Общий интеллект, речь и математические способности
Эмпирический материал, касающийся общего интеллекта, впечатляет своим размахом. Я сгруппировала обширные данные из книги Э. Маккоби и К. Жаклин по методикам, возрастам и результатам. Главный вывод, который напрашивается при их анализе, — отсутствие половых различий. Эта закономерность прослеживается во всех возрастах (от новорожденных до семидесятилетних стариков), в разных культурах (в США, Канаде, Индии, Непале, Израиле), у представителей всех рас, у испытуемых, которые выросли в неблагоприятных условиях, в том числе и экономических, у испытуемых с задержкой психического развития, по показателям роста и снижения интеллекта, в лонгитюдных исследованиях, по вербальным и невербальным субтестам. Исследования обшего интеллекта 46 исследований (1944-1973 гг.). Испытуемые обоего пола (новорожденные — 70 лет), всего около 35 тыс. чел. Кроме обычных были включены особые выборки испытуемых: новорожденные (недоношенные и доношенные), близнецы, испытуемые с замедленным развитием, испытуемые с низким экономическим статусом, израильская выборка (дети, воспитанные в государственных учреждениях и в частных домах), полирасовая выборка, черноко- Обший интеллект, речь и математические способности 183 жие испытуемые (в том числе из неблагоприятной среды), белокожие испытуемые (в том числе из неблагоприятной среды), непальская выборка, выборки из Индии, выборки из Канады. Метолики: 1) шкала умственного и моторного развития Бейли (в том числе лонтитюдное исследование); шкала развития Гриффитса (в том числе лонгитюдное исследование); тест Стэнфорд-Бине (в том числе форма L); тест достижений Стэнфорд; тест Кеттелла; тест Гессела; вопросник для дошкольников Колдуэлла;
тест интеллекта Торндайка; тест достижений; тест интеллекта Пинтнера-Каннингема; Метрополитен-тест оценки чтения; тест Гуденаф «Нарисуй человека»; шкала достижений Артура Пойнта; шкала Векслера для детей (WISC); тест достижений; тест умственных способностей Отиса-Леннона; формулирование основных понятий; тест Кульмана-Андерсона, формы Е и F тест способности к обучению (ассоциации); тест умственных способностей; тест поведенческой ригидности. Результаты, Превосходство мужчин было продемонстрировано: по шкале умственного развития Бейли (израильская выборка: дети, воспитанные в государственных учреждениях, — 6 месяцев); шкале Векслера (субтестам «Завершение картинок» и «Сбор предметов») — 8- 11 лет; росту интеллекта за 38-летний период (39-44 года). Превосхолство женщин проявилось: по шкале умственного развития Бейли (3, 6,9,12,18 и 24 месяцев — близнецы); методике Стэнфорд-Бине (3 года и в лонгитюдном исследовании —4 года); вопроснику для дошкольников Колдуэлла (белокожие и чернокожие испытуемые из неблагоприятной среды — 3^) года); более широкой сфере достижений (5 и 7 лет); IQ по шкале достижений (5 лет); тесту интеллекта Пинтнера-Каннингема (6 лет); Метрополитен-тесту оценки чтения (6 лет); формулированию основных понятий (8-13 лет, 14 лет в 2 лрнгитюдных исследованиях и 18-20 лет); более высоком IQ (10-13 лет); тесту достижений Стэнфорд (10-11 лет); тесту Кульмана-Андерсона, формы Е и F (10-11 лет). 184 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики Не было установлено половых различии: 1) по шкале умственного и моторного развития Бейли — доношенные и недоношенные новорожденные (0-2 месяца), младенцы (3-5, 8 месяцев — 3 исследования), в лонгитЮдном исследовании — 10-12 и 17-18 месяцев, израильская выборка (1, 3, 4, 8, 10, 12, 1 5, 1 8, 24 и 27 месяцев — дети, воспитанные в частных домах); 2) шкале развития Гриффитса — обычные испытуемые (9-12 месяцев) и в лонгитюд-ном исследовании (6 и 18 месяцев);
3) тесту Стэнфорд-Бине — обычные испытуемые (3-4 года, 4 года, 5 лет, 6-12 лет, 7-12 лет, 8 и 11 лет), в лонгитюдном исследовании (3, 5 и 8 месяцев), испытуемые с замедленным развитием (16 лет), полирасовая выборка (5-6 лет), чернокожие испытуемые (3—4 года — 2 исследования и 4 года), чернокожие испытуемые с низким экономическим статусом (3,4, 5, 6 и 7 лет) и чернокожие испытуемые из неблагоприятной среды <4 года); 4) тесту Стэнфорд-Бине. форма L (3-5 лет); 5) тесту достижений Стэнфорд (7 лет); 6) тесту Кеттелла (8 и 10 месяцев); 7) тесту Геселла (8 и 10 месяцев); 8) тесту Торндайка (5-6 лет); 9) тесту интеллекта Пинтнера-Каннингема (6-7 лет);
10) тесту Гуденаф (6-1 3 лет — непальская выборка); 11) шкале достижений Артура Пойнта (6-1 5 лет — индийская выборка); 12) шкале Векслера (3, 4, 5, 6 и 7 лет; обычная выборка, а также выборки из Канады и Индии — 6-15 лет); 13) тесту достижений (7-13 лет); 14) тесту умственных способностей Оттиса-Леннона (8 лет); 15) тесту «Нарисуй человека» — основные понятия (9-16 лет — лонгитюдное исследование); 16) тесту способности к обучению (ассоциации — 16 лет); "1 7) росту интеллекта (лонгитюдное исследование — 16, 18 и 21 год); 18) тесту умственных способностей — фактор обшего интеллекта (21-70 лет); 19) тесту поведенческой ригидности — фактор обшего интеллекта (21-70 лет); 20) увеличению интеллекта (27-70 лет)
Одно из объяснений этого факта — гендерная сбалансированность тестов. Так, шкала Стэнфорд-Бине была специально стандартизирована, чтобы минимизировать половые различия. Другие методики (например, тест Терстона) не были сбалансированы (Maccoby, Jacklin, 1978). Эта методическая и методологическая тонкость должна быть предметом специальных исследований и размышлений психологов. Какова цель экспериментов по изучению интеллекта? Доказать, что мальчики и девочки, мужчины и женщины в умственном отношении — равноценные существа? Тогда это уже доказано — на тысячах испытуемых. Или установить своеобразие полов, чтобы можно было учитывать это своеобразие при обучении, при создании критериев оценки успешности и т. п.? Ниже будет показано, что формулировка задачи может быть «маскулинной» или «фемининной» (т. е. удобной для одного или другого пола), и это способно влиять на результаты. Мне кажется, что крайности борьбы за равноправие полов привели к идеологии «похожести», которая ничего общего с равенством не имеет. Девочек и мальчиков надо обучать, учитывая их особенности — как природные, так и сформированные в результате со-
Общий интеллект, речь и математические способности 185 циализации. Поэтому мы рассмотрим те результаты, где обнаруживаются различия по интеллекту. Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8— 11 лет в решении невербальных задач (в частности, по субтестам Векслера «Завершение картинок» и «Сбор предметов») — в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. Мужчины 39-44 лет превосходят женщин по увеличению интеллекта за 38 лет. Последний результат может объясняться тем, что девочки и девушки опережают в развитии своих сверстников мужского пола и поэтому раньше достигают пика развития. Гораздо чаще обнаруживается превосходство женского пола, особенно в возрасте с 3 месяцев до 20 лет. Скорее всего, это также связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками. Несмотря на обилие результатов об отсутствии половых различий, которые зроде бы должны разочаровывать (или радовать), необходимошродолжить исследования, адаптируя известные методики или создавая новые — для установления своеобразия полов. Очень продуктивным мне представляется подход к испытуемым с учетом не только пола, но и других особенностей — в частности, характера деятельности. Пример такого подхода можно проследить в исследовании интеллекта преподавателей медицинских вузов, которое провел В. А. Аверин (Бухарина, Аверин, 2002). Выяснилось, что общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, и в ней доминирует невербальный компонент, в то время как женский интеллект слабо интегрирован. Наименее развитым по уровню и структуре оказался интеллект хирургов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|