Тема 14. Германское гражданское уложение 1900 Г.
1. История создания ГГУ. Источники и система ГГУ. 2. Статус физических и юридических лиц. 3. Обязательственное право. 4. Вещное право. 5. Брачно-семейное право. 6. Наследственное право. Темы докладов 1. История создания кодекса. 2. Источники и система ГГУ 1900 г. Источники 1. Гражданское уложение Германской империи. СПб., 1898. 2. Германское право. Ч.1. М.,1996. 3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2002. 4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М.: Норма, 2004. Литература 1. Галанза П.Н., Хутыз М.Х. БГБ – первая кодификация эпохи империализма // Вестник МГУ. Серия «Право». 1973. № 1. 5. Гринько М.А. Институт владения в ГГУ 1900 г.: история вопроса // Вестник МГУ. Серия «Право». 2000. № 4. 6. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. 7. Жидков О.А. История буржуазного права. М.,1971. 8. Май С.К. Очерки общей части буржуазного обязательственного права. М.,1953. 9. Савельев В.А. Германское гражданское уложение. М., 1993. 10. Энекцерус Л. Курс германского гражданского права. М.,1950. Методические рекомендации 1 вопрос. При ответе на этот вопрос необходимо познакомиться с основными этапами подготовки общегерманской кодификации гражданского права, выявить расстановку социально-политических сил, которая повлияла на компромиссный характер многих положений ГГУ. Консервативные юнкерские круги стремились сохранить нормы местного земского феодального права, что отразилось на ряде положений кодекса (например, во Вводном законе к ГГУ). Студентам необходимо выявить основные источники ГГУ: партикулярное гражданское право Германии (указать основные кодификации), городское, каноническое право, а также римское пандектное право.
Структура документа восходит к традиции реципированного римского права, получившей название пандектной. Целесообразно сравнить структуру ГГУ со структурой ФГК, выявить технико-юридическое отличие двух кодексов, их языка, стиля. Студенты должны найти в тексте уложения примеры каучуковых и морализующих норм, включающих социально-этические критерии «добрых нравов», «доброй совести», а также социально ориентированных норм, допускавших ограничения в интересах социально слабых объектов, названные немецким юристом О. Гирке «каплями масла» в кодексе. ГГУ 1900 г. стало вторым после ФГК 1804 г. классическим выражением частного права эпохи Нового времени. Его особенности стали следствием развития национально-правовых традиций Германии. ГГУ стало ярким примером реализации идеала государственно регулируемых институтов частного права. 2 вопрос. Необходимо составить четкое представление о понятиях физического и юридического лица, выявить причины подробной регламентации юридических лиц в ГГУ. ГГУ признало всеобщую гражданскую правоспособность всех граждан. За исключением предписаний, вытекающих из брачно-семейного права, не предполагалось никаких существенных различий между правовым статусом мужчин и женщин. Вместе с тем правоспособность замужних женщин была более широкой по сравнению с ФГК 1804 г. ГГУ также наделял ограниченной дееспособностью детей с семи лет. Важным новшеством было детальное регулирование правоспособности юридических лиц – обществ. Студентам необходимо определить два основных вида юридических лиц и особенности их статуса, а также контрольные полномочия государства относительно их образования и при определенных обстоятельствах лишения их правоспособности (§ 21-54). Помимо частноправовых причин прекращения правоспособности союзов (несостоятельность, закрытие по собственному решению, исчерпание цели), предусматривалась возможность лишения статуса союза «вследствие противозаконного решения общего собрания или благодаря противозаконному образу действия правления, угрозы общественным интересам» (§ 43).
В ГГУ устанавливался разрешительный вариант получения правоспособности обществами с хозяйственными целями и простая регистрация для обществ с идеальными целями. Это, в свою очередь, создавало противоречия между нормами гражданского и торгового права. 3 вопрос. Обязательственное право регулируется в книге II ГГУ. ГГУ не дает определения ни обязательства в целом, ни договора в частности. На первое место в кодексе было поставлено внешнее проявление воли к тем или другим действиям (волеизъявление). В основу договорного права был положен классический принцип свободы договора. Студентам необходимо выявить условия действительности договора (§ 138, 157, 242), форму действительности договора. Студенты должны проанализировать отдельные виды договоров, особенности их правовых конструкций (более 20 конкретных договоров). Особое внимание необходимо уделить договору купли-продажи и найма вещей и услуг. В конкретные правила о договорах были введены существенные новшества, которые можно расценить как «социализацию» германского гражданского права (§ 616, 618, 629). Значительное место в ГГУ уделено обязательствам из недозволенных действий (§ 823-853). В виде общего правила ГГУ поддержал принцип вины как основы ответственности лица за причинение вреда. 4 вопрос. Система вещных прав по уложению была традиционной для германского права (книга III). Студентам необходимо четко уяснить различия права владения и права собственности. Общая норма, характеризующая право собственности, предоставляет собственнику правомочия обходиться с вещью по своему усмотрению и исключать воздействие на нее других лиц (§ 903). За собственником признавались неограниченные права по отчуждению вещи, а также истребованию вещи от всякого владельца. Вместе с тем, такое истребование не должно было нарушать прав тех, кому эта вещь была передана на законных основаниях (в аренду и др.). Таким образом, собственнические права не были абсолютными.
Права земельного собственника ограничивались в пользу соседского права или общественных интересов, что соответствовало прусскому и саксонскому праву. Собственнику земли вменялось терпеть разного рода эмиссии (газ, копоть, испарения) с других соседних участков. Право собственности не распространялось на полезные ископаемые в недрах земли и воздушное пространство над земельным участком. Право земельной собственности защищало интересы землевладельцев, введя § 1094 о праве преимущественной купли и § 1105, 1191, 1199 о вотчинных повинностях. Это свидетельствовало о сохранении в ГГУ полуфеодальных отношений, сохраненных в новом виде. Ограничения в правовом режиме собственности на движимые вещи в ГГУ отсутствует. При переходе права собственности на движимые вещи ГГУ закрепил старогерманское правило «Hand muss Hand wahren» («Рука должна предостерегать руку»), что означает повышенную защиту прав добросовестного приобретателя вещи. Достаточно подробно регулируется в ГГУ институт владения. Владение понималось как реализация кем-либо своего господства над вещью (§ 854). Владение охранялось, и никто не мог его произвольно отобрать. Права лиц, осуществлявших посредственное владение, на основе соглашений, защищались законом так же, как и права непосредственных владельцев. 5 вопрос. Брачно-семейные отношения рассматриваются в IV книге ГГУ. Студенты должны, как и в ФГК 1804 г., выявить условия законности брака; взаимоотношения, права и обязанности супругов; расторжение брака; отношения родителей и детей, а также то, как эти нормы изменились впоследствии. ГГУ, в отличие от ФГК, не знает легальной власти мужа над женой. Женщина в браке не теряла своей дееспособности. Вместе с тем, здесь явно закрепляется неравенство супругов в личных и имущественных отношениях. Необходимо обратить внимание на правовой статус различных форм семейного имущества: внесенного, отдельного, общего (§ 1363-1367, 1383, 1395, 1396). Система внутрисемейных имущественных отношений была благоприятна для женщины, хотя равенство все же не устанавливалось.
Развод допускался только в судебном порядке при наличии узаконенных причин. Институт развода в ГГУ основывался на концепции «брачной вины», и каждому из супругов предоставлялись равные права на развод. Достаточно условным стал институт отцовской власти в отношении детей. Он ограничивался властью матери и введением особой инстанции– опекунского совета. Сохранялось различие прав законных и внебрачных детей, хотя они не столь явно подвергались дискриминации, как в ФГК 1804 г. По отношению к матери внебрачные дети считались равными ее, законными, по отношению к отцу родство не признавалось. Однако внебрачные дети могли требовать от своего отца алиментов до достижения ими 16 лет. 6 вопрос. При анализе институтов наследственного права студенты должны отметить, что оно основывалось на старом германском праве. Его отличительной чертой стало отсутствие пределов наследования по закону. При отсутствии более близких родственников наследниками становились родственники любых отдаленных степеней. Родственники призывались к наследованию по закону по парантеллам (линиям) (§ 1924). Особое правовое положение занимал переживший супруг. Он имел право на определенную часть наследства умершего (§ 1931). В ГГУ закрепляется свобода завещания (§ 1938), которая ограничивается «обязательной долей». Обязательная доля равняется по кодексу половине стоимости его доли при наследовании по закону (§ 2303). Студенты должны сравнить нормы ГГУ с соответствующими статьями ФГК. Тема 15. ГЕРМАНИЯ В XX в. 1. Ноябрьская революция в Германии и свержение империи. 2. Веймарская республика: история создания, политико-правовой режим. 3. Падение Веймарской республики и установление тоталитарного политического режима. 4. Изменения в государственном строе: оформление диктатуры нацистской партии (НСДАП) и личной диктатуры фюрера. 5. Новые формы имперского единства и террористические методы осуществления государственной власти. 6. Раскол Германии. Государственное устройство ФРГ по конституции 1949 г. Объединение Германии 1990 г. Темы докладов 1. Церковь и Третий рейх. 2. Оккультные корни нацизма. 3. Гитлер и масоны. Источники 1. Васильчикова М. Берлинский дневник. 1940–1945. М., 1994. 2. Видеман Ф. Гитлер глазами его адъютанта // Новая и новейшая история. 1998. № 5-6. 3. Германский национал-социализм /Сост. В. Пруссаков. М., 1994. 4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2002.
5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М.: Норма, 2004. Литература 1. Бланк А.С. Старый и новый фашизм. М., 1983. 2. Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989. 3. Германская история в новейшее время. М., 1970. 4. История фашизма в Западной Европе. М., 1978. 5. Итоги войны. Выводы побежденных. М., 1999. 6. Людвиг Э. Последний Гогенцоллерн. М., 1991. 7. Марченко М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной властей в государственном механизме Германии 30-х гг. // Вестник МГУ. Серия «Право». 1994. № 5. 8. Марченко М.Н. Судебная власть в политической системе Германии 30-х гг. // Вестник МГУ. Серия «Право». 1995. № 1. 9. Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. СПб., 1997. 10. Руге В. Германия в 1917–1933 гг. М., 1974. 11. Толанд Д. Адольф Гитлер. Т. 1-2. М., 1993. 12. Третий Рейх. Трагедия народов. М., 1998. 13. Фашизм и антидемократические режимы в Европе. М., 1981. 14. Фест И. Адольф Гитлер: В 3 т. Пермь, 1993. 15. Хаффнер С. Революция в Германии 1918–1919 гг. Как это было в действительности. М., 1983. 16. Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. Т. 1-2. М., 1991. 17. Энциклопедия Третьего рейха. М., 1996.
Методические рекомендации 1 вопрос. Сложившаяся в Германии в годы первой мировой войны военно-монархическая диктатура являлась нарушением принципов конституции 1871 г. Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918 года, а также экономический кризис, создали в Германии революционную ситуацию. В этот период в Германии значительно возросло влияние левых партий – Независимой социал-демократической партии Германии и группы «Спартак». В немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием военных моряков в Киле 3 ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии — Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен—присоединились к ней. Повсеместно возникали Советы рабочих и солдат, бравшие в руки власть. 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Власть перешла к Совету народных уполномоченных, состоявшему из социал-демократов. Германской империи не стало. 11 ноября 1918 г. было подписано перемирие со странами Антанты, положившее конец первой мировой войне. Социал-демократы исключали из своей программы социалистическую революцию, поставив целью постепенное, реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Теоретики социал-демократии предсказывали успешный мирный путь продвижения к социализму через разного рода реформы, возможные в условиях неуклонного роста производства, а вместе с тем жизненного уровня рабочих и всех других трудящихся. Социал-демократическое правительство – Совет народных уполномоченных – повело Германию к Учредительному собранию, чтобы сохранить социальный мир и мирное политическое решение вопроса о будущем Германии. 2 вопрос. Выборы в Учредительное собрание состоялись в январе 1919 г. Собрание было созвано в городе Веймаре. Отсюда и название выработанной здесь конституции — Веймарская. Учредительное собрание избрало временным президентом Германии лидера социал-демократической партии Макса Эберта. Учредительное собрание решило вопрос о подписании Версальского мирного договора и приняло новую конституцию Германии. Конституция 1919 г. стала одним из самых демократических правовых документов своего времени. Ее главное содержание нашло отражение в компромиссных положениях, которые призывали к утверждению «народного суверенитета», «гражданского мира», «сотрудничества всех классов», к «свободе» и «справедливости». Конституция 1919 г. превратила Германию в парламентскую республику с президентом во главе, рейхстагом и рейхсратом как высшими органами законодательной власти. При анализе высших органов власти требуется рассмотреть демократический порядок их формирования, объем полномочий рейхстага как органа народного представительства, рейхсрата как органа представительства земель и президента, которому формально отводилась роль «внепартийного арбитра». Исследуя особенности формы государства в Веймарской республике, следует выявить (на основе анализа соответствующих статей конституции) отличие ее федерального устройства от федерального устройства по Конституции 1871 г., а также полномочия общеимперских органов власти и полномочия земель. Характеризуя Веймарскую республику, необходимо обратить внимание на широкий круг демократических прав и свобод, особенно на социальные права немецких граждан (ст. 157, 159, 165). Веймарская конституция открыла новую страницу в области прав и свобод граждан путем придания социальным правам (второму поколению прав человека) конституционного статуса. 3 вопрос. Веймарская республика просуществовала немногим более 10 лет. При ответе на третий вопрос нужно выявить те социально-экономические, психологические, политические, идеологические факторы, которые обострили кризисную ситуацию в Веймарской республике, а также те положения Конституции 1919 г., которые способствовали ее политической нестабильности и в конечном счете привели к установлению тоталитарного фашистского режима в стране. Это прежде всего ст.48 Конституции о чрезвычайном положении, а также те статьи, которые касались широких полномочий президента, в том числе его права назначать всех высших должностных лиц империи, включая канцлера (ст. 46, 53 и др.), отменять с помощью референдума законы, принятые рейхстагом (ст.73) и др. После прихода к власти в 1925 г. ставленника националистических сил президента П.Гинденбурга обширные властные полномочия главы государства преобразуются в прямое президентское правление, что нашло отражение в формировании неконституционного правового поля. Важным фактором нестабильности стал рост влияния левых партий, в первую очередь Коммунистической партии Германии, чей радикальный антикапиталистический настрой вызывал беспокойство у средних слоев общества. В этих условиях правые националистические организации рассматривались в качестве противовеса коммунистическому движению. В этих общественно-политических условиях сформировалась Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДПГ), выдвинувшая привлекательные лозунги национального единства, расового очищения, социализации экономики, усиления государственного регулирования, огосударствления крупных монополий. Кризис 1929–1933 гг. стал тяжелым ударом для германской экономики. Правительство канцлера Г. Брюнинга, образованное в марте 1930 г., взяло курс на жесткую антикризисную политику, сокращение социальных программ, увеличение прямых и косвенных налогов, проведение дефляционной политики. Любые антиправительственные выступления жестко подавлялись. Рейхстаг неоднократно распускался, так как правительство не имело в нем опоры. Брюнинг пытался действовать на основе чрезвычайных президентских указов, в обход обычной парламентской практики. Режим Веймарской республики подвергался критике. Парламентская демократия теряла поддержку населения. Сложилась благоприятная ситуация для нацистской пропаганды. Динамика парламентских выборов 1930–1932 гг., а также результаты президентских выборов 1932 г. показывает, что наибольшей популярностью в это время пользовались партии и политики радикальной ориентации: НСДАП и левые партии – КПГ и СДПГ. Было очевидно, что в стране образуются два политических полюса, от которых зависит сама судьба Германии. С осени 1931 г. крупнейшие организации промышленников Германии начинают все более решительно поддерживать Гитлера. Нацистская партия к началу 30-х гг. разработала идеологическую программу, которую широко поддержал электорат из всех социально значимых групп немецкого общества. Большинству немцев Гитлер представлялся единственным политиком, способным восстановить порядок внутри страны и ее суверенитет на мировой арене. На парламентских выборах в ноябре 1932 г. НСДАП получила 33% голосов: больше, чем любая другая партия. В ситуации нарастающего правительственного кризиса 30 января 1933 г. президент Гинденбург предложил Гитлеру пост рейхсканцлера. 4 вопрос. Студенты должны прежде всего прояснить вопрос о легитимности прихода Гитлера к власти в 1933 г., а затем проанализировать, как изменился юридический и фактический статус правительства в Германии. Необходимо выделить те законодательные акты, которые свидетельствуют фактически полной ликвидации демократических принципов и институтов Веймарской конституции 1919 г. Придя к власти, Гитлер постепенно трансформирует республиканский строй в тоталитарную диктатуру. Поджог рейхстага стал поводом к развязыванию антикоммунистической кампании. Правительство взяло на себя чрезвычайные полномочия и законодательные права. Были запрещены любые политические партии, кроме НСДАП. Рейхсканцлер как фюрер единственно законной партии получил право лично формировать состав рейхстага и назначать высших должностных лиц. В 1934 г. после смерти П.Гинденбурга правительство приняло закон об объединении постов президента и канцлера. В 1933–1934 гг. Гитлер уничтожил оппозицию внутри самой НСДАП, так называемое «левое крыло», возглавляемое братьями Грегором и Отто Штрассерами. Штрассеры пытались распространять идеи национал-социализма прежде всего в рабочей среде. Программные установки «левого крыла» были ориентированы на возрождение традиций фелькишского социализма и были близки к национал-большевизму. Штрассеры считали нецелесообразным распространение принципа фюрерства на все государственное устройство и создание тотальной диктатуры одной партии, критиковали отход Гитлера от «революционных принципов». Вплоть до начала 30-х гг. Грегор Штрассер был человеком № 2 в НСДАП. Гитлер уничтожил этих и других своих опасных соперников во время «ночи длинных ножей» 30 июня 1934 г. Было закреплено монопольное господство Гитлера в НСДАП. НСДАП имела особое устройство. Члены партии были обязаны безусловным подчинением местным «фюрерам», их приказам и указаниям. Назначались эти фюреры сверху и только по этой линии несли ответственность. В непосредственном подчинении партийного центра находились штурмовые отряды (СА). Преступления, совершенные членами партии, рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы и по особому ритуалу (на тайных заседаниях). Нацистская партия выражала волю народа (расы). Система государственного управления находилась под партийным контролем. В самой партии важнейшее место заняла партийная канцелярия. Сформировалась единоличная диктатура вождя. Гитлер сочетал функции рейхсфюрера, рейхсканцлера и верховного главнокомандующего. Система фюрерства распространилась внутри НСДАП. 5 вопрос. Принципиально изменился не только политический режим, способы и методы осуществления государственной власти, но и форма государства. Существенной перестройке подверглось имперское устройство. Из федеративного государства Германия превратилась в унитарное. Формирование тоталитарной государственности в Германии было в целом завершено уже к 1934–1935 гг. Утверждается правовая доктрина арийского народного государства. Носителем суверенитета объявлялась арийская раса. Каждый отдельный человек должен был признавать приоритет «интересов народа» над своими личными. Нюрнбергское законодательство 1935 г. разделило жителей государства на «граждан» и «подданных». Политические и социальные права признавались только за «гражданами» – «расово чистыми» людьми. «Подданные» лишались политических прав и были ограничены в ряде гражданских прав. Идея расовой чистоты предопределила и содержание законов в области семейного права. Оно характеризовалось многочисленными запретами на вступление в брак, которые преследовали цель сохранения нравственного и физического здоровья нации. По всей стране создавались суды здоровья, решения которых были обязательны для всех граждан. Чрезвычайно важной была идеологическая функция государственного режима. Главной задачей провозглашалось воспитание «новой личности» с особой этикой и моралью, жизнь которой всецело подчинена великим принципам, служению высшей истине. Особое значение придавалось работе с молодежью. Был создан «Гитлерюгенд» – разветвленная система детских и молодежных организаций. Церковь вытеснялась из духовной сферы, христианские конфессии преследовались. Основой репрессивной системы стала «империя СС», возглавляемая Г. Гиммлером. Особое место в системе репрессивного аппарата занимала тайная полиция – гестапо (государственная тайная полиция), располагавшая огромными денежными средствами и массой сотрудников, подвергавшихся перед назначением особенной проверке на верность фюреру и национал-социализму. В период пребывания у власти национал-социалистов радикально изменилась правовая политика. Гражданские правоотношения по-прежнему регулировались ГГУ 1900 г., а в 1937 г. ГГУ было заменено совокупностью отдельных переработанных статей. Частная собственность уже не рассматривалась как священная и неприкосновенная и могла подвергнуться ограничению государством, особенно собственность евреев и лиц славянских национальностей. Их облагали расовой контрибуцией, невыплата которой рассматривалась как основание для конфискации. Снижается значение частных обязательств, так как государство могло ограничить частные сделки. Смена форм государственной власти проходила в Германии одновременно с развертыванием государственного регулирования экономики. Экономическая мощь страны сконцентрировалась в руках государства и верхушки корпораций, с тем, чтобы превратить Германию в единый военный лагерь и подготовиться к войне. Главной особенностью выхода Германии из экономического кризиса стала милитаризация экономики. Экономическая жизнь страны направлялась Генеральным советом немецкого хозяйства. В него вошли руководители 18 крупнейших корпораций и банков. Широко применялось принудительное картелирование. Укреплялся государственный сектор экономики, в том числе за счет конфискации собственности лиц еврейского происхождения. Регулированием сельского хозяйства занималось особое ведомство – Имперское сословие продовольствия. В 1936 г. было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана мобилизации экономики Германии под руководством Г. Геринга. Целью его была подготовка Германии к войне. Частная собственность формально сохранялась, но фактически рыночные отношения были уничтожены. Частная собственность превратилась лишь в легальную форму имущественного расслоения. Нацистское руководство добилось чрезвычайной централизации и усиления регулирующих механизмов экономического развития. Переход к активному государственному регулированию и стимулированию производства принес высокие результаты, особенно в отраслях тяжелой промышленности. В 1938 г. Германия занимала второе место в Европе по экономическому потенциалу. 6 вопрос. Вторая мировая война (1939–1945), с которой нацистское государство связывало достижение европейского господства, окончилась для Германии полным военным и политическим поражением. После военной капитуляции 8 мая 1945 г. прежнее германское государство прекратило свое существование. Власть в стране и все функции управления перешли к военной администрации оккупировавших Германию держав. Важнейшие решения по германскому вопросу были приняты на двух трехсторонних конференциях СССР, США и Великобритании, проходивших в Ялте в феврале 1945 г. и в Потсдаме в июле – августе 1945 г. Территория Германии была разделена на оккупационные зоны: восточная зона контролировалась военной администрацией СССР, а три западные зоны соответственно оккупационными властями США, Великобритании и Франции. На четыре зоны был разделен и Берлин. Контроль за реализацией Потсдамских соглашений должен был осуществлять Союзный контрольный Совет (СКС), состоящий из глав военных администраций союзников. Для осуществления подготовительной работы по мирному урегулированию был создан Совет Министров Иностранных Дел (СМИД). Предполагалось, что оккупационные власти создадут условия для демократического развития Германии как единого целого. Однако уже в июне 1946 г. на Парижской сессии СМИД США объявили о намерении создать «Бизонию» из американской и британской зон. Постепенно Бизония (с 1947 г. – Тризония) приобрела черты отдельного государства. Деятельность администрации западных зон первое время была направлена на введение строгого контроля за производством и распределением и репарационными поставками, был сломан весь хозяйственный порядок в целях уничтожения военно-промышленного потенциала Германии, создавались местные органы управления. В качестве основных принципов политики союзников по отношению к Германии были признаны демилитаризация, декартелизация, денацификация и демократизация. Во всех зонах была разрешена деятельность политических партий демократического направления. Новые партии должны были сыграть основную роль в восстановлении государственных структур и в политической организации населения. Разрушение крупного экономического потенциала в ходе декартелизации в западной зоне закончилось к 1950 г. Произошла структурная перестройка промышленности, была обновлена технология производства. В рамках плана Маршалла западные районы Германии получили существенную помощь. В западной зоне действовали буржуазные партии христианского толка: Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС), а также Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). В зоне советской оккупации действовала советская военная администрация (СВАГ). В восточногерманских землях наибольшим влиянием пользовались коммунисты и социалисты, объединившиеся в 1946 г. в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Они составили большинство в органах местного управления и органах правопорядка. Экономические преобразования в Восточной Германии отличались большим радикализмом, чем в западных зонах. Расколотая на оккупационные зоны, Германия оказалась заложницей противоречий между державами бывшей антигитлеровской коалиции. С началом «холодной войны» западные державы все более активно начали проводить политику, направленную на раскол Германии и образование сепаратного западногерманского государства. Берлинский кризис 1948 г. ускорил раскол Германии. Парламентский совет по выработке конституции для западных зон Германии в мае 1949 г. утвердил проект конституции. 23 мая 1949 г. – день образования Федеративной республики Германии (ФРГ). В августе 1949 г. были проведены выборы в бундестаг. Немцы проголосовали за ХДС/ХСС, за создание «социального рыночного хозяйства», «социального государства» Германии. События в советской зоне развивались по аналогичному сценарию. 7 октября 1949 г. Немецкий национальный совет провозгласил создание Германской Демократической Республики. В ГДР началось строительство «основ социализма». Конституция ФРГ 1949 г. (Боннская конституция) провозглашает образование демократического, социального и федеративного государства. ФРГ – парламентская республика, функционирующая на основе принципа разделения властей. Высшими органами государственной власти являются: бундестаг, бундесрат, президент, правительство и органы правосудия. Новый этап в истории ФРГ связан с крушением коммунистического господства в Восточной Германии и присоединением ее к Западной Германии. Осенью 1989 года народное движение смело коммунистическое правительство, как только выяснилось, что части Советской армии, дислоцированные на территории Восточной Германии, сохранят нейтралитет. Рухнула Берлинская стена — мрачный символ коммунистической диктатуры, стена, разделявшая Берлин на две части, а символически — всю Германию. СССР отказался от поддержки ГДР, согласился с предложениями ФРГ и прежних союзников о выводе войск и соответствующих материальных компенсациях. При согласии четырех держав (США, Великобритании, Франции и СССР) 1 октября 1990 г. произошло слияние двух германских государств путем автоматического вхождения ГДР в состав ФРГ.
Тема 16. «НОВЫЙ КУРС» Ф.Д. РУЗВЕЛЬТА 1. Структурный экономический кризис 1929–1933 гг. в США. Антикризисная политика президента Г. Гувера. 2. Выборы 1932 г. Победа Ф.Д. Рузвельта. Первые «сто дней» президента Рузвельта. Регулирование финансово-кредитной системы. 3. «Новый курс» в промышленности и в сельском хозяйстве. 4. Регулирование социальных и трудовых отношений. Сдвиг «влево» во второй половине 1930-х гг. Темы докладов 1. Теория Дж. Кейнса и мировой экономический кризис 1929–1933 гг. 2. Ф.Д. Рузвельт – психолого-политический портрет. 3. Верховный суд США – противостояние «новому курсу».
Источники 1. Стегарь С.А. Практикум по новейшей истории (1917–1945). М., 1980. 2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2002. 3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М.: Норма, 2004. 4. Хрестоматия по новейшей истории. М., 1960. 5. Хрестоматия по новейшей истории. М., 1971.
Литература 1. Зубок Л.И., Яковлев Н.Н. Новейшая история США. М., 1972 2. Иванян Э.А. Белый дом. Президенты и политика. М., 1979. 3. История США / Под ред. Г.Н. Севостьянова. Т.3. М.,1985. 4. Королькова Е.И. «Новый курс» Рузвельта. М., 1992. 5. Корсаков К.Н. История Соединенных Штатов Америки: Учебное пособие. М., 1998. 6. Лан В.И. США от первой до второй мировой войны. М., 1979. 7. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Т. 1-2. М., 1992. 8. Мальков В.Л. «Новый курс» в США. Социальные движения и социальная политика. М.,1973. 9. Мальков В.Л. Франклин Рузвельт: Проблемы внутренней политики и дипломатии. М.,1988. 10. Маныкин А.С. История двухпартийной системы в США (1789–1980). М., 1981. 11. Маныкин А.С. Эра демократов: партийная перегруппировка в США 1933–1952 гг. М., 1990. 12. Саломатин А.Ю. История государства и права в США, конец XVIII – XIX вв. (от войны за независимость до завоевания экономического лидерства): Учебное пособие / Под ред. А.В. Малько. М., 2006. 13. Сенченко И.А. Государство и право, история и культура Великобритании и США. М., 2005. 14. Сивачев Н.В. Политическая борьба в США в середине 30-х гг. ХХ века. М., 1966. 15. Сивачев Н.В., Язьков Е.Ф. Новейшая история США. М., 1980. 16. Согрин В.В. Белый дом: президенты и идеология. М., 1998. 17. Согрин В.В. Политическая история США. XVII–ХХ вв. М., 2001. 18. Уткин А.И. Рузвельт. М., 2000. 19. Фостер У. Очерки политической истории Америки. М., 1995. 20. Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992. 21. Черниловский З.М. От Маршалла до Уоррена. Очерки истории Верховного Суда США. М., 1982. 22. Экономическая история зарубежных стран / Под ред. В.И. Голубовича. Минск, 1997. 23. Яковлев Н.Н. Франклин Рузвельт: человек и политик. М., 1965.
Методические рекомендации 1 вопрос. Становление капиталистической экономики в США протекало в правовом смысле свободно, без значимого государственного вмешательства. Вплоть до конца XIX в. это была экономика преимущественно свободной частной инициативы, эпизодически подверженной регулированию государственными законами и правовыми ограничениями. В конце XIX – начале ХХ вв. появляется антитрестовское законодательство. Наиболее значительным актом стал Закон Шермана (1890), где монополизация рассматривалась как отрицательное явление, как устранение свободной конкуренции. Усиление регулирующей роли государства происходит в годы первой мировой войны, но после ее окончания эта тенденция в США не получила развития. Дальнейшие законодательные шаги по регулированию экономики были предприняты только в 1930-е гг., в период обострения социальной обстановки в связи с мировым экономическим кризисом 1929–1933 гг. 24 октября 1929 г. началась паника на Нью-Йоркской бирже. Это стало началом мирового экономического кризиса 1929–1933 гг., получившего название «великой депрессии». С 1929 по 1932 гг. объем промышленного производства в США сократился почти на 50%, работы лишились 17 млн. человек. Остро стояли социальные проблемы, система общегосударственного страхования по безработице в стране отсутствовала. С позиций «твердокаменного индивидуализма» считалось, что каждый сам несет ответственность за свои беды, а социальная помощь государства подрывает позиции «американизма». Кризис в США означал конец эпохи старого капитализма. Глубина кризиса, его всемирный масштаб требовали от государства принятия чрезвычайных мер. Правительство республиканцев во главе с Г. Гувером придерживалось традиционных идей неограниченного свободного рынка и неограниченной конкуренции. Оно не смогло решить назревшие социальные проблемы. В 1930–1932 гг. были организованы «голодные походы» безработных и ветеранов войны на Вашингтон и другие крупные города с требованием принять срочные меры. 2 вопрос. На президентских выборах 1932 г. республиканцы потерпели поражение. Президентом был избран демократ Франклин Рузвельт. Он выдвинул широкомасштабную программу реформ – «новый курс» (new deal). «Новый курс» основывался на государственном регулировании экономики и социальных процессов в обществе в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|