Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследования образной памяти




19 исследований (1966-1973 гг.). Испытуемые обоего пола (3-21 год). Метолики:

1) запоминание изображений предметов и животных, последовательности картинок знакомых объектов и картинок;

2) подбор парных изображений (уже виденных);

3) узнавание картинок после двухдневного перерыва;

4) задания, задействуюшие как образную, так и вербальную память: запоминание картинок с названиями и без, запоминание цветовых стимулов с названиями и без, воспроизведение названий животных на картинке и запоминание расположения рисунка с названием или без.

Результаты. Мужчины превосходили женщин по запоминанию картинок (3-4 года — выборка чернокожих испытуемых), по узнаванию рисунка (8 лет) и по запоминанию картин без названия (18-21 год). Превосходство женщин было отмечено по запоминанию названий картинок (7 лет), по запоминанию картин с названием (18-21 год) и по запоминанию расположения рисунка — с названием и без (5, 8 и 10 лет).

Не было установлено половых различий:

1) по запоминанию изображений предметов (3-5 лет), животных (3-5 лет), парных картинок (3-4 года, 5-8 и 11-12 лет) и последовательности картинок знакомых объектов (5, 7 и 10 лет);

2) узнаванию картинок после двухдневного перерыва (6 и 10 лет);

3) в заданиях, задействуюших как образную, так и вербальную память — по запоминанию картинок с названиями и без (3-4 года), цветовых стимулов с названиями и без (4 года), картинок и их названий (4 года и 11 лет), воспроизведению названий животных на картинке (5 лет), названию или изображению предметов (8-9 лет) и запоминанию расположения рисунка — с названием или без (5-6 лет) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).

По кратковременной памяти (по запоминанию и цифр, и расположения предметов, и последовательности стимулов) половые различия в основном отсутствуют, причем как у детей, так и у взрослых (если иметь в виду данные, приведенные в книге Э. Маккоби и К. Жаклин).

Исследования кратковременной памяти

4 исследования (1971-1972 гг.).

Испытуемые обоего пола (3-21 год и взрослые).

Метолики: кратковременное запоминание цифр, расположения предметов, картинок и последовательности стимулов.

Результаты. Не обнаружено превосходства ни одного из полов. Установлено отсутствие половых различий по кратковременной памяти на цифры и расположение предметов (5-6 лет), последовательности стимулов (5, 7 и 10 лет и 18-21 год) и расположению картинок (8, 10 и 12 лет, а также у детей с замедленным развитием в 9 и 11 лет) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).

Но серия экспериментов шведской исследовательницы А. Херлитц (Herlitz, 2000) продемонстрировала наличие половых различий в кратковременной памяти у взрослых. Результаты были получены по вербальным, невербальным и некоторым зрительно-пространственным показателям. При этом в группе испытуемых с низким интеллектом прловые различия были выражены сильнее. Важным


180 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики

оказался и уровень эстрогенов (женских половых гормонов), который повышал показатели кратковременной памяти, а вербальные и зрительно-пространственные способности оказались ни при чем.

Исследование А. Херлитц

Испытуемые обоего пола.

Методики: кратковременная память на различном материале — вербальном, зрительно-пространственном, невербальном.

Результаты. Установлено превосходство женщин по вербальным, невербальным и некоторым зрительно-пространственным показателям кратковременной памяти во всех возрастных группах. Вербальные и зрительно-пространственные способности не влияют на результаты по кратковременной памяти. В группе испытуемых с низким IQ половые различия выражены сильнее. Испытуемые с более высоким уровнем эстрогенов демонстрируют более высокие показатели кратковременной памяти.

выводы: кратковременная память — это функция вербальных и зрительно-пространственных способностей, а также IQ, возраста и уровня эстрогенов (женских половых гормонов).

Эти результаты очень интересны. Во-первых, любопытно отсутствие связи со способностями — преимущественно мужскими (зрительно-пространственными) и преимущественно женскими (вербальными), с помощью которых часто объясняются многие другие половые различия. Во-вторых, гормональная гипотеза половых различий находит еще одно подтверждение.

Однако проблема, по-видимому, более сложна. В общей психологии не решен вопрос о том, почему одна информация запоминается на короткое время, а другая — надолго. Возможно, человек принимает специальное решение — сколько времени он хочет помнить материал (см. Аллахвердов, 1993). Преимущества в кратковременной памяти иногда очень полезны — при сдаче экзаменов, к примеру. Не этой ли способностью девушек объясняются их лучшие академические успехи в вузах?

Следующая категория — социальная память. Как отмечают Маккоби и Жаклин (Maccoby, Jacklin, 1978), это понятие появилось после 1957 г., когда Витрайл и Кейс обнаружили, что студентки лучше студентов запоминают имена людей, изображенных на фотографиях, и имена тех, с кем общались короткое время. Позднее Мессик и Дамарин, повторив это исследование, не обнаружили различий по социальной памяти. Аналогичную картину можно увидеть и у других авторов. Так, все исследования, касающиеся возраста с 4 лет до 21 года, демонстрируют отсутствие половых различий по запоминанию особенностей поведения партнеров в реальном общении и по ассоциациям с именами знакомых людей. Однако методики столь разноречивы и исследований так мало, что, пожалуй, не стоит делать окончательные выводы. По крайней мере, по другим проявлениям социальной памяти (скажем, по свидетельским показаниям) обнаружены отчетливые половые различия (см. ниже).

 

Исследования социальной памяти  
5 исследований (1970-1973 гг.).  
Испытуемые обоего пола (4-21 год).  
Метолики:    
1) запоминание персонажей волшебных сказок;

Внимание и память 181

2) воспроизведение ролей в игре: собственной и вымышленных партнеров; героев кукольного спектакля;

3) узнавание и воспроизведение особенностей поведения партнеров по обшению— участников объединений;

4) ассоциация бессмысленных слогов с именами знакомых людей (похожими, непохожими или нейтральными).

Результаты. Не было обнаружено превосходства ни одного из полое. Не обнаружено половых различий:

1) по запоминанию персонажей волшебных сказок (4, 7 и 10 лет);

2) воспроизведению ролей в игре: собственной и вымышленных партнеров (5 лет); героев кукольного спектакля (9 и 10 лет);

3) узнаванию и воспроизведению особенностей поведения партнеров по обшению (18-21 год);

4) ассоциации бессмысленных слогов с именами знакомых людей (1 8-21 год) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).

Итак, девочки обнаружили превосходство по вербальной памяти, взрослые женщины — по кратковременной (вербальной, невербальной, частично — зрительно-пространственной) памяти, а в остальных случаях характер материала не оказывал влияния на различия.

Данные о половых различиях отчасти подытоживает исследование Дж. Грусе-ка (цит. по: Maccoby, Jacklin, 1978): мальчики запоминают технический материал лучше, чем вербачьный, а девочки одинаково хорошо усваивают и тот и другой. Отсюда следует вывод, что «слабым местом» мальчиков является запоминание вербального материала, чем и объясняются продемонстрированные преимущества девочек. Но непроясненным остается вопрос о том, связана ли эта особенность мальчиков с отсутствием у них интереса к вербальной информации.

Перейдем к рассмотрению половых различий в восприятии информации о себе и о других. Обычно считается, что человек лучше запоминает информацию о себе, чем о других. Этот феномен называется эффектом самореферентности. Он оказался связанным с высокой самооценкой.

Исследования эффекта самореферентности

Метолика: испытуемым предлагался список слов, каждое из которых нужно было оценить по семантическим показателям — специфике (характерным особенностям), структуре (длине слова) и употреблению по отношению к себе или к незнакомцу.

Результаты: испытуемые лучше запоминали информацию, которая имела отношение к ним самим, чем любую другую информацию.

Интерпретация: саморелевантная информация оставляет более глубокий след, так как она связана с процессом самопрезентации (Cross, Madson, 1997).

Однако Джозеф и коллеги обнаружили эту связь только у мужчин с высокой самооценкой. Женщины же с высокой самооценкой запоминают гораздо больше слов, имеющих отношение к их близким друзьям, чем к другим участникам (цит. по: Cross, Madson, 1997). И вообще женщины лучше запоминают информацию, связанную с людьми и взаимоотношениями с ними (то, что выше было названо социальной памятью). Вот несколько экспериментальных фактов. Метаанализ Джудит Холл показал превосходство женщин в запоминании лиц (d = -0,34 — доста-

/


182 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики

точно солидное различие). При этом память на лица у девочек лучше развита уже в 4 года. Женщины обнаружили превосходство и при краткой встрече с незнакомцем на улице — они запоминали больше деталей. Они также лучше помнят лица и имена своих одноклассников спустя много лет, жены превосходят мужей по яркости и детализации воспоминаний о семейных событиях (отпусках, спорах, первом свидании), женщины-адвокаты помнят больше фактов о своих клиентах. Но все это не означает, что мужчины не запоминают социальную информацию: их превосходство обнаруживается в запоминании такой информации из более широкого контекста. Так, мужчины лучше женщин запоминают.исторические даты и события.

Эти различия между мужчинами и женщинами объясняют и тот факт, что они по-разному организуют и кодируют информацию. Например, в эксперименте Ше-дикидс и коллег (цит. по: Cross, Madson, 1997) было установлено, что, воспринимая других людей, женщины старались выстроить информацию на тему супружества (т. е. кто на ком может жениться и кто за кого может выйти замуж), мужчины же оказались более сенситивны к информации о социальном доминировании и иерархии, т. е. о власти, и они, очевидно, организуют воспринимаемую информацию по этой линии.

Наконец, коснемся вопроса о памяти свидетелей. Здесь установлено, что женщины являются более надежными свидетелями, что объясняется их лучшей способностью запоминать и описывать информацию, имеющую отношение к личности объекта восприятия, а это, в свою очередь, связано скорее всего с тем, что женщин просто больше интересует такая «личностная» информация. Но существует и мнение о том, что свою роль играет преимущество женщин в кратковременной памяти, которая является существенным компонентом в свидетельских показаниях (Herlitz, 2000).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...