько преувеличенная монументальность помогает зданию с успехом выполнять роль композиционного центра ансамбля Московского проспекта, сформировавшегося уже после Великой Отечественной войны. Введение в композицию их верхних этажей декоративных колоннад позволило «поддержать» крупный масштаб застройки, определенный архитектурой Дома Советов. При отделке здания использовались характерные для стиля материалы: гранит, мрамор, ценные породы дерева. Образцы сталинского ампира представляют собой и выстроенные в 1937-1939 годы павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки: та же гигантомания, позолота, обилие скульптур, орнаментики, применением псевдонациональных стилей в оформлении отдельных павильонов. Говоря об образцах сталинского ампира, нельзя не упомянуть и об ансамблях Лубянской и Суворовской площадей в Москве. В первую очередь, Лубянская площадь известна благодаря бледно-жёлтому кирпичному зданию, долгое время являющемуся штаб-квартирой советской, а затем и российской госбезопасности. Это бывшее здание Страхового Общества «Россия», построенное в 1897-1898 годах и реконструированное в советское время в соответствии с канонами сталинского ампира. Что касается Суворовской площади, то она так же примечательна в плане этого архитектурного стиля. Она имеет овальную форму, вытянута с юго-востока на северо-запад. Парк между Самотёчной улицей и Олимпийским проспектом плавно переходит в зелёные насаждения в южной части площади. Архитектурной доминантой Суворовской площади являются два больших здания - бывшее здание Екатерининского института, вытянутое вдоль восточной стороны площади, и Театр Российской армии, занимающий всю северную часть площади. Именно здание Театра Российской армии является ярким проявлением архитектуры сталинского ампира.
Строительство этого огромного здания было завершено в 1941 году. Оно имеет форму пятиконечной звезды, каждый из лучей которой окружён колоннадой. Это здание внушительных размеров имеет характерный для административных зданий сталинского ампира вид: широкая основа, здесь в форме пятиконечной звезды, и возвышающийся над ней корпус. На центральном корпусе здания так же имеется характерная пятиугольная башенка с острым шпилем. Портик здания обладает характерными массивными и очень высокими белыми колоннами с псевдоклассическими капителями. Бортики лучей «звезды» сверху выполнены в виде колончатых перегородок, какие часто используются на балконах. Само здание выполнено в белом и светло-желтом цветах, что еще раз подчеркивает его принадлежность к сталинскому ампиру, подражающему таким образом ампиру классическому. Если отойти от архитектурных композиций Москвы и Санкт-Петербурга и обратиться к другим крупным городам бывшего Советского Союза, то и там можно найти немало примеров архитектуры Сталинского ампира. Взять хотя бы здание Челябинского государственного театра оперы и балета. Его проект был создан еще до войны, но строительство закончено только после, что внесло свой отпечаток в проектирование и сделало театр яркой демонстрацией уже сформировавшегося сталинского ампира. Над фронтоном театра, покоящимся на восьмиколонном портике, расположена характерная для стиля скульптурная композиция "Танец, Музыка и Рабочий". Сам фронт украшен стандартным для сталинского ампира лепным изображением советского герба. Так же примером может служить и здание Новосибирского театра оперы и балета. Это крупнейшее в России театральное здание, построенное в 1930-е годы. Оно состоит из шести объемов: корпуса, в котором на первом этаже расположены кассовый зал и вестибюль, а на втором и третьем и концертный зал; цилиндрического объема зрительного зала (с кольцевыми фойе); сценического блока со сценой глубиной 30 метров и колосниками высотой 29,5 метров. Главная конструкция здания - большой купол диаметром 60 метров и высотой 35 метров, уникальная конструкция, без контрофорсов, ферм или колонн, поддерживающая сама себя. Средняя толщина купола - 8 сантиметров, и его отношение толщины к радиусу меньше, чем у куриного яйца Большой зал театра вмещает 1774 зрителя, а общая площадь помещений - 40 663 квадратных метров. За большие размеры это здание также нередко называют «Сибирский колизей». Снаружи здание облицовано желтоватым и серым камнем, фасад поддерживается светлыми колоннами с контрастно темными псевдоклассическими капителями, а над входом в театр располагает барельефная композиция с изображением герба СССР и другой советской символики.
К примерам сталинского ампира с легкостью можно отнести и главный корпус Сибирского государственного университета путей сообщения, который был построен в 1949-1955 годах на улице Дуси Ковальчук, 191, по проекту московского архитектора В.С. Масленникова. Он представляет собой несимметричное многокорпусное здание, привычное для советской архитектуры того времени. Его центральный вход обладает портиком с массивными ребристыми колоннами, которые завершаются резными капителями, фасад здания украшен лепными украшениями патриотической тематики, в основном обрамленными венками пятиконечными звездами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|