Механизм избежания двойного налогообложения
В соглашениях об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенных Российской Федерацией (СССР), используются два основных механизма устранения двойного налогообложения: зачет налога, уплаченного в другом договаривающемся государстве при определении налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания, и освобождение от налогообложения доходов, налогообложение которых было произведено в стране-источнике. В подавляющем большинстве соглашений предусматривается применение зачетного метода. В Типовом соглашении ст. 21 «Устранение двойного налогообложения» содержит следующие нормы: «Если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход, который, в соответствии с положениями настоящего Соглашения, может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом Договаривающемся Государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом Договаривающемся Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Договаривающегося Государства на такой доход, рассчитанную в соответствии с его налоговым законодательством и правилами». Аналогичную формулировку содержит Приложение к Протоколу «Об унификации подхода и заключение Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» от 15 мая 1992 г., Соглашение РФ — Республика Польша от 22 мая 1992 г. и ряд других соглашений, заключенных после 1992 г. Соответствующая статья в соглашениях, заключенных СССР, как правило, имела следующий вид: один из пунктов содержал указание > на то, что применительно к СССР двойное налогообложение устраняется в соответствии с законодательством СССР, а другие пункты содержали нормы, регламентирующие конкретный механизм устранения двойного налогообложения для лиц с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, осуществлявших деятельность и (или) владевших имуществом на территории СССР.
Типичные для этого периода формулировки содержало Соглашение СССР — Финляндская Республика от 6 октября 1987 г. Применительно к Финляндии (к лицам с постоянным местопребыванием в 1 Финляндской Республике) двойное налогообложение устранялось следующим образом: если у лиц с постоянным местопребыванием в Финляндии имелся доход, который в соответствии с положениями Соглашения подлежал обложению налогами в СССР, из налога, уплачиваемого с дохода этого лица в Финляндии, вычиталась сумма, соответствующая налогу, уплаченному с дохода в СССР. Однако размер вычета не должен был превышать той части налога, рассчитанного до вычета, который относится к доходу, подлежащему налогообложению в СССР (п. 2 ст. 14). Более сложный механизм устранения двойного налогообложения предусматривало Соглашение СССР — ФРГ от 24 ноября 1981 г. Применительно к лицу с постоянным местопребыванием в Федеративной Республике Германии двойное налогообложение устранялось следующим образом: «а) в случаях, в которых не применяются положения подпункта «Ь», из основы исчисления налогов Федеративной Республики Германии исключаются доходы Союза Советских Социалистических Республик и находящееся в Союзе Советских Социалистических Республик имущество, которые, согласно настоящему Соглашению, могут облагаться налогами в Союзе Советских Социалистических Республик. Однако для Федеративной Республики Германии сохраняется право учитывать исключенные таким образом доходы и имущество при определении налоговой ставки;
Ь) в случае, когда Союз Советских Социалистических Республик может облагать налогами доходы в соответствии со ст. 7, 8 и 16 настоящего Соглашения, то уплаченные в Союзе Советских Социалистических Республик налоги в соответствии с положениями налогового законодательства Федеративной Республики Германии засчитываются при обложении этих доходов подоходным налогом и налогом с корпораций» (п. 1 ст. 19). В Протоколе к этому Соглашению отмечалось, что, если юридическое лицо с постоянным местопребыванием в ФРГ использует доходы, получаемые из источников в СССР, для выплаты дивидендов, то положение п. 1 ст. 19 не исключает взимание налога с корпораций в соответствии с предписаниями налогового законодательства ФРГ (см. Протокол,п.8). Детальную разработку механизма устранения двойного налогообложения доходов и имущества предусматривало Соглашение СССР — Королевство Бельгия от 17 декабря 1987 г. Применительно к лицам с постоянным местопребыванием в Бельгии двойное налогообложение устранялось следующими способами. Если лицо получает доходы, которые не являются доходами в форме дивидендов, процентов или доходов от авторских прав или лицензий, или владеет видами имущества, которые подлежат налогообложению в СССР в соответствии с положениями Соглашения, то Бельгия освобождает от налога эти доходы или эти виды имущества, но она может для исчисления суммы своих налогов на остаток дохода или имущества этого лица применять ту же ставку, как если бы рассматриваемые доходы или виды имущества не были бы освобождены от налогообложения. Если лицо получает такие виды дохода, которые включены в его совокупный доход, облагаемый бельгийским налогом, и которые состоят из дивидендов (облагаемых налогом в соответствии с п. 2 ст. 8), процентов (облагаемых налогом в соответствии с п. 2 или п. 6 ст. 9) или доходов от авторских прав и лицензий (облагаемых налогом в соответствии с п. 4 ст. 10), определенная доля иностранного налога, предусмотренная бельгийским законодательством, вычитается на условиях и по ставке, предусмотренной этим законодательством, из бельгийского налога, причитающегося с этих доходов. Если в соответствии с бельгийским законодательством убытки, понесенные лицом с постоянным местопребыванием в Бельгии через постоянное представительство, расположенное в СССР, были действительно вычтены из доходов этого лица для его налогообложения в Бельгии, освобождение от налога не применяется в Бельгии к доходам других облагаемых периодов, которые относятся к этому представительству, в той мере, в какой эти доходы были также освобождены от налога в СССР в силу возмещения ими этих убытков (ст. 19).
В отдельных соглашениях конкретный механизм устранения двойного налогообложения не определялся. Стороны ограничивались указаниями на то, что в стране постоянного местопребывания лица государство будет устранять двойное налогообложение согласно национальному законодательству (Конвенция СССР - Испания от 1 марта 1985 г, ст. 16). Примером использования механизма полного освобождения от налогообложения, при котором обложенный налогом в стране-источнике доход не включается в налоговую базу при исчислении налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания, является Соглашение СССР — Австрийская Республика от 10 апреля 1981 г. В тексте этого Соглашения нет специальной статьи «Устранение двойного налогообложения», однако механизм устранения двойного налогообложения был определен в результате обмена письмами от 10 апреля 1981 г. (г. Вена, Австрийская Республика). Положения, приведенные в них, рассматриваются в качестве неотъемлемой составной части Соглашения. В письме Эгона Бауэра, секцион-шефа Федерального Министерства финансов Австрийской Республики заместителю Министра финансов СССР А.Н. Каменскову (лица, подписавшие Соглашение) указывалось: «Если лицо с постоянным местопребыванием в Австрии получает доходы или имеет имущество, и эти доходы и имущество могут в соответствии с настоящим Соглашением подлежать налогообложению в СССР, то Австрия исключит такие доходы или имущество из налогообложения. Эти доходы могут, однако, учитываться при определении налогов на другие доходы этого лица». В ответном письме другая страна подтвердила свое согласие с содержащимися в этом письме положениями, а также с тем, чтобы эти положения рассматривались в качестве неотъемлемой части заключенного Соглашения.
Зачетный механизм устранения двойного налогообложения был установлен Договором РФ — США от 17 июня 1992 г. В статье «Устранение двойного налогообложения» зафиксировано, что в соответствии с положениями и с учетом ограничений законодательства каждого договаривающегося государства (которые могут время от времени меняться с сохранением основного принципа) каждое государство разрешает лицам с постоянным местопребыванием в нем (и, применительно к США, его гражданам) использовать в качестве зачета против налога на доходы подоходный налог, уплаченный другому договаривающемуся государству (ст. 22). Указанный Договор не содержит специальных механизмов устранения двойного налогообложения имущества по той причине, что налоговое законодательство этих государств предусматривает налогообложение имущества на региональном и местном уровнях, а в специальных статьях закреплено право облагать налогом имущество по месту его нахождения. В положениях Протокола, составляющих неотъемлемую часть Договора, в отношении ст. 22 зафиксирована целая серия уточнений и разъяснений, носящих преимущественно односторонний характер. В частности, указывается, что в случае с физическим лицом, имеющим постоянное местожительство в России, которое является также гражданином США, зачет, предоставляемый против подоходного налога в России, включает в себя также зачет подоходного налога, уплаченного этим физическим лицом Соединенным Штатам (налог взимается исключительно на основании гражданства), с учетом ограничения такого зачета в отношении российского налога на доходы из всех источников за пределами Российской Федерации. Российская Федерация согласилась с тем, что юридическому лицу с постоянным местопребыванием в России, которое не менее чем на 30% находится в прибыльном владении лица с постоянным местопребыванием в США и уставный фонд которого составляет не менее 100 тыс. долл. (или эквивалентную сумму в рублях), разрешается при исчислении налога на прибыль осуществлять вычет расходов на уплату процентов, уплаченных банку или другому лицу, независимо от срока ссуды, а также на фактическую сумму заработной платы или другого вознаграждения за личные услуги. В случае если российский закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» или по существу аналогичный закон «О налоге на прибыль» утратит силу, то юридическое лицо с постоянным местопребыванием в стране может продолжать исчислять свой налог в порядке, предусмотренном таким законом с учетом вышеизложенных положений Протокола. Предусмотрено, что для этой цели уставный капитал включает капитальные вложения всех участников, в том числе лиц с постоянным местопребыванием в России, США и в третьих странах. Вычет расходов на оплату процентов ограничивается процентной ставкой, предусмотренной российским налоговым законодательством (т.е. ставка Центрального банка, увеличенная на три процентных пункта), но не должен быть меньше лондонской межбанковской ставки (ЛИ БОР), увеличенной на умеренную надбавку за риск, которая предусматривается кредитным Соглашением (см. Протокол, подп.а, Ь, с п.8).
В соответствии с Протоколом российская сторона согласилась с тем, что банковскому, страховому или другому финансовому учреждению, являющемуся лицом с постоянным местопребыванием в США и осуществляющему деятельность в России через свое постоянное представительство или через лицо с постоянным местопребыванием в России, которое более чем на 30% находится в прибыльном владении лица с постоянным местопребыванием в США и уставный фонд которого составляет не менее 100 тыс. долл. (или эквивалентную сумму в рублях), разрешено осуществлять вычеты расходов на оплату процентов, уплаченных банку или другому лицу, независимо от срока ссуды, а также на фактическую сумму заработной платы или другого вознаграждения за личные услуги при условии, что такое лицо будет применять налоговые ставки, действующие в соответствии с законом о налоге на прибыль.
Другие специальные статьи соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Наряду с рассмотренными выше специальными типовыми статьями, отдельные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества могут содержать специфические (особые, специальные) статьи. В таких статьях рассматриваются либо особые режимы в отношении отдельных видов доходов, либо вводятся дополнительные ограничения на отдельные виды льгот, предоставляемых соглашением. Договор РФ — США от 17 июня 1992 г. содержит две подобных статьи: ст. 7 «Корректировка дохода в случаях, когда одни лица участвуют прямо или косвенно в управлении, контроле или капитале других лиц» и ст. 20 «Ограничения льгот». Статья 7 определяет особенности налогообложения прибыли от коммерческой деятельности в тех случаях, когда между контрагентами, расположенными в разных договаривающихся государствах, существуют отношения взаимного участия в капитале, либо когда между этими лицами и третьим лицом существуют такие отношения, либо в коммерческих или финансовых отношениях этих лиц вводятся условия, отличающиеся от тех условий, которые имели бы место между независимыми лицами. Положения, содержащиеся в ст. 7, в принципе, аналогичны положениям, используемым в текстах специальных статей ряда других соглашений, заключенных Российской Федерацией (СССР). Как правило, это статьи, регламентирующие механизм избежания двойного налогообложения в отношении прибыли от коммерческой деятельности и доходов от независимых личных услуг, а иногда и иных доходов. Статья 20 «Ограничение льгот» Договора РФ — США является статьей, не имевшей аналогов в прежде заключенных соглашениях. Данная статья вводит серию ограничений на применение режимов налогообложения, установленных статьей «Прибыль от коммерческой деятельности» и специальными статьями Договора, в отношении освобождения от налогообложения доходов в стране-источнике, получаемых иностранным лицом. Ограничение льгот определено следующим образом: «Лицо, которое имеет постоянное местопребывание в одном Договаривающемся Государстве и получает доход из другого Договаривающегося Государства, будет иметь право, в соответствии с настоящим Договором, на освобождение от налогообложения в этом другом Государстве, только если это лицо: a) является физическим лицом; b) осуществляет коммерческую деятельность в первом упомянутом Государстве (иную, чем деятельность по вложению инвестиций или управлению ими, если только такая деятельность не является банковской или страховой деятельностью, осуществляемой банком или страховой компанией), и доход, получаемый из этого другого Государства, получен в связи с такой коммерческой деятельностью или относится к ней; c) является компанией, акции которой продаются и покупаются в первом Государстве в значительном объеме и на регулярной основе на официально признаваемой бирже ценных бумаг или которая полностью принадлежит прямо или косвенно другой компании, являющейся лицом с постоянным местопребыванием в первом Государстве, и акции которой продаются и покупаются указанным образом; с1) является некоммерческой организацией, которая обычно освобождается от подоходного налога в Договаривающемся Государстве, в котором она имеет постоянное местопребывание, при условии, что более половины лиц, имеющих фактическое право на доход, членов или участников этой организации, если таковые имеются, имеют право в соответствии с настоящей статьей на льготы, предусмотренные настоящим Договором; или е) лицо удовлетворяет обоим из следующих условий; i) более 50 процентов участия, дающее фактическое право на доход в таком лице, а применительно к компании — более 50 процентов количества акций каждого класса в акционерном капитале компании принадлежат прямо или косвенно лицам, имеющим право на льготы, предоставленные настоящим Договором согласно подпунктам а), с) или d); и ii) не более 50 процентов валового дохода такого лица используется прямо или косвенно для выполнения обязательств (включая обязательства в отношении процентов или доходов от авторских прав и лицензий) перед лицами, не имеющими права на льготы, предусмотренные настоящим Договором согласно подпунктам а), с) или d)» (п. 1 ст. 20). Особо оговаривается, что для целей подп. е), ii) п. 1 термин «валовой доход» означает валовые поступления или, если лицо занято деятельностью, которая включает изготовление или производство товаров, валовые поступления, уменьшенные на прямые затраты труда и материалов, относящиеся к такому изготовлению или производству и выплаченные или подлежащие выплате из таких поступлений (п. 3 ст. 20). В Протоколе к указанному Договору содержится уточнение о том, что в США «официально признаваемая биржа ценных бумаг» означает систему NASDAQ, принадлежащую Национальной Ассоциации лиц, осуществляющих сделки с ценными бумагами, и любую биржу ценных бумаг, зарегистрированную в Комиссии по сделкам с ценными бумагами в качестве биржи, национальных ценных бумаг в рамках Закона о сделках с ценными бумагами 1934 г. (Договор, п. 1с ст. 20 и Протокол,п.7). Важно отметить, что ст. 20 Договора содержит норму, которая в целом не характерна для соглашений, заключенных Российской Федерацией. Эта норма сформулирована следующим образом: «Лицо, не имеющее право на льготы, предусмотренные Договором согласно п. 1, может, тем не менее, получить льготы, предоставляемые Договором, если такое решение примет компетентный орган Государства, в котором возникает доход» (п. 2 ст. 20). Учитывая практику применения налогового законодательства в США и тот факт, что «компетентным органам» по Договору выступает Министр финансов США или уполномоченное им лицо, можно предположить, что возможностями, предоставляемыми процитированным пунктом Договора, вряд ли смогут воспользоваться лица, имеющие постоянное местопребывание в Российской Федерации.
Налоговые привилегии сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений Практически все соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенные Российской Федерацией (СССР), содержат положения о неприменении норм соглашения к доходам, получаемым дипломатическими и консульскими представительствами и их сотрудниками. Соответствующая статья может иметь названия «Дипломатические и консульские представительства и их сотрудники», «Дипломатические агенты и консульские служащие», «Сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений», «Налоговые привилегии». Уже из перечисленных названий статей можно сделать вывод о том, что отдельные соглашения могут существенно отличаться друг от друга в данном вопросе. Основное различие заключается в широте спектра категорий сотрудников и служащих дипломатических, консульских и иных учреждений, на которые распространяются действия норм соответствующих статей. Отдельные положения относительно налоговых привилегий сотрудников дипломатических и консульских учреждений могут помещаться в тексте других специальных статей. Типовое соглашение определяет, что никакие положения Соглашения не затрагивают налоговых привилегий сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений, предоставленных нормами международного права или действующих в соответствии с положениями специальных соглашений (ст. 25). В Протоколе от 15 мая 1992 г. «Об унификации подхода и заключения Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» зафиксировано, что никакие положения Соглашения не затрагивают налоговых привилегий сотрудников дипломатических миссий и консульских постов, предоставленных общими нормами международного права или в соответствии с положениями специальных соглашений (ст. 25 «Дипломатические агенты и консульские служащие»). В Соглашении СССР — Королевство Бельгия от 17 декабря 1987 г. в ст. 23 «Применение Соглашения» указывается, что положения настоящего Соглашения не затрагивают налоговых привилегий, которыми пользуются в силу либо общих норм международного права, либо положений специальных соглашений дипломатические представительства, консульские учреждения и приравненные к ним учреждения и организации, сотрудники этих представительств, учреждений и организаций, а также члены их семей. Соглашение СССР — Финляндская Республика от 6 октября 1987 г. в ст. 11 «Доходы физических лиц» содержит пункт, в соответствии с которым положения Соглашения не затрагивают налоговых привилегий сотрудников дипломатических и консульских служб, включая сотрудников Торгового представительства СССР в Финляндии, установленных общими нормами международного права, или на основании специальных соглашений (п. 9 ст. 11). Примером распространения налоговых привилегий на более широкий круг лиц по сравнению с другими соглашениями может служить Конвенция СССР — Испания от 1 марта 1985 г. В статье «Налоговые привилегии» указывается, что положения настоящей Конвенции не затрагивают налоговых привилегий дипломатических и консульских представительств договаривающихся государств, членов дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала указанных представительств, а также членов их семей предоставленных в соответствии с общими нормами международного права и в силу специальных соглашений (ст. 18). В соглашениях, заключенных СССР с рядом стран, налоговые привилегии распространены и на ряд дополнительных категорий лиц. Так, Соглашением СССР — Королевство Швеция от 13 октября 1981 г. (п. 2 ст. 16) и Соглашением СССР — Королевство Норвегия от 15 февраля 1980 г. (п. 2 ст. 13) положения о налоговых привилегиях дипломатических и консульских представительств и их сотрудников применяются также к представителям договаривающихся государств с официальными поручениями, к членам парламентских и правительственных делегаций, а также к сотрудникам делегаций договаривающихся государств, которые приезжают для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями. Для целей практического применения статей о налоговых привилегиях дипломатических и консульских представительств и их сотрудников необходимо использовать документы международного права и тексты специальных межгосударственных (межправительственных) соглашений. К основным практическим вопросам, связанным с этой частью соглашений об избежании двойного налогообложения, относятся вопросы о распространении или нераспространении режима налоговых привилегий на административно-технический и вспомогательный персонал дипломатических и консульских миссий, их отделений и подразделений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|