Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В итоге три кармических следа, запечатленных в сознании-основе, порождают три иллюзорные видимости: объект, субъект и тело.




 

Если подвести итог сказанному выше, то три разновидности психичес­ких кармических следов, запечатленные в [сознании-]основе, служат причиной трех разновидностей иллюзорных видимостей: объектов, в том числе формы; субъектов, или сознаний, воспринимающих [объек­ты]; и собственного тела. Хотя эти три аспекта проявляются, они не имеют реальности. Таким образом, кармические следы, словно пыль на поверхности зеркала, затуманивают ясный свет ума, и [живые су­щества] блуждают в круговороте бытия. В «Украшении сутр <Маха-яны>» Майтреи [288] говорится:

 

Эти три проявляются в трех аспектах.

 

Смысл этой цитаты поясняется в сочинениях Дриме Осера (Лонгчен-пы), воплощенного Самантабхадры.

 

[Из объективных кармических следов развиваются] окружающий мир; пять объектов, в том числе форма; восемь сознаний и благие и неблагие действия. [Привязанность к] формам шести [видов] существ, а также к объекту, деятелю и действию создает объект и субъект, которые, в свою очередь, порождают клеши. [Клеши] создают безначальный и бесконечный круговорот бытия.

 

Внешний мир и пять [видов] объектов, которые находят в нем опору, — форма, звук, запах, вкус и осязаемое — не существуют нигде, ни внешне, ни внутренне. Тем не менее, из-за кармических следов, ори­ентированных на объекты, эти объекты предстают уму, словно суще­ствуют вовне. Человек привязывается к ним как к [внешним] объек­там, вследствие чего они становятся такими объектами, которые он принимает или отвергает. Подразумеваемая мысль о том, что воспри­нимаемый объект является внешним, выраженная словами «это фор­ма», есть мысль, создающая объекты.

В число восьми сознаний входят сознание-основа, <сознание> загрязненного ума и шесть сознаний <чувств>. Эти [восемь] сознаний влекут за собой действия, среди которых есть благие (накапливающие заслуги) и неблагие. Кармические следы, проистекающие от этих дей­ствий, остаются в уме, как лежат вместе золото и пустая порода. Когда сила этих субъективных кармических следов возрастает, восемь созна­ний воспринимают соответствующие им объекты, как рассудочно, так и нерассудочно. Так проявляется мысль, создающая субъекты.

Из-за кармических следов, ориентированных на тело, шесть раз­рядов существ — источников возникновения субъекта и объекта — обретают сильную привязанность к [своим] личным обликам и [своим поступкам с точки зрения] объекта, деятеля и действия. Даже во сне они привязаны к своему телу [как к реальному]. Вследствие этого они испытывают удовольствие и боль, и сила трех кармических следов возрастает, порождая проявление иллюзорных субъективных и объек­тивных видимостей. Принятие и неприятие этих [иллюзорных види-мостей] увеличивает силу клеш, что приводит к накоплению кармичес­ких действий. Так постоянно воспроизводит себя безначальная и бес­конечная цепь круговорота бытия.

Кармические следы [накопленные] с безначальных времен, поро­дили всю череду наших прежних жизней. Привычка к череде про­шлых жизней привела нас к этой жизни. Привычка к впечатлениям этой жизни, в том числе к снам, навеянным [событиями] дня, форми­рует кармические следы [которые проявятся как] объекты, субъекты и тела в будущих жизнях.

 

II. 2.3.2.1.4. Дополнительное объяснение: окончание круговорота бытия

 

Когда ход взаимозависимого возникновения обращается вспять или же его причины и условия рушатся из самой сердцевины, иллюзорные [видимости] исчерпываются и достигается высшее освобождение.

 

Что служит причиной старости и смерти, главного страдания кругово­рота бытия? При ближайшем рассмотрении оказывается, что старость и смерть проистекают от рождения, которое, в свою очередь, проис­текает от порождаемой привязанностью привычки держаться, и так далее, по ходу следующих звеньев [взаимозависимого возникнове­ния]. Разбирая этот процесс шаг за шагом, можно понять, что корень всех этих звеньев — неведение. Применение противоядия, устраняю­щего неведение, приводит к прекращению [освобождению], обращая вспять ход взаимозависимого возникновения.

[Кроме того] можно применить метод анализа, чтобы понять, что причина блуждания в круговороте бытия, то есть привычка держаться за «я», и ее условие — врожденное неведение, не имеют истинной реальности. Благодаря такому пониманию основа заблуждения ру­шится из самой сердцевины. В измерении реальности, дхармадхату, иллюзорные видимости исчерпываются и наступает освобождение, высшее блаженство.

 

 

Глава 5 ИЗНАЧАЛЬНАЯ ЧИСТОТА ВСЕЛЕННОЙ

 

II. 2.3.2.2. Происхождение круговорота бытия согласно традиции Ясного Света — Великого Совершенства

 

В этом разделе две части: 1) тема изложения и 2) основное изложение.

II. 2.3.2.2.1. Тема изложения

 

Вершина всех колесниц — непревзойденная система Ати-йоги.

 

Теперь те причины и условия, что порождают заблуждение [кругово­рота бытия], и те, что приводят к освобождению от него, будут объяс­нены согласно системе, превосходящей толкования обычных колесниц. Это краткое объяснение, исходящее из воззрения Ати-йоги, вершины девяти духовных путей [289], заложит основу [для понимания] ключевых моментов пути и плода этой системы. [290]

 

II. 2.3.2.2.2. Основное изложение

 

В этом разделе четыре части: 1) истинное состояние основы бытия, 2) почему существа ее не узнают, 3) неизменное присутствие основы бытия [даже] в состоянии заблуждения, 4) дополнительное [объясне­ние] места пребывания исконной мудрости и конца заблуждения [из-за воспринимаемых] объектов.

 

II. 2.3.2.2.2.1. Истинное состояние основы бытия

 

В этом разделе три части: 1) обоснование того, что шесть основ бытия, признаваемых неполными воззрениями, ошибочны, 2) обоснование того, что истинное состояние основы есть изначальная чис­тота, и 3) восемь способов проявления основы.

 

II. 2.3.2.2.2.1.1. Обоснование того, что шесть основ бытия, при­знаваемых неполными воззрениями, ошибочны

 

Шесть [утверждений] касательно истинного состояния исходной основы ошибочны.

 

Что такое истинное состояние исходной, изначальной основы бытия, предшествующее появлению будд благодаря ее постижению и появле­нию живых существ из-за ее не постижения? Отвечая на этот вопрос, традиция Великого Совершенства указывает на ошибочность шести утверждений касательно основы, опирающихся на воззрения людей, приверженных к философским системам: утверждения о том, что [основа] 1) спонтанна или 2) неопределенна, или 3) определенна, или 4) превращаема во что бы то ни было, или 5) что ее можно как бы то ни было ограничить, или 6) что она многообразна и многогранна.

Эти шесть представлений об основе ошибочны в том, что являются неполными ее описаниями. Обоснования их ошибочности таковы:

1) Утверждение, что [основа бытия] спонтанна, ошибочно потому, что, существуй в основе изначально и пороки и достоинства, их при­сутствие противоречило бы изначальной чистоте. Кроме того, такая основа составляла бы неподходящую опору для практики пути [к ос­вобождению], а даже если бы практика и выполнялась, освобождение было бы неподходящей целью.

2) Утверждение, что [основа] неопределенна, ошибочно потому, что, будь основа неопределенна, она могла бы стать чем угодно по произвольному замыслу разума, а это привело бы к нелогичному вы­ воду о том, что можно питать заблуждения даже после обретения освобождения.

3) Утверждение, что [основа] определенна, ошибочно потому, что [будь это так] основа была бы неизменяемой, а это подразумевало бы невозможность очистить загрязнения неведения.

4) Утверждение, что [основа] может превратиться во что бы то ни было, ошибочно потому, что тогда основа не была бы постоянна, а потому плод (освобождения) мог бы снова превратиться в причину [круговорота бытия].

5) Утверждение, что [основу] можно как бы то ни было ограни­чить, ошибочно потому, что, если явления бесконечны, основа тоже должна быть бесконечна. [Будь это так] можно было бы говорить об основе или как о вечной, или как о конечной.

6) Утверждение, что [основа] многообразна, ошибочно потому, что такая основа была бы неподходящей опорой для подлинного осво­бождения, поскольку основа, связанная с множеством мысленных по­ строений, не может быть изначально чистой основой.

Эти шесть представлений, каждое по-своему, ошибочны в том, что дают основе одностороннюю оценку. А потому, не обеспечивая надле­жащего описания «основы бытия», они позволяют получить лишь ча­стичное понимание истинного состояния основы.[291]

 

II. 2.3.2.2.2.1.2. Обоснование того, что истинное состояние основы есть изначальная чистота

 

В этом разделе две части: 1) определение изначально чистой сущности [основы] и 2) точное объяснение изначально чистой природы [основы].

 

II. 2.3.2.2.2.1.2.1. Определение изначально чистой сущности [основы]

 

Правильное [воззрение состоит в том, что основа] — это изначаль­ная чистота, общий источник и заблуждения и свободы.

 

Изначальная чистота исходной основы — это поприще того, кто прак­тикует путь [Великого Совершенства], кто свободен от ошибочных уклонов, когда [основу] постигают различными искусственными спо­собами, и кто обладает правильным [пониманием] основы как изна­чальной чистоты.

[Изначальная чистота основы] полностью превосходит слова, по­нятия и определения, она выходит за пределы бытия и небытия.

Сущность основы изначально чиста. Поэтому основа выходит за пределы постоянства или бытия: ее невозможно свести к вещественным или приложимым к объектам признакам. Природа основы — самосовершенство, а потому основа выходит за пределы небытия или уничтожения. Это ясный свет ригпа, чистая пустота дхарматы, есте­ственное и изначальное просветление, неизменяемая мудрость дхарма­каи. Не будучи ни сансарой, ни нирваной, она пребывает изначально пустой. Это великая самосущая мудрость, которая, как и простран­ство, присутствует изначально.

Если [сущность основы] — изначальная чистота, то разве логич­но, что живые существа, впадая в заблуждение, оказываются в круго­вороте бытия? Поскольку существа обладают неотъемлемой свободой, не остается никаких реальных загрязнений, которые нужно было бы очищать, и невозможно определить ни врожденное заблуждение, ни свободу. Тем не менее, существа, заблуждаясь, попадают в круговорот бытия, потому что [свобода и заблуждение], как и свобода и заблуж­дение [переживаемые в] сновидении, проявляются просто как игра ригпа, как несуществующие с первого мига их переживания, а потому изначально чистые.

Если природа [основы] — самосовершенство, не освобождаются ли живые существа сами собой, поскольку цель [т. е. просветление] неотъемлема от них самих? Поскольку [основа] самосовершенна, каи и исконные мудрости [дхарма]дхату изначально обладают полнотой в своей чистой сущности. Тем не менее, осуществление [кай и исконных мудростей] в изначальной [основе] происходит [тогда, когда суще­ства], словно пробуждаясь ото сна, становятся свободными от привне­сенных загрязнений.

Когда [основа бытия] предстает в собственной сущности как про­явление, основа служит опорой и для свободы, и для заблуждения, а потому называется общей основой. Поскольку она служит опорой для свободы, то зовется основой свободы. Поскольку она служит опорой и для заблуждения живых существ, то зовется основой заб­луждения. Проявление основы имеет одну сущность, но если ее рас­сматривать [как опору для] свободы, заблуждения [или того и друго­го], то она становится тройной.

Слово «изначальная» (в выражении «изначальная чистота») озна­чает «коренная», «исконная» и равнозначно выражениям «исходная», «с самого начала», «с безначальных времен» и т. д.

 

II. 2.3.2.2.2.1.2.2. Точное объяснение изначально чистой природы основы

 

[Основе бытия] неотъемлемо присущи две или три исконные муд­рости.

 

Изначально чистой природе [основы бытия] неотъемлемо присущи две или три исконные мудрости.

Две мудрости таковы. Ригпа невещественно, а потому неотделимо от пустоты. Вследствие этой нераздельности природа заключает в себе две исконные мудрости: исконную мудрость изначально чистой сущности, свободную от умопостроений, и исконную мудрость само­совершенства — изначальное сияние светящееся в сокровенной глу­бине. В «Шести пространствах» [292] говорится:

 

Сущность [основы] — изначальная чистота; Ее природа — самосовершенство.

 

Аспект сущности [основы] запределен всем ограничениям бытия и небытия. Аспект природы [основы] — это ее созидательный потенци­ал. Присущая этим двум аспектам нераздельность — это Великое Совершенство, свободное от ограничений. В тантре «Самоосвобож­денное ригпа» [293] говорится:

 

[Великое Совершенство] — это свобода от загрязнений, свойственных четырем пределам.

 

Как утверждается в тантре «Зеркало сущности Ваджрасаттвы» [294], [из­начально чистой основе] неотъемлемо присущи три исконные мудрости:

 

Знай, что у основы есть три свойства:

Сущность, природа и энергия.

 

Дхармакая есть измерение изначально чистой сущности, а потому является источником возникновения трех кай, которые всегда не­отъемлемо в ней присутствуют. Однако у дхармакаи нет никаких разнообразных или приложимых к объектам признаков, таких как лицо или руки.

Качество [основы] — ясная [исконная мудрость], предстающая как пять светов. Три сияния [295] (этих светов) обладают исходной врож­денной ясностью, однако они не существуют как нечто раздельное, обладающее каждое своим цветом.

Энергия [основы] присутствует как исконная мудрость — ригпа: ее способность познавать проявляется разнообразно, явно и беспре­пятственно, без двойственного восприятия, подразумевающего нали­чие наблюдателя и наблюдаемого объекта.

Эти исконные мудрости (сущность, природа и энергия) неотъем­лемы от изначально чистой исходной основы бытия, просто как твор­ческий потенциал этой основы, однако они не проявляются. Поэтому было бы логичным [сказать], что две исконные мудрости (мудрость — изначально чистая сущность и мудрость — самосовершенная природа) раскрываются во время просветления. В «Сжатом изложении Пра­джняпарамиты» [296]говорится:

 

Без исконной мудрости не было бы ни качеств, которые необходимо развивать, ни пробуждения и не возникли бы океаны достоинств будд.

 

Когда ригпа пребывает в основе бытия (т. е. присутствует как внутрен­нее измерение), оно и вначале и в конце [297] присутствует как внутреннее сияние, которое не предстает в виде кай и светов. Когда ригпа прояв­ляется из основы, оно проявляет свое неотъемлемое лучистое сияние. Ригпа, пребывающее в сердце, называется вместерожденным риг­па, пребывающим во временной основе. Однако в этом случае ригпа уже проявилось из дхармадхату как круговорот бытия, но еще не до­стигло места освобождения; следовательно, оно все еще считается про­явлением основы. Поясню: незрелое ригпа [298], словно не вылупивший­ся из яйца павлин, пребывает в пространстве пяти самосияющих све­тов, которое можно сравнить с павлиньим яйцом. Когда возникают проявления пути — четыре видения, — ригпа предстает как радуга в небе. Если материальное [тело] очищено, ригпа совершенно и являет себя в каях, как павлин, вылупившийся из яйца. Следовательно, основа дхармадхату и временная основа отличаются тем, что у первой нет видимого ореола сияния, а у второй он есть.

[Если подвести итог] сущность [основы] — это нераздельность блаженства и пустоты, ее природа — это нераздельность ясности и пустоты, а ее энергия — нераздельность ригпа и пустоты. Если пояснить их присутствие в нас примерами, то сущность — изначально чистая исконная мудрость — подобна чистому небу, природа — самосовершенная исконная мудрость — подобна прозрачному океану, а энергия — всенаполняющая исконная мудрость — безупречному драгоценному камню.

 

II. 2.3.2.2.2.1.3. Восемь способов проявления основы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...