Исследования образной памяти
19 исследований (1966-1973 гг.). Испытуемые обоего пола (3-21 год). Метолики: 1) запоминание изображений предметов и животных, последовательности картинок знакомых объектов и картинок; 2) подбор парных изображений (уже виденных); 3) узнавание картинок после двухдневного перерыва; 4) задания, задействуюшие как образную, так и вербальную память: запоминание картинок с названиями и без, запоминание цветовых стимулов с названиями и без, воспроизведение названий животных на картинке и запоминание расположения рисунка с названием или без. Результаты. Мужчины превосходили женщин по запоминанию картинок (3-4 года — выборка чернокожих испытуемых), по узнаванию рисунка (8 лет) и по запоминанию картин без названия (18-21 год). Превосходство женщин было отмечено по запоминанию названий картинок (7 лет), по запоминанию картин с названием (18-21 год) и по запоминанию расположения рисунка — с названием и без (5, 8 и 10 лет). Не было установлено половых различий: 1) по запоминанию изображений предметов (3-5 лет), животных (3-5 лет), парных картинок (3-4 года, 5-8 и 11-12 лет) и последовательности картинок знакомых объектов (5, 7 и 10 лет); 2) узнаванию картинок после двухдневного перерыва (6 и 10 лет); 3) в заданиях, задействуюших как образную, так и вербальную память — по запоминанию картинок с названиями и без (3-4 года), цветовых стимулов с названиями и без (4 года), картинок и их названий (4 года и 11 лет), воспроизведению названий животных на картинке (5 лет), названию или изображению предметов (8-9 лет) и запоминанию расположения рисунка — с названием или без (5-6 лет) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978). По кратковременной памяти (по запоминанию и цифр, и расположения предметов, и последовательности стимулов) половые различия в основном отсутствуют, причем как у детей, так и у взрослых (если иметь в виду данные, приведенные в книге Э. Маккоби и К. Жаклин).
Исследования кратковременной памяти 4 исследования (1971-1972 гг.). Испытуемые обоего пола (3-21 год и взрослые). Метолики: кратковременное запоминание цифр, расположения предметов, картинок и последовательности стимулов. Результаты. Не обнаружено превосходства ни одного из полов. Установлено отсутствие половых различий по кратковременной памяти на цифры и расположение предметов (5-6 лет), последовательности стимулов (5, 7 и 10 лет и 18-21 год) и расположению картинок (8, 10 и 12 лет, а также у детей с замедленным развитием в 9 и 11 лет) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978). Но серия экспериментов шведской исследовательницы А. Херлитц (Herlitz, 2000) продемонстрировала наличие половых различий в кратковременной памяти у взрослых. Результаты были получены по вербальным, невербальным и некоторым зрительно-пространственным показателям. При этом в группе испытуемых с низким интеллектом прловые различия были выражены сильнее. Важным 180 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики оказался и уровень эстрогенов (женских половых гормонов), который повышал показатели кратковременной памяти, а вербальные и зрительно-пространственные способности оказались ни при чем. Исследование А. Херлитц Испытуемые обоего пола. Методики: кратковременная память на различном материале — вербальном, зрительно-пространственном, невербальном. Результаты. Установлено превосходство женщин по вербальным, невербальным и некоторым зрительно-пространственным показателям кратковременной памяти во всех возрастных группах. Вербальные и зрительно-пространственные способности не влияют на результаты по кратковременной памяти. В группе испытуемых с низким IQ половые различия выражены сильнее. Испытуемые с более высоким уровнем эстрогенов демонстрируют более высокие показатели кратковременной памяти.
выводы: кратковременная память — это функция вербальных и зрительно-пространственных способностей, а также IQ, возраста и уровня эстрогенов (женских половых гормонов). Эти результаты очень интересны. Во-первых, любопытно отсутствие связи со способностями — преимущественно мужскими (зрительно-пространственными) и преимущественно женскими (вербальными), с помощью которых часто объясняются многие другие половые различия. Во-вторых, гормональная гипотеза половых различий находит еще одно подтверждение. Однако проблема, по-видимому, более сложна. В общей психологии не решен вопрос о том, почему одна информация запоминается на короткое время, а другая — надолго. Возможно, человек принимает специальное решение — сколько времени он хочет помнить материал (см. Аллахвердов, 1993). Преимущества в кратковременной памяти иногда очень полезны — при сдаче экзаменов, к примеру. Не этой ли способностью девушек объясняются их лучшие академические успехи в вузах? Следующая категория — социальная память. Как отмечают Маккоби и Жаклин (Maccoby, Jacklin, 1978), это понятие появилось после 1957 г., когда Витрайл и Кейс обнаружили, что студентки лучше студентов запоминают имена людей, изображенных на фотографиях, и имена тех, с кем общались короткое время. Позднее Мессик и Дамарин, повторив это исследование, не обнаружили различий по социальной памяти. Аналогичную картину можно увидеть и у других авторов. Так, все исследования, касающиеся возраста с 4 лет до 21 года, демонстрируют отсутствие половых различий по запоминанию особенностей поведения партнеров в реальном общении и по ассоциациям с именами знакомых людей. Однако методики столь разноречивы и исследований так мало, что, пожалуй, не стоит делать окончательные выводы. По крайней мере, по другим проявлениям социальной памяти (скажем, по свидетельским показаниям) обнаружены отчетливые половые различия (см. ниже).
Внимание и память 181
2) воспроизведение ролей в игре: собственной и вымышленных партнеров; героев кукольного спектакля; 3) узнавание и воспроизведение особенностей поведения партнеров по обшению— участников объединений; 4) ассоциация бессмысленных слогов с именами знакомых людей (похожими, непохожими или нейтральными). Результаты. Не было обнаружено превосходства ни одного из полое. Не обнаружено половых различий: 1) по запоминанию персонажей волшебных сказок (4, 7 и 10 лет); 2) воспроизведению ролей в игре: собственной и вымышленных партнеров (5 лет); героев кукольного спектакля (9 и 10 лет); 3) узнаванию и воспроизведению особенностей поведения партнеров по обшению (18-21 год); 4) ассоциации бессмысленных слогов с именами знакомых людей (1 8-21 год) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978). Итак, девочки обнаружили превосходство по вербальной памяти, взрослые женщины — по кратковременной (вербальной, невербальной, частично — зрительно-пространственной) памяти, а в остальных случаях характер материала не оказывал влияния на различия. Данные о половых различиях отчасти подытоживает исследование Дж. Грусе-ка (цит. по: Maccoby, Jacklin, 1978): мальчики запоминают технический материал лучше, чем вербачьный, а девочки одинаково хорошо усваивают и тот и другой. Отсюда следует вывод, что «слабым местом» мальчиков является запоминание вербального материала, чем и объясняются продемонстрированные преимущества девочек. Но непроясненным остается вопрос о том, связана ли эта особенность мальчиков с отсутствием у них интереса к вербальной информации. Перейдем к рассмотрению половых различий в восприятии информации о себе и о других. Обычно считается, что человек лучше запоминает информацию о себе, чем о других. Этот феномен называется эффектом самореферентности. Он оказался связанным с высокой самооценкой. Исследования эффекта самореферентности Метолика: испытуемым предлагался список слов, каждое из которых нужно было оценить по семантическим показателям — специфике (характерным особенностям), структуре (длине слова) и употреблению по отношению к себе или к незнакомцу.
Результаты: испытуемые лучше запоминали информацию, которая имела отношение к ним самим, чем любую другую информацию. Интерпретация: саморелевантная информация оставляет более глубокий след, так как она связана с процессом самопрезентации (Cross, Madson, 1997). Однако Джозеф и коллеги обнаружили эту связь только у мужчин с высокой самооценкой. Женщины же с высокой самооценкой запоминают гораздо больше слов, имеющих отношение к их близким друзьям, чем к другим участникам (цит. по: Cross, Madson, 1997). И вообще женщины лучше запоминают информацию, связанную с людьми и взаимоотношениями с ними (то, что выше было названо социальной памятью). Вот несколько экспериментальных фактов. Метаанализ Джудит Холл показал превосходство женщин в запоминании лиц (d = -0,34 — доста- / 182 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики точно солидное различие). При этом память на лица у девочек лучше развита уже в 4 года. Женщины обнаружили превосходство и при краткой встрече с незнакомцем на улице — они запоминали больше деталей. Они также лучше помнят лица и имена своих одноклассников спустя много лет, жены превосходят мужей по яркости и детализации воспоминаний о семейных событиях (отпусках, спорах, первом свидании), женщины-адвокаты помнят больше фактов о своих клиентах. Но все это не означает, что мужчины не запоминают социальную информацию: их превосходство обнаруживается в запоминании такой информации из более широкого контекста. Так, мужчины лучше женщин запоминают.исторические даты и события. Эти различия между мужчинами и женщинами объясняют и тот факт, что они по-разному организуют и кодируют информацию. Например, в эксперименте Ше-дикидс и коллег (цит. по: Cross, Madson, 1997) было установлено, что, воспринимая других людей, женщины старались выстроить информацию на тему супружества (т. е. кто на ком может жениться и кто за кого может выйти замуж), мужчины же оказались более сенситивны к информации о социальном доминировании и иерархии, т. е. о власти, и они, очевидно, организуют воспринимаемую информацию по этой линии. Наконец, коснемся вопроса о памяти свидетелей. Здесь установлено, что женщины являются более надежными свидетелями, что объясняется их лучшей способностью запоминать и описывать информацию, имеющую отношение к личности объекта восприятия, а это, в свою очередь, связано скорее всего с тем, что женщин просто больше интересует такая «личностная» информация. Но существует и мнение о том, что свою роль играет преимущество женщин в кратковременной памяти, которая является существенным компонентом в свидетельских показаниях (Herlitz, 2000).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|