Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерное тематическое планирование и основные виды учебной деятельности




ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

курса «Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность. 5—7 классы»

Тематическое планирование предполагает вариативный принцип преподавания учебного курса в зависимости от запланированной учебной нагрузки и может реализовываться в разных вариантах, включая работу в урочное время, во внеурочное время (второй половине дня), а также в системе дополнительного образования:

· 35 ч (из расчёта 1 ч в неделю в течение одного года);

· 51 ч (из расчёта 1 ч в две недели в течение трёх лет обучения);

· 102 ч (из расчёта 1 ч в неделю в течение трёх лет обучения).

 

  Тема Форма занятия, виды учебной деятельности Характеристика основных видов деятельности (УУД)

Тема 1. Как формируются финансовые возможности (5 ч / 6 ч / 12 ч)

Анализ финансовых возможностей Лекция о финансах, финансовых возможностях и ограничениях. Проблемный семинар (анализ фрагмента литературного произведения, отражающего сущность финансов). Практическое · Устанавливать причинно- следственные связи между деньгами и финансами; возможностями и личными желаниями; · выстраивать        логическую цепь        рассуждений        при анализе           содержания литературных произведений; · оценивать     собственное понимание                        изученных финансовых терминов;

 

  занятие (ситуационные задания по оценке соответствия финансовых возможностей и желаний членов семьи с применением иллюстративного материала) Учебно- познавательная Учебно- практическая · анализировать выполнимые и невыполнимые желания членов семьи; · инициировать сотрудничество при работе с рисунками.
Доходы семьи Лекция о составе денежных доходов семьи. Проблемный семинар (работа с кейсами о труде, трудовом договоре и заработной плате) Учебно- познавательная · Объяснять содержание различных видов семейных доходов; · анализировать выдержки из Трудового кодекса РФ; · вносить                    необходимые изменения в план и способ действий с учётом изменившихся обстоятельств;

 

    · задавать вопросы при обсуждении финансовых ситуаций; · инициировать сотрудничество при работе с творческими заданиями.
Ступени финансового изобилия Практическое занятие (Практическая работа по определению отличий в уровне заработной платы работников разной квалификации, средней заработной платы, прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда с применением статистической информации, и фрагментов литературных произведений). Учебно- · Анализировать причинно- следственные связи между изобилием и изменением заработной платы; · выстраивать логическую цепь рассуждений во время обсуждения содержания литературных произведений; · приводить доказательства в пользу                   правильности собственной позиции; · составлять                          маршрут движения к финансовому изобилию; · идентифицировать отдельные            ступени финансового изобилия.

 

  практическая  
Доходы от имущества Лекция о классификации имущества, аренде и арендной плате. Проблемный семинар (обсуждение случаев мошенничества в сделках с имуществом; работа с классификацией имущества по материалам литературных произведений) Учебно- познавательная · Устанавливать причинно- следственные связи между наличием имущества и возможностями получения арендной платы; · классифицировать виды имущества; · анализировать возможности получения доходов от имущества; · оценивать                      вероятность мошенничества в сделках с имуществом; · инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций.
Творческая лаборатория финансиста Проблемный семинар (творческая групповая работа о финансовых · Устанавливать причинно- следственные связи по вопросам финансовой грамотности в литературе; · инициировать

 

  возможностях в сказке и в жизни – кейсы, головоломки, задания на установления соответствия, правильной последовательности и др. ). Учебно- исследовательская сотрудничество при работе с творческими заданиями.

Тема 2. Финансовая цель: принципы постановки и пути достижения (3 ч / 4

ч / 8 ч)

Как         поставить финансовую цель Творческая лаборатория финансиста Лекция о принципах постановки финансовой цели. Проблемный семинар (обсуждение вариантов действий для достижения личных финансовых целей; эссе «Моя финансовая цель») Учебно- · Устанавливать причинно- следственные связи между финансовыми возможностями              и выбранными целями; · анализировать финансовые возможности достижения личных целей; · анализировать варианты действий для достижения личных финансовых целей на примере жизненных ситуаций; · инициировать

 

  познавательная Учебно- исследовательская сотрудничество при работе с рисунком и                творческим заданием.
Финансовые резервы Лекция о правилах формирования резервного фонда семьи. Проблемный семинар (дискуссия о размере резерва и вариантах его хранения на примере литературных произведений) Учебно- познавательная · Выявлять преимущества формирования резервов семьи; · анализировать размер резерва и варианты его хранения на примере литературных произведений; · изучать правила формирования резервного фонда семьи; · инициировать сотрудничество при работе с рисунками.
Способы создания и хранения сбережений Лекция о порядке создания сбережений. Проблемный семинар (обсуждение отличий резервов и сбережений; анализ фрагментов литературных произведений о способах хранения · Устанавливать причинно- следственные связи между способами хранения сбережений и увеличением их размера; · сравнивать резервы и сбережения; · оценивать варианты безопасного хранения сбережений.

 

  сбережений). Учебно- познавательная  

Тема 3. От учета расходов к разработке бюджета (4 ч / 6 ч / 12 ч)

Семейные расходы Лекция о классификациях расходов семьи. Практическое занятие (решение ситуационных задач на группировку семейных расходов по различным основаниям) Учебно- практическая · Устанавливать причинно- следственные связи между желаниями членов семьи и запланированными расходами на конкретные покупки; · классифицировать виды расходов; · анализировать               и планировать состав расходов семьи; · оценивать необходимую сумму доходов для запланированных расходов семьи; · инициировать сотрудничество при работе с рисунками.
Налоги и налогоплательщики Лекция о признаках, элементах и классификации налогов (прямые и косвенные). Практическое · Объяснять признаки налогов; · устанавливать причинно- следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и последствиями для

 

  занятие (решение задач, отражающих особенности вычисления суммы прямого и косвенного налога) Учебно- познавательная Учебно- практическая неплательщиков; · анализировать элементы налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; · рассчитывать                              размер расходов с учётом налоговых выплат; · классифицировать налоги; · инициировать сотрудничество                                    при выполнении творческого задания.
Всем нужен финансовый план! Лекция о семейном бюджете. Практическое занятие (решение задач о состоянии и структуре бюджета семьи). Учебно- познавательная Учебно- практическая Учебно- исследовательская · Устанавливать причинно- следственные связи между состоянием семейного бюджета и планируемыми расходами, между изменением финансовых возможностей семьи и её расходами и доходами; · анализировать планы доходов и расходов семьи, их структуру на примере решения задачи; · оценивать        изменение финансовых возможностей семьи в различных ситуациях;

 

    · инициировать сотрудничество                                  при обсуждении                              правил планирования семейного бюджета.
Творческая лаборатория финансиста Проблемный семинар (групповая работа – дискуссия о необходимости и способах экономии денег на материалах сказок), Учебно- исследовательская · Устанавливать причинно- следственные связи между изменением финансовых возможностей сказочных персонажей и их расходами за счёт экономии денежных средств; · инициировать сотрудничество при обсуждении финансовых ситуаций, изложенных в литературных произведениях.

Тема 4. Человек и многообразие банковских услуг (5 ч / 7 ч / 14 ч)

Банковские услуги Лекция о коммерческом банке, банковских услугах, банковских вкладах, счетах и картах. Проблемный семинар (дискуссия о преимуществах и · Устанавливать причинно- следственные связи между суммой дохода человека и необходимостью открытия карточного счёта; · выявлять преимущества и недостатки                       банковской карты; · сравнивать банковский счёт и банковский вклад;

 

  недостатках наличных расчётов и расчётов банковской картой; кейс по материалам литературного произведения). Учебно- познавательная · анализировать                 наличные расчёты    и                   расчёты банковской           картой, проблемы                   при использовании                          наличных денег; · классифицировать виды банковских вкладов; · инициировать сотрудничество                       при выполнении                      творческого задания.
Как работает депозит Лекция о банковском депозите и банковском проценте. Практическое занятие (решение задач по определению размера накопленных банковских процентов, при размещении денег на банковском вкладе) Учебно- · Устанавливать причинно- следственные связи между суммой полученного дохода и капитализацией процентов; · сравнивать                       банковский вклад и депозит; · объяснять                       назначение банковских реквизитов; · сравнивать                       возможные варианты размещения денег на банковском счёте на примере решения задач; · вычислять                       банковский процент по формуле простого и сложного процента;

 

  познавательная Учебно- практическая Учебно- исследовательская · оценивать                       результаты выбора условий депозита на примере решения задач.
Банковский кредит Лекция о кредите, видах кредита и определении платежа по кредитному договору. Практическое занятие (решение задач о погашении кредита) Учебно- познавательная Учебно- практическая · Выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе                         вариантов кредитования; · объяснять содержание кредитного договора; · анализировать возможности получения и погашения кредита на примере решения задач; · аргументировать собственную точку зрения по вопросу о целесообразности досрочного погашения кредита.
Ипотечный кредит Лекция о сущности ипотеки, ипотечного кредита и залога. Проблемный семинар (кейс об особенностях приобретения · Устанавливать причинно- следственные связи между решением жилищной проблемы семьи и получением ипотечного кредита; · анализировать содержание ипотечного кредита; сроки

 

  жилья с использованием средств ипотечного кредита) Учебно- познавательная ипотечных кредитов, взятых россиянами; · оценивать требования к недвижимому имуществу, служащему для банка залогом.
Творческая лаборатория финансиста Проблемный семинар. Решение творческих заданий на основе литературного произведения (например, по материалам рассказа М. Твена «Банковский билет в миллион фунтов стерлингов»). Учебно- исследовательская · Анализировать проблемы при                 использовании наличных  денег                  по материалам литературного произведения; · инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания; · выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе содержания литературных произведений; · инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания.

Тема 5. Угрозы и способы защиты потребителя финансовых услуг (4 ч / 6 ч

/ 12 ч)

Если банк лишился лицензии… Лекция о кредитной организации, об основаниях для · Устанавливать причинно- следственные связи между отзывом у банка лицензии и

 

  отзыва у нее лицензии. Проблемный семинар (дискуссия о выборе надежного банка; кейс об ошибках заемщика) Учебно- познавательная возвратом денег, находящихся на банковском вкладе; · объяснять основания, отзыва лицензии у коммерческого банка; · выстраивать логическую цепь рассуждений при сравнительном                             анализе рекомендаций по вопросу выбора банка для открытия вклада; · инициировать сотрудничество                       при выполнении                      творческого задания.
Особенности микрофинансирования Проблемный семинар (ситуационный анализ последствий обращения в микрофинансовую организацию — работа с кейсами и схемами) Учебно- познавательная · Устанавливать причинно- следственные связи между причинами и последствиями обращения в микрофинансовую организацию; · выявлять плюсы и минусы микрофинансовых организаций; · анализировать конкретные ситуации различных людей, обратившихся в микрофинансовые

 

    организации; · аргументировать собственную позицию по рассматриваемым ситуациям.
Угрозы   семейным финансам Творческая лаборатория финансиста Проблемный семинар (ситуационный анализ финансовых угроз личным доходам в цифровой среде; сравнительный анализ видов финансовых пирамид; кейс о финансовых угрозах на материалах литературного произведения и жизненной ситуации), Учебно- познавательная Учебно- исследовательская · Устанавливать причинно- следственные связи между финансовыми угрозами и личными доходами, между деятельностью фирмы и её принадлежностью к финансовым пирамидам; · классифицировать финансовые угрозы; · анализировать ситуации финансового мошенничества, поведение человека в повседневной жизни в условиях финансовых угроз; · аргументировать собственную позицию при выработке рекомендаций при столкновении с финансовыми угрозами; · объяснять, по        каким признакам            можно определить финансовую пирамиду и её вид;

 

    · инициировать сотрудничество                                  при выполнении творческого задания.

Тема 6. Финансовое благополучие и как оно создается (3 ч / 3 ч / 6 ч)

Собственность и финансовое благополучие Лекция о собственности и финансовом благополучии. Учебная игра (кейс по материалам литературного произведения) Учебно- познавательная Учебно- исследовательская · Устанавливать причинно- следственные связи между доходами семьи и правом собственности на имущество; · объяснять выгоды наличия прав собственности; · выявлять преимущества и недостатки                        обладания собственностью; · аргументировать собственную позицию по обсуждаемому вопросу.
Богатство семьи и дорогостоящие покупки Творческая лаборатория финансиста Проблемный семинар (Обсуждение преимуществ и недостатков покупки товаров в рассрочку. Литературный кейс. Кроссворд) Учебно- познавательная · Устанавливать причинно- следственные связи между богатством семьи и умением распределять доходы; · выявлять преимущества и недостатки покупки товаров в рассрочку; · оценивать  подходы  к покупке дорогостоящих товаров, исходя из

 

    финансовых возможностей семей; · анализировать фрагменты литературных произведений в контексте изучаемых вопросов; · инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания.
Как сохранить свое финансовое благополучие Практическое занятие (решение задачи о выборе варианта вложения денег с целью накопления определенной суммы к определенному сроку). Учебно- исследовательская · Устанавливать причинно- следственные связи между индексацией и размерами денежных доходов населения; · рассчитывать результаты размещения сбережений по предложенным вариантам.

Тема 7. Авторское вознаграждение как источник дохода (4 ч / 7 ч / 14 ч)

Располагаемые доходы и налоги Лекция об атмосфере инвестирования, дифференциации доходов и видах шкал · Классифицировать виды шкал налогообложения; · сравнивать располагаемые доходы работника при пропорциональной        и прогрессивной       шкале

 

  налогообложения. Практическое занятие (решение задач об оценке изменения величины располагаемых доходов при изменении ставки НДФЛ; анализ статистической информации) Учебно- познавательная Учебно- практическая Учебно- исследовательская налогообложения; · анализировать статистические данные о доходах населения; · аргументировать собственную позицию по исследуемому вопросу; · аргументировать собственную позицию                    по поставленным вопросам.
Доходы               от интеллектуальной собственности Лекция об интеллектуальной собственности и доходов от нее. Проблемный семинар (литературные кейс-задачи о доходах от интеллектуальной собственности и · Сравнивать       варианты получения                             доходов патентообладателем; · оценивать доходы патентообладателя; · аргументировать собственную позицию                    по поставленным вопросам; · инициировать сотрудничество при работе с творческими заданиями.

 

  талантов). Учебно- познавательная  
Доходы творческих людей и самозанятых Лекция о доходе творческих людей (грант, гонорар) и профессональном доходе. Проблемный семинар (работа с классификацией — сравнительный анализ различных форм доходов от интеллектуальной собственности). Учебно- познавательная Учебно- исследовательская · Рассчитывать                          авторские гонорары; · объяснять содержание гранта и процедуру участия в конкурсе на его получение; · устанавливать причинно- следственные связи между самозанятостью и возможностью увеличить доходы семьи; · аргументировать собственную позицию                    по вопросам фриланса; · выстраивать логическую цепь рассуждений при ответах на поставленные вопросы.
Творческая лаборатория финансиста Проблемный семинар (групповая работа о финансовом благополучии и доходах от творчества – · Аргументировать собственную позицию по поставленным вопросам; · инициировать сотрудничество при работе с текстом литературного произведения.

 

  решение кейс-задач на материалах фрагментов литературных произведений) Учебно- исследовательская  

Тема 8. Риски и окупаемость инвестиций (3 ч / 5 ч / 10 ч)

Риск и       финансовое благополучие Лекция о видах инвестиционного риска. Проблемный семинар с элементами игры «Что? Где? Когда? » по материалам литературных произведений и статистической информации. Учебно- познавательная Учебно- исследовательская · Устанавливать причинно- следственные связи между размером доходов и риском; · анализировать различные ситуации, сопровождаемые рисками; · аргументировать собственную позицию по вопросам во что, где и когда вложения денежных средств; · выстраивать логическую цепь рассуждений при ответах на поставленные вопросы.
Инвестиционный доход Лекция о инвестиционном доходе и окупаемости инвестиций. · Рассчитывать                                  срок окупаемости инвестиций и уровень доходности по предложенным инвестиционным проектам;

 

  Практическое занятие (решение задачи по оценке окупаемости инвестиционных проектов) Учебно- познавательная Учебно- исследовательская · оценивать, в какой из предложенных проектов инвестору стоит вложить денежные средства; · инициировать сотрудничество при участии в дискуссии о выборе условий инвестирования; · задавать вопросы               при обсуждении                              финансовых ситуаций.
Творческая лаборатория финансиста Учебная игра (об инвестициях в создание собственного бизнеса), Учебно- исследовательская · Устанавливать причинно- следственные связи между бизнес-планом               и действительностью; · оценивать репутационный риск и его влияние на доходы предпринимателя; · инициировать сотрудничество при работе в команде; · аргументировать собственную позицию по вопросу об открытии и дальнейшем                           развитии собственного бизнеса.

Тема 9. Новый мир финансов: государство, человек и цифровая среда (2 ч / 4

ч / 8 ч)

Сравниваем варианты Лекция · Устанавливать причинно-

 

финансирования нового проекта возможностях применения крауд- технологий для финансирования реализации нового проекта. Проблемный семинар (сравнительный анализ форм государственного финансирования; сравнительный анализ вариантов финансирования реализации нового проекта) Учебно- познавательная Учебно- исследовательская следственные связи между креативностью инвестиционного проекта и доходами авторов; · сравнивать характеристики различных форм выплаты средств из госбюджета; · классифицировать сверхновые    источники доходов; · сравнивать       варианты финансирования реализации нового проекта; · аргументировать собственную позицию по вопросу о поиске доходного места по материалам литературного произведения.
Доходы в новом мире финансов Творческая лаборатория финансиста Проблемный семинар (дискуссия о сверхновых источниках доходов и их доступности для всех и для каждого). · Сравнивать активные и пассивные        источники доходов; · выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе способов заработка; · аргументировать собственную позицию по

 

  Учебно- познавательная Учебно- исследовательская вопросу получения доходов из сверхновых источников; · инициировать сотрудничество                       при выполнении                      творческого задания в группе.

Резерв времени (2 ч / 3 ч / 3 ч)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...