Определения психолингвистики
Стр 1 из 25Следующая ⇒ UБелянин. Психолингвистика.doc УДК 373.167.1:159.9 ББК 88.37я73 Б44 Щ Библиотека студента Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С.К. Бондырева Члены редакционной коллегии: А.А. Бодалев, Г.А. Бордовский, В.П. Борисенков, СВ. Дармодехин, А.А. Деркач, Ю.И. Дик, АИ. Донцов, И.В. Дубровина, Л.П. Кезина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин, B.C. Леднев, В.И. Лубовский, Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский, В.А. Поляков, В. В. Рубцов, Э.В. Сайко, В.А. Сластенин, И.И. Халеева, В.М. Тиктинский-Шкловский Рецензент В.Д. Бондалетов, докт. филол. наук БелянинВ. П. Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ) В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, сферы приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы. Учебник написан доступным языком. Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит предмет психолингвистики, и кроме того, на всех тех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта)Содержание Предисловие........................................................................ 7 { Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................... 8 * 1. Объект и предмет психолингвистики....................... 8 2. Определения психолингвистики................................. 9 \ 3. Причины появления психолингвистики.................. 12 f 4. Междисциплинарность психолингвистики.............. 14
•4 5. Язык — речь — речевая деятельность.................... 18 : Тема 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ............. 21 г 1. Язык — это деятельность человеческого духа..... 21 2. Язык отражает культуру народа..................................... 22 3. Язык включает в себя психический компонент........ 23 4. Язык — это условие мысли......................................... 25 5. Язык ограничивает познание мира............................. 26 6. Язык есть условие общения............................................ 27 7. Язык регулирует деятельность человека................ 27 8. Некоторые постулаты московской психолингвистической 9. Современное состояние психолингвистики............. 30 Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ................................................. 34 1. Язык животных в природе......................................... 34 2. Говорящие животные................................................... 35 ,'i 3. Дети-Маугли.................................................................. 39 i 4. Критический период для освоения речи..................... 40 5. Освоение речи ребёнком.......................................... 41 6. Доречевой этап............................................................. 42 [\ 7. Освоение звуковой формы..................................... 44 8. Связь звучания со смыслом46 9. Активный рост запаса слов....................................... 47 10.Овладение морфологией.............................................. 49 11.Ошибки в речи детей................................................... 50 12.Детское словотворчество............................................. 52 13.Овладение синтаксисом............................................... 54 14.Овладение значением слова............................... 57 15.«Родительский» язык...................................................... 59 16.Детские словечки............................................................ 62 17.Теория формирования языкового сознания в онтогенезе... 64 Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ........................................ 69 1. Речевые ошибки............................................................ 69 2. Теории происхождения речи....................................... 74 3. Модели производства речи.......................................... 75 4. Стохастическая модель производства речи............... 75
5. Модель непосредственно составляющих..................... 76 6. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского. 76 7. Теория уровней языка..................................................... 79 8. Модель Т-О—Т-Е....................................................... 80 9. Модель Л.С. Выготского................................................ 81 10.Модель А.Р. Лурии....................................................... 82 11.Модель А.А. Леонтьева................................................ 83 12.Модель Левелта............................................................... 84 Тема 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ..................................... 87 1. Неосознаваемоеть восприятия речи............................ 87 2. Уровневость восприятия речи..................................... 88 3. Осмысленность восприятия речи................................ 88 4. Восприятие букв и слов............................................... 90 5. Восприятие предложений............................................ 94 6. Соотнесение речи с действительностью.................... 97 7. Механизм эквивалентных замен................................. 100 8. Механизм вероятностного прогнозирования......... 100 9. Восприятие и понимание речи.................................... 103 10.Значение и смысл.......................................................... 104 11. Модели восприятия речи.............................................. 105 Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ. Г 108 1. Слово — высказывание — текст................................ 108 2. Включённость текста в неречевую деятельность..... 110 3. Производство текста.................................................. 111 4. Затекст — текст — подтекст....................................... 112 :' 5. Восприятие текста...................................................... 112 6. Пересказ текста............................................................ 113 ; 7. Пошаговость восприятия........................................... 114 8. Многозначность текста................................................ 115 9. Свойства текста............................................................ 120 Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ..... 126 1. Роль эксперимента в психолингвистике.................... 126 2. Ассоциативный эксперимент...................................... 129 3. Метод семантического дифференциала.................. 136 4. Методика дополнения.................................................. 140 5. Методика заканчивания предложения....................... 142 6. Методы косвенного исследования семантики.......... 143 7. Градуальное шкалирование........................................ 143 8. Методика определения грамматической правильности.... 145 9. Опросник....................................................................... 146 10. Методика прямого толкования слова 146
11. Классификация 147 Тема 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА......................... 151 1. Язык и культура............................................................ 151 2. Гипотеза лингвистической относительности......... 151 3. Национально-культурная специфика слова.............. 153 4. Лакуны........................................................................... 154 5. Речевое поведение........................................................ 156 6. Билингвизм...................._.............................................. 156 7. Ошибки при изучении иностранного языка............. 158 8. Речь иностранца............................................................ 161 9. Культурный шок........................................................... 163 10. Аккультурация 164 11. Лингвистический шок 165 12. Интеркультурные контакты 166 Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА.................. 169 1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости... 169 2. Речь в изменённом состоянии сознания.................... 172 3. Речь при акцентуациях и психопатиях................... 172 4. Речь при отдельных заболеваниях.............................. 178 5. Физиологические центры речи................................... 179 6. Нарушения речи........................................................... 180 7. Дефекты речи............................................................. 183 8. Язык глухонемых...................................................... 185 Тема 10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ..................................... 188 1. Судебная психолингвистика.................................... 188 2. Язык и тендер.............................................................. 201 3. Нейролингвистическое программирование........... 203 4. Автоматический анализ текста................................... 208 5. Язык и речевое воздействие..................................... 209 Конспективное изложение курса.................................. 218 Литература........................................................................ 224 ПРЕДИСЛОВИЕ Психолингвистика — наука относительно молодая. Но она прочно завоевала научное пространство не только благодаря своей междис-циплинарности, но и новизне подходов и, главное, результативности исследований. Рассматривая производство речи, психолингвистика описывает, как, языковая система и правила построения речи позволяют человеку вы-1 ражать свои мысли, как образы сознания фиксируются с помощью языковых знаков. Описывая процесс восприятия речи, психолингвистика анализирует не только сам этот процесс, но и результат понимания человеком речи.
Изучая детскую речь, психолингвистика отмечает, что ребёнка практически никто специально не обучает правилам использования языка, но он в состоянии освоить этот сложнейший механизм понимания действительности за достаточно короткий срок. Психолингвистика описывает, каким образом наша речь отражает включённость в совместную деятельность со взрослыми позволяет ребёнку овладеть языковой и неязыковой «картиной мира» и как формируется наше собственное языковое сознание. Когда Вы начнёте читать эту книгу, Вы узнаете, как связаны между собой язык и мышление, как осуществляется воздействие на сознание человека с помощью языка, Вы поймёте, почему язык является мощным средством управления речевым и неречевым поведением человека. Книга рассчитана на тех, кто уже знаком с основами языкознания и психологии. Вместе с тем она написана так, чтобы каждый читатель смог с её помощью самостоятельно разобраться в обсуждаемых проблемах. Добро пожаловать в мир психолингвистики! Валерий Белянин <vbelyanin@hotmail.com > Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ближе к психологии, которая изучает порождение, функционирование истроение механизма отражения реальности. ' Следует отметить, что даже в рамках психолингвистики имеются разные подходы к пониманию предмета — речевой деятельности. Так, трансформационно-генеративная грамматика предполагает, что человек строит речь по правилам комбинаторики. Бихевиоризм анализирует речь в модели «стимул — реакция». Отечественная же теория речевой деятельности исходит из активности говорящего. На самом же деле ни одна модель не является полной и не исчерпывает всех свойств такого сложного объекта, как язык Ключевые слова: объект науки, предмет науки, знак, производство речи, восприятие речи, речевая деятельность, языковая система, языковой материал. 1. Объект и предмет психолингвистики Объект науки — это совокупность индивидуальных объектов, которые она изучает. Предмет науки — это абстрактная система объектов или система некоторых абстрактных объектов. У разных наук может быть один общий объект, но они могут различаться предметом— иметь разный взгляд на этот объект. Так, человек является объектом изучения и для медицины, и для психологии, но каждая наука подходит к нему со своей позиции. Язык и система языковых знаков могут быть объектом исследования лингвистики, литературоведения, антропологии, программирования и, конечно, психолингвистики. Можно сказать, что у этих дисциплин общий объект — язык и речь человека, используемые им для разных целей и в разных ситуациях.
Предметом лингвистики является система языковых средств, используемых в коммуникации. Лингвистика рассматривает систему языковых знаков и принципы устройства знаковой системы. Предмет психолингвистики иной, нежели у лингвистики. Психолингвистику интересует процесс функционирования этой знаковой системы, а именно, процесс создания и восприятия знаков языка людьми. Тем самым психолингвистика по объекту совпадает с лингвистикой, а по предмету различается с ней. Психолингвистика тут (и по используемым методам)8 Определения психолингвистики Термин «психолингвистика» впервые употребил некто Н. Пронко (N. Pronko) в большой статье, озаглавленной «Язык и психолингвистика», которая была опубликована в США в 1946 г. Но вошел в научный обиход этот термин лишь в 1953 г. на межуниверситетском исследовательском семинаре в г. Блумингтоне (штат Индиана, США), организованном известными американскими психологами Дж. Кэрроллом (J. Carroll) и Чарлзом Осгудом (Charles Osgood), а также лингвистом и этнографом Томасом Сибеоком (Т. Sibeok). Годом позже в США была опубликована коллективная монография под этим названием — и термин «психолингвистика», получив определённое содержание, стал обозначать формировавшуюся новую научную теорию.Термин «психолингвистика» более чем удачен. Он образован по продуктивной для научного языка модели, отражая стремление науки к Интеграции и подчеркивая комплексность этой дисциплины. Термин состоит из двух частей: психо — общая часть со словом психология (psyche — по-гречески душа) и лингвистика (от латинского lingua — язык). В настоящее время существует достаточно много определений психолингвистики. Пожалуй, самое первое определение дал в 1954 г. основатель американской психолингвистики Ч. Осгуд: «Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в данной культуре кода, и эти сигналы преобразуются в интерпретации слушающих. Другими словами, психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояние сообщений с состоянием участников коммуникации». При таком подходе предметом психолингвистики могут быть 9 процессы производства и восприятия речи в их соотнесённости с физиологическим и психическим состоянием участников коммуникации. Тут предполагается процессы речи соотносить не с системой языка, а с человеком, с его психикой. Другое определение, данное также Ч. Осгудом, выглядит следующим образом: «Психолингвистика занимается в широком смысле соотношением структуры сообщений и характеристик человеческих индивидов, производящих и получающих эти сообщения, т.е. психолингвистика есть наука о процессах кодирования и декодирования в индивидуальных участниках коммуникации». С. Эрвин-Трипп и Д. Слобин в своё время кратко определили психолингвистику как «науку об усвоении и использовании структуры языка». Европейские исследователи дают сходные определения. Так, П. Фресс пишет: «Психолингвистика есть учение об отношениях между нашими экспрессивными и коммуникативными потребностями и средствами, которые нам предоставляет язык». Т. Слама-Казаку предлагает такую формулировку: «Предметом психолингвистики является влияние ситуации общения на сообщения», предлагая анализировать и контекст, в котором происходит речевое взаимодействие, и цели общения. Основателю отечественной психолингвистики А.А. Леонтьеву также принадлежит несколько определений этой науки. Первое из них обобщало понимание психолингвистики другими учёными: «Психолингвистика — это наука, предметом которой является отношение между системой языка... и языковой способностью». Другое было таким: «Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности её комплексного моделирования». Именно поэтому в отечественной науке в качестве синонима термина «психолингвистика» нередко употребляется словосочетание «теория речевой деятельности». В 1989 г. А.А. Леонтьев считал, что «предметом психолингвистики является структура процессов речепроизводства и речевосприятия в их соотношении со структурой языка (любого или определённого национального). Психолингвистические исследования направлены на анализ языковой способности человека в её отношении к речевой деятельности, с одной стороны, и к системе языка — с другой». Сходным образом оценивала предмет психолингвистики и лингвист Е.С. Кубрякова: «В психолингвистике... в фокусе постоянно находится связь между содержанием, мотивом и формой речевой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами языка, использованными в речевом высказывании, с другой». В 1996 г. А.А. Леонтьев писал: «Целью психолингвистики является ссмотрение особенностей работы этих механизмов (механизмов поро-дения и восприятия речи) в связи с функциями речевой деятельности ► обществе и с развитием личности». А.А. Леонтьеву принадлежит также еще одно определение: «Психолингвистика — это наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка». В этом определении отмечается, что у психолингвистики есть три предметные области: 1) производство речи (в индивидуальном речевом акте); 2) восприятие речи (в индивидуальном речевом акте); 3) формирование речи (в процессе становления личности ребёнка. И в каждом случае предполагается, что психолингвистика обращается к тем сторонам этих видов речевой деятельности, которые обусловлены системой языка. К числу более поздних определений предмета психолингвистики А.А. Леонтьевым относится следующее: «Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой». Это определение психолингвистики разделяется большинством отечественных учёных. В нём постулируется, что психолингвистика должна изучать человеческое измерение языка и речи, и роль языка в структурации мира., В энциклопедии Британика о психолингвистике говорится, что это I* изучение психологических аспектов языка. Частью этой дисциплины, — |ri сказано там, — являются экспериментальные исследования кратковре-•«* менной и долговременной памяти, стратегий восприятия и восприятия ||{ речи, основанные на лингвистических моделях. В Большом энцикло-J педическом словаре сказано очень коротко: «Психолингвистика — это наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний». По этим определениям можно обобщённо проследить эволюцию взглядов на предмет психолингвистики (что естественно для любой развивающейся науки). Вначале предмет психолингвистики трактовал- *я как отношение интенций (речевых намерений) или состояний гово- рящего и слушающего (языковой способности) к структуре сообщений. Психолингвистика рассматривала процесс и механизм кодирования (и, • «соответственно, декодирования) при помощи системы языка. При этом!/^состояния» участников коммуникации понимались как состояния со- \ 110 знания. А процесс коммуникации рассматривался как процесс передачи информации от одного индивида к другому. Далее появилась идея речевой деятельности не только как двучленной (языковая способность — язык), а как трёхчленной системы (языковая способность — речевая деятельность — язык). При этом речевая деятельность стала пониматься не как простой процесс кодирования или декодирования заранее данного содержания, а как процесс, в котором это содержание формируется. Параллельно расширялось и углублялось понимание языковой способности: она стала соотноситься не только с сознанием, но с целостной личностью человека. Претерпела изменение и трактовка речевой деятельности: её стали рассматривать в аспекте общения. Само^ общение стало рассматриваться не просто как передача информации от одного индивида к другому, а как процесс внутренней саморегуляции социума (общества, социальной группы). Таким образом, изменилась не только трактовка языковой способности и речевой деятельности, но и трактовка самого понятия языка. Если раньше язык понимался как система средств кодирования или декодирования, то теперь он трактуется в психолингвистике как система ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его вещном и социальном мире. Важным является (для отечественной психолингвистики особенно) и вопрос об «образе мира» человека, который получает своё обозначение с помощью знаков языка. Не давая своего определения психолингвистики, предоставим возможность читателю самостоятельно выбрать наиболее понятное ему определение, а ещё лучше — составить собственное представление о психолингвистике после усвоения всего курса этой замечательной науки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|