Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медико-профилактического факультетов.




Министерство Здравоохранения Республики Беларусь

Белорусский Государственный Медицинский Университет

Кафедра патологической физиологии

 

Т.Н. Афанасьева, Ф.И. Висмонт, О.Г. Шуст

 

НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ОсновНОГО

СосТояния организма

(Патофизиологические аспекты)

Методические рекомендации

Минск 2005


УДК 616 – 008.9 – 092 (075.8)

ББК 54.15 Д 73

А – 94

 

 

Авторы: канд. мед. наук, доц. Т.Н. Афанасьева, д-р мед. наук, проф. Ф.И. Висмонт, канд. мед. наук, доц. О.Г. Шуст.

Рецензенты: канд. мед. наук, доц. каф. биохимии БГМУ А.В.Колб; канд. мед. наук, доц. каф. физиологии БГМУ А.Н. Харламова

 

Утверждено Научно-методическим советом университета в качестве методических рекомендаций 09.05., протокол №

 

Афанасьева Т.Н.

А94 Нарушения кислотно-основного состояния организма (патофизиологические аспекты): Метод. рекомендации / Т.Н. Афанасьева, Ф.И. Висмонт, О.Г. Шуст - Мн.: БГМУ, 2005.– с.

 

ISBN

 

В краткой форме излагаются вопросы патофизиологии нарушений кислотно-основного состояния организма. Дается общая характеристика типовых форм нарушений кислотно-основного состояния (причины и механизмы развития, клинические проявления реакций компенсации, изменения лабораторных показателей, принципы коррекции нарушений).

Методические рекомендации предназначены для студентов 3 курса всех факультетов.

 

 
 

Список сокращений

 


ССС – сердечно-сосудистая система

АД – артериальное давление

КА – катехоламины

МОК – минутный объем крови

ОЦК – объем циркулирующей крови

УД – ударный объем

ЧСС – частота сердечных сокращений

ЭКГ – электрокардиограмма

КОС – кислотно-основное состояние

Н+ – ион(ы) водорода

+] – концентрация ионов водорода

НСО3 – анион(ы) гидрокарбоната

[НСО3] – концентрация гидрокарбоната

К+ – катион(ы) калия

+] – концентрация ионов калия

Na+ – катион(ы) натрия

[Na+] – концентрация ионов натрия

Са2+ – катион(ы) кальция, ионы кальция

[Са2+] – концентрациякатионов кальция

Cl- – анион(ы) хлора

[Cl-] – концентрация анионов хлора

Hb – гемоглобин

HbО2 – гемоглобин оксигенированный

HbСО – карбоксигемоглобин

рСО2 – парциальное давление двуокиси углерода

раСО2 – парциальное напряжение двуокиси углерода в артериальной крови

рvСО2 – парциальное напряжение двуокиси углерода в венозной крови

рО2 – парциальное давление кислорода

рАО2 – парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе

раО2 – парциальное напряжение кислорода в артериальной крови

рvО2 – парциальное напряжение кислорода в венозной крови

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ЧД – частота дыхания

ЛС – лекарственные средства

МК – молочная кислота

КТ – кетокислоты

СД – сахарный диабет

ТК – титруемая кислотность суточной мочи

ЦНС – центральная нервная система


МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Общее время занятий: 2 акад. часа – для студентов стоматологического

Факультета; 3 – для студентов лечебного, педиатрического и

медико-профилактического факультетов.

 

Учебно-методические рекомендации разработаны с целью оптимизации учебного процесса и предлагаются для подготовки к лабораторному занятию по теме: «Нарушения кислотно-основного состояния организма». Данная тема рассматривается в разделе «Типовые патологические процессы». Приведенные в пособии сведения отражают ее связь с другими темами предмета, особенно «Повреждение», «Воспаление», «Терминальные состояния», «Патофизиология сердечно-сосудистой системы», «Патофизиология системы дыхания», «Патофизиология системы крови», «Патофизиология почек», «Патофизиология обмена веществ» и др.

Постоянство кислотно-основного состояния (КОС) внутренней среды организма – одна из важнейших характеристик гомеостаза, является необходимым условием существования высших организмов. Сдвиг рН внутренней среды организма за пределы 6,8-7,8 несовместим с жизнью. Нарушения КОС имеют место при многих заболеваниях, патологических процессах и состояниях, поэтому врач должен учитывать эти нарушения в своей практической деятельности. Однако в учебной литературе по патофизиологии излагаются только общие сведения по данному вопросу, без конкретного использования полученной информации для практической деятельности врача. Вышеизложенное явилось поводом и основанием для написания настоящего пособия. В нем дается краткое определение понятия кислотно-основного состояния организма, и излагаются механизмы его регуляции, приводятся показатели КОС, разбирается классификация расстройств КОС. Дается характеристика типовых нарушений КОС (причин, механизмов развития клинических признаков, механизмов компенсации, лабораторных показателей), принципов коррекции нарушений КОС.

Цель занятия: Изучить типовые формы нарушений КОС организма, их виды, причины, механизмы развития, клинические проявления и механизмы компенсации, изменения основных лабораторных показателей КОС, принципы коррекции нарушений, критерии оценки нарушений КОС. Влияние питания на КОС.

 

Задачи занятия. Студент должен

1. Знать:

- значение КОС внутренней среды организма в поддержании гомеостаза организма;

- механизмы регуляции КОС (физико-химические и физиологические механизмы);

- классификацию нарушений КОС;

- типовые формы нарушений КОС организма: а) их виды; б) причины и механизмы развития; в) проявления и механизмы компенсации; г) основные лабораторные показатели в норме и при патологии; д) критерии оценки нарушений КОС; е) принципы коррекции нарушений КОС.

2. Уметь:

- дать обоснованное заключение о форме нарушения КОС, механизмах его развития, реакциях компенсации на основании приведенной клинической картины и лабораторных исследований крови и мочи.

3. Ознакомиться:

- с влиянием питания на кислотно-основное состояние организма.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО СМЕЖНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

 

1. Физико-химические механизмы поддержания КОС организма.

2. Физиологические механизмы поддержания КОС организма (роль легких, почек, ЖКТ, печени и др. в поддержании КОС организма).

3. Лабораторные показатели КОС организма.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

 

1. Что понимают под кислотно-основным состоянием организма?

2. Перечислите механизмы, обеспечивающие поддержание рН биологических сред организма:

а) действие буферных систем при нарушениях КОС.

б) физиологические механизмы поддержания КОС.

3. По каким лабораторным показателям оценивается КОС и их значение?

4. Почему нарушения КОС относят к типовым патологическим процессам? Перечислите типовые формы нарушений КОС.

5. Дайте классификацию нарушений КОС:

а) по направленности изменений [H+] и рН;

б) по причинам, вызвавшим нарушения;

в) по степени компенсированности нарушений;

г) по механизмам развития;

д) по течению;

е) по первичности нарушений КОС: изменения уровня Н+ и НСО3¯ или сдвигами в обмене электролитов.

6. Какой принцип положен в основу деления нарушений КОС на первичные и вторичные; какова взаимосвязь механизмов регуляции КОС и водно-электролитного баланса? Ионограмма Гэмбла. Приведите и проанализируйте примеры клинических ситуаций, при которых развиваются вторичные ацидозы и алкалозы.

7. Назовите 4 важнейших патогенетических механизма развития первичных ацидозов.

8. Газовый ацидоз (причины, признаки, механизмы компенсации, лабораторные показатели, принципы коррекции нарушений);

9. Газовый алкалоз (причины, признаки, механизмы компенсации, лабораторные показатели, принципы коррекции нарушений);

10. Негазовый ацидоз (виды, причины, признаки, механизмы компенсации, лабораторные показатели, принципы коррекции нарушений);

11. Негазовый алкалоз (виды, причины, признаки, механизмы компенсации, лабораторные показатели, принципы коррекции нарушений);

12. Какие лабораторные показатели обязательно изменяются при газовых формах нарушения КОС?

13. Какие лабораторные показатели обязательно изменяются при негазовых формах нарушения КОС?

14. По каким показателям следует оценивать компенсаторные реакции организма при газовых и негазовых нарушениях КОС?

15. Перечислите срочные и долговременные механизмы компенсации при разных формах нарушений КОС.

16. Влияние питания на КОС организма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...