Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Территориально-политическая система Украины 4 глава




В связи с падением производства на ТЭС резко увеличилось значение атомной энергетики. На Украине работают четыре АЭС – Запорожская (5700 МВт, мощнейшая в Европе), Южно-Украинская (3000 МВт), Ровенская (2835 МВт), Хмельницкая (2000 МВт). Чернобыльская АЭС была закрыта в 2000 г.

Большую роль в обеспечении электроэнергией в годы первых пятилеток и послевоенный период сыграли ГЭС. Основной каскад ГЭС построен на Днепре, в его состав входят шесть станций: Киевская (388,8 МВт), Каневская (444 МВт), Кременчугская (625 МВт), Днепродзержинская (352 МВт), Днепровская (1500 МВт), Каховская (351 МВт). Ещё один каскад ГЭС работает на Днестре. Существует и ряд малых ГЭС. В целом роль гидроэнергетики на сегодня невелика.

Некоторое развитие получила и альтернативная электроэнергетика. В Причерноморье сосредоточены и основные мощности украинской ветровой электроэнергетики. Самая крупная станция – Ботиевская – имеет мощность 200 МВт. Строились и солнечные станции, но большая часть из них в 2014 г. была потеряна вместе с Крымом.

Наиболее мощные тепловые станции входят в состав шести государственных и частных акционерных энергокомпаний: «Центрэнерго», «Донбассэнерго», «ДТЭК Западэнерго», «ДТЭК Днепрэнерго», «ДТЭК Киевэнерго», и ООО «ДТЭК Востокэнерго». Государственные пакеты акций этих компаний принадлежат НАК «Энергетическая компания Украины». Все 100 % её акций, в свою очередь, принадлежат государству в лице Министерства энергетики и угольной промышленности. Украинские АЭС входят в структуру Национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом», ГЭС – в состав ПАО «Укргидроэнерго». Обе эти компании также являются государственными. Помимо государства, значимым игроком на рынке генерации электроэнергии является упоминавшаяся выше бизнес-группа ДТЭК, контролирующая четыре из шести перечисленных выше крупных энергокомпаний.

Передача электроэнергии находится в ведении НЭК «Укрэнерго» – вертикально интегрированной естественной монополии, также входящей в структуру Минэнергоугля. Структура компании построена по региональному принципу и объединяет семь электроэнергетических систем – Днепровскую, Донбасскую, Западную, Южную, Юго-Западную, Северную и Центральную, которым подчинены 32 структурные подразделения по эксплуатации магистральных и межгосударственных электрических сетей. В эксплуатационном обслуживании «Укрэнерго» находится 21,3 тыс. км воздушных линий электропередачи.

Чёрная металлургия Украины является одной из ведущих отраслей промышленности. Разработка железорудных месторождений Криворожско-Кременчугской железорудной зоны ведётся с 1881 г., марганцеворудные месторождения Никопольского бассейна осваиваются с 1886 года. Уже с конца XIX века территория нынешней Украины стала главным металлургическим районом в Российской империи, южная база оставалась ведущей и в советский период. Развитию отрасли способствовало уникальное территориальное сочетание близко расположенных друг к другу крупных запасов железных руд и коксующегося угля.

Сырьевой базой украинской чёрной металлургии являются руды Криворожского бассейна, Кременчугской магнитной аномалии и Белозерского железорудного района, а также марганцевые руды Никопольского бассейна. Разрабатываются богатые железные руды, магнетитовые кварциты и оолитовые бурые железняки. Основный объём добычи железной руды приходится на долю Кривбасса, разрабатываются также два месторождения Кременчугской магнитной аномалии и одно месторождение Белозерского района.

Богатые руды добываются на четырёх шахтах ПАО «Криворожский железорудный комбинат», на шахтах «Юбилейная» и им. Фрунзе ПАО «ЕВРАЗ Сухая балка» (Кривой Рог) и на шахтах «Эксплуатационная» и «Проходческая» Запорожского железорудного комбината. Открытая добыча железистых кварцитов ведётся на карьерах Центрального, Северного, Южного, Криворожского («АрселорМиттал Кривой Рог»), Ингулецкого, Полтавского горно-обогатительных комбинатов. По объёму добычи железной руды Украина занимает второе место в СНГ и шестое в мире.

Марганцевые месторождения Никопольского бассейна разрабатываются Орджоникидзевским (западная часть бассейна) и Марганецким (восточная часть) ГОКами. До 50-х гг. добыча велась подземным способом. С созданием мощного карьерного горнотранспортного и выемочного оборудования начал внедряться открытый способ добычи, который на сегодня является господствующим. Лишь на Марганецком ГОКе работают пять шахт для подземной добычи. Для отработки Большетокмакского месторождения был построен Таврический опытно-промышленный ГОК и шахта проектной мощностью 2 млн. т руды в год. Однако в 1995 г. из-за низкой производительности и ряда других причин добыча и переработка руды здесь была прекращена, а предприятия законсервированы.

Металлургический кокс получается из донецкого угля, коксохимические заводы функционируют в Запорожье, Днепродзержинске, Донецке, Макеевке, Алчевске и Авдеевке. На территории Донецкой области и в Крыму имеются и месторождения флюсовых известняков. Расстояние между Кривым Рогом и западными угледобывающими районами Донбасса составляет всего 250–300 км.

Таблица 7

Производство продукции чёрной металлургии, млн. т

                         
Железная руда Чугун Сталь Готовый прокат 6,9 2,9 2,4 2,1 20,2 9,6 8,9 6,5 59,1 24,2 26,2 18,0 41,4 46,6 32,7 46,5 53,7 36,0 44,9 52,6 38,6 55,9 25,7 31,8 22,6 78,5 27,4 33,3 17,6 80,9 28,9 35,5 19,5 82,0 28,5 33,1 18,5   29,1 33,2 17,8   24,8 27,1 14,4

 

Большая часть продукции чёрной металлургии производится на предприятиях полного цикла. Сложилось три ареала черной металлургии. Первым из них является Донбасс. Здесь используется местный уголь, а железная и марганцевая руда поступают из Приднепровья. Крупнейшие металлургические предприятия работают в Донецке (несколько компаний – «осколков» некогда единого и крупного Донецкого металлургического комбината), Алчевске (ПАО «Алчевский металлургический комбинат»), Енакиево и Макеевке (ПАО «Енакиевский металлургический завод»). Трубное производство имеется в Харцызске и Луганске. ПАО «Харцызский трубный завод» – крупнейший в СНГ завод-изготовитель прямошовных электросварных труб большого диаметра от 508 до 1422 мм для магистральных газо- и нефтепроводов. Завод по производству ферросплавов функционирует в Стаханове.

В Приднепровье сформировался второй район производства металла на местном сырье и донецком угле. В этом регионе работают Криворожский («АрселорМиттал Кривой Рог»), Запорожский («Запорожсталь» и «Днепроспецсталь»), Днепропетровский (ЕВРАЗ ДМЗ им. Петровского), Днепровский (ПАО «Днепровский металлургический комбинат им. Ф.Э. Дзержинского»; г. Днепродзержинск) комбинаты. Трубопрокатное производство представлено заводами в Новомосковске, Нижнеднепровске и Никополе.

В Приднепровском регионе действуют и основные предприятия по производству марганцевой продукции. Наиболее крупные из них – ферросплавные заводы в Запорожье и Никополе.

Третий центр чёрной металлургии сформировался в Мариуполе на базе донецкого угля и (первоначально) руд Керченского полуострова, здесь работают Мариупольский комбинат имени Ильича, комбинат «Азовсталь» и завод «Азовэлектросталь».

Как и другие отрасли индустрии, черная металлургия в постсоветский период оказалась в тяжёлом положении. Производство стали в 1988 г. достигло рекордного объёма в 56,5 млн. т, а к 2014 г. сократилось до 27,1 млн. т. Тем не менее, по величине этого показателя Украина занимает восьмое место в мире. Технический уровень отрасли весьма низок – мартеновским способом в 2012 году было произведено 23 % украинской стали. Это один из самых высоких показателей в мире. Из-за узости внутреннего рынка (вызванного крахом украинского машиностроения) отрасль очень сильно зависима от экспорта – лишь 20 % украинской металлопродукции идёт на внутреннее потребление.

Украинская чёрная металлургия в значительной степени монополизирована. Крупнейшей компанией на рынке является холдинг «Метинвест», контролирующий до 40 % добычи руды и производства стали. Эта компания является частью упоминавшейся ранее ФПГ System Capital Management. ТНК ArcelorMittal владеет Криворожским металлургическим комбинатом, производящим пятую часть украинской стали и свыше четверти проката. Схожие масштабы деятельности – у корпорации «Индустриальный союз Донбасса», владеющей Днепровским и Алчевским комбинатами.

Цветная металлургия работает главным образом на привозном сырье. Алюминиевая промышленность представлена Николаевским глинозёмным заводом и Запорожским алюминиевым комбинатом (ЗАлК). Последний использует для работы электроэнергию ДнепроГЭС. Сырьём для Николаевского завода служат импортные гвинейские бокситы. Производство глинозёма в 2011 году составило 1601 тыс. т. ЗАлК находится в состоянии многолетнего кризиса и алюминий на сегодня практически не выпускает (в 2011 г. выпущено лишь 7 тыс. т). Оба предприятия контролируются российским холдингом «РусАл».

Титано-магниевая промышленность представлена Вольногорским горно-металлургическим комбинатом, разрабатывающим открытым способом Малышевское месторождение тяжёлых минералов, и Иршанским ГОКом, сырьём для которого служит одноимённая группа месторождений титановых руд в Житомирской области. Получаемый на комбинатах ильменитовый концентрат поступает на государственный Запорожский титано-магниевый комбинат. Предприятия ежегодно производят около 600 тыс. т титана и его соединений. В Запорожье производится также полупроводниковая продукция (германий, кремний и их соединения) и др. Вольногорский ГМК, помимо титанового сырья, производит гафний и цирконий. Эти же металлы производятся в Днепродзержинске небольшими частными фирмами, образовавшимися на месте крупного Приднепровского химического завода, ранее входившего в состав атомной промышленности СССР.

В Кировоградской области на привозном сырье работает Побужский ферроникелевый комбинат – единственное в бывшем СССР предприятие, производящее в промышленном масштабе ферроникель из бедных окисленных никельсодержащих руд. Объём производства 2011 года – 90 тыс. т ферроникеля и 17 тыс. т металлического никеля.

Свинцово-цинковая промышленность представлена заводами ЗАО «Свинец» и ЗАО «Цинк» в Константиновке. Продукция производится из вторичного сырья. Мощность заводов невелика – в 2011 году было произведено 55 тыс. т рафинированного свинца и 6,6 тыс. т цинка. Прокат различных цветных металлов (преимущественно медный) также из вторсырья производится в Донбассе, на Артёмовском заводе по обработке цветных металлов.

Машиностроению до недавнего времени принадлежала ведущая роль в структуре промышленности. На формирование его отраслевой структуры влияло наличие металлургической базы, квалифицированной рабочей силы и развитой транспортной системы. Характерно преобладание металлоёмкого и трудоёмкого машиностроения, ныне это – отрасли международной специализации, особенно в рамках СНГ. Значимой чертой отрасли традиционно являлся высокий уровень милитаризованности, ныне во многом утраченный. Ведущую роль играют тяжёлое и транспортное машиностроение, особенно железнодорожное и судостроение.

Постсоветский период стал временем глубокого упадка украинского машиностроения, которое в 2012 г. произвело лишь 12,6 % всей продукции промышленности. Объём производства во многих подотраслях уменьшился до мизерных объёмов: предприятия, осуществляющие полноценный серийный выпуск профильной продукции, являются скорее счастливым исключением. Причины этого печального явления традиционны для постсоветского пространства: разрыв кооперационных связей, существовавших ранее в едином государстве; крах военной промышленности; неконкурентоспособность большинства изделий отрасли на мировом рынке; утрата квалифицированных кадров. Дополнительными негативными факторами стали глобальный кризис 2008–2009 гг. и вступление Украины в ВТО, существенно сузившее возможности государства по поддержке отечественного производителя. Более или менее устойчиво положение лишь предприятий, работающих на российский рынок или в кооперации с российскими заводами.

Следствием этих процессов стала значительная дестабилизация и хаотизация территориальной организации украинского машиностроения. Регион – лидер в той или иной подотрасли машиностроения из-за изменившейся рыночной конъюнктуры может за считанные годы превратиться в аутсайдера и наоборот. Наименования машиностроительных заводов зачастую обманчивы: отнюдь не исключительны случаи, когда предприятия выживают преимущественно за счёт выпуска непрофильной продукции.

Наличие мощной металлургической базы на Украине способствовало формированию здесь разнообразного тяжёлого машиностроения, традиционно ориентирующегося именно на источники металла. Продукция украинского тяжёлого машиностроения находит сбыт на рынках как СНГ, так и дальнего зарубежья. В то же время Украина весьма активно импортирует такого рода продукцию. Основные центры этой отрасли расположены в восточной части Украины – именно здесь локализованы как источники сырья для тяжёлого машиностроения, так и главные потребители его продукции – металлургия, угольная промышленность, электроэнергетика.

Производство горно-шахтного оборудования развито в Донецкой области, причём в значительной степени оно ориентировано на нужды угольной промышленности. Предприятия работают в Дружковке (ПАО «Дружковский машиностроительный завод»), Горловке (АО «Горловский машиностроитель»), Донецке (ПАО «Донецкгормаш»). Харьковское ПАО «Свет шахтёра» специализируется на производстве забойных скребковых конвейеров и струговых установок, завод ЧАО «Криворожский завод горного оборудования» изготавливает запасные части, детали и узлы для горно-обогатительного и горнодобывающего оборудования. Крупнейшие предприятия отрасли объединены в составе концерна «Горные машины».

В сегменте производства металлургического и подъёмно-транспортного оборудования ведущим центром является Краматорск, где работают Новокраматорский и Старокраматорский машиностроительные заводы и Краматорский завод тяжёлого станкостроения. Развито это производство также в Днепропетровске (НПО «Днепротяжмаш», ПАО «Днепропетровский завод прокатных валков»), Мариуполе (ПАО «Азовмаш»), Лутугино и Дебальцево. «Днепротяжмаш» и «Азовмаш» – заводы-«универсалы», производящие самую широкую номенклатуру продукции тяжёлого машиностроения. Наиболее значительное предприятие по производству коксохимической продукции работает в Славянске.

Главные центры энергетического машиностроения – Сумы (НПО имени М.В. Фрунзе), Краматорск (ПАО «Энергомашспецсталь») и Харьков (ПАО «Турбоатом»). Харьковский завод – один из крупнейших в СНГ производителей паровых и гидравлических турбин для электростанций всех видов. ГП «Зоря – Машпроект» в Николаеве выпускает все виды газовых турбин.

Украина – один из крупнейших в бывшем СССР центров транспортного машиностроения. В 2012 году этот сегмент дал 42 % всей машиностроительной продукции. Три четверти от этого объёма пришлось на долю железнодорожного машиностроения. В Луганске действует крупнейший в бывшем СССР завод по производству магистральных грузовых тепловозов (ПАО «Лугансктепловоз»), в советский период фактически являвшийся монополистом в этом сегменте железнодорожного машиностроения. Это предприятие входит в состав российского объединения «Трансмашхолдинг», 76 % его акций принадлежат российскому ОАО «Брянский машиностроительный завод». На сегодня основная продукция «Лугансктепловоза» – двухсекционные магистральные тепловозы 2ТЭ116У мощностью 2×3600 л.с., поступающие на Российские железные дороги (в 2013 году произведено 145 секций). В незначительных количествах производятся электровозы и моторвагонный подвижной состав для Украинской железной дороги.

В Днепропетровске после распада СССР совместно с немецким концерном Siemens было развёрнуто производство магистральных электровозов постоянного тока (НПО «ДЭВЗ»; в советский период этот завод производил промышленные электровозы и тяговые агрегаты). После 2008 года, выпустив около полусотни машин, завод прекратил это производство.

Вагоностроение – также одна из отраслей специализации транспортного машиностроения, как правило, ориентирующегося на крупные металлургические базы. Ведущий центр производства грузовых вагонов – Мариуполь («Азовмаш»), кроме того, эта продукция выпускается также в Кременчуге (Крюковский вагоностроительный завод), Днепродзержинске (ПАО «Днепровагонмаш») и Стаханове. «Азовмаш» традиционно специализируется на производстве железнодорожных цистерн, на остальных заводах выпускаются преимущественно полувагоны.

До 70–80 % продукции украинского вагоностроения поступает российским операторам. По объёму экспорта грузовых вагонов Украина занимает первое место не только в СНГ, но и в мире. Ажиотажный спрос на вагоны в начале 2010-х гг. позволил отрасли достичь рекордных объёмов производства. Так, в 2012 году было произведено 47 тыс. товарных вагонов. Однако уже в 2013 году этот показатель резко уменьшился (до 25 тыс. штук), и в дальнейшем, вероятнее всего, продолжит сокращение.

На Крюковском заводе, помимо грузовых, производятся и пассажирские вагоны, но пока в незначительном количестве (в 2013 году – 74 штуки). Также здесь начато производство скоростных электропоездов ЭКр1 для Украинской железной дороги.

Наличие у Украины обширного выхода к Азово-Черноморскому бассейну предопределило появление здесь мощного судостроения, возникшего ещё в XVIII веке, с появлением здесь русского Черноморского флота. Период расцвета отрасли пришёлся на советское время, когда черноморские судоверфи производили треть продукции мирового военного кораблестроения: здесь строились тяжёлые авианесущие крейсеры, ракетные крейсеры, дизель-электрические подводные лодки, научно-исследовательские суда для ВМФ СССР. Работало и мощное гражданское судостроение: именно на Украине была построена серия морских танкеров «Крым» дедвейтом 150 тыс. т – самых крупных транспортных судов советской постройки.

Предприятия морского судостроения имеются в Николаеве (заводы «Океан», имени 61 коммунара и Черноморский судостроительный), Херсоне (завод «Паллада»), Киеве (ПАО Завод «Ленинская кузница»). Эти же города являются и центрами научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в области судостроения. Предприятия речного судостроения имеются в Киеве, Запорожье, Килии.

Судостроение на Украине, как и в других постсоветских странах, находится в состоянии глубокого многолетнего кризиса. На сегодня предприятия отрасли загружены лишь на 15–25 % своих мощностей. Выпуск полнокомплектных судов исчисляется единицами, заводы в основном занимаются судоремонтом, либо выступают в роли субподрядчиков иностранных судостроительных фирм.

Украина в советское время являлась важным элементом комплекса авиационной промышленности СССР. Здесь был, в частности, построен самый большой в мире по грузоподъёмности транспортный самолёт Ан-225 «Мрiя». В Киеве расположено одно из ведущих авиационных конструкторских бюро – АНТК «Антонов». Самолётостроительные заводы функционируют в Киеве («Авиант») и Харькове, в Запорожье расположено одно из крупнейших в бывшем СССР предприятий по выпуску авиадвигателей (ОАО «Мотор Сич»). Производство авиатехники на этих заводах ныне, однако, крайне незначительно. В частности, ежегодно производится не более 1–2 региональных пассажирских самолётов Ан-148 и Ан-158.

Днепропетровск – «столица» ракетно-космической промышленности Украины. Здесь работает одно из крупнейших на территории бывшего СССР предприятий этой отрасли – Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова (Южмаш). В настоящее время он выпускает ракетоносители «Зенит», «Днепр» и «Циклон», космические аппараты и ракетные двигатели. В этом же городе размещено КБ «Южное» им. М.К. Янгеля, занимающееся разработкой новых систем космической техники.

О масштабах производства на «Южмаше» говорит тот факт, что ежегодно осуществляется от 3 до 8 запусков ракетоносителей, изготовленных на днепропетровском предприятии. В советское время в отдельные годы в космос отправлялось более двух десятков южмашевских ракет.

Троллейбусы производятся в Львове (Львовский автобусный завод) и Луцке («Богдан»). В 2011 г. выпущено 224 машины. Вагоны для метрополитена выпускаются Крюковским заводом (Кременчуг). В 2013 году в Львове начато совместное с Германией производство трамвайных вагонов для узкоколейных систем.

На Украине имеется автомобильная промышленность. Крупнейший автомобильный завод страны располагается в Запорожье («ЗАЗ»), здесь осуществляется производство всех видов автомобилей – легковых, грузовых (с 2003 г.) и автобусов (с 2006 г.). После распада СССР этот завод в основном сосредоточился на производстве машин иностранных марок (в т.ч. российских). Сборочное производство российских и корейских легковых автомобилей и грузовиков Isuzu осуществляется также в Черкассах на заводах корпорации «Богдан». Другие автосборочные заводы функционируют в Кременчуге и близ Ужгорода (Škoda; ЧАО «Еврокар»).

В Кременчуге работает завод (холдинговая компания «АвтоКрАЗ») по производству тяжёлых грузовиков гражданского и военного назначения. Наиболее крупный производитель автобусов – Львовский автобусный завод, специализирующийся на выпуске городских, пригородных и междугородных автобусов большой вместимости. Однако подавляющее большинство выпуска составляют автобусы средней и малой вместимости, производимые компаниями «Богдан» (Луцк) и «Эталон» (Пролиски, Чернигов). Сборочное производство автобусов имеется и в Херсоне (ООО «Херсонский автосборочный завод «Анто-Рус»).

В 2008 г. в стране произведено 424 тыс. автомобилей, в т.ч. 402 тыс. легковых и 10,1 тыс. автобусов (в советское время выпускалось не более 200 тыс. штук всех видов автомобилей в год). Однако в кризисном 2009 г. произошёл обвал производства. Оправиться от этого удара украинское автомобилестроение так и не смогло. По итогам 2013 года отрасль выпустила 45,8 тыс. легковых, 2,0 тыс. грузовых автомобилей и 2,6 тыс. автобусов.

Некогда значительные украинские тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение после перехода к рыночной экономике пришли в глубокий упадок. Производство тракторов сосредоточено в Харькове (ПАО «Харьковский тракторный завод»). В 2013 г. произведено лишь 4,3 тыс. тракторов (в 1970 г. – 148 тысяч). В то же время сборочные производства ХТЗ действуют в России и Казахстане.

Зерноуборочные комбайны традиционно ввозились из России, в постсоветский период предпринимались попытки импорта западной техники, ныне комбайны производятся в небольших количествах на ООО «Херсонский машиностроительный завод». С 2012 года предприятие полностью перешло на выпуск комбайнов нового поколения «Скиф». Объём производства, однако, ничтожен – в 2013 году всеми производителями выпущено всего 68 машин.

Завод ПАО «Червона зiрка» в Кировограде – ведущий производитель посевной техники в СНГ. Производство свеклоуборочных комбайнов, ранее развитое в Тернополе и Днепропетровске, в постсоветское время прекратилось.

Практически полностью потеряно за постсоветские годы и украинское станкостроение. Традиционной специализацией было производство станков токарной группы, хотя изготавливалась практически вся номенклатура металлорежущих и деревообрабатывающих станков. В 1991 г. было выпущено 37,7 тыс. металлорежущих станков (второе место в СССР после РСФСР), ныне производство сократилось до 117 металлорежущих и 1,3 тыс. деревообрабатывающих станков в год (2013). Сравнительно жизнеспособны, помимо упоминавшегося выше КЗТС, также Харьковский станкостроительный завод имени С.В. Косиора (ОАО «Харверст»; круглошлифовальные станки) и Одесский завод «Микрон».

Среди других отраслей машиностроения следует отметить электротехническую промышленность, дающую около четверти машиностроительной продукции. Электродвигатели и генераторы выпускаются в Харькове (ГП Завод «Электротяжмаш», ОАО «ХЭЛЗ «Укрэлектромаш», ПАО «Электромашина»), Хмельницком (ПАО «Укрэлектроаппарат»), Первомайске, Днепропетровске, Новой Каховке, Полтаве. Главный центр производства электрических трансформаторов – Запорожье, где действуют заводы ПАО «Запорожский завод сверхмощных трансформаторов», ПАО «Запорожтрансформатор», ПАО «Завод малогабаритных трансформаторов», КО «Запорожский завод высоковольтной аппаратуры», ПАО «Преобразователь». Другие производители трансформаторов – Николаев (ОАО «Ингул») и Одесса. Среди основных производителей электрокабельной продукции – Бердянск (ОАО «Азовкабель»), Одесса (ПАО «Одескабель» и др.), Донецк (ЗАО «Донбасскабель»), Харьков (ЗАО Завод «Южкабель») и др. Главный на сегодня производитель электрических ламп – львовский завод «Искра».

Радиоэлектронная промышленность и приборостроение, ранее занимавшие заметное место в структуре украинского машиностроения, в постсоветский период были практически полностью разрушены. Причинами этого стали высокая наукоёмкость и милитаризованность отрасли в советское время, глубокая интегрированность предприятий в общесоюзную отрасль, жёсткая конкуренция со стороны могущественных мировых ТНК радиоэлектронной промышленности в условиях либеральной внешнеторговой политики, неизменно проводимой украинским руководством.

Производство товаров бытовой электротехники и электроники имеет довольно ограниченный масштаб. Основной телевизионный завод работает в Львове и входит в состав концерна «Электрон». В 2012 году произведено 327 тыс. телевизоров (в 1990 г. – 3774 тыс.). Бытовые холодильники и кухонные плиты выпускаются в Донецке заводами группы «Норд», в 2011 г. было выпущено 508 тыс. холодильников. Стиральные машины марки Electrolux производятся в Ивано-Франковске, машины отечественных марок – в Мариуполе. Выпуск 2011 года составил 312 тыс. единиц (в 1990 г. – 788 тыс.).

Химическая промышленность Украины базируется на местном и привозном сырье и имеет развитую структуру, но с преобладанием отраслей основной химии. Начало отрасли было положено ещё в XVII веке, когда были построены соляные заводы в районе Северского Донца, а с 1778 г. началась разработка солотвинской каменной соли. Основная химия ведёт историю с 1881 г., когда был введён в эксплуатацию содовый завод в Юзовке (ныне Донецк), а затем в Славянске, позже из отходов коксохимии в Донбассе было налажено производство серной и азотной кислот. В годы первой мировой войны регион стал одним из главных в России производителей взрывчатых веществ, получавшихся из бензола, получаемого из донецкого угля.

Новый этап развития химической промышленности относится к 1930-м гг., когда были построены Горловский азотно-туковый комбинат, Дарницкий завод искусственного шёлка, заводы пластмасс в Харькове, Днепропетровске. В годы второй мировой войны отрасль вновь была практически полностью разрушена, восстановление ее начинается с 1944 г. с Лисичанского и Славянского содовых заводов. В 50-е гг. более интенсивно развивалось производство минеральных удобрений.

Горно-химическая промышленность представлена главным образом добычей хлорида натрия. Разработка запасов каменной соли ведётся подземным способом (Артёмовское месторождение) и подземным выщелачиванием (Славянское, Ефремовское и др.). Разработка Солотвинского месторождения в Закарпатье в настоящее время прекращена. В 2014 г. по всей Украине добыто 2485 тыс. т (в т.ч. в Донецкой области – 2459 тыс. т).

Добыча калийных солей, ранее широко развитая в Предкарпатье, на сегодня весьма незначительна. Практически не добывается и самородная сера – этот продукт получается в основном из отходов нефтепереработки и коксохимической промышленности.

Около трёх четвертей продукции химической промышленности даёт основная химия. Главная составляющая украинской основной химии – производство минеральных удобрений из привозного сырья, причём подавляющее большинство объёма выпуска приходится на долю азотных удобрений. Специализация на выпуске удобрений сформировалась ещё в советское время, что понятно, учитывая масштабы агропромышленного комплекса Украины. Суммарные мощности украинских заводов составляют около 5 млн. т в год. Предприятия по выпуску азотных удобрений действуют в Горловке (ПАО Концерн «Стирол»), Черкассах (ПАО «Азот»), Днепродзержинске (ПАО «ДнепрАзот»), Одессе (ПАО «Одесский припортовый завод»), Северодонецке (ПАО Северодонецкое объединение «Азот»), Ровно (ОАО «РовноАзот»). Подавляющее большинство производимых азотных удобрений составляет карбамид и аммиачная селитра. В качестве сырья используется российский природный газ и жидкий аммиак, поступающий из Тольятти по аммиакопроводу (на нём работает Одесский припортовый завод). В 2012 г. произведено 2934 млн. т азотных удобрений. Большая часть этой продукции экспортируется.

В Сумах и Днепродзержинске производятся комплексные удобрения. Калийные удобрения в крайне незначительном количестве вырабатываются в Прикарпатье (Стебник), фосфатные – в Днепродзержинске (ПАО «ДЗМУ»). Сырьём для производства фосфатных удобрений служат российские апатиты, алжирские и сирийские фосфориты. Калийные удобрения производятся из местного сырья.

Серная кислота производится в Жёлтых Водах (Восточный ГОК), Сумах и Константиновке (Константиновский государственный химический завод). Основной производитель каустической соды – днепродзержинское ПАО «ДнепрАзот». В качестве сырья используется местная каменная соль.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...