Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И эмоциональные характеристики




В этой главе мы рассмотрим такие психические процессы и состояния, как внимание, память, общий интеллект, речь и эмоции, а также математические способности.

Внимание и память

Как ни странно, я обнаружила, что исследований, прямо посвященных половым различиям по вниманию, очень мало. Поэтому мы воспользуемся редкими косвенными доказательствами — когда речь идет о других процессах, но в результатах подразумеваются и данные о внимании.

Первые данные о половых различиях во внимании привел Г. Гейманс (191,1). Он указал на худшее распределение внимания у женщин, выражающееся в том, что они не могут разговаривать и одновременно выполнять какую-либо работу. Правда, причина здесь может быть в другом —- не в способности распределять внимание, а в нежелании его распределять из-за чрезмерной эмоциональной вовлеченности в беседу. Также он сообщает, что женщины демонстрируют тонкую наблюдательность — но только в том, что их интересует, и что у женщин наблюдается более строгий отбор материала при одновременном предъявлении. Но последнее также может свидетельствовать не о недостатках внимания (меньший объем, худшее распределение), а об иной его организации.

Другое косвенное свидетельство о внимании — эксперименты российского юриста А. Ф. Кони (1913). Он исследовал свидетельские показания мужчин и женщин и обнаружил различия. Мужчины обращают большее внимание на все, что связано с техникой, женщины же в подробностях описывают одежду и украшения преступников и преступниц. Но в этих экспериментах внимание трудно отделить от памяти.

Результаты ряда других отечественных исследований приводятся у Е. П. Ильина (2002). Так, И. А. Сергеева обнаружила превосходство девочек по произвольному вниманию в старшем школьном возрасте. Эксперименты М. С. Егоровой и Н. Ф. Шляхты продемонстрировали своеобразие внимания у 14-15-летних подростков: девочки ориентировались на быстроту, а мальчики — на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания). Аналогичные результаты были получены и на взрослых испытуемых (М. К. Босый; Л. Н. Фоменко). В то же время обнаружено преимущество женщин по избирательности, устойчивости, объему внимания.


Внимание и память 1 75

В. П. Багрунов (1981) исследовал внимание для проверки гипотезы об изменчивости показателей. Он обнаружил преимущество мужчин в работе с новыми стимулами и женщин — со старыми, привычными, шаблонными.

Исследование внимания В. П. Багрунова (1981)

Испытуемые: 95 мужчин и 97 женщин (возраст 18-20 лет). Методика: серия экспериментов по пробе Амфимова.

Результаты. Пока задача воспринималась как новая, преимущество демонстрировали мужчины, но по мере того, как задача становилась стандартной, преимущество, в силу тренировочного эффекта, переходило к женщинам. Помимо этого, мужчины продемонстрировали большую видовую изменчивость результатов.

Ряд экспериментов посвящен половым различиям по так называемому социальному, или коммуникативному, вниманию (т. е. тому, на что обращается внимание при общении).

Икс и коллеги исследовали общение незнакомых людей в диадах (однополых и смешанных). Оказалось, что женщины основное внимание обращают на поведение партнера при общении, больше думают о его мыслях и чувствах и стараются организовать общение так, чтобы и партнер обратил на них внимание (с помощью слов, взглядов и более близкой дистанции — старались сесть поближе; пит. по: Cross, Madson, 1997).

Исследование внимания Икса и коллег

Испытуемые: мужчины и женщины.

Метолика. Были образованы диады испытуемых, ранее не знакомых друге другом (однополые и смешанные). Испытуемых оставляли одних на 5 минут в небольшой комнате, где стояла кушетка, столик для кофе, висела книжная полка. В течение этого времени велась видеозапись взаимодействия участников обшения — втайне от них. Затем испытуемым была показана эта видеозапись и их попросили описать мысли и чувства: а) о себе; б) о партнере; в) предполагаемые мысли и чувства партнера. Затем видеозапись расшифровывалась обученными наблюдателями, которые интерпретировали показатели (вербализация, пристальные взгляды, позитивные эмо-иии, жесты, дистаниия обшения) по категориям а) внимания к партнеру и б) вовлечения во взаимодействие.

Результаты. Женщины сообщали о большем количестве прямых мыслей о своем партнере по общению, а также о более позитивных мыслях и чувствах по отношению к нему, чем мужчины. Наблюдаемое поведение женщин соответствовало этим самоотчетам: они демонстрировали вербальную поддержку партнера, бросали на него взгляды и придвигались к нему, стараясь сесть поближе, — чаше, чем мужчины.

Наконец, установлено, что женщины чаще строят предположения о том, что думает и чувствует их партнер по общению, и правильнее угадывают эти мысли и чувства (Икс и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997).

В целом результатов слишком мало, чтобы делать серьезные выводы о половых различиях во внимании, но, по-видимому, важно то, что и женщины и мужчины могут быть внимательными и наблюдательными, если объект внимания им интересен. Однако женщины обнаруживают большую заинтересованность во взаимоотношениях с окружающими.

Половые различия в памяти исследованы лучше, чем во внимании. Гейманс (1911) приводит данные о том, что женщины обладают лучшей памятью, но толь-


1 76 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики

ко в отношении того, что вызывает у них интерес, поэтому у них могут возникать проблемы с запоминанием математических и грамматических правил, исторических дат и т. п. Помимо этого, у женщин ассоциации смежности преобладают над ассоциациями сходства.

В современных исследованиях по половым различиям память изучается, во-первых, как основной процесс — в лабораторных экспериментах с различным материалом (цифры, предметы, слова, лица, социальные ситуации), во-вторых, как способ организации информации, интереса к ней — какую информацию отбирают для запоминания испытуемые (о себе или о других), и, в-третьих, как составляющая переменная в общей характеристике испытуемого — к примеру, по параметру его надежности как свидетеля преступлений. Рассмотрим данные по каждой из категорий.

Исследования вербальной памяти, приведенные в книге Э. Маккоби и К. Жаклин, охватывают испытуемых в возрасте от 2,5 до 75 лёт. Ни в одном возрастном периоде не было обнаружено преимущества мальчиков и мужчин. Девочки женщины лучше запоминают материал, предъявляемый как зрительно, так и на слух, и это касается и отдельных слов, и предложений, и целых рассказов (смысловая память), а также демонстрируют превосходство по запоминанию имен и по богатству словесных ассоциаций, причем это превосходство наблюдается уже в 3 года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...