Библиотека на территории Белоруссии в 9 - первой половине 14 века
Важнейшими предпосылками создания библиотек явилось возникновение письменности, распространение рукописных книг. Потребность общества в знаниях непрерывно возрастала, и это стимулировало собирание, накопление и хранение книг и других памятников письменности. Таким образом, можно было передать потомству информацию, обеспечивающую преемственность культурного развития общества. Предпосылки появления библиотек на территории Белоруссии начали складываться в конце IX-X в., когда она входила в состав Киевской Руси - древнерусского раннефеодального государства, составляя западную его часть. В этот период родственные восточнославянские племена складывались в единую древнерусскую народность, что нашло свое отражение в определенных экономических отношениях, в территориальной, культурной и языковой общности. Население всех земель Руси, в том числе и западных, вносило свой вклад в общую древнерусскую культуру и способствовало ее развитию и обогащению. С возникновением письменности в западных землях Руси в X в. появились рукописные книги, стала распространяться грамотность среди духовенства и светских лиц. В общерусском летописном своде, именуемом Патриаршем или Никоновской летописью (1003 г.), в перечне грамотных из светских лиц первым назван полоцкий князь Изяслав Владимирович, «прилежаше прочитанию божественных писаний». В XI-XII вв. с образованием независимых княжеств - Полоцкого, Турово-Пинского и др., ростом городов, а также усилением могущества местной феодальной знати потребность в грамотных людях, которые могли бы управлять государственными делами, способствовать развитию торговли и ремесел, значительно возросла. Это, естественно, обусловило возрастание потребности в книгах, в создании библиотек. В этот период широкое распространение получили перевод богослужебных книг, которые привозили на Русь духовные лица из Византии, с греческого языка на церковнославянский, а также переписка древнерусских книг религиозного содержания. Создавались и оригинальные произведения, например «Слова» Кирилла Туровского. В Полоцкеи Турове велось летописание.
Первой из известных нам библиотек на территории западных земель Руси была библиотека Полоцкого Софийского собора - третьего по великолепию и грандиозности храма подобного типа на Руси после Киевского и Новгородского, в которых были основаны первые древне-русские библиотеки. Часть книг этой библиотеки сохранилась до наших дней. Библиотека была создана в год основания собора - в 1066 г. Основу этой библиотеки составили книги, собранные соборным духовенством для ведения церковной службы. Часть книг была пожертвована собору полоцким князем Всеславом, правнуком великого киевского князя Владимира, весьма ценившим книги. Монахи собора, как и других соборов и монастырей, занимались перепиской книг, которые они получали на время от других соборов или от частных лиц. В XII в., например, переписывала книги постригшаяся в монахини княжна Евфросшшя Полоцкая, прапраправнучка киевского князя Владимира. Есть основание полагать, что они были в составе фонда библиотеки Полоцкого Софийского собора. Часть переписанных книг продавалась местным жителям, что свидетельствовало о возросшей потребности в них в Полоцкой земле. Евфросиния Полоцкая организовала переписку книг и в основанном ею в середине XII в. Спасском монастыре (около Полоцка). При монастыре существовала школа, которая готовила монахинь для переписки книг. Книги хранились в монастырской библиотеке. В XI-XII вв. библиотеки существовали в Турово-Пинском княжестве - втором по значению княжестве западных земель Руси, а также в Минском, Гродненском и др. Небольшая библиотека была при Преображенской церкви в Турове. В ней, например, хранилось Туровское евангелие XI в., небольшой отрывок которого (20 страниц) находится ныне в библиотеке АН Литовской ССР. Личную библиотеку имел Кирилл Туровский - церковный деятель и писатель, произведения которого были хорошо известны за пределами Туровской земли и хранились в библиотеках Древней Руси. Небольшие библиотеки были созданы при сооруженных в XII в. Минском кафедральном соборе, Благовещенской церкви в Витебске, Борисоглебской церкви на Каложе в Гродно и др. Сведения о многих церковных библиотеках не сохранились, но наличие их бесспорно. Как утверждает историк А. П. Грицкевич, «только приходская церковь нуждалась по меньшей мере в 8 богослужебных книгах».
В западных землях Руси, как и во всем древнерусском государстве, библиотеки были монополией церкви. Книги, хранящиеся в них, содействовали распространению и укреплению религиозной идеологии и распространению грамотности среди населения, правда, в основном среди духовенства и феодальной знати. В XIII - первой половине XIV в. княжества западных земель Киевской Руси, ослабленные происходящими в ней феодальными междоусобицами, стали объектом агрессии многочисленных завоевателей. Способствовало ослаблению этих земель и обострение классовых противоречий в процессе развития феодальных отношений. Естественно, что в этих условиях феодалы проявляли свою заинтересованность в сильной государственной власти, способной защитить их классовые интересы. Поэтому в XIII-XIV вв. (к 60-м гг.) западные земли Руси вошли в Великое княжество Литовское. Развитие культуры на территории Белоруссии после включения ее в состав Великого княжества Литовского тесно связано с формированием белорусской народности (XIV - первая половина XVII в.). Это формирование происходило на основе древнерусской народности. Белорусская народность на протяжении всего этого периода сохраняла тесные экономические, политические и культурные связи с остальными восточнославянскими народностями - русской и украинской. Население белорусских земель бережно защищало, сохраняло и развивало те традиции культуры, которые сложились еще в древнерусский период. В процессе формирования белорусской народности, проходившем в условиях длительной и тяжелой борьбы против социального и национального угнетения, белорусская культура приобретала самобытный характер и национальное своеобразие.
Белорусская культура, развивавшаяся на основе древнерусской культуры и сохранившая единство с восточнославянской, общеславянской и европейской культурой, из-за сравнительно высокого развития белорусских земель играла важную роль в Великом княжестве Литовском. Со второй половины XIV в. белорусский язык использовался здесь как язык делопроизводства и судопроизводства, на нем писались статуты, постановления сейма, создавались летописи и хроники, художественные и церковные произведения. В XIV-XVI вв. книжная письменность Белоруссии характеризовалась высоким для того времени уровнем развития. Это не могло не отразиться на развитии библиотек. На территории Белоруссии в этот период создавались главным образом монастырские библиотеки. Они возникали при православных монастырях, сооружаемых белорусскими феодалами, которые стремились с помощью церкви укрепить свои позиции в Великом княжестве Литовском. Деятельность монастырей была направлена на укрепление церковной идеологии, на пропаганду религии. Поэтому монастырские библиотеки приобретали и размножали в основном литературу религиозного содержания. Наиболее крупными в тот период были библиотеки Слуцкого Троицкого, Супрасльского, Витебского Марковского и Жировичского монастырей. Данные о них содержатся в дошедших до наших дней описях имущества монастырей, включающих и списки книг. Списки эти составлялись, как правило, при передаче монастыря другому настоятелю и в известной мере выполняли роль документов первичного учета. В 1494 г. была составлена «Опись Слуцкого Троицкого монастыря архимандрита Иосифа, нареченного епископа Смоленского, при сдаче его имущества». Это первая опись из числа известных не только в Белоруссии, но и в России. В общем перечне вещей здесь значится 45 рукописей монастырской библиотеки.
Значительная часть книг, принадлежавших библиотекам названных монастырей, хранится ныне в фондах библиотеки АН Литовской ССР и в Вильнюсской публичной библиотеке. Книжные фонды монастырских библиотек в Белоруссии во многом были идентичны фондам таких же библиотек в России, но им были присущи и свои особенности, обусловленные национально-историческими условиями развития белорусских земель. Основу фондов составляли религиозные книги, которые использовались во время церковных богослужений. Такие книги имелись в нескольких экземплярах, иногда даже в большом количестве. В основном одним экземпляром были представлены «творения святых отцов», жизнеописания высшего духовенства. Немногочисленной была историческая литература - основанные на местном материале летописи, хроники, помянники (синодики). монастырский библиотека книжный рукописный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|