Русские библиотеки 15 века и их читатели
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
«Собирание русской земли» после феодальной раздробленности и иноземного ига сопровождалось в Московском государстве консолидацией русской культуры. Этому в немалой степени содействовало распространившееся в XIV и XV вв. по всем феодальным княжествам и областям «книгоделание». Этим термином следует заменить традиционное «книгописание»: русская книга с самого начала своего существования рассматривалась ее создателями и потребителями как синтез словесного изобразительного, а иногда и музыкального искусства. Так называемые «экфонетические знаки» (буквально - «знаки возглашения»), свидетельствующие о торжественном распевном чтении текста по большим праздникам, есть в Остромировом евангелии 1057 г. - старейшей из сохранившихся точно датированных русских книг, настоящем шедевре художественного оформления книги. Его современница - Путятина минея, - не претендующая на звание шедевра искусства книги, сохранила старейший образец так называемой «знаменной» музыкальной нотации. Трудно, почти невозможно назвать древнерусскую рукописную книгу хотя бы минимально и самодельно не украшенную разрисованными заставками и инициалами. Все это требует замены термина «книгописание», и появившийся в новейших работах искусствоведов термин «книгоделание» для этого вполне подходит. Книгоделание в России в XV в. отличалось значительным расширением репертуара переписываемых текстов и чрезвычайным разнообразием художественного оформления книги. Репертуар русской книги складывался тогда на основе оригинальных и переводных памятников литературы Киевской Руси, отдельных феодальных княжеств и областей XII-XIV вв. При этом русские книжники отбирали и старались распространять преимущественно те сочинения, которые были созвучны духу времени - всенародному патриотическому подъему, которым сопровождалось создание единого и могучего Московского государства. Ему содействовало и праздничное, небывало разнообразное художественное оформление русской книги XV в. Никогда еще в истории русской книги не было одновременного и взаимообогащающего сосуществования нескольких стилей орнаментации книги, такого сильного влияния на книжную миниатюру станковой и монументальной живописи.
Испокон веку книгоделание на Руси совмещалось с библиотеками. Широко известно свидетельство Начальной русской летописи об организации князем Ярославом Мудрым перевода и переписки «книг многих», о создании им первой русской библиотеки. 0 том, что это была именно библиотека, а не книгохранилище, свидетельствует старейшая из сохранившихся русских книг для чтения - Изборник 1076 г., составленный, как сказано в его выходной записи, «от многих книг княжьих», т. е. в киевской княжеской библиотеке ее читателем. От последующих веков сохранились сведения о книгописании при дворах удельных князей, например в Ростове, и монастырях - Авраамиевом в Смоленске и некоторых других. С конца XIV в. книгоделание в русских монастырях, особенно в московских и подмосковных, заметно оживилось. Новейшие исследования советских литературоведов и искусствоведов показывают, что в репертуаре и художественном оформлении книг монастырских библиотек в XV в. произошли большие изменения. Во-первых, в русских монастырях в это время стало создаваться много книг для чтения, причем таких, которые можно рассматривать как новый жанр русской книжности. Во-вторых, и это главное: репертуар таких книг часто выходил за пределы регламентированного монастырскими уставами круга чтения. Начало истории крупнейших русских средневековых библиотек связано с деятельностью основателей монастырей. Современник знаменитого церковно-политического деятеля России конца XIV в. Сергия Радонежского рассказывает, как Сергий вместе с первыми монахами своего монастыря писал книги не на «хартиях», а из-за бедности - на бересте. Эти книги не сохранились, вероятно, не только из-за недолговечности писчего материала: монастырь быстро приобретал славу и богател. Однако можно предположить, что характер репертуара этой библиотеки и особенности оформления книг были предначертаны основателем монастыря. В новейшем исследовании отмечается скромность художественного оформления старейших памятников книгоделания троицких монахов, и это все связывается с личными качествами Сергия - сознательного противника всякой роскоши. И. лишь книги, написанные в этом монастыре в первой четверти XV в., «выявляют такое художественное направление в московском искусстве, которое связано с деятельностью славянских и греко-славянских монастырей в Царьграде и на Афоне; следователю, это направление было обусловлено развитием международных книжных связей. Предположение о роли Сергия в развитии книжного репертуара базируется на ближайшей аналогии - истории создания другой знаменитой русской средневековой монастырской библиотеки - Кирилло-Белозерской.
Обитатели Троицкого и Кирилло-Белозерского монастырей входили в круг активных читателей, принимающих новую литературу, в том числе сочинения, относящиеся к русской действительности. Насколько своеобразным, выходящим за пределы регламентированного монастырского круга чтения был репертуар старейших из сохранившихся сборников Кирилло-Белозерской библиотеки, принадлежавших основателю монастыря, показывает наличие в них статей естественнонаучного содержания - «о широте и долготе земли», о развитии человеческого организма в «утробном» периоде, об атмосферных явлениях - громе, молнии - и многом другом. Вершиной развития сборников энциклопедического характера в Кирилло-Белозерском монастыре являются книги, составленные во второй половине XV в. монахом Ефросином. Обилие и разнородность статей, входящих в эти сборники, поразительны: в них содержатся и оригинальные, и переводные памятники русской литературы предшествующих веков, причем иногда в новой редакции (Александрия), и памятники, появившиеся во второй половине XV в., т. е. современные Ефросину (Повесть о Дракуле), и многочисленные компиляции, составленные, а может быть, и частично написанные им самим произведения. Среди последних попадаются такие неожиданные, как особая редакция весьма распространенного в рукописной книжности «Слова о добрых и злых женах», переписанного в Ефросиновских сборниках четырежды. Кроме необычной широты репертуара скромно оформленных сборников, принадлежавших монахам Кирилло-Белозерского монастыря и поступивших, вероятно, после смерти их составителей или владельцев в монастырскую библиотеку, следует отметить раннее сложение в этом монастыре своей школы письма и художественного оформления книги. В ней, как и в сборниках книг, отразилась широта творческих связей местных книгоделателей и активных читателей с другими центрами производства и распространения книги в России того времени, а также с зарубежными. Например, связь Белозерских книжников с болгарскими: в списке Изборника царя Симеона, принадлежавшем. Кирилло-Белозерскому монастырю, имя царя Симеона не заменено именем русского князя, как в Изборнике Святослава 1073 г. Кроме того, почерк некоторых книг Кирилло-Белозерской библиотеки сходен с одним из почерков болгарской Тырновской школы, хотя советскими исследователями признается за индивидуальный почерк одного из игуменов этого монастыря. И не случайно, что в книгах XV в., созданных Кирилло-Белозерском монастыре, попадаются совершенные образцы так называемого «балканского» орнамента, в котором наиболее ярко отразилось второе южнославянское влияние.
Можно предположить, что именно из этой среды активных читателей и мастеров книги вышли и опытные библиографы, составившие в конце XV в. каталог книг Кирилло-Белозерской библиотеки, в котором применены приемы аналитического описания сборников, - старейший из сохранившихся русских книжных каталогов. То, что внимание Белозерских библиографов привлекли именно четьи сборники, в том числе Ефросиновские, свидетельствует в пользу такого предположения.
В отличие от Троице-Сергиевской и Кирилло-Белозерской, библиотека еще одного, самого отдаленного в то время русского монастыря - Соловецкого - моложе самого монастыря. Однако активные читатели появились на далеких Соловецких островах еще до образования там библиотеки. Об этом свидетельствует первый из местных писателей - монах Досифей, впоследствии игумен монастыря и основатель его библиотеки. В жизнеописании основателей Соловецкого монастыря Досифей рассказывает, как, живя в одной келье с одним из них, очевидно неграмотным монахом Германом, он читал записанные с его слов рассказы о первых Соловецких отшельниках Савватии и Зосиме. К этим записям не проявляли интереса остальные монахи из-за того, что они были написаны «простою речью», т. е. без литературной обработки. Вероятнее всего, это были еще не книги. Однако не все первые Соловецкие отшельники были подобно Герману люди «некнижные»: Савватий был пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря и жил в Валаамском, где книгоделание также процветало. Но основателем Соловецкой библиотеки, т. е. большого собрания книг для чтения, стали не Зосима и Савватий, а Досифей, который заказал в Новгороде в 1490-х гг. и послал в свой монастырь более двух десятков книг, продолжал снабжать его библиотеку книгами он и в дальнейшем. В Новгороде Досифей по поручению знаменитого организатора книгоделания, создателя первого русского полного свода Библии архиепископа Геннадия, составил и цитированное жизнеописание основателей Соловецкого монастыря. Формирование репертуара книг Соловецкой библиотеки, местной школы письма и художественного оформления книги происходило в XVI и XVII вв. Однако первое начальное ее «ядро» - книги, заказанные Досифеем, содержали «гены» ее дальнейшего развития в библиотеку универсального профиля. В Соловецкой библиотеке сохранились старейшие и исправнейшие списки многих памятников древнерусской литературы - оригинальной и переводной.
Заключение
Подводя итог обзору некоторых особенностей сложения знаменитых зарубежных и русских монастырских библиотек 11-15 в., встает вопрос: насколько монашеское книгоделание соответствовало общим и важнейшим тенденциям истории русской книги XV в.? Этим тенденциям соответствовало, прежде всего, стремление монастырских мастеров книги и их активных читателей к расширению репертуара книг, примером чего являются сборники энциклопедического характера. И если современное постатейное описание, например, всего четырех таких сборников, составленных Ефросином, свидетельствует о возможности монастырских библиотек удовлетворить самые широкие и разнообразные читательские интересы, то трудно даже представить себе, какой огромный круг чтения откроется перед исследователями при таком же тщательном описании многих сотен таких сборников XV в.
Что же касается художественного оформления русской книги XV в. монастырского происхождения, то здесь необходимо привлечь более широкий круг памятников - не только шедевры, но и те книги, которых не коснулась рука или влияние знаменитых художников того времени. Однако и того, что в настоящее время известно в части содержания и оформлении книг русских монастырских библиотек XV в., достаточно, чтобы увидеть, насколько полно и разнообразно запечатлелось на них «знамение времени» - эпохи консолидации русской культуры и оживления международных книжных связей в переломный период социально-экономической и политической истории нашей страны. Изучение истории старейших монастырских библиотек в последующие века, несомненно, покажет, насколько определяющим многие важнейшие черты истории библиотечного дела в России был период их формирования и первоначального развития в XV в. Список использованной литературы
1. Покало М.И. История библиотечного дела в БССР. - Мн.: Высш.шк., 1986. - 200 с. . Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России (IX-XX вв.): учебно-справочное пособие для библиотек всех систем и ведомств. - М.: Либерея, 2001. - 80 с. . Русские библиотеки и их читатель: (из истории русской культуры эпохи феодализма)/ Под ред. Б.Б. Пиотровского, С.П.Луппова. - Л., Лен. отд.: Наука, 1983. - 250 с. . Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: очерки по истории книжной культуры 16-17 веков / М.В.Кукушкина. - Л.: Наука, 1977. - 222 с.: ил. . Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф.Володин. - СПб.: Профессия, 2002. - 352 с.: ил. - (Серия: Библиотека). . Книжные центры Древней Руси 11-16 вв.: разные аспекты исследования / Отв. ред. Д.С. Лихачев. - СПб.: Наука, 1991. - 363 с. . Глухов А.Г. Книги «Досифеева данья» в Соловецкой библиотеке / А.Г.Глухов // Библиотековедение. - 2002. - №2. - С.63-65 . Библиотеки Святой Горы: научный семинар в РГБ // Библиотековедение. - 2000. - №4. - С.92-98
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|