Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Помощь по дому




Ничто так не согревает нам душу, как созерцание наших детей, прилежно занимающихся своими домашними обязанностями. Мы видим, что их переполняет чувство ответственности и причастности к важному делу, и, естественно, гордимся ими. К тому же выполняется необходимая работа, проявляется забота о нашей собственности. Вот оно, родительское счастье!

Погодите скептически улыбаться - это вовсе не утопия! Правда, гораздо чаще одна мысль о необходимости сделать домашние дела вызывает содрогание как у взрослых, так и у детей. Спрашивая: " Кто хочет вымыть посуду? ", мы не увидим взметнувшихся в нетерпении рук. А в ответ на вопрос: " Ну, кто сегодня хочет убраться в гараже? " - мы не слышим топота ног, спешащих в направлении метлы и шланга. Но если правильно подойти к этому вопросу, можно сделать так, чтобы домашние обязанности перестали быть предметом скандалов и ссор. И начинать следует, пока дети малы.

Малышам нравится делать все вместе с родителями. Мы говорим " делать вместе", а не " помогать", так как то, что они делают, по правде говоря, вряд ли можно назвать помощью. Маленькие дети просто хотят подражать взрослым. Им нравится возиться в воде, когда мама моет посуду, толкать перед собой машинку для стрижки травы, когда их отец подстригает газон. Они проливают море слез, если им не покупают игрушечную лопатку, которой они хотят " помочь" родителям расчистить занесенные снегом дорожки. (Как жаль, что они не плачут из-за этого в двенадцать лет! )

Секрет обучения детей добросовестному отношению к домашнему труду (внимание, это может вас огорчить! ) состоит в том, что мы сами должны уметь получать от него удовольствие. Если мы превращаем его в тяжелую повинность, наши дети будут думать: " Коли это называется домашней работой, то на меня можете не рассчитывать". И в течение ближайших двенадцати- четырнадцати лет любые попытки заставить их сделать что-то по дому будут напоминать переговоры о сокращении вооружений. Поэтому, пока они еще крохи, необходимо внушить им мысль, что домашняя работа - это удовольствие. Умные родители скажут примерно так:

" Как мне нравится убираться! Это так приятно! "

" Как я люблю делать домашние дела вместе с тобой! "

" Вдвоем мы сделаем все быстро и хорошо! "

По мере достижения детьми такого возраста, когда на них можно возложить ответственность за порученное дело - в детском саду или в первом классе, - им нужно поручать самые простые обязанности по хозяйству, например: убирать за собой разбросанные игрушки и вещи, приводить в порядок свою комнату, заправлять постель (пусть даже они будут делать это не совсем безукоризненно).

К третьему классу и в течение всей начальной школы они должны периодически мыть посуду, пылесосить комнату, подметать в гараже, выносить мусор, протирать размороженный холодильник, помогать мыть машину (внутри и снаружи).

Однако здесь возможны трудности. У детей изворотливый ум. Они будут находить всяческие предлоги, чтобы увильнуть от своих обязанностей по дому, начнут затевать спор о том, кто что должен делать, станут жаловаться, что им приходится выполнять какую-то особенно неприятную работу и т. д.

Родители, воспитывающие с помощью любви и логики, обговаривают со своими детьми вопросы, касающиеся их обязанностей по дому. Можно сделать это, например, следующим образом: прикрепить список всех домашних обязанностей на видном месте в кухне, попросив детей прочитать его и решить, что именно им хотелось бы делать, а спустя день-два собраться всей семьей и распределить поручения. Родителям не следует решать этот вопрос, нужно предоставить детям сделать это самим. Если по какой бы то ни было причине домашние обязанности распределены несправедливо, то " обиженный" быстро почувствует, что его обманули, и потребует повторных переговоров на эту тему. Однажды мои (Фостера) дети занялись распределением домашних обязанностей. Пятнадцатилетний Джерри и двенадцатилетняя Мелинда согласовали между собой несправедливое решение. Им нужно было выбирать: кормить собаку или мыть посуду. Еда для собаки хранилась в погребе, и Мелинда, боявшаяся темноты, предпочла ежедневное утомительное мытье посуды встречам с невидимыми чудовищами, затаившимися в темном погребе. Однако вскоре дочь увидела всю невыгодность для нее такого распределения, преодолела страх темноты, и вопрос о выборе домашних обязанностей был рассмотрен заново. Дети способны сами решить между собой эту проблему, если родители предоставят им некоторую свободу.

Гораздо большую трудность представляет проблема выполнения домашних дел в срок. Мудрые родители определяют время, за которое должна быть сделана та или иная работа, произнося фразы типа: " К тому времени, когда ты снова сядешь есть" или " К тому времени, когда я повезу тебя на тренировку (в бассейн, к друзьям)". В этом случае ребенок всегда будет знать основные условия.

Если дети не желают выполнять свои домашние обязанности, разговор может происходить примерно в таком ключе.

РОДИТЕЛЬ. Как, по-твоему, разумно ли с моей стороны рассчитывать, что к концу дня ты вымоешь посуду?

РЕБЕНОК. Да, думаю, к этому времени я все сделаю.

РОДИТЕЛЬ. Что ж, это было бы замечательно. В таком случае скажи, пожалуйста, когда наступает конец дня?

РЕБЕНОК. Когда я иду спать, примерно в половине десятого.

РОДИТЕЛЬ. Это хорошо, но все-таки когда точно заканчивается день?

РЕБЕНОК. В полночь, наверное.

РОДИТЕЛЬ. Совершенно верно. Дело в том, что, если ты не помоешь посуду сегодня, значит, тебе нужно будет делать это завтра. А теперь скажи, когда начинается завтра?

РЕБЕНОК. В одну минуту первого.

РОДИТЕЛЬ. Правильно. Значит, если посуда не будет вымыта сегодня - а я бы хотел, чтобы это было сделано именно сегодня, - то когда придется этим заняться?

РЕБЕНОК. Ты хочешь сказать, что собираешься в одну минуту первого разбудить меня для мытья посуды?

РОДИТЕЛЬ. Совершенно верно, мой дорогой.

РЕБЕНОК. Но ты так не сделаешь!

РОДИТЕЛЬ. Что ж, пожалуй, интересно будет это проверить, а?

Некоторые родители, стремящиеся найти подход к детям, не желающим помогать по дому, не могут спокойно пройти мимо них, не произнеся сакраментальное " Да, кстати... " Стоит им, например, увидеть, что ребенок читает, как они тут же " ударяются в воспоминания" о бесконечном количестве данных ему в разное время поручений, причем частенько о таких, которых они и вовсе не давали.

Родители, постоянно начинающие разговор со слов " Да, кстати... ", любят говорить так: " Да, кстати, ты не мог бы убрать мусор во дворе? " или " Да, кстати, ты не мог бы почистить решетку радиатора? "

Моя (Фостера) мама так одолевала меня в детстве своими бесконечными " Да, кстати... ", что в конце концов я стал уходить читать в бойлерную.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...