Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Остров Хвост-Веер населен кровожадными демонами, а другие — людьми.




 

Из двенадцати континентов и островов Хвост-Веер, один из островов страны Джамбу, населен только кровожадными демонами [143], тогда как все остальные населены людьми. Люди на этих островах напоми­нают тех, что живут на соседнем главном континенте.

Тибетское слово ми, означающее «человек», подразумевает глав­ным образом умственные способности или дарования и происходит от [санскритского] слова манушья, обозначающего сообразительность или проницательность.

 

II. 1.1.1.4. Три несчастливых мира и мир полубогов

 

Ады и мир голодных духов расположены под землей. В великом океане плавают животные — обитатели глубин. Полубоги [живут] в расщелинах горы Меру, ниже уровня воды.

 

Из шести видов существ [выше] шла речь о мире людей, теперь пой­дет описание трех несчастливых миров.

Ады и [миры] голодных духов [144] расположены главным образом под землей. Восемь горячих адов находятся [ниже всех]. Самый горя­чий ад, Авичи (Нескончаемое Мучение), расположен на глубине двадцати тысяч йоджан под страной Джамбу. Над этим адом нахо­дятся остальные семь горячих адов: Чрезвычайный Жар, Жар, Гром­кие Вопли, Вопли, Сокрушение, Черные Линии и Оживание.

С каждой из четырех сторон к каждому из восьми адов примыка­ют четыре смежных ада: [1] Яма Горящих Углей, [2] Трясина, [3] До­рога из Лезвий, [Лес с] Листьями-Мечами, Лес Железных Шипов и [4] Река без Брода.

За смежными адами расположены восемь холодных адов. Они на­зываются: Волдыри, Лопающиеся Волдыри, Стук Зубов, Стенания от Холода, Завывания от Холода, Растрескивание Голубым Лотосом, Рас­трескивание Лотосом, Широкое Растрескивание [Большим] Лотосом.

Поскольку континенты, словно груды зерна, книзу намного шире, нет никакого несоответствия в том, как расположены эти [ады под страной Джамбу]. Кроме того, нет необходимости точно определять размеры этих образований, потому что, согласно Махаяне, ады, — это просто проекции нашего собственного ума.

Ады с меньшей длительностью <пребывания в них> могут или располагаться отдельно, или образовывать скопления и не иметь по­стоянного местоположения. Их разнообразие — следствие конкрет­ных действий, свойственных тому или иному человеку.

Санскритское обозначение ада, нарака, состоит из отрицательной приставки на и корня рака, который означает «приятное». Оно под­разумевает, что [в адах] нет ни капли приятного. Если же слово рака толковать как «брать», [то это слово] означает «ад», потому что в ад попадают вследствие совершения неблагих действий.

На глубине пятисот йоджан под страной Джамбу обитает Владыка Мертвых, царь голодных духов. Согласно «Сутре великого памятова­ния», он правит тридцатью шестью [видами] голодных духов: с отвис­лыми животами, со ртами величиной с игольное ушко и т. д. [Обитель Владыки Мертвых] — их главное пристанище, но они живут и во многих других местах. Кроме того, [в «Сутре памятования» говорит­ся, что] некоторые голодные духи, обладающие чудотворными способ­ностями [такие как полубоги, причисляемые к голодным духам], на­слаждаются роскошной жизнью, подобной жизни богов.

Тибетское слово йидаг (yi dwags), обозначающее голодных духов, соответствует [санскритскому] прета. Прета означает «полностью ушедший», иными словами, покинувший [эту жизнь] без возможнос­ти возвратиться. По другому толкованию, [йидаг означает] тяжкое страдание от голода и жажды.

Животные населяют небо, воду и обширные просторы земли. Од­нако главное место их обитания — великий океан: в его глубинах водятся такие существа, как наги, скопления которых напоминают зерно в бродящем пиве.

В Абхидхармакоше Васубандху [обитель] полубогов не упомянута явно. Но в «Сутре великого памятования» говорится, что полубоги живут в расщелинах горы Меру ниже уровня воды. Особый вид по­лубогов, причисляемый к животным, обитает на дне океана. Главные полубоги — Раху, Ожерелье и другие — живут на [разных] уровнях над океанским дном.

[Тибетское] слово дудро (dud 'gro). обозначающее животных, пе­реводится как «движущийся согнувшись», потому что животные пере­двигаются в горизонтальном положении. [Санскритское] слово тирас [от которого происходит слово тирьяньч (животное)] явно относится к позе, преобладающей при движении, поскольку это слово означает «согнутый», «скрюченный» или «горизонтальный».

Тибетское название полубогов, лхамин (lha min), — это перевод санскритского асура, что значит «лишенный нектара». Говорят, что полубоги лишены нектара богов. По другому объяснению, сура озна­чает «бог», но предшествующая отрицательная частица а подразуме­вает более низкое положение [т. е. «меньше, чем бог»].

 

II. 1.1.1.5. Мир богов

 

Четыре Группы Великих Царей пребывают главным образом на уступах горы Меру. Кроме того, существа могут жить в разных неописанных дополнительных обиталищах.

 

Четыре Группы Великих Царей составляют первый [т. е. низший] из шести разрядов богов мира желания [145]. Боги этого разряда обитают главным образом на уступах горы Меру. На первом уступе обитают Носители Сосуда, на втором — Носители Гирлянды, на третьем — Опьяненные. Их цари, четыре великих царя, пребывают в четырех направлениях на четвертом уступе. Боги из свиты царей обычно нахо­дятся [там же, где и цари], но могут обитать и в любых других при­емлемых для них местах: в пространстве или на одном из семи горных хребтов, например на Ярме.

Кратко говоря, существа [обычно связанные] со своим окружени­ем, от мира ада и до этого небесного уровня, могут пребывать в раз­личных иных, не описанных второстепенных обителях. Даже горы, скалы, деревья, храмы и дома нашего мира людей, если это приемле­мо, могут служить обиталищем или окружением для любой из этих разновидностей живых существ.

 

Над горой Меру находятся небеса Тридцати Трех, где расположена Победоносная Обитель, град, называемый Чудный, сады, поля для развлечений, Всесобирающее Древо, превосходная каменная плита, Зал Собраний Превосходного Закона, а также обитель якшей.

 

Небеса, называемые Тридцать Три [Собрания] Богов, расположены на вершине Меру. Вот перечисление глав этих Тридцати Трех Собра­ний: восемь богов богатства, два Ашвина, одиннадцать гневных и двенадцать солнц. Один из двенадцати солнц, сам Шакра [146], правит как верховный глава [Тридцати Трех] — Могущественный, а осталь­ные тридцать два младших главы носят звание Почти Столь же Могущественные.

В «Сутре великого памятования» [147] Тридцать Три Собрания Бо­гов, составляющие эти небеса, перечисляются так:

Пребывающие в [Зале Собраний] Превосходного Закона [1], на Высо­тах [2], на Вершине Горы [3] и в Месте Благоприятного Видения [4]; Пребывающие в Одной Области [5], в Купе Деревьев [6] и в Саду Разнообразных Повозок [7]; Пребывающие в Восхитительном [8], в Прекрасном [9], у Всесобирающего [Древа] [10]; Пребывающие близ [Сада] Разнообразных Занятий [11], Близ Зарослей [12]; Пребы­вающие в Сердце Драгоценности [13], Живущие в пространстве [14]; Пребывающие в Золотой Пещере [15], в Тени Гирлянды [16]; Путеше­ствующие Высоко и Низко [17], Забавляющиеся Различными Сияни­ями [18], Тонкое Наслаждение [19], Привязанные к Мелодиям [20], Блистательное Великолепие [21], Полные, как Луна [22], Пара Дере­вьев Сала [23], Шествующие Парами с Открытыми Глазами [24], Ше­ствующие с Закрытыми Глазами [25], Обладатели Превосходного Тела и Лика [26], Обладатели Свисающих Драгоценностей [27], Живущие Сообща [28], Живущие со Свитой [29], Действующие с Достоин ством [30], Обладатели Великолепия [31], Обладатели Великолепных Гирлянд [32], Несмешанные [33].

Так перечисляются Тридцать Три [Собрания Богов].

 

Посередине [этих небес] стоит Двор Индры, Победоносный Чер­тог. У этого дворца четыре стороны; каждая сторона имеет пятьдесят йоджан [в длину] и четыре с половиной в высоту. Дворец окружает сто одна украшенная драгоценностями башня. [Дворцовая террито­рия] обнесена золотой стеной, каждая сторона которой простирается на две тысячи пятьсот йоджан в длину и на полторы йоджаны в вы­соту. Земля, мягкая как пух, состоит из золота, украшенного разнооб­разными драгоценностями ста одного разного оттенка. Террасы [двор­ца] окаймлены шестнадцатью тысячами украшенных драгоценностями колонн. Над ними защитные крыши, опирающиеся на балки и попе­речины. Пятьсот вооруженных юных богов стоят на страже у каждых ворот в четырех направлениях. Этот дворец и его сады, четыре боль­шие главные дороги и множество меньших дорог — все расположено в городе, именуемом Чудный.

Сад Разнообразных Повозок находится к востоку от города; Сад Оружия — к югу; Сад Разнообразных Занятий — к западу и Сад Наслаждений — к северу. Окружность всех четырех садов составляет тысячу йоджан. [Вокруг садов] — поля для игр.

За пределами этих садов, к северо-востоку от Чудного растет Всесобирающее Древо. Это дерево, источник исполнения всех желаний, поднимается на высоту сто йоджан, а ветви его простираются на пять­десят йоджан. Его корни расходятся под землей тоже на пятьдесят йоджан. Под деревом лежит похожая на белое одеяло квадратная каменная плита, которая называется Армонига [148]. Длина каждой из ее сторон пятьдесят йоджан, а периметр двести йоджан.

К юго-западу от Чудного расположено Круглое Место Собраний, Где Боги Выслушивают Превосходный Закон; его окружность де­вятьсот йоджан. В середине его стоит золотой трон, сидя на котором Индра учит закону всех богов, и расположены сиденья для тридцати двух Почти Столь Же Могущественных глав.

Кроме того, на этих небесах есть такие удивительные вещи, как барабанный бой, который раздается сам собой, [провозглашая] четыре печати Дхармы [149], отвращающие богов от неблагих путей; сосуд с не­ктаром, который защищает богов от болезней, старения и безвремен­ной смерти; слоны [которых зовут] Крепкий и Сын Охранителя Земли; конь по имени Громовая Туча с сотнями и тысячами прислужников. Скрытные якши [150], именуемые держателями ваджры, обитают на че­тырех холмах [расположенных по углам вершины горы Меру].

Выше, на богатствах, подобных клубам облаков, покоятся <небесные обители> Свободная от Раздоров, Радостная, Наслаждающая­ся Творениями и [Владеющая Творениями] Других.

 

Над небесами Тридцати Трех боги живут на возвышающихся один над другим уровнях, которые покоятся на величественных божественных богатствах, напоминающих клубы облаков в небе. [Эти богатства], небесные дворцы и тому подобное созданы прежними действиями, свойственными каждой разновидности богов.

На первом из этих уровней находится <обитель> Свободная от Раздоров, которая, хотя и относится к миру желания, остается свобод­ной от каких бы то ни было ссор с полубогами. Иначе этот [уровень] называется Близнецы: здесь боги рождаются парами (чудесным спо­собом) [151]. Над Свободной от Раздоров находятся другие небесные обители мира желания: Радостная, где боги [полны] радости [слушая] учение Будды Непобедимого [152]; Наслаждающаяся Творениями, где боги могут беспрепятственно наслаждаться тем, что создали сами; и Владеющая Творениями Других, где боги властны над наслаждения­ми, которые создали другие боги. Эти [четыре, а также небеса четы­рех Великих Царей и Тридцати Трех] составляют <обители > шести разрядов богов мира желания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...