Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеграционные и трансформационные процессы в современном мире




Интеграционные тенденции – один из основных признаков современного миростроительства. Мир быстро меняется под влиянием глобализации, всеобщих экологических проблем, угроз и вызовов международной безопасности. Тенденции глобализации экономики однозначно ориентируют на углубление и расширение интеграционных отношений. Сохранение и укрепление отношений между государствами СНГ, продуктивное многостороннее сотрудничество отвечают интересам всех членов нашего регионального объединения как региона формирующихся интеграционных процессов[1]. Поисками адекватного ответа на вызовы и угрозы глобализации занимаются структуры Содружества и созданные в его рамках: Союзное государство, ЕврАзЭС, ОДКБ.

Интеграционные процессы разворачиваются в различных сферах деятельности. Но наиболее важной сферой, в настоящее время является экономика.

В основе региональной интеграции лежат, с одной стороны, стихийный процесс усиления взаимозависимости национальных хозяйственных систем и национальных рынков, рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие и углубление международного разделения труда, а с другой – сознательное совместное регулирование государствами их взаимных экономических связей, создание наднациональных структур по управлению интеграционными процессами.

Интеграция отличается от других мирохозяйственных процессов. Она представляет собой межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса, ориентированного на потребности региона в целом. Международная региональная интеграция – это процесс сближения экономик нескольких государств, способный доходить до полного слияния и образования единого хозяйственного целого, в котором экономические отношения между странами ничем существенно не отличаются от тех, которые обычно существуют между регионами отдельной страны, а решающую роль в экономической политике начинают играть не органы управления отдельных государств, вошедших в интеграционную группу, а общие для них управленческие органы.

Существуют два основных пути превращения экономики нескольких стран в единое целое:

- политическое объединение двух или нескольких стран предшествует экономическому и выступает его решающим фактором;

- добровольная экономическая интеграция стран, остающихся политически самостоятельными (интеграция европейских стран).

Интеграция – противоречивый и многомерный процесс. Один из основоположников экономической теории интеграции, американский экономист Б. Балашша, впервые двояко посмотрел на интеграцию как на процесс и на состояние: «мы предполагаем определять экономическую интеграцию как процесс и как состояние. Рассматривая как процесс, она включает меры, призванные устранить дискриминацию между хозяйственными единицами, относящимися к различным национальным государствам; рассматриваемая как состояние, она может быть представлена как отсутствие различных форм дискриминации между национальными хозяйствами»[2].

Региональные объединения различаются по глубине и характеру «сращивания» экономик стран-партнеров, по выбранной интеграционной стратегии и институциональному устройству, по сферам и масштабам их деятельности, по количеству государств-членов, по социокультурным признакам.

Интеграция характеризуется некоторыми существенными особенностями, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

- устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между странами-участницами соглашения;

- согласованием экономической политики стран-участниц;

- взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса;

- широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместным финансированием и развития экономики и ее инновационного механизма;

- структурными изменениями в экономике стран-участниц;

- сближением национальных законодательств, норм и стандартов;

- целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием;

- региональностью пространственных масштабов интеграции.

Первая форма экономической интеграции – простейшая – зона свободной торговли, когда государства договариваются о снятии таможенных барьеров во взаимной торговле. Эта форма интеграции требует минимальных измерений существующей системы международных экономических связей и минимального отказа от национального суверенитета, однако даже она ставит государства-члены перед серьезными проблемами. В частности, ассоциации свободной торговли делают неэффективными меры таможенной защиты большинства из членов, направленные против импорта товаров из третьих стран, поскольку и после образования таких групп остаются неодинаковые таможенные барьеры, призванные препятствовать чрезмерному импорту товаров из третьих стран. При этом зачастую экспортеры из третьих стран везет товары не непосредственно через границы той страны, для которой они предназначены, а выбирают государство – члена ассоциации с наименьшими таможенными пошлинами, экспортируют товары туда, а уже затем беспошлинно доставляют их в истинную страну назначения[3]. В таможенном деле даже появилась название соответствующей проблемы – вопрос происхождения страны товара. В таких условиях теряется возможность регулирования размеров импорта путем повышения и понижения пошлин, что ведет к потере доходов от импорта из третьих стран.

Вторая форма интеграции предусматривает формирование таможенного союза. Таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории[4].

Это особая интеграционная группа, которая характеризуется не только отсутствием ограничений во взаимной торговле, но и договоренностью о единых таможенных тарифах по отношению к третьим странам, а также свободным перемещениям товаров и услуг внутри этой группы стран[5]. Таможенный союз является достаточно завершенной формой. В то же время, ограничиваясь сферой торговли, он сам таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность в переходе к более сложным формам.

С другой стороны, – такая форма создает, иногда, существенные различия в правилах торговли внутри и вовне, что можно рассматривать как режим дискриминации торговли с точки зрения, например, ГАТТ. Вместе с тем ВТО признает таможенные союзы. По мнению ряда экспертов, это дань истории, – именно таможенные союзы сыграли огромную роль в развитии средневековой Европы.

Третья форма интеграции носит название – международное экономическое сообщество или общий рынок. При этом термин «рынок» свидетельствует о приверженности государств принципам свободной конкуренции, а термин «общий» не только говорит о стремлении достичь в конечном счете объединения экономик государств-членов, но и определяет совместный характер их образа действий для достижения поставленной цели. Если ЗСТ и ТС устанавливает лишь свободу перемещения товаров в пределах интеграционного блока, то в настоящее время границы пересекают не только товары, но также услуги, капиталы и рабочая сила, в последних случаях государство жестко регулирует этот процесс. Таким образом, беспрепятственное движение товаров через границы еще не обеспечивает установления такого же порядка пересечения этих границ для услуг, капиталов и рабочей силы[6].

Иными словами ОР предполагает устранение препятствий для движения всех факторов производства[7]. Но также важно, что происходит сближение национальных законодательств, стандартов, а также развития институциональных основ интеграции, формирование общих органов управления объединительными процессами.

Четвертая форма интеграции – экономический и валютный союз, которому присущи общая система регулирования экономической политики и общая валютная система. Он отличается от общего рынка тем, что национальные валюты интегрирующихся стран заменяются единой для всех стран союза, регулируемой общим центральным банком.

При создании экономического союза все национальные системы государственного регулирования хозяйства ликвидируются и заменяются одной, разработанной общими управленческими органами интеграционного блока. Эта политика претворяется в жизнь государством каждой страны.

Реализация четырех перечисленных процессов по сути означает завершение экономической интеграции. Полная экономическая и политическая интеграция. В данном случае речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование. Это предполагает не просто согласование, но проведение унифицированной, фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы.

Создание политического союза предполагает глубокое, всестороннее сотрудничество государств-партнеров на постоянной и долгосрочной основе, порождающей специфические институционализационные и организационные формы их повседневного взаимодействия.

В целом, можно сказать, что различия между экономикой группы стран и экономикой отдельной страны, которые ликвидируются в процессе региональной международной экономической интеграции, сводятся к следующим:

1. Если в пределах одной страны товары, услуги, капитаны и рабочая сила перемещаются свободно, то переход их из одного государства в другое обычно является объектом государственной регистрации и контроля. Чаще всего существенно ограничивается и используется государствами для пополнения своих доходов за счет взимания значительных денежных сумм в форме таможенных пошлин, платы за получение лицензий на ввоз товаров и т.п.

2. Товары, услуги, капиталы и рабочая сила, мигрирующие из одного региона страны в другой, все время остаются в пределах действия системы государственных законов этой одной страны, в том числе таких, которые регулируют экономические отношения. В отличие от этого товары, услуги, капиталы, рабочая сила, перемещаются за границу, переходят из одного юридического пространства в другое, что создает ряд сложностей (двойное налогообложение, несовпадение технических, экологических, санитарных норм и др.)

3. В масштабах групп стран существует несколько валют и центральных банков, регулирующих обращение денег, в то время как во всех регионах одной страны в обороте находится одна национальная валюта, регулируемая одним центральным банком.

4. Международное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы являются объектом специальных межправительственных договоров и соглашений, положения которых не распространяются на экономические отношения, существующие внутри страны. Уменьшение всех этих различий вплоть до их полной ликвидации и есть процесс международной региональной экономической интеграции.

На этом этапе вызревает необходимость и постепенно формируется новый многонациональный субъект международных отношений, происходит движение к созданию единого федеративного или конфедеративного государства.

Н.К. Исингарин, Председатель Интеграционного комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации в 1996 г., предложил рассматривать и политическую интеграцию как процесс, проходящий определенные этапы. По его мнению, это:

1. Самостоятельность. Суверенные государства и нормальные, построенные на международных нормах и правилах отношения между ними.

2. Взаимодействие. Установление более тесных двух- или многосторонних отношениях на основе договоров о дружбе и взаимопомощи, иных отношений, определяющих близость внешней и внутренней политики.

3. Согласованность. Формирование отношений, устанавливающих практику взаимного согласования внутренней и внешней политики, совместных действий по тем или иным проблемам, затрагивающих интересы договаривающихся государств. Создание координирующих органов с определенными функциями.

4. Единство. Проведение договаривающимися сторонами единой политики по основным проблемам жизнедеятельности государств. Формирование единой системы управления такими вопросами, как оборона, внешняя политика, внешнеэкономическая деятельность и ряд других, при сохранении суверенитета участников. Структурно – это может быть союз, сообщество государств.

5. Конфедерация. Формирование структур общей государственности с единым управляющим центром, который наделен правами и функциями, добровольно делегированными государствами, в результате чего их суверенные права значительно сужаются.

6. Федерация. Формирование единого государства, в котором вошедшие в его состав государства на принципах добровольности передают основные властные права федеральному центру, сохраняя за собой оговоренную компетенцию в своей внутренней жизни.

7. Унитария. Суверенное государство, в котором административно-территориальные образования обладают правами деятельности в пределах законов этого государства.

Очевидно, что это справедливо с точки зрения концепции федерализма. Функционализм говорит о неком новом функциональном содружестве. Развитием интеграционных процессов по К. Дойчу является «сообщество безопасности».

Переход от низших стадий (форм) интеграции к более высокой ее форме есть этап интеграции[8].

Одна из наиболее значительных тенденций развития международных отношений в последние годы – рост числа региональных торговых объединений. Сейчас фактически каждая страна входит, по меньшей мере, в одну такую группировку. В последнее время наряду с бурным количественным ростом наблюдается также качественные изменения в характере договоренностей о региональной интеграции. По мнению М. Шиффа и А. Уинтерса, – три из них заслуживают особого внимания[9]:

- Переход от «замкнутой» к более открытой модели региональной интеграции. Новая волна региональных соглашений, как правило, демонстрируют большую открытость и приверженность идее стимулирования международной торговли, а не контроля над ней.

- Признание того, что наряду со снижением тарифов и квот для эффективной интеграции необходимо устранение других барьеров, в частности, обеспечение так называемой глубокой интеграции.

- Возникновение торговых блоков, в которых страны с высоким доходом и развивающиеся страны выступают в качестве равноправных партнеров – так называемых «соглашений Север-Юг».

Происходящая в последнее время активизация процесса региональной интеграции обусловлена целым рядом факторов:

- Стремление правительств показать себя сторонниками более привлекательной политики, включая демократические преобразования, и информировать об этом отечественных и иностранных инвесторов.

- Стремление обеспечить более надежный доступ к важнейшим рынкам.

- Воздействие глобализиции, заставляющее компании и страны повышать экономическую эффективность посредством выхода на более крупные рынки, усиления конкурентной борьбы и доступа к зарубежным технологиям и иностранным инвестициям.

- Стремление правительств сохранить суверенитет путем объединения с другими странами в сфере управления экономикой, где большинство национальных государств не могут действовать в одиночку в силу своих небольших размеров.

- Стремление подтолкнуть систему многостороннего сотрудничества к осуществлению более быстрых и глубоких мероприятий в конкретных областях и тем самым показать, что на ГАТТ свет клином не сошелся и что можно создавать и более мощные блоки, способные функционировать в рамках системы ГАТТ.

- Стремление помочь соседним странам добиться стабильности и процветания как из альтруистических побуждений, так и для того, чтобы избежать распространения социальных волнений и миграции населения.

- Страх остаться за бортом в то время, как третьи страны будут вовлечены в процесс региональной интеграции; сознание того, что отказ от участия в этом процессе принесет реальный вред не участвующим странам, или просто ощущение, что «раз вокруг это делают, почему бы и нам не попробовать?»[10]

Из более фундаментальных причин мы бы выделили следующие:

- Крах советской гегемонии, в результате которого страны Восточной Европы и Балтии встали на путь демократии капитализма, государства Западной Европы начали искать пути упрощения и ускорения этого перехода.

- Изменившееся понимание роли открытости в развитии экономики наряду с естественным стремлением разработчиков политики ограничить неблагоприятные издержки перехода к односторонней недискриминационной либерализации.

- Потребность в обеспечении внутренней динамики реформ, направленных на достижение большей открытости, при одновременной минимизации политических проблем, возникающих в результате разрушения существующих источников доходов и рентных платежей.

- Изменение отношения США к торговым блокам – от активной враждебности к откровенно восторженной позиции. Этот сдвиг поощрял развитие региональных интеграционных соглашений и одновременно уменьшал дипломатическое давление – как явное (через ГАТТ), так и скрытое – на страны, имевшее целью удержать их от участия в таких соглашениях. Он был обусловлен – по крайней мере, частично – разочарованием, выраженным в связи с медленным развитием многостороннего процесса. Также важную, хотя и не столь явную, роль сыграли такие факторы, как влияние деловых кругов на выработку политического курса в США, снижение конкурентно – способности американской промышленности и растущее нежелание нести бремя расходов по управлению мировой системой, не получая прямой отдачи в виде новых рынков. С окончанием «холодной войны» исчезло главное оправдание таких затрат, и дискуссии все более сосредоточивались на меркантилистских целях, что всегда было типично для менее крупных держав[11].

Процесс сотрудничества и интеграция – различные процессы. По Балашши процесс сотрудничества предполагает проведение действий, направленных на уменьшение различного рода дискриминаций, то процесс интеграции предполагает уничтожение дискриминации.

Основой традиционного анализа интеграции является концепция Дж. Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зоны свободной торговли или ТС.

В своей модели Винер выделял эффект «создания торговли» (trade creation) – замещение производства в стране более дешевым импортом из стран – членов интеграционной группировки, и эффект «искажения», или «отклонения торговли» (trade diversion) – замещение импорта из стран, не входящих в группировку, более дорогим импортом из стран-членов. По его мнению, «отклонение торговли» негативно влияет на благосостояние страны, так как ухудшает глобальную эффективность, а «создание торговли» – положительно, поскольку ведет к углублению специализации стран в связи с созданием зоны беспошлинной торговли[12].

Таким образом, региональная интеграция может рассматриваться как торговая политика. При этом возникновение РИС почти всегда увеличивает объем торговли между входящими в него странами. Международная торговля предлагает важное средство усиление конкуренции в виде доступа к рынкам для новых поставщиков.

Следующий положительный эффект следует из рассмотрения региональной интеграции и получения инвестиций. РИС стимулируют инвестиции. Логика здесь состоит в следующем: более обширные рынки, усиление конкуренции и повышение доверия к политике должны стимулировать инвестиции и тем самым увеличивать доходы.

И, наконец, региональная интеграция стимулирует экономический рост и способствует рациональному размещению производства.

Современная теория роста – так называемая теория эндогенного роста – придает особое значение роли знаний в стимулировании производительности и экономического роста. Знания можно с успехом передавать из одной страны в другую по каналам международных связей и посредством торговли[13].

Очевидно, что как преимущества, так и издержки интеграционных процессов зависят от многих факторов. В их числе такие как: уровень развития экономики в целом, развитие основных отраслей, взаимодополняемость экономик или наоборот их конкурентность. Для региона СНГ важнейшей задачей развития считалась задача интегрирования в мировую экономику. Что сделать было невозможно без соответствующей модернизации.

Понятие «модернизация» широко используется в различных науках, политических декларациях, публицистике, образовании и тесно связано с такими предполагающими позитивные изменения понятиями как «перестройка», «нововведение», «развитие». Использование этого понятия естественно в меняющимся информационном обществе. Символами экономической модернизации настоящего времени является»экономика знаний», «инновационная экономика», «экономика разнообразия», «глобализация экономики»[14].

Изначально в западной теории под модернизацией понималась обусловленность индустриализации развивающихся стран переходом к демократическим формам правления. Политическая модернизация страны на основе демократических ценностей рассматривалась как залог встраивания страны в международное сообщество индустриальных демократий[15]. В общем плане политическая модернизация отрицает формирование, развитие и распространение политических институтов, способность улучшить позиционирование государства в международных экономических и политических отношениях. Под экономической модернизацией в связи с этим следует понимать структурные, технологические и институциональные изменения в национальной экономике, направленные на повышение ее международной конкурентоспособности.

Мировой опыт показывает, что модернизация осуществляется при одновременном использовании национальных ресурсов и привлекаемых в страну иностранных инвестиций, новых знаний и технологий. При этом модернизация становиться креативной (пионерской), если разрабатываемые в стране технологические и институциональные нововведения получают признание и начинают распространятся по миру, принося стране определенный рентный доход.

Другой тип модернизации, который можно назвать адаптивным (имитационным), осуществляется путем внедрения заимствованных нововведений (в виде, например, промышленной сборки), что связано с определенными издержками на приобретение авторских прав, патентов, лицензий, оборудования, на инжиниринг, сервисное обслуживание и т.д. (выплатой инновационной ренты). Креативный и адаптивный типы модернизации в странах сочетаются в разной пропорции, отражающей их экономический и инновационный потенциал.

В экономическом росте всегда присутствуют составляющие, связанные как с наращиванием традиционных производств, так и с развитием новых видов экономической деятельности. Соотношение между традиционной и «новой» составляющей постепенно изменяется, вызывая, тем самым, структурные изменения в национальной экономике. Потенциал наращивания старого и нового у стран разные. Вместе с тем до сих пор наиболее высокие темпы роста наблюдаются у тех стран, у которых имеются возможности существенно нарастить экспортный потенциал традиционных сферах.

Очевидно, что интеграционные процессы не могут идти только в одной сфере. Для развития, например, экономической интеграции необходимы политические решения. Но в тоже время сферы интеграции следует рассматривать раздельно. Если вернуться к сфере политической, то следует сказать, что участие в СНГ, на первоначальном этапе, рассматривалось большинством стран бывшего СССР в качестве дополнительной возможности скорее создать собственную государственность и войти в международное сообщество суверенных государств. Этот процесс стал весьма конфликтным. Поэтому, особенно на первом этапе развития, политическая интеграция в СНГ свелась к политико-военной, связанной с преодолением военных конфликтов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...