Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определения психолингвистики




UБелянин. Психолингвистика.doc

УДК 373.167.1:159.9 ББК 88.37я73 Б44


Щ


Библиотека студента

Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С.К. Бондырева

Члены редакционной коллегии: А.А. Бодалев, Г.А. Бордовский, В.П. Борисенков, СВ. Дармодехин, А.А. Деркач, Ю.И. Дик, АИ. Донцов, И.В. Дубровина, Л.П. Кезина,

М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин, B.C. Леднев,

В.И. Лубовский, Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский,

В.А. Поляков, В. В. Рубцов, Э.В. Сайко, В.А. Сластенин, И.И. Халеева,

В.М. Тиктинский-Шкловский

Рецензент В.Д. Бондалетов, докт. филол. наук

БелянинВ. П.

Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ)

В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, сферы приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы. Учебник написан доступным языком.

Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит предмет психолингвистики, и кроме того, на всех тех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции.

ISBN 5-89349-371-0 (Флинта)Содержание

Предисловие........................................................................ 7

{ Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................... 8

* 1. Объект и предмет психолингвистики....................... 8

2. Определения психолингвистики................................. 9

\ 3. Причины появления психолингвистики.................. 12

f 4. Междисциплинарность психолингвистики.............. 14

•4 5. Язык — речь — речевая деятельность.................... 18

: Тема 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ............. 21

г 1. Язык — это деятельность человеческого духа..... 21

2. Язык отражает культуру народа..................................... 22

3. Язык включает в себя психический компонент........ 23

4. Язык — это условие мысли......................................... 25

5. Язык ограничивает познание мира............................. 26

6. Язык есть условие общения............................................ 27

7. Язык регулирует деятельность человека................ 27

8. Некоторые постулаты московской психолингвистической
школы..................................................................................... 29

9. Современное состояние психолингвистики............. 30

Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ................................................. 34

1. Язык животных в природе......................................... 34

2. Говорящие животные................................................... 35

,'i 3. Дети-Маугли.................................................................. 39

i 4. Критический период для освоения речи..................... 40

5. Освоение речи ребёнком.......................................... 41

6. Доречевой этап............................................................. 42

[\ 7. Освоение звуковой формы..................................... 44

8. Связь звучания со смыслом46

9. Активный рост запаса слов....................................... 47

10.Овладение морфологией.............................................. 49

11.Ошибки в речи детей................................................... 50

12.Детское словотворчество............................................. 52

13.Овладение синтаксисом............................................... 54

14.Овладение значением слова............................... 57

15.«Родительский» язык...................................................... 59

16.Детские словечки............................................................ 62

17.Теория формирования языкового сознания в онтогенезе... 64

Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ........................................ 69

1. Речевые ошибки............................................................ 69

2. Теории происхождения речи....................................... 74

3. Модели производства речи.......................................... 75

4. Стохастическая модель производства речи............... 75

5. Модель непосредственно составляющих..................... 76

6. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского. 76

7. Теория уровней языка..................................................... 79

8. Модель Т-О—Т-Е....................................................... 80

9. Модель Л.С. Выготского................................................ 81

10.Модель А.Р. Лурии....................................................... 82

11.Модель А.А. Леонтьева................................................ 83

12.Модель Левелта............................................................... 84

Тема 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ..................................... 87

1. Неосознаваемоеть восприятия речи............................ 87

2. Уровневость восприятия речи..................................... 88

3. Осмысленность восприятия речи................................ 88

4. Восприятие букв и слов............................................... 90

5. Восприятие предложений............................................ 94

6. Соотнесение речи с действительностью.................... 97

7. Механизм эквивалентных замен................................. 100

8. Механизм вероятностного прогнозирования......... 100

9. Восприятие и понимание речи.................................... 103

10.Значение и смысл.......................................................... 104

11. Модели восприятия речи.............................................. 105


Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ. Г 108

1. Слово — высказывание — текст................................ 108

2. Включённость текста в неречевую деятельность..... 110

3. Производство текста.................................................. 111

4. Затекст — текст — подтекст....................................... 112

:' 5. Восприятие текста...................................................... 112

6. Пересказ текста............................................................ 113

; 7. Пошаговость восприятия........................................... 114

8. Многозначность текста................................................ 115

9. Свойства текста............................................................ 120

Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ..... 126

1. Роль эксперимента в психолингвистике.................... 126

2. Ассоциативный эксперимент...................................... 129

3. Метод семантического дифференциала.................. 136

4. Методика дополнения.................................................. 140

5. Методика заканчивания предложения....................... 142

6. Методы косвенного исследования семантики.......... 143

7. Градуальное шкалирование........................................ 143

8. Методика определения грамматической правильности.... 145

9. Опросник....................................................................... 146

10. Методика прямого толкования слова 146

11. Классификация 147

Тема 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА......................... 151

1. Язык и культура............................................................ 151

2. Гипотеза лингвистической относительности......... 151

3. Национально-культурная специфика слова.............. 153

4. Лакуны........................................................................... 154

5. Речевое поведение........................................................ 156

6. Билингвизм...................._.............................................. 156

7. Ошибки при изучении иностранного языка............. 158

8. Речь иностранца............................................................ 161

9. Культурный шок........................................................... 163

10. Аккультурация 164

11. Лингвистический шок 165

12. Интеркультурные контакты 166


Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА.................. 169

1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости... 169

2. Речь в изменённом состоянии сознания.................... 172

3. Речь при акцентуациях и психопатиях................... 172

4. Речь при отдельных заболеваниях.............................. 178

5. Физиологические центры речи................................... 179

6. Нарушения речи........................................................... 180

7. Дефекты речи............................................................. 183

8. Язык глухонемых...................................................... 185

Тема 10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

ПСИХОЛИНГВИСТИКИ..................................... 188

1. Судебная психолингвистика.................................... 188

2. Язык и тендер.............................................................. 201

3. Нейролингвистическое программирование........... 203

4. Автоматический анализ текста................................... 208

5. Язык и речевое воздействие..................................... 209

Конспективное изложение курса.................................. 218

Литература........................................................................ 224


ПРЕДИСЛОВИЕ

Психолингвистика — наука относительно молодая. Но она прочно завоевала научное пространство не только благодаря своей междис-циплинарности, но и новизне подходов и, главное, результативности исследований.

Рассматривая производство речи, психолингвистика описывает, как, языковая система и правила построения речи позволяют человеку вы-1 ражать свои мысли, как образы сознания фиксируются с помощью языковых знаков. Описывая процесс восприятия речи, психолингвистика анализирует не только сам этот процесс, но и результат понимания человеком речи.

Изучая детскую речь, психолингвистика отмечает, что ребёнка практически никто специально не обучает правилам использования языка, но он в состоянии освоить этот сложнейший механизм понимания действительности за достаточно короткий срок. Психолингвистика описывает, каким образом наша речь отражает включённость в совместную деятельность со взрослыми позволяет ребёнку овладеть языковой и неязыковой «картиной мира» и как формируется наше собственное языковое сознание.

Когда Вы начнёте читать эту книгу, Вы узнаете, как связаны между собой язык и мышление, как осуществляется воздействие на сознание человека с помощью языка, Вы поймёте, почему язык является мощным средством управления речевым и неречевым поведением человека.

Книга рассчитана на тех, кто уже знаком с основами языкознания и психологии. Вместе с тем она написана так, чтобы каждый читатель смог с её помощью самостоятельно разобраться в обсуждаемых проблемах.

Добро пожаловать в мир психолингвистики!



Валерий Белянин <[email protected] >

Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ближе к психологии, которая изучает порождение, функционирование истроение механизма отражения реальности.

' Следует отметить, что даже в рамках психолингвистики имеются разные подходы к пониманию предмета — речевой деятельности. Так, трансформационно-генеративная грамматика предполагает, что человек строит речь по правилам комбинаторики. Бихевиоризм анализирует речь в модели «стимул — реакция». Отечественная же теория речевой деятельности исходит из активности говорящего. На самом же деле ни одна модель не является полной и не исчерпывает всех свойств такого сложного объекта, как язык

Ключевые слова: объект науки, предмет науки, знак, производство речи, восприятие речи, речевая деятельность, языковая система, языковой материал. 1. Объект и предмет психолингвистики Объект науки — это совокупность индивидуальных объектов, которые она изучает. Предмет науки — это абстрактная система объектов или система некоторых абстрактных объектов. У разных наук может быть один общий объект, но они могут различаться предметом— иметь разный взгляд на этот объект. Так, человек является объектом изучения и для медицины, и для психологии, но каждая наука подходит к нему со своей позиции. Язык и система языковых знаков могут быть объектом исследования лингвистики, литературоведения, антропологии, программирования и, конечно, психолингвистики. Можно сказать, что у этих дисциплин общий объект — язык и речь человека, используемые им для разных целей и в разных ситуациях.

Предметом лингвистики является система языковых средств, используемых в коммуникации. Лингвистика рассматривает систему языковых знаков и принципы устройства знаковой системы. Предмет психолингвистики иной, нежели у лингвистики. Психолингвистику интересует процесс функционирования этой знаковой системы, а именно, процесс создания и восприятия знаков языка людьми. Тем самым психолингвистика по объекту совпадает с лингвистикой, а по предмету различается с ней. Психолингвистика тут (и по используемым методам)8

Определения психолингвистики

Термин «психолингвистика» впервые употребил некто Н. Пронко (N. Pronko) в большой статье, озаглавленной «Язык и психолингвистика», которая была опубликована в США в 1946 г. Но вошел в научный обиход этот термин лишь в 1953 г. на межуниверситетском исследовательском семинаре в г. Блумингтоне (штат Индиана, США), организованном известными американскими психологами Дж. Кэрроллом (J. Carroll) и Чарлзом Осгудом (Charles Osgood), а также лингвистом и этнографом Томасом Сибеоком (Т. Sibeok). Годом позже в США была опубликована коллективная монография под этим названием — и термин «психолингвистика», получив определённое содержание, стал обозначать формировавшуюся новую научную теорию.Термин «психолингвистика» более чем удачен. Он образован по продуктивной для научного языка модели, отражая стремление науки к Интеграции и подчеркивая комплексность этой дисциплины. Термин состоит из двух частей: психо — общая часть со словом психология (psyche — по-гречески душа) и лингвистика (от латинского lingua — язык). В настоящее время существует достаточно много определений психолингвистики. Пожалуй, самое первое определение дал в 1954 г. основатель американской психолингвистики Ч. Осгуд: «Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в данной культуре кода, и эти сигналы преобразуются в интерпретации слушающих. Другими словами, психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояние сообщений с состоянием участников коммуникации». При таком подходе предметом психолингвистики могут быть 9


процессы производства и восприятия речи в их соотнесённости с физиологическим и психическим состоянием участников коммуникации. Тут предполагается процессы речи соотносить не с системой языка, а с человеком, с его психикой.

Другое определение, данное также Ч. Осгудом, выглядит следующим образом: «Психолингвистика занимается в широком смысле соотношением структуры сообщений и характеристик человеческих индивидов, производящих и получающих эти сообщения, т.е. психолингвистика есть наука о процессах кодирования и декодирования в индивидуальных участниках коммуникации».

С. Эрвин-Трипп и Д. Слобин в своё время кратко определили психолингвистику как «науку об усвоении и использовании структуры языка». Европейские исследователи дают сходные определения. Так, П. Фресс пишет: «Психолингвистика есть учение об отношениях между нашими экспрессивными и коммуникативными потребностями и средствами, которые нам предоставляет язык». Т. Слама-Казаку предлагает такую формулировку: «Предметом психолингвистики является влияние ситуации общения на сообщения», предлагая анализировать и контекст, в котором происходит речевое взаимодействие, и цели общения.

Основателю отечественной психолингвистики А.А. Леонтьеву также принадлежит несколько определений этой науки. Первое из них обобщало понимание психолингвистики другими учёными: «Психолингвистика — это наука, предметом которой является отношение между системой языка... и языковой способностью». Другое было таким: «Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности её комплексного моделирования». Именно поэтому в отечественной науке в качестве синонима термина «психолингвистика» нередко употребляется словосочетание «теория речевой деятельности». В 1989 г. А.А. Леонтьев считал, что «предметом психолингвистики является структура процессов речепроизводства и речевосприятия в их соотношении со структурой языка (любого или определённого национального). Психолингвистические исследования направлены на анализ языковой способности человека в её отношении к речевой деятельности, с одной стороны, и к системе языка — с другой».

Сходным образом оценивала предмет психолингвистики и лингвист Е.С. Кубрякова: «В психолингвистике... в фокусе постоянно находится связь между содержанием, мотивом и формой речевой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами языка, использованными в речевом высказывании, с другой».


В 1996 г. А.А. Леонтьев писал: «Целью психолингвистики является ссмотрение особенностей работы этих механизмов (механизмов поро-дения и восприятия речи) в связи с функциями речевой деятельности ► обществе и с развитием личности». А.А. Леонтьеву принадлежит также еще одно определение: «Психолингвистика — это наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка». В этом определении отмечается, что у психолингвистики есть три предметные области: 1) производство речи (в индивидуальном речевом акте); 2) восприятие речи (в индивидуальном речевом акте); 3) формирование речи (в процессе становления личности ребёнка. И в каждом случае предполагается, что психолингвистика обращается к тем сторонам этих видов речевой деятельности, которые обусловлены системой языка.

К числу более поздних определений предмета психолингвистики А.А. Леонтьевым относится следующее: «Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой». Это определение психолингвистики разделяется большинством отечественных учёных. В нём постулируется, что психолингвистика должна изучать человеческое измерение языка и речи, и роль языка в структурации мира., В энциклопедии Британика о психолингвистике говорится, что это I* изучение психологических аспектов языка. Частью этой дисциплины, — |ri сказано там, — являются экспериментальные исследования кратковре-•«* менной и долговременной памяти, стратегий восприятия и восприятия ||{ речи, основанные на лингвистических моделях. В Большом энцикло-J педическом словаре сказано очень коротко: «Психолингвистика — это наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний».

По этим определениям можно обобщённо проследить эволюцию взглядов на предмет психолингвистики (что естественно для любой развивающейся науки). Вначале предмет психолингвистики трактовал- как отношение интенций (речевых намерений) или состояний гово- рящего и слушающего (языковой способности) к структуре сообщений. Психолингвистика рассматривала процесс и механизм кодирования (и, • «соответственно, декодирования) при помощи системы языка. При этом!/^состояния» участников коммуникации понимались как состояния со-



\

110
10

знания. А процесс коммуникации рассматривался как процесс передачи информации от одного индивида к другому.

Далее появилась идея речевой деятельности не только как двучленной (языковая способность — язык), а как трёхчленной системы (языковая способность — речевая деятельность — язык). При этом речевая деятельность стала пониматься не как простой процесс кодирования или декодирования заранее данного содержания, а как процесс, в котором это содержание формируется. Параллельно расширялось и углублялось понимание языковой способности: она стала соотноситься не только с сознанием, но с целостной личностью человека. Претерпела изменение и трактовка речевой деятельности: её стали рассматривать в аспекте общения. Само^ общение стало рассматриваться не просто как передача информации от одного индивида к другому, а как процесс внутренней саморегуляции социума (общества, социальной группы).

Таким образом, изменилась не только трактовка языковой способности и речевой деятельности, но и трактовка самого понятия языка. Если раньше язык понимался как система средств кодирования или декодирования, то теперь он трактуется в психолингвистике как система ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его вещном и социальном мире. Важным является (для отечественной психолингвистики особенно) и вопрос об «образе мира» человека, который получает своё обозначение с помощью знаков языка.

Не давая своего определения психолингвистики, предоставим возможность читателю самостоятельно выбрать наиболее понятное ему определение, а ещё лучше — составить собственное представление о психолингвистике после усвоения всего курса этой замечательной науки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...