Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кроме того, четыре уровня медитативного погружения в мире без форм отличаются лишь особенностями созерцания: в них нет ни формы, ни местоположения.




 

Мир без форм — это четыре уровня медитативного погружения.

Некоторые учителя обсуждают эти четыре уровня в нисходящем порядке, соответственно тому, как существа сначала появляются [а затем распространяются вниз по всему] круговороту бытия. Хотя такой под­ход правомерен, здесь четыре уровня представлены в восходящем по­рядке, дабы облегчить понимание.

Когда человек впервые достигает погружения в самадхи, появляет­ся мысль: «Это <состояние > бесконечно, как пространство». Воз­никнув, это переживание растет и развивается. Такой путь приводит к рождению <в мире>, который так и называется: Погружение — Бесконечное Пространство. Из этих же соображений получили на­звания и другие три уровня: Погружение — Бесконечное Сознание называется так потому, что такова первая мысль: «Это бесконечное сознание». Погружение — Полное Ничто называется так по первой мысли: «Это полное ничто».

Погружение — Ни Различение, Ни Неразличение называется так потому, что из-за слабого различения первая мысль такая: «Раз­личение — словно болезнь, опухоль, боль; неразличение — это пол­ная бесчувственность».

В период начального заблуждения [когда существа не узнают соб­ственной природы], что заставляет их рождаться в трех мирах, суще­ства опускаются с высших [уровней] мира без форм до самых низких. Затем, когда существа рождаются в разных мирах круговорота бытия, их рождение происходит там, куда приводит их одно из четырех ме­дитативных погружений, которые они практиковали в предшествую­щей жизни. Некоторые, достигшие высшего из [четырех уровней], постепенно опускаются с одного уровня на другой. Иные могут перей­ти от достигнутого ими [состояния] к любой другой разновидности бытия. Такие перемены не подчиняются строгой закономерности.

Однако, как правило, большинство существ, достигающих этих четырех [уровней] мира без форм, постепенно опускаются все ниже и ниже. [Этот процесс происходит так:] когда бог [высшего уровня] умирает, созерцание Ни Различение, Ни Неразличение — вершина бытия — растворяется и возникает восприятие Полное Ничто. Это медитативное погружение немного грубее, чем предыдущее. Посколь­ку его сопровождает переживание блаженства, развивается привязан­ность к этому состоянию и бог опускается на этот уровень.

Точно так же, умирая, [бог из мира Бесконечное] Сознание обре­тает сознание <уровня> Бесконечное Пространство. Это восприятие заставляет бога родиться в соответствующем состоянии. Так происхо­дит потому, что длительная привычка пребывать в том или ином со­стоянии созерцания способствует возвращению в это состояние ума.

Упомянутые здесь боги четырех уровней мира без форм подразде­ляются просто по разновидностям созерцания, а не в зависимости от занимаемого места, более высокого или более низкого, потому что у них нет ни постоянного местопребывания, ни материального тела оп­ределенной величины. Где бы существо ни достигло [того или иного] состояния погружения, после смерти оно обретает то же самое состо­яние в том же самом месте.

Некоторые знатоки Абхидхармы утверждают, что на самом деле уровни мира без форм имеют формы и ярусное расположение над Акаништхой. Они заявляют, что выражение «без форм» используется просто как указание на отсутствия низших состояний. А в сутре «Украшение из цветов» неоднократно используются выражения, кото­рые подразумевают, что у мира без форм есть физическая структура. Например[163]:

 

У мира без форм есть свое местоположение,...основание,...окружение...и очертания.

 

И согласно Вималамитре и Падмасамбхаве, а также взглядам, выра­женным в текстах ранних переводов [164], таких как «Великое устройство: тантра высшего исполнения всех желаний», четыре [мира], например Небо Многоярусных Лотосов, расположены в пространстве высоко над миром форм и служат основой для существ, погруженных в созерцание.

Мир форм: на четвертом уровне дхьяны [есть] пять чистых облас­тей и трое небес обычных существ. Трое [небес] расположены в каждом из трех низших уровней дхьяны.

 

Мир форм называется так потому, что существа в нем свободны от привязанности, свойственной исключительно миру желания, но все еще сохраняют привязанность к форме. Семнадцать небес этого мира можно объединить в так называемые четыре уровня дхьяны. Пять чистых областей — Акаништха и т. д. — и трое небес для обычных существ, такие как Великий Плод, расположены на четвер­том, высшем уровне дхьяны. Как уже говорилось, на каждом из трех более низких уровней дхьяны расположены трое небес: на тре­тьем — Процветающее Благо и т. д., на втором — Ясный Свет и т. д. и на первом — Великие Чистые и т. д.

Если предыдущий мир был разрушен огнем, то в начале образова­ния [нового] мира бог второго уровня дхьяны умирает и рождается в пустой небесной обители Брахмы [то есть на первом уровне]. Отсюда начинается последовательное распространение существ [по мирам] в нисходящем порядке, так что все миры бытия, начиная со Жрецов Брахмы и Группы Чистых и заканчивая адами включительно [напол­няются жизнью]. Если предыдущий мир был разрушен водой, [этот процесс] начинается с того, что [бог] третьего уровня созерцания рож­дается уровнем ниже, и так далее.

Мир желания объемлет тридцать шесть видов существ: шесть групп богов, [людей] четырех континентов, [обитателей] восьми остро­вов, животных и голодных духов, [существ в] восьми горячих адах и восьми холодных адах.

 

Мир желания называется так потому, что существа этого мира полно­стью поглощены чувственными удовольствиями, главным образом по­ловыми сношениями, и жаждут грубой пищи [165]. Он состоит из шести разрядов богов мира желания (обитающих на небесах Владеющие Творениями Других ипрочих), [существ, населяющих] четыре вели­ких континента (Неприятный Звук, Щедрая Корова, Царственное Тело, страна Джамбу) с восемью островами, и восемнадцати [видов существ] несчастливых миров (животных, голодных духов и существ восьми горячих и восьми холодных адов). Все вместе эти существа называются тридцатью шестью видами существ мира желания. Во время первоначального становления мира эти разновидности принима­ют облик существ, распространяющихся спускаясь с более высоких состояний в том порядке, о котором говорилось выше.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...