Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монастырские библиотеки в Древней Руси




Содержание

 

Введение

. Монастырские библиотеки в Древней Руси

. Библиотека на территории Белоруссии в 9 - первой половине 14 в

. Русские библиотеки 15 в. и их читатели

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

История монастырских библиотек - составная часть духовной культуры и прежде всего книжной культуры русского средневековья. Книга - источник знания, посредник в их передаче через поколения - всегда осуществляла взаимосвязь веков. Она донесла до нас сведения об уровне общественного развития в целом и о его особенностях в данный хронологический период. Вместе с тем сама книга является объектом исследования историков и литературоведов в разных аспектах: рукописная - в текстологическом, палеографическом и кодикологическом; печатная - в книговедческом.

Все эти проблемы встают при изучении библиотек, в составе которых до нас дошли книги разных веков и разного содержания.

Тема ограничена как хронологически 11-15 вв., так и по содержанию. Просмотрены источники, позволяющие изучить историю складывания собраний в монастырях, процесс организации книгописания, учета и хранения, а также распространения книг как рукописных, так и печатных. Изучению истории монастырских библиотек эпохи Возрождения посвящены труды таких известных исследователей как Володин Б.Ф., Глухов А.Г., Кукушкина М.В., Покало М.И., Шапошников А.Е., Розов Н.Н. и др.

В 9-10 вв. библиотеки монастырского типа стали в Европе довольно распространены и определяли развитие библиотечного дела в тот период, продолжая выполнять важнейшую функцию античной библиотеки - функцию скриптория.

 


Монастырские библиотеки в Древней Руси

 

Как и другие страны Европы того времени, Русь развивалась как страна городов. Крупнейшими центрами стали Киев и Новгород, среди крупных центров государства следует назвать Чернигов, Полоцк и Галич, а также Смоленск, Ростов, Суздаль, Владимир. В отличие от городов Западной Европы, в древнерусских городах не существовало бюргерского сословия, и правление осуществлялось удельными князьями и руководящими деятелями церкви.

Во время правления великого князя киевского Ярослава Владимировича (1019-1054), прозванного впоследствии "Мудрым», Киев становится заметным политическим и культурным центром, имевшим значение не только для древнерусского государства. Немецкий хронист Адам Бременский 11 в.) считал Киев соперником Константинополя. По образцу Константинополя Ярослав Мудрый строит в Киеве новый Кремль и храм Св. Софии, и первой русской библиотекой считается библиотека при Софийском соборе в Киеве, основанная, предположительно, в 1037г.

Хотя сам собор сохранился, правда, в измененном виде, до настоящего времени, библиотека его утрачена. Неизвестны ни состав фонда библиотеки, ни имена ее писцов. Не дошло до наших дней и ни одной инвентарной описи - как этой, так и какой-либо другой библиотеки Киевского государства, но несомненно, что именно эта библиотека сыграла огромную роль в развитии библиотек древнерусского государства как образец книжного собрания при церкви.

Вторая крупная библиотека Киевской Руси была создана в Новгороде при храме, также получившем название «Софийский собор». Этот собор был построен новгородским князем Владимиром (сыном Ярослава) в 1045-1051 гг.

Активно строили храмы и многие удельные князья - в частности, новгородские князья Всеволод Мстиславич (1134-?) и Александр Ярославич Невский (1220-1263), владимирский великий князь и ростовский князь Константин I Всеволодович Мудрый (1186-1218). При этих храмах создавались собрания богослужебных книг. В многочисленных источниках, свидетельствующих об укреплении княжеской власти и христианства на Руси, содержатся сведения о частных библиотеках. Среди монастырских библиотек наиболее известно собрание Киево-Печерского монастыря, начало которому было положено в XI в. Бытовую и литературную практику древней Руси пропитывала мысль о душевно-полезном чтении, и занятия литературой рассматривалась как священнодействие.

Исследователями установлено, что совокупный объем книжного фонда Древней Руси с 988 г. до середины XIII в. составлял 130-140 тыс. томов. При этом в обращении находилось не менее 90 тыс. богослужебных книг. В целом на Руси было построено и снабжено книгами около 10 000 церквей, в том числе примерно 300-500 церквей в монастырях.

В первой половине XII в. усилился процесс феодального дробления Киевской Руси, выделения из ранее единого государства ряда княжеств, стремившихся к независимости - Киевского, Владимиро-Суздальского, Смоленского и др., а также боярских республик - Новгородской и Псковской. Новгород освободился от власти киевских князей в 1136 г.

С XIII до середины XV века Русь пережила свыше 160 войн с внешними врагами, но особенно ощутимыми стали потери, понесенные в годы татаро-монгольского господства, продолжавшегося более 200 лет. Это привело к исчезновению на юго-востоке, в центре и отчасти в западных областях Руси книг домонгольского периода. Факты уничтожения книг татаро-монголами отмечены в летописях - например, упоминается о гибели книг во время захвата города Владимира в 1238 г. Софийский собор в Киеве был разграблен в 1240 г. Погибли и монастырские библиотеки, появившиеся в XI - начале XIII вв. Сохранились, в основном, те библиотеки, которые находились на территории новгородских земель и на русском севере.

Одной из наиболее крупных русских библиотек периода ХУ-ХIП вв. была библиотека Кирилло-Белозерского монастыря (в настоящее время - территория Вологодской области). Согласно описям, в 1601 г. в его библиотеке насчитывалось 1065, а в 1664 г. - 1916 книг. Библиотека занимала особое, специально отведенное для нее здание. Другая крупная библиотека Русского Севера принадлежала Соловецкому монастырю. К концу XVII в. его библиотека состояла из 1343 рукописей и 83 старопечатных книг. Наряду с этими очень крупными монастырскими библиотеками того времени существовали также библиотеки Троице-Сергиева и Волоколамского монастырей, расположенных вблизи Москвы. В библиотеке первого из них в середине XVI в. насчитывалось 411 древних рукописей. Второй монастырь был основан идеологом официальной церкви Иосифом Волоцким (1439-1515), который передал в библиотеку свое книжное личное собрание. Согласно летописи конца XVI в., в этой монастырской библиотеке насчитывалось почти 1150 томов.

Библиотеки Новгородской республики, сохранившей свою независимость и в годы татаро-монгольского ига, продолжали активно пополнять свои фонды. Новгород активно развивал связи со странами Европы (в первую очередь с городами Ганзейского союза), однако в отличие от ганзейских городов в Новгороде так и не появилась городская библиотека (их создание было результатом Реформации, то есть определенных общественных реформ, способствовавших привлечению к власти более широких слоев населения этих городов). Наиболее крупным новгородским книжным собранием оставалась библиотека Софийского собора.

Библиотека Софийского собора в Новгороде отличалась от других русских библиотек особо хорошо подобранным фондом, которым активно пользовались для изготовления копий. Сюда приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали книги. Одним из них был, например, игумен Соловецкого монастыря Досифей (конец XIV - начало XV в.). Среди читателей библиотеки были и архиепископы новгородские Геннадий (1484-1504) и Макарий (1482-1563). Воздействие чтения на принятие жизненных решений проявлялось по-разному, его можно видеть и в распространении монашества на Руси. В XI в. возникло 5 монастырей, в XII - 41, в XIII - 22, в XIV - 80, в XV - 70. Молодежь стремилась уйти в монастыри, несмотря на противодействия родителей.

Например, Феодосий Печерский, который, будучи отроком, каждый день ходил в церковь слушать чтение божественных книг, стал иноком, несмотря на противодействие своей матери, которая пыталась заставить его то лаской, то побоями покориться ей. Для того чтобы иметь возможность видеться с ним, живя в одном городе, мать решила провести остаток дней в одном из киевских монастырей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...