Разработка технологической карты урока.
Выбор методов обучения, форм деятельности Учащихся, дидактических средств
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, разбивка по времени, цели этапов и их содержание, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся, дидактические средства, используемые в ходе урока и формы организации деятельности учащихся, деятельность учителя, деятельность учащихся и т.п. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Технологическая карта урока «Первичная и тепловая обработка продуктов. Виды бутербродов» представлена в таблице 7 в разделе «План-конспект урока» Остановимся подробно на каждом параметре технологической карты. При определении этапов урока мы воспользовались таблицей 3. Тип урока мы определили ранее как урок формирования новых знаний, следовательно, в нашем уроке наряду с такими обязательными этапами как «организационный момент» и «заключительный инструктаж» будут «изложение новых знаний» и «проверка усвоения новых знаний» (таблица 7). Поскольку теоретический материал, подлежащий изучению на данном уроке, достаточно объемный и представляет собой по существу две темы (первичная и тепловая обработка продуктов и виды бутербродов), считаем целесообразным разбить его на две части. Поэтому в структуре урока будет два этапа «изложение новых знаний». Такая структура позволит организовать так же смену деятельности учащихся (восприятие – воспроизведение), что немаловажно с учетом возрастных особенностей учеников 5 класса.
Такой этап как «актуализация знаний» включается в структуру урока, если учитель четко представляет, каким образом можно мотивировать учащихся на осознанное усвоение учебного содержания, умеет продемонстрировать значимость знаний или умений в практической деятельности или повседневной жизни. Такой этап целесообразно включать в структуру урока, если необходимо актуализировать ранее изученные знания, связанные с темой урока. После определения этапов урока, приступают к определению их содержания и времени, которое может быть затрачено на каждый этап. Для определения содержания каждого этапа используйте сведения, предложенные в таблице 2. Содержание урока должно быть согласовано с программой по трудовому обучению. В 5 классе урок трудового обучения длится 45 минут. Исходя из этого, производим разбивку по времени. Учитывая, что тип урока «формирование новых знаний», наибольшее количество времени должно быть отведено на этапы «изложения новых знаний» и «проверки усвоения знаний». Методы обучения на уроке должны соответствовать: · целям урока и уровню усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Взаимосвязь между целью обучения, уровнями усвоения материала и методами обучения представлена в таблице 5; · характеру и содержанию учебного материал, например, если это теоретический материал, то выбирается метод объяснения (если материал объясняет учитель) или работа с учебником (если ученики изучают материал самостоятельно)); · материальному обеспечению урока (например, демонстрация образцов швов); · личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства; · индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся (например, готовность учащихся к решению проблемных ситуаций);
· бюджету времени (следует следить за соблюдением временного режима, запланированного учителем в ходе подготовки к уроку).
Таблица 5 – Выбор методов обучения в зависимости от цели обучения и уровня усвоения Уровень усвоения |
Цель обучения | |||||||||||
Формирование системы знаний | Формирование системы умений и навыков | Формирование опыта творческой деятельности | ||||||||||
Представление | Словесные, наглядные | |||||||||||
Понимание | Словесные, наглядные, практические | Практические, словесные, наглядные | ||||||||||
Применение | Словесные, наглядные, практические | Практические, словесные, наглядные | Практические, словесные, наглядные | |||||||||
Творчество | Словесные, наглядные, практические | Практические, словесные, наглядные | Практические, словесные, наглядные. |
В таблице 5 подчеркнуты те виды методов, которые должны обязательно использоваться для достижения образовательной цели урока.
В технологической карте должны быть указаны конкретные методы обучения (например, беседа, рассказ, а не их виды (словесные, наглядные).
К словесным методам обучения относятся: разъяснение, беседа (обобщающая, частично-поисковая и др.), рассказ, объяснение, инструктаж (устный, письменный, графический, письменно-графический, демонстрационный), лекция, диспут, работа с книгой (конспектирование, цитирование, составление плана, разработка структурно-логической схемы и др.) и т.п.
В арсенал наглядных методов входят: иллюстрация, показ, демонстрация, презентация, наблюдение учащихся, запись или зарисовка на доске, просмотр видео и т.п.
Практические методы обучения, используемые на уроках обслуживающего труда, это: лабораторный опыт, упражнения (репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские), практическая работа (самостоятельная, под руководством учителя) и т.п.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в ходе урока, для стимулирования их интереса к изучаемому материалу и предмету в целом целесообразно использовать методы стимулирования и мотивации. К ним относятся такие методы, как игра, дискуссия, эвристическая беседа, ситуация успеха, ситуация эмоционально-нравственного переживания, убеждение, поощрение, предъявление требований и др.
|
|
При выборе формы обучения следует учитывать ее целесообразность, наличие учебного оборудования, характер деятельности учащихся. Под формой обучения подразумевается внешняя сторона организации учебного процесса, отражающая способ организации деятельности учащихся, который зависит от количественного охвата обучаемых (один ученик, пара, группа или весь класс); характера взаимодействия субъектов обучения (монологическое диалогическое); степени самостоятельности учащихся; специфики педагогической деятельности.
Индивидуальная форма характеризуется тем, что каждый учащийся выполняет различное задание. Эта форма применяется на уроке крайне редко, поскольку требует больших затрат времени как при подготовке к уроку (учителю необходимо разработать задание для каждого учащегося), так и в процессе его проведения. Чаще используется как форма работы с отстающими учениками. Иногда такая организация возможна, если учитель сочтет целесообразным для изготовления большой партии изделий применить разделение труда по операциям.
Групповая форма организации предполагает разделение учащихся на группы из нескольких человек (от 3 до 6). Как правило, каждая группа выполняет свое задание, но иногда задания у групп могут быть одинаковыми, например в случае, если организуется соревнование между группами (какая группа качественнее выполнит задание, какая группа действует организованнее и т.п.)
Эта форма является единственно возможной при недостатке оборудования.
Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания.
Иногда целесообразно сочетать различные формы обучения, например при проверке знаний учащихся. Учитель дает нескольким ученикам индивидуальные задания (тесты, карточки, работа у доски и т.д.), а с остальным классом работает фронтально. Такую организацию обучения также следует отразить в технологической карте урока.
|
|
При выборе формы организации деятельности учащихся можно руководствоваться информацией, представленной в таблице 6.
Таблица 6 – Характеристика условий оптимального выбора форм организации деятельности учащихся
Форма обучения | С одержание учебного материала | О собенности учеников | Наличие оборудования и дидактических материалов | В озможности учителя |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Фронтальная | Материал сложный и требует объяснения учителем | Учащиеся еще не подготовлены к групповой или индивидуальной работе по данной теме | Недостаточно оборудования. Нет дидактических материалов для групповой или индивидуальной работы и их трудно изготовить | Учитель не располагает временем для групповой или индивидуальной работы |
Групповая | Материал доступен для групповой работы под руководством учителя и может быть дифференцирован по объему, сложности | Учащиеся подготовлены к групповой работе | Достаточно оборудования. Имеются дидактические материалы для групповой работы или их можно изготовить без больших затрат времени | Учитель располагает временем для организации групповойработы |
Индивидуальная | Материал доступен для индивидуальной работы школьников при направляющей помощи учителя | Учащиеся подготовлены к индивидуальной работе по этойтеме | Достаточно оборудования. Имеются материалы для индивидуальной работы или ихможно изготовить без больших затрат времени | Учитель располагает временем для организации индивидуальной работы |
При выборе дидактических средств следует учитывать целесообразность их применения на том или ином этапе, а так же учитывать требования, которые к ним (дидактическим средствам) применяются. В технологической карте необходимо не просто указывать «наглядность» или «учебник», «справочный материал», а писать конкретный вид используемого дидактического средства (плакат, образец, макет) и его название (плакат «Виды бутербродов», муляж открытого бутерброда, образец шва вподгибку с закрытым срезом, справочный материал «Способы оформления подарка», презентация «Виды интерьера» и т.п.)
|
|