Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9. Поведение в общественных местах - тренировочные уроки стратегии




9. Поведение в общественных местах - тренировочные уроки стратегии

Дети - прирожденные мучители. Еще не научившись по-настоящему говорить, они уже умеют причинять неприятности. Лучше всего им это удается в магазинах, супермаркетах, ресторанах и других людных местах.

Вы знаете, как это бывает. Поставьте маленькую Джуди в магазине перед тележкой с покупками, и она тут же изобразит вам пожарную машину с включенной сиреной. Выпустите малыша Джонни на секунду из поля зрения в церкви, и уже в следующее мгновение увидите, как он жует юбку миссис Смит, сидящий через три скамейки от вас. Попробуйте их поругать, и по сравнению с их стенаниями Мик Джэггер покажется вам сладкоголосым тенором из Венского хора мальчиков.

Одна мать как-то сказала: " Малышка Джули ведет себя прекрасно, когда мы бываем там, где ей нравится, но стоит мне отправиться с ней в поход по магазинам, как она становится неуправляемой. И такое всегда происходит в общественных местах, где я ничего не могу с ней сделать. Люди оборачиваются на нас, и мне хочется сквозь землю провалиться от стыда".

Малыши думают, что родители постесняются наказать их на людях. Родители считают неудобным строго одернуть детей, когда вокруг столько народу. Окружающие недоумевают, как это родители не могут заставить угомониться своих несносных отпрысков.

Поняв все это, вы больше не станете удивляться тому, что родители малышей предпочитают ходить по магазинам без них.

Однако общественное место ничем не отличается от общей гостиной в доме. Правда, оно не слишком располагает к нравоучительной беседе с ребенком, но это обстоятельство не должно заставлять нас забывать о принципах воспитания, основанного на любви и логике. К детям, капризничающим в общественных местах, нужно применять строгие меры, иначе каждый поход в магазин неминуемо будет оборачиваться неприятностями.

Один из способов борьбы с детскими капризами называется " Тренировочными уроками стратегии". Здесь требуется многое: заранее продуманный план и совместные усилия членов семьи, а порой даже помощь друзей. Но если вы прибегнете к этому способу хотя бы один раз, урок запомнится, и ваши неприятности останутся в прошлом.

Лора применила его к своей дочери Холли. Однажды вечером она позвонила своей лучшей подруге и сказала: " При каждой поездке в торговый центр у меня возникают сложности с Холли. Мне нужна твоя помощь. Не могла бы ты завтра утром в половине одиннадцатого постоять у телефона-автомата рядом с магазином? Я предчувствую, что тебе в это время обязательно позвонят" *. И Лора посвятила подругу в свой план.

Назавтра Лора взяла Холли с собой в торговый центр, и, как и следовало ожидать, девочка стала невыносимо капризничать еще до того, как они вошли в магазин. " Холли, если ты не будешь хорошо себя вести, - спокойно заметила Лора, - я отвезу тебя домой и оставлю одну в детской".

Холли лукаво посмотрела на мать, как бы говоря: " Как? Неужели ты захочешь вернуться домой без покупок после того, как мы проделали весь этот путь до магазина? " И она закапризничала еще больше.

Лора тут же повела ее к телефону, набрала номер и сказала кому-то: " Сегодня что-то не получается с покупками. Пожалуйста, подходи сюда".

Буквально через полминуты Холли, расширив глаза от удивления, увидела входящую в магазин мамину подругу, которая подошла к ним, взяла ее за руку и сказала: " Пойдем-ка со мной, детка. Тебе лучше подождать маму в своей комнате".

Она отвезла малышку домой и отправила ее в детскую. Холли позволили выйти из комнаты только после возвращения матери. Девочка очень обрадовалась ее приходу, а Лора вернулась в отличном настроении, так как на сей раз ей никто не помешал спокойно купить все необходимое. Лора дала дочери понять, что ее капризы могут иметь неприятные последствия.

Такие уроки можно проводить с помощью супруга: не обязательно отвозить ребенка домой - достаточно оставить его в машине при условии, что родитель-" сообщник" будет незаметно наблюдать за ним, держась на расстоянии.

Нет никакой необходимости потакать детским капризам в общественных местах только потому, что в подобных ситуациях мы чувствуем себя связанными присутствием посторонних. Один, самое большее, два тренировочных урока стратегии могут навсегда снять эту проблему.

* В США по телефону-автомату возможно осуществление двусторонней связи.

10. " Принцип немецкой овчарки" - возраст от одиннадцати до восемнадцати месяцев

Дети и собаки... Это может показаться почти невероятным, но в девять месяцев ребенок превосходит в умственном развитии домашнюю собаку. Действительно, в период от одиннадцати до восемнадцати месяцев его можно научить всему, чему мы учим своих четвероногих питомцев: выполнению команд " ко мне", " сидеть", " нельзя", " стоять". Мы называем это " принципом немецкой овчарки".

Ребенка нужно обучить этому до того, как ему исполнится полтора года. " Принцип немецкой овчарки" - фундамент всего воспитания. Если мы не сумеем научить двухлетнего ребенка понимать основные команды, то следующие шестнадцать лет могут стать для нас настоящей пыткой.

Ключ к " принципу" - контролировать только то, что поддается контролю. Не в нашей власти заставить малыша прекратить плач, не шуметь, не сосать палец или не капризничать. Зато мы можем и должны контролировать, где малышу лучше всего делать эти неприятные для нас вещи.

Если ребенок не реагирует. на наши просьбы сразу, нужно позволить ему покапризничать, но где-нибудь в другом месте, точнее, в его комнате. Он может вести себя как угодно, но только у себя. Однако заставить его пойти в свою комнату может оказаться довольно трудной задачей.

Для этого прежде всего нужно научить ребенка находиться в одном помещении с нами, когда он слишком разойдется, то есть посадить в угол. Нам придется потерпеть и не обращать внимания на его крики. Это абсолютно необходимо. Если ребенок попытается встать и выйти из угла, мы должны строго взглянуть на него и сказать (негромко и, разумеется, спокойно): " Я велел сидеть там". Когда это будет освоено, в качестве следующего шага надо посадить ребенка в соседнюю комнату, не выпуская его из виду.

Позднее, если малыш начнет капризничать, мы сможем отсылать его в детскую. Следует, однако, помнить, что делается это не с целью наказания. Мы просто даем малышу возможность успокоиться и прийти в себя. Если после этого он выходит из комнаты все еще в капризном настроении, следует отправить его обратно, добавляя по пять минут к прежнему сроку на каждый год его нынешнего возраста.

Никогда не нужно забывать выказывать любовь к ребенку. Когда его настроение улучшится, следует обнять и приласкать его за то, что он хорошо себя ведет.

Овладев этими элементарными воспитательными приемами, мы обретем большой " задел" на случай будущих конфликтов с ребенком. Поскольку очень многое в воспитании с помощью любви и логики зависит скорее от перемены места, чем от перемены образа действия (поведения), то без " принципа немецкой овчарки" мы окажемся в большом затруднении.

При использовании этого принципа наблюдаются три широко распространенные ошибки. Во-первых, мы можем проявить излишнюю строгость - ведь малыши временами бывают далеко не ангелами, как, впрочем, и все мы. Если наши родители были слишком строги или, наоборот, чрезмерно снисходительны, у нас может появиться соблазн переусердствовать. Помните: каждый имеет право иногда привередничать или поддаваться настроению, даже дети. Например, если мы позволим ребенку лечь спать намного позднее обычного времени и на следующий день увидим, что он очень капризничает, с нашей стороны будет несправедливо наказать его за это, отослав в детскую. В отношениях родителей с детьми очень большую роль играют понимание и здравый смысл.

Во-вторых, иногда мы бываем слишком снисходительны и позволяем ребенку далеко зайти в его капризах, прежде чем скомандуем ему: " Уходи! " Слишком долгие увещевания в конце концов вызывают у нас раздражение, и к тому времени, когда мы говорим ребенку: " До свидания", мы уже слишком сердиты, чтобы поступить разумно.

В-третьих, иногда мы путаем раздражительность с твердостью. Твердый человек может иногда повысить голос и даже применить физическое воздействие, но никогда не позволит себе накричать или вспылить.

Некоторые родители считают, что дети в одиннадцать - шестнадцать месяцев еще не способны воспринять " принцип немецкой овчарки" (малыши, кстати, этим и пользуются). Однако большинство нормальных детей в этом возрасте уже достаточно понимают нашу речь и точно знают, что мы им говорим и чего от них хотим. По сути дела, если малышам позволяют немилосердно докучать своим родителям, то это почти всегда вредно отражается на отношении детей к самим себе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...