Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-воспитательная задача этапа




УО «Мозырский государственный педагогический университет

Имени И.П.Шамякина»

Кафедра технологического образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

(раздаточные материалы для студентов-практикантов

Заочной формы получения высшего образования)

Мозырь


Автор-составитель: Макеренкова И.А., старший преподаватель кафедры технологического образования


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Определение места урока в программе

по трудовому обучению. Определение

основной дидактической задачи урока……………………….4

 

 

2. Определение типа и структуры урока………………………..5

 

 

3. Формулировка целей урока…………………………………….9

 

 

4. Разработка технологической карты урока.

Выбор методов, форм обучения, дидактических средств…..14

 

 

5. Разработка содержания урока.

Оформление плана-конспекта…………………………………18

 

 

Приложения……………………………………………………….26


Определение места урока в программе

По трудовому обучению.

Определение основной дидактической

Задачи урока.

 

При разработке урока по обслуживающему труду и оформлении плана-конспекта необходимо соблюдать определенный алгоритм:

1. Определение места урока в программе по трудовому обучению. Определение основной дидактической задачи урока.

2. Определение типа и структуры урока.

3. Формулировка целей урока.

4. Разработка технологической карты урока. Выбор методов, форм обучения, дидактических средств.

5. Разработка содержания урока.

Рассмотрим перечисленные этапы разработки урока на конкретном примере. Для этого, будем опираться на фрагмент учебной программы «Трудовое обучение. Обслуживающий труд. V-IX классы» (Приложение А).

В разделе программы «Основы приготовления пищи», на подраздел «Работа с пищевыми продуктами» отводится 5 часов. Согласно тематическому планированию, это пять уроков по 45 минут.

Примерная разбивка данного раздела по темам представлена в приложении Б.

Содержание подраздела может быть сгруппировано и иначе. «Учитель имеет право на изменение последовательности изучения разделов и тем при условии сохранения целостности системы подготовки учащихся к трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, что важно не только с практической точки зрения, но и в целях подготовки их к самостоятельной жизни, укрепления связи поколений в семье. До 15 % учебного времени учитель может использовать по своему усмотрению с учетом местных условий и наличия материально-технической базы» [1; с. 6].

Остановимся на уроке «Первичная обработка продуктов. Виды бутербродов». Это первый урок в подразделе «Работа с пищевыми продуктами», но второй в разделе «Основы приготовления пищи». Если проанализировать программу (Приложение А), то мы видим, что учащиеся уже ознакомились такими понятиями как «режим питания», «кулинария», «сервировка стола». У них сформировано представление о требованиях к организации учебного места, санитарно-гигиенических требованиях и правилах безопасной работы во время приготовления пищи.

Как видим, тема разрабатываемого урока напрямую не связана с предыдущим. А потому, его основная дидактическая цель ‑ изучение и первичное закрепление новых знаний.

Определение типа и структуры урока

Ведущая дидактическая цель урока определяется на основе дидактических особенностей содержания каждой темы, ее значимости в будущей практической деятельности. В соответствии с ней устанавливается тип урока (таблица 1).

Таблица 1 ‑ Соответствие типа урока и ведущей дидактической цели

Ведущая дидактическая цель Тип урока
1. Изучение и первичное закрепление новых знаний приобретения (формирования) новых знаний
2. Закрепление знаний и выработка умений по их применению формирования умений и навыков
3. Применение знаний, умений и навыков применения знаний, умений и навыков на практике
4. Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков обобщения и систематизации ЗУН
6. Проверка, оценка, коррекция знаний, умений, навыков проверки и оценки ЗУН
7. Изучение новых знаний, формирование умений и применение их на практике, проверка и оценка знаний комбинированный

Исходя из ведущей дидактической цели, определяем тип урока. В нашем случае это урок формирования новых знаний.

Под структурой урока следует понимать соотношение этапов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи.

Структура урока зависит от его целей, содержания изучаемого материала, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе уроков по программе.

Основные структурные элементы урока и их характеристика представлены в таблице 2.

Примерная структура уроков, в зависимости от типов, представлена в таблице 3: «+» обозначены этапы, которые будут присутствовать в структуре урока обязательно; «-» ‑ этапы, урока, которые нецелесообразно включать в структуру урока данного типа; «±» ‑ этап, который может быть включен или не включен в структуру урока по усмотрению учителя.

Например, «организационный этап» необходим в структуре любого урока, а «вводный инструктаж» ‑ только в том, на котором организуется практическая деятельность учащихся. Или, обобщение и систематизация знаний может быть организована как теоретическое занятие, тогда в структуре урока будут присутствовать такой этап, как «проверка знаний» (устная или письменная), а «вводный инструктаж» и «практическая деятельность» будут отсутствовать; если же обобщение и систематизация будет проходить в форме практической работы, тогда обязательно будут этапы «вводный инструктаж» и «практическая деятельность и текущий инструктаж».


Таблица 2 – Характеристика этапов урока

Название этапа

Учебно-воспитательная задача этапа

Содержание этапа
1

2

3
Организационный

Обеспечить рабочую обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

1. Приветствие. 2. Определение отсутствующих. 3. Проверка готовности учащихся к уроку. 4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. 5. Организация внимания. 6. Сообщение темы и цели урока.
Проверка знаний учащихся

Глубоко и всесторонне проверить знания отдельных учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся. Организация в ходе опроса отдельных учащихся познавательной деятельности ВСЕХ учащихся. Осуществление развития речи и мышления учащихся

1. Проверка качества усвоения материала учащимися. 2. Организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных учеников. 3. Коррекция знаний учащихся.
Актуализация знаний Мотивировать учащихся на усвоение нового материала. Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся.

1. Демонстрация практической значимости нового материала, мотивация учащихся к его усвоению.

2. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Изложение новых знаний Дать учащимся конкретное представление об изучаемых процессах, технологиях, об основных понятиях, правилах, принципах действия. Научить учащихся воспроизводить изучаемый материал. Формировать осознанное отношение к процессу учения. Активную субъектную позицию в процессе восприятия материала.

1. Организация внимания.

2. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления систематизации учащимися нового материала.

3. Формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельной работы по усвоению нового материала.

4. Установление коммуникативного взаимодействия с учащимися.

       

Продолжение таблицы 2

1 2 3  
Проверка усвоения новых знаний Установление степени усвоения нового материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция 1. Закрепление знаний на основе сравнения, сопоставления, конкретизации. 2. Формирование понятий. 3. Формирование умений самостоятельно оперировать имеющимися знаниями при решении конкретных задач  
Вводный инструктаж Постановка перед учащимися практической задачи. Конкретное изложение последовательности выполнения действий, четкая их демонстрация. Актуализация знаний правил техники безопасности. Сообщение критериев оценки практического задания. 1. Формирование четкого представления учащихся о предстоящей деятельности и способах ее выполнения. 2. Объяснение технологических приемов работы в доступной для каждого ученика форме. 3. Предупреждение учащихся о типичных ошибках, которые могут быть допущены в процессе работы. 4. Мотивация учащихся на качественное выполнение задания.  
Практическая работа и текущий инструктаж Выработка на основе приобретенных знаний соответствующих умений и навыков. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания и осознания его значимости в дальнейшей жизни. Наблюдение и контроль над деятельностью учащихся. Выявление степени овладения учащимися знаниями и умениями использовать их на практике. Выявление типичных ошибок и их устранение. 1. Выработка и закрепление новых знаний и умений. 2. Одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий и способов деятельности. 3. Творческое применение изученного материала на практике, в нестандартных ситуациях. 4. Целевой обход. 5. Коррекция деятельности учащихся в случае обнаружения типичных ошибок. 6. Контроль над соблюдением учащимися техники безопасности и использованием рациональных приемов работы.  
Заключительный инструктаж (рефлексия) Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащихся. Обсуждение допущенных ошибок и анализ вызвавших их причин. Разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в дальнейшей жизни. Формирование самооценки

1. Подведение итогов и оценка работы каждого ученика.

2. Формирование творческой активности учащихся и создание нравственной атмосферы, побуждающей детей творчески использовать накопленный опыт в разнообразных жизненных ситуациях.

3. Уборка рабочих мест


Таблица 3 ‑ Структура уроков различного типа

Тип урока

Этапы урока

Организационный момент Проверка знаний Актуализация знаний Изложение новых знаний Проверка усвоения новых знаний Вводный инструктаж Практическая деятельность и текущий инструктаж Заключительный инструктаж
комбинированный «+» «+» «±» «+» «±» «+» «+» «+»
приобретения (формирования) новых знаний «+» «-» «±» «+» «+» «-» «-» «+»
формирования умений и навыков «+» «±» «±» «-» «-» «+» «+» «+»
применения знаний, умений и навыков (ЗУН) «+» «±» «±» «-» «-» «+» «+» «+»
обобщения и систематизации ЗУН «+» «±» «-» «-» «-» «±» «±» «+»
проверки и оценки ЗУН «+» «±» «-» «-» «-» «±» «±» «+»

Формулировка целей урока

Чтобы четко определить цель, нужно уметь представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и навыками (ЗУН) должны обогатиться ученики после урока, какие качества личности при этом формируются.

При формулировке целей урока необходимо придерживаться определенных требований.

Требования к цели урока

1. Системность. Означает, что с одной стороны, цель каждого конкретного урока должна быть направлена на реализацию основной цели трудового обучения. С другой стороны — в формулировке цели должна прослеживаться взаимосвязь между целями различных уроков (например, от формирования новых знаний к формированию умений использовать эти знания в новой ситуации).

2. Диагностичность. Означает возможность проверить степень достижения цели. Иными словами, в формулировке цели должен быть указан конкретный результат данного урока, уровень усвоения знаний, умений, навыков (таблица 4). Это требование касается, в большей мере, обучающей цели урока.

3. Реальность выполнения. Это формулировка цели в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их развития, а также, временными рамками урока.

4. Комплексность. Означает триединый характер цели урока, т.е. единство обучающей, воспитательной и развивающей целей.

 

Таблица 4 ‑ Характеристика уровней усвоения учебного материала

Уровень усвоения Характеристика уровня усвоения материала
Представление Учащийся обладает самым общим представлением об изучаемых явлениях, понятиях, процессах, принципах действия. Деятельность учащегося характеризуется общей ориентацией, он может различить, распознать что-либо на основании очевидных, ясных и конкретных признаков.
Понимание Более глубокая степень осознания, осмысления изучаемых явлений, принципов, объектов, предметов, способов и правил деятельности. На этом уровне происходит установление причинно-следственных связей, достигается понимание смысла терминов, сущности процессов.
Применение Деятельность по образцу, в знакомой ситуации, с подсказкой со стороны учителя, по памяти, с использованием справочной или иной литературы.
Творчество (перенос) Характеризуется способностью учащегося действовать в новых условиях.

Уровень усвоения учебного содержания определяет сам учитель, основываясь, во-первых, на задачах, сформулированных в программе по трудовому обучению, во-вторых ‑ на значимости учебного содержания для дальнейшей деятельности учащегося.

В педагогической науке общепринятым стало выделять три цели урока — образовательную, воспитательную и развивающую. Такое планирование целей называется комплексным.

Определив образовательную цель урока, учитель анализирует, какое влияние и на какие качества личности может оказать учебное содержание урока, и формулирует цели воспитания и развития.

Чтобы грамотно сформулировать цели урока, используйте схему процесса целеполагания, изображенную на рисунке 1. Она отражает структуру цели: целевой объект (субъект), целевое действие и целевой предмет.

Целевым объектом (субъектом) является учащийся. Понятно, что позиция учащегося (объект, субъект) будет меняться в зависимости от характера обучения и его пассивного (объект) или активного (субъект) участия в этом процессе.

В формулировке цели целевой объект (субъект) может быть указан явно, а может только подразумеваться. Например, «Сформировать у учащихся знания…» или «Сформировать знания…», суть от этого не изменится, поскольку и так понятно, что речь идет об учащихся.

Целевой предмет — это сторона личности учащегося (сознание, поведение, характер, задатки, интересы и т.д.), которая будет направленно изменяться в ходе педагогического процесса. Именно по степени развития целевого предмета судят об эффективности работы педагога.

Формируемые знания, умения и навыки – это предмет обучения, именно он указывается в образовательной цели.

Для того, чтобы соблюсти требование диагностичности, предмет образовательной цели (знания, умения, навыки) должны быть указаны конкретно и с указанием соответствующих уровней усвоения.

Например, исходя из содержания урока по теме «Первичная и тепловая обработка продуктов. Виды бутербродов», образовательная цель может быть сформулирована следующим образом:

Сформировать у учащихся представление о процессах первичной и тепловой обработки продуктов, понятии «полуфабрикаты»; познакомить с кухонными принадлежностями, используемыми для первичной и тепловой обработки продуктов; сформировать понятие о различных видах бутербродов, их характерных отличиях.

Такая формулировка образовательной цели отражает не только конкретные знания, которые должны быть сформированы у учащихся в ходе урока (о процесса первичной и тепловой обработки продуктов и используемых для них кухонных принадлежностях; полуфабрикатах; видах бутербродов и технологией их приготовления), но и отражает уровни, на которых они должны быть усвоены (представление ‑ познакомить, сформировать представление; понимание – сформировать понятие).

Примеры формулировок обучающих целей по уровням усвоения учебного материала приведены в приложении В.

Предметом воспитательной цели являются личностные качества. Предметом развивающей ‑ свойства личности.

В схеме (рисунок 1) приведены примерные формулировки обучающей, воспитательной и развивающей целей.

Целевое действие — это конкретное действие педагога по развитию целевого предмета, которое должно быть полностью завершено за время протекания педагогического процесса.

При формулировании целевого действия учитель, как уже было сказано выше, должен учитывать требование диагностичности. Для цели обучения, помимо всех прочих условий, это означает, что целевое действие должно быть завершено к концу урока. Например, «Сформировать у учащихся представление о процессе ткачества», «Научить применять знания о видах переплетения на практике» и т.п. Как видно из приведенных формулировок, целевое действие выражается глаголом совершенного вида.

В отличие от целей обучения, воспитательные и развивающие цели не могут быть сформулированы столь конкретно. Причина кроется в целевом предмете обучения, воспитания и развития. Предметом обучающей цели являются знания, умения и навыки, и задача учителя разбить их на такие «порции», которые могут быть сформированы за время урока (требование реальности выполнения). Специфика предмета воспитания и развития заключается в том, что его формирование занимает гораздо более протяженный по времени период и не может быть ограничена рамками одного урока. Невозможно ждать от учащихся, что к концу урока у них будут сформированы убеждения, нравственные качества, навыки. Поэтому в формулировке воспитательных и развивающих целей не может быть зафиксирован конкретный результат ее достижения. О реализации целей воспитания и развития судят по деятельности учителя. Целевое действие в целях воспитания и развития выражается, чаще всего, глаголом несовершенного вида. Например, «Развивать мелкую моторику рук, используя…», «Способствовать воспитанию ответственного отношения к результатам своего труда», «Воспитывать…» и т.п. Но бывают и исключения из правил, например «Создать условия для воспитания (развития)…» (глагол совершенного вида).

Для того чтобы цели воспитания и развития не были формальными, необходимо определить воспитательный и развивающий потенциал учебного содержания, выбрать эффективные способы реализации этого потенциала.

Например, для урока «Первичная и тепловая обработка продуктов. Виды бутербродов» в качестве предмета воспитания могут быть выбраны бережное отношение к имуществу, добросовестность. Тогда воспитательная цель урока может быть сформулирована так: воспитывать у учащихся бережное отношение к кухонному инвентарю; формировать добросовестное отношение к учебе.

Не следует «загромождать» формулировку цели качествами, которые не будут формироваться в ходе данного урока.

При формулировке воспитательной цели можно пользоваться схемой на рисунке 1 (приложение Г).

При формулировании целей развития необходимо помнить о том, что развитие учащегося происходит гораздо медленнее, чем обучение и воспитание. Следовательно, одни и те же цели развития могут быть сформулированы для нескольких уроков, а иногда и для целой темы.

Содержание предмета развития представлено схемой на рисунке 2 (приложение Г).

Опираясь на учебное содержание и используя схему на рисунке 2 (приложение Г), развивающую цель урока «Первичная и тепловая обработка продуктов. Виды бутербродов» можно сформулировать следующим образом: способствовать развитию технологического мышления, умений анализировать, сопоставлять, устанавливать аналогии; создать условия для развития интереса к учению, стремления к расширению кругозора.

Формулируя развивающую цель, следует четко представлять, в какой момент урока она может быть реализована, какие для этого понадобятся средства, иначе, цель будет формальной.

 


Рисунок 1. Схема процесса целеполагания


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...