ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
курса «Общественно-научные предметы. Финансовая грамотность. 5—7 классы»
Тематическое планирование предполагает вариативный принцип преподавания учебного курса в зависимости от запланированной учебной нагрузки и может реализовываться в разных вариантах, включая работу в урочное время, во внеурочное время (второй половине дня), а также в системе дополнительного образования:
· 35 ч (из расчёта 1 ч в неделю в течение одного года);
· 51 ч (из расчёта 1 ч в две недели в течение трёх лет обучения);
· 102 ч (из расчёта 1 ч в неделю в течение трёх лет обучения).
Тема
Форма занятия, виды учебной
деятельности
Характеристика основных видов деятельности (УУД)
Тема 1. Как формируются финансовые возможности (5 ч / 6 ч / 12 ч)
Анализ финансовых возможностей
Лекция о финансах, финансовых возможностях и ограничениях.
Проблемный
семинар (анализ фрагмента литературного произведения, отражающего
сущность финансов).
Практическое
· Устанавливать причинно- следственные связи между деньгами и финансами; возможностями и личными желаниями;
· выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе содержания литературных произведений;
· оценивать собственное
понимание изученных финансовых терминов;
занятие
(ситуационные задания по оценке соответствия
финансовых возможностей и желаний членов семьи с
применением иллюстративного материала) Учебно- познавательная Учебно- практическая
· анализировать выполнимые и невыполнимые желания членов семьи;
· инициировать
сотрудничество при работе с рисунками.
Доходы семьи
Лекция о составе денежных доходов семьи.
Проблемный
семинар (работа с кейсами о труде, трудовом договоре
и заработной плате) Учебно- познавательная
· Объяснять содержание
различных видов семейных доходов;
· анализировать выдержки из Трудового кодекса РФ;
· вносить необходимые изменения в план и способ действий с учётом изменившихся
обстоятельств;
· задавать вопросы при обсуждении финансовых ситуаций;
· инициировать
сотрудничество при работе с творческими заданиями.
Ступени финансового изобилия
Практическое занятие
(Практическая работа по определению
отличий в уровне заработной платы работников разной квалификации,
средней заработной платы,
прожиточного минимума и
минимального размера оплаты труда с
применением
статистической информации, и фрагментов литературных произведений).
Учебно-
· Анализировать причинно- следственные связи между изобилием и изменением заработной платы;
· выстраивать логическую цепь рассуждений во время обсуждения содержания литературных произведений;
· приводить доказательства в пользу правильности собственной позиции;
· составлять маршрут движения к финансовому изобилию;
· идентифицировать
отдельные ступени финансового изобилия.
практическая
Доходы от имущества
Лекция о
классификации
имущества, аренде и арендной плате.
Проблемный семинар (обсуждение случаев
мошенничества в сделках с
имуществом; работа с
классификацией имущества по
материалам литературных произведений) Учебно- познавательная
· Устанавливать причинно- следственные связи между наличием имущества и возможностями получения арендной платы;
· классифицировать виды имущества;
· анализировать возможности получения доходов от
имущества;
· оценивать вероятность мошенничества в сделках с имуществом;
· инициировать
сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций.
Творческая лаборатория финансиста
Проблемный семинар (творческая
групповая работа о финансовых
· Устанавливать причинно- следственные связи по вопросам финансовой
грамотности в литературе;
· инициировать
возможностях в
сказке и в жизни – кейсы, головоломки, задания на
установления соответствия, правильной
последовательности и др. ).
Учебно- исследовательская
сотрудничество при работе с творческими заданиями.
Тема 2. Финансовая цель: принципы постановки и пути достижения (3 ч / 4
ч / 8 ч)
Как поставить финансовую цель Творческая
лаборатория финансиста
Лекция о принципах постановки
финансовой цели.
Проблемный семинар (обсуждение
вариантов действий для достижения личных
финансовых целей; эссе «Моя
финансовая цель») Учебно-
· Устанавливать причинно- следственные связи между финансовыми
возможностями и выбранными целями;
· анализировать финансовые возможности достижения личных целей;
· анализировать варианты действий для достижения личных финансовых целей на примере жизненных ситуаций;
· инициировать
познавательная
Учебно- исследовательская
сотрудничество при работе с
рисунком и творческим заданием.
Финансовые резервы
Лекция о правилах формирования
резервного фонда семьи.
Проблемный
семинар (дискуссия о размере резерва и вариантах его
хранения на примере литературных произведений) Учебно-
познавательная
· Выявлять преимущества формирования резервов семьи;
· анализировать размер резерва и варианты его хранения на примере
литературных произведений;
· изучать правила
формирования резервного фонда семьи;
· инициировать
сотрудничество при работе с рисунками.
Способы создания и хранения сбережений
Лекция о порядке создания
сбережений. Проблемный семинар (обсуждение
отличий резервов и сбережений; анализ фрагментов
литературных произведений о
способах хранения
· Устанавливать причинно- следственные связи между способами хранения
сбережений и увеличением их размера;
· сравнивать резервы и сбережения;
· оценивать варианты безопасного хранения сбережений.
сбережений).
Учебно- познавательная
Тема 3. От учета расходов к разработке бюджета (4 ч / 6 ч / 12 ч)
Семейные расходы
Лекция о
классификациях расходов семьи. Практическое занятие (решение ситуационных задач на группировку
семейных расходов по различным
основаниям) Учебно- практическая
· Устанавливать причинно- следственные связи между желаниями членов семьи и запланированными
расходами на конкретные покупки;
· классифицировать виды расходов;
· анализировать и планировать состав расходов семьи;
· оценивать необходимую сумму доходов для
запланированных расходов семьи;
· инициировать
сотрудничество при работе с рисунками.
Налоги и
налогоплательщики
Лекция о признаках, элементах и
классификации
налогов (прямые и косвенные).
Практическое
· Объяснять признаки налогов;
· устанавливать причинно- следственные связи между элементами налога, между неуплатой налогов и
последствиями для
занятие (решение задач, отражающих особенности вычисления суммы прямого и
косвенного налога) Учебно- познавательная Учебно- практическая
неплательщиков;
· анализировать элементы налога с использованием статей Налогового кодекса РФ;
· рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат;
· классифицировать налоги;
· инициировать
сотрудничество при выполнении творческого задания.
Всем нужен
финансовый план!
Лекция о семейном бюджете.
Практическое занятие (решение задач о состоянии и структуре бюджета семьи).
Учебно- познавательная Учебно- практическая Учебно- исследовательская
· Устанавливать причинно- следственные связи между состоянием семейного бюджета и планируемыми расходами, между
изменением финансовых возможностей семьи и её расходами и доходами;
· анализировать планы доходов и расходов семьи, их структуру на примере решения задачи;
· оценивать изменение финансовых возможностей семьи в различных
ситуациях;
· инициировать
сотрудничество при обсуждении правил планирования семейного бюджета.
Творческая лаборатория финансиста
Проблемный семинар (групповая работа
– дискуссия о необходимости и способах экономии денег на материалах сказок),
Учебно- исследовательская
· Устанавливать причинно- следственные связи между изменением финансовых возможностей сказочных
персонажей и их расходами за счёт экономии денежных средств;
· инициировать
сотрудничество при
обсуждении финансовых ситуаций, изложенных в литературных
произведениях.
Тема 4. Человек и многообразие банковских услуг (5 ч / 7 ч / 14 ч)
Банковские услуги
Лекция о
коммерческом
банке, банковских услугах,
банковских
вкладах, счетах и картах.
Проблемный
семинар (дискуссия о преимуществах и
· Устанавливать причинно- следственные связи между суммой дохода человека и необходимостью открытия карточного счёта;
· выявлять преимущества и недостатки банковской карты;
· сравнивать банковский счёт и банковский вклад;
недостатках
наличных расчётов и расчётов
банковской картой; кейс по материалам литературного произведения).
Учебно- познавательная
· анализировать наличные расчёты и расчёты
банковской картой,
проблемы при
использовании наличных денег;
· классифицировать виды банковских вкладов;
· инициировать
сотрудничество при выполнении творческого
задания.
Как работает депозит
Лекция о банковском депозите и банковском проценте.
Практическое занятие (решение задач по
определению размера
накопленных банковских процентов, при
размещении денег на банковском вкладе)
Учебно-
· Устанавливать причинно- следственные связи между
суммой полученного дохода и капитализацией
процентов;
· сравнивать банковский вклад и депозит;
· объяснять назначение банковских реквизитов;
· сравнивать возможные варианты размещения денег на банковском счёте на примере решения задач;
· вычислять банковский процент по формуле простого и сложного
процента;
· оценивать результаты выбора условий депозита на примере решения задач.
Банковский кредит
Лекция о кредите, видах кредита и определении
платежа по кредитному договору.
Практическое занятие (решение задач о погашении кредита)
Учебно- познавательная Учебно- практическая
· Выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе вариантов кредитования;
· объяснять содержание кредитного договора;
· анализировать возможности получения и погашения кредита на примере решения задач;
· аргументировать
собственную точку зрения по вопросу о
целесообразности
досрочного погашения кредита.
Ипотечный кредит
Лекция о сущности ипотеки, ипотечного кредита и залога.
Проблемный
семинар (кейс об особенностях приобретения
· Устанавливать причинно- следственные связи между решением жилищной проблемы семьи и
получением ипотечного кредита;
· анализировать содержание ипотечного кредита; сроки
жилья с
использованием
средств ипотечного кредита)
Учебно- познавательная
ипотечных кредитов, взятых россиянами;
· оценивать требования к недвижимому имуществу, служащему для банка залогом.
Творческая лаборатория финансиста
Проблемный
семинар. Решение творческих заданий на основе
литературного произведения (например, по материалам
рассказа М. Твена
«Банковский билет в миллион фунтов стерлингов»).
Учебно- исследовательская
· Анализировать проблемы при использовании наличных денег по материалам литературного произведения;
· инициировать
сотрудничество при выполнении творческого задания;
· выстраивать логическую цепь рассуждений при
анализе содержания
литературных произведений;
· инициировать
сотрудничество при выполнении творческого задания.
Тема 5. Угрозы и способы защиты потребителя финансовых услуг (4 ч / 6 ч
/ 12 ч)
Если банк лишился лицензии…
Лекция о кредитной организации, об
основаниях для
· Устанавливать причинно- следственные связи между
отзывом у банка лицензии и
отзыва у нее лицензии.
Проблемный
семинар (дискуссия о выборе
надежного банка; кейс об ошибках заемщика) Учебно- познавательная
возвратом денег,
находящихся на банковском вкладе;
· объяснять основания, отзыва лицензии у коммерческого банка;
· выстраивать логическую цепь рассуждений при сравнительном анализе рекомендаций по вопросу выбора банка для открытия вклада;
· инициировать
сотрудничество при выполнении творческого
задания.
Особенности
микрофинансирования
Проблемный семинар
(ситуационный
анализ последствий обращения в
микрофинансовую организацию — работа с кейсами и схемами)
Учебно- познавательная
· Устанавливать причинно- следственные связи между причинами и
последствиями обращения в микрофинансовую
организацию;
· выявлять плюсы и минусы микрофинансовых
организаций;
· анализировать конкретные ситуации различных людей, обратившихся в
микрофинансовые
организации;
· аргументировать
собственную позицию по рассматриваемым
ситуациям.
Угрозы семейным финансам
Творческая лаборатория финансиста
Проблемный семинар
(ситуационный
анализ финансовых угроз личным доходам в
цифровой среде; сравнительный анализ видов
финансовых пирамид; кейс о финансовых угрозах на
материалах литературного произведения и жизненной
ситуации), Учебно- познавательная Учебно-
исследовательская
· Устанавливать причинно- следственные связи между финансовыми угрозами и личными доходами, между деятельностью фирмы и её принадлежностью к
финансовым пирамидам;
· классифицировать финансовые угрозы;
· анализировать ситуации финансового
мошенничества, поведение человека в повседневной жизни в условиях финансовых угроз;
· аргументировать
собственную позицию при выработке рекомендаций при столкновении с финансовыми угрозами;
· объяснять, по каким признакам можно определить финансовую
пирамиду и её вид;
· инициировать
сотрудничество при выполнении творческого задания.
Тема 6. Финансовое благополучие и как оно создается (3 ч / 3 ч / 6 ч)
Собственность и финансовое
благополучие
Лекция о
собственности и финансовом
благополучии.
Учебная игра (кейс по материалам литературного произведения) Учебно- познавательная Учебно- исследовательская
· Устанавливать причинно- следственные связи между доходами семьи и правом собственности на
имущество;
· объяснять выгоды наличия прав собственности;
· выявлять преимущества и недостатки обладания собственностью;
· аргументировать
собственную позицию по обсуждаемому вопросу.
Богатство семьи и дорогостоящие
покупки Творческая лаборатория финансиста
Проблемный семинар (Обсуждение
преимуществ и недостатков
покупки товаров в рассрочку.
Литературный кейс. Кроссворд)
Учебно- познавательная
· Устанавливать причинно- следственные связи между богатством семьи и
умением распределять доходы;
· выявлять преимущества и недостатки покупки товаров в рассрочку;
· оценивать подходы к
покупке дорогостоящих товаров, исходя из
финансовых возможностей семей;
· анализировать фрагменты литературных произведений в контексте изучаемых вопросов;
· инициировать
сотрудничество при
выполнении творческого задания.
Как сохранить свое финансовое
благополучие
Практическое занятие (решение задачи о выборе варианта вложения денег с целью накопления определенной суммы к определенному сроку).
Учебно-
исследовательская
· Устанавливать причинно- следственные связи между индексацией и размерами денежных доходов
населения;
· рассчитывать результаты размещения сбережений по предложенным вариантам.
Тема 7. Авторское вознаграждение как источник дохода (4 ч / 7 ч / 14 ч)
Располагаемые доходы и налоги
Лекция об атмосфере
инвестирования, дифференциации доходов и видах шкал
· Классифицировать виды шкал налогообложения;
· сравнивать располагаемые доходы работника при пропорциональной и
прогрессивной шкале
налогообложения. Практическое занятие (решение задач об оценке изменения
величины
располагаемых доходов при изменении ставки НДФЛ; анализ
статистической информации) Учебно- познавательная Учебно- практическая Учебно-
исследовательская
налогообложения;
· анализировать
статистические данные о доходах населения;
· аргументировать
собственную позицию по исследуемому вопросу;
· аргументировать
собственную позицию по поставленным вопросам.
Доходы от
интеллектуальной собственности
Лекция об интеллектуальной собственности и доходов от нее.
Проблемный семинар
(литературные кейс-задачи о доходах от
интеллектуальной собственности и
· Сравнивать варианты
получения доходов патентообладателем;
· оценивать доходы патентообладателя;
· аргументировать
собственную позицию по поставленным вопросам;
· инициировать
сотрудничество при работе с творческими заданиями.
талантов). Учебно- познавательная
Доходы творческих людей и самозанятых
Лекция о доходе творческих людей (грант, гонорар) и профессональном доходе.
Проблемный
семинар (работа с классификацией — сравнительный
анализ различных форм доходов
от
интеллектуальной собственности).
Учебно- познавательная Учебно-
исследовательская
· Рассчитывать авторские гонорары;
· объяснять содержание гранта и процедуру участия в конкурсе на его получение;
· устанавливать причинно- следственные связи между самозанятостью и
возможностью увеличить доходы семьи;
· аргументировать
собственную позицию по вопросам фриланса;
· выстраивать логическую цепь рассуждений при ответах на поставленные вопросы.
Творческая лаборатория финансиста
Проблемный
семинар (групповая работа о
финансовом благополучии и доходах от творчества –
· Аргументировать
собственную позицию по поставленным вопросам;
· инициировать
сотрудничество при работе с текстом литературного
произведения.
решение кейс-задач на материалах
фрагментов литературных произведений) Учебно-
исследовательская
Лекция о видах инвестиционного риска.
Проблемный семинар с
элементами игры
«Что? Где? Когда? » по материалам литературных произведений и
статистической информации.
Учебно- познавательная Учебно-
исследовательская
· Устанавливать причинно- следственные связи между
размером доходов и риском;
· анализировать различные ситуации, сопровождаемые рисками;
· аргументировать
собственную позицию по вопросам во что, где и когда вложения денежных средств;
· выстраивать логическую цепь рассуждений при ответах на поставленные вопросы.
Инвестиционный доход
Лекция о инвестиционном доходе и
окупаемости инвестиций.
· Рассчитывать срок окупаемости инвестиций и уровень доходности по предложенным
инвестиционным проектам;
Практическое занятие (решение задачи по оценке окупаемости инвестиционных проектов) Учебно- познавательная Учебно-
исследовательская
· оценивать, в какой из предложенных проектов инвестору стоит вложить денежные средства;
· инициировать
сотрудничество при участии в дискуссии о выборе условий инвестирования;
· задавать вопросы при обсуждении финансовых
ситуаций.
Творческая лаборатория финансиста
Учебная игра (об инвестициях в создание собственного бизнеса), Учебно-
исследовательская
· Устанавливать причинно- следственные связи между бизнес-планом и действительностью;
· оценивать репутационный риск и его влияние на доходы предпринимателя;
· инициировать
сотрудничество при работе в команде;
· аргументировать
собственную позицию по вопросу об открытии и дальнейшем развитии
собственного бизнеса.
Тема 9. Новый мир финансов: государство, человек и цифровая среда (2 ч / 4
ч / 8 ч)
Сравниваем варианты
Лекция
· Устанавливать причинно-
финансирования нового проекта
возможностях применения крауд- технологий для
финансирования реализации нового проекта.
Проблемный семинар
(сравнительный анализ форм
государственного финансирования; сравнительный
анализ вариантов финансирования реализации нового проекта)
Учебно- познавательная Учебно-
исследовательская
следственные связи между креативностью инвестиционного проекта и доходами авторов;
· сравнивать характеристики различных форм выплаты средств из госбюджета;
· классифицировать
сверхновые источники доходов;
· сравнивать варианты финансирования
реализации нового проекта;
· аргументировать
собственную позицию по вопросу о поиске доходного места по материалам
литературного произведения.
Доходы в новом мире финансов
Творческая лаборатория финансиста
Проблемный
семинар (дискуссия о сверхновых
источниках доходов и их доступности для всех и для
каждого).
· Сравнивать активные и пассивные источники доходов;
· выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе способов заработка;
· аргументировать
собственную позицию по
Учебно- познавательная Учебно- исследовательская
вопросу получения доходов из сверхновых источников;
· инициировать
сотрудничество при выполнении творческого
задания в группе.