Дискуссия 50-60 г. Современные представления о предмете социальной психологии.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Предпосылки: - запросы практики. - начало «оттепели». - установление контактов с зарубежной наукой. Круг вопросов: 1. Предмет социальной психологии: - социальная психология как наука о «массовидных явлениях психики» (психология больших групп или классов, общественное мнение, коллективы). - главный предмет исследования социальной психологии личность (психологические черты, особенности личности, типологию личностей, положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения). - синтез двух предыдущих. Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей — предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. В целом данная дискуссия положила начало социальной психологии как самостоятельной науки
I. Этапы развития социальной психологии на Западе. 1. С сер. XIX в. до начала ХХ века. Становление социальной психологии, первые социально-психологические теории (психология народов, масс, гормическая психология). См. вопрос № 2. 2. 1908 г. Макдугалл «Введение в социальную психологию», Росс «Социальная психология». Этими работами англичанин Макдугалл открыл европейскую традицию в социальной психологии, а Росс – американскую. После Первой мировой войны социальная психология начинается превращаться в экспериментальную науку (в Европе – Мёде, в США – Олпорт). Основные характеристики социальной психологии как экспериментальной науки: ü Строгий лабораторный эксперимент (ориентация на бихевиоризм с их крысами);
ü Объект: большее внимание малой группе; ü Пропадает интерес к теории, социальная психология становится практической. 3. После Второй мировой войны и по сей день. Резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Это выразилось в первую очередь в интересе к теоретическому знанию. Основные ориентации: · Психологическая: бихевиоризм и необихевиоризм; психодинамический подход (психоанализ + гуманистическая психология); когнитивная психология. · Социологическая: интеракционизм. II. Основные теоретические направления в Западной социальной психологии. 1) Бихевиоризм и необихевиоризм. Центральная идея – идея подкрепления. Метод: жесткий лабораторный эксперимент. Минусы: теряется «социальный контекст», социальная психология носит менее «социальный вид». Представители: o Халл: введение идеи промежуточных переменных. Социальная психология: Доллард и Миллер (многочисленные модели диадического взаимодействия). o Скиннер: сохранение наиболее ортодоксальных форм бихевиоризма. o Бандура: теория социального научения. 2) Психодинамический подход. а) Фрейд. б) Неофрейдизм (Фромм, Салливан). в) Ортодоксальный психоанализ + социальная психология = динамическая теория функционирования группы Байона, теория развития группы Бенниса и Шеппарда и др. Т-группы (тренинги). г) Гуманистическая психология: опирается на теорию и практику групп тренинга. 3) Когнитивизм. Предтеча: гештальтпсихология и теория поля Левина. Ориентация на познавательные процессы индивида. Пр.: теория коммукативных актов Ньюкомба, теория когнитивного диссонанса Фестингера. Психология социального познания: перцепция, аттракция, аттитюды. 4. Интеракционизм. Источник: теория символического интеракционизма Мида. основные проблемы и предмет – когнитивный аспект коммуникации, формирование социальных установок (социальная роль, референтная группа), процесс социальной перцепции; интеракция, социальное взаимодействие, символическая коммуникация (система коммуникаций и межличностных отношений); человек – активный участник взаимодействия. Представители – Мид; Кун, Дензин, Стросс, Блумер, (символический интеракционизм), Линтон, Шибутани, Тернер, Гоффман, Мейсон, Гросс (ролевые теории), Кун, Мертон, Шериф (теории референтной группы).
III. Современная социальная психология. Социальная психология в Европе. Апелляция к психологии больших групп (народов, масс), философская ориентация на крупномасштабные социальные проблемы, широкое теоретизирование. Социальная психология в США. Изучение малых групп, ориентация на практику, много экспериментальных исследований и т.п. Социальная психология в России. Есть академическая, фундаментальная наука (ближе к Европе), а также прикладная и практическая психология (ближе к Америке). Социальная психология в странах Востока. НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧЁ ТАМ У НИХ!!!!!!!!!!
Внутринаучная методологическая рефлексия – особый вид деятельности ученых, пристальный анализ собственных методов и приемов исследования. Центральные проблемы. Т.к. социальная психология молодая наука, у нее нет собственного понятийного аппарата, и ей постоянно приходится ориентироваться на методологию психологии и социологии. Уровни методологии: 1. Общая методология. Это некоторые философские принципы, которые принимаются тем или иным ученым. Пр.: в социальной психологии должно быть определенное понимание общества, личности и т.д. 2. Специальная методология. Это совокупность методологических принципов, применяемых к данной области. Адаптация методологических принципов, как психологии, так и социологии. Пр.: принцип деятельности в социологии, психологии и социальной психологии. Принцип деятельности в социальной психологии:
3. Методы исследования. Все методы можно разделить на: 1) методы исследования; 2) методы воздействия. Методы сбора данных:
Ø Наблюдение Ø Изучение документов (напр., контент-анализ). Контент-анализ: выделяются некие единицы, а потом подсчитывается частота их употребления Ø Опросы (анкеты, интервью) Ø Тесты (социометрия) Ø Эксперимент Проблемы социальной психологии в психологическом исследовании: I. Проблема эмпирических данных. Что допустимо? 1) Какие должны быть данные? а. Данные об открытом повелении (бихевиоризм); б. Данные о сознании, о когнитивных функциях. 2) Каков должен быть объем данных? А. Корреляционные исследования (большой объем); Б. Экспериментальные исследования (ограниченный объем). II. Проблема интеграции данных в принципы, построение гипотез и теорий. Теории в социальной психологии (в отличие от теорий в естественных науках) не носят дедуктивного характера. Здесь важную роль играет гипотеза. Социальная психология через хорошие гипотезы работает с теориями среднего уровня (Корнилова). III. Проблема проверяемости гипотез. Андреева: «…В социальной психологии существуют такие предметные области, как область исследования психологических характеристик больших групп, массовых процессов, где необходимо применение совсем иных методов, и на том основании, что верификация здесь невозможна, области эти не могут быть исключены из проблематики науки; здесь нужна разработка иных способов проверки выдвигаемых гипотез» (с. 55). Интерес к качественным методам исследования (case-study), фокус-группам и т.п. Вопрос о качестве социально-психологической информации. 1) Надежность. Достигается прежде всего проверкой на надежность инструмента. Характеристики надежности: ü Валидность инструмента. То, что измеряет, должно измерять то, что нужно. Как проверить? Эксперты, дополнительное интервью и т.д.
ü Устойчивость (достоверность) информации. Информация должна быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. Как проверить? 1) повторное измерение; 2) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями; 3) проверка шкалы по частям. ü Точность информации. Насколько чувствителен инструмент. 2) Репрезентативность данных.
Бывают лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли бы сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами. Особенно дискуссионным для социальной психологии является вопрос о лабораторном эксперименте. В значительной степени эти проблемь сконцентрированы вокруг возможностей лабораторного эксперимента, а именно: какова экологическая валидность лабораторного эксперимента, т.е. возможности распространения полученных данных на «реальную жизнь», и в чем опасность смещения данных в связи с особым подбором испытуемых! Как более принципиальный методологический вопрос выдвигается вопрос о том, не утрачивается ли в лабораторном эксперименте реальная ткань общественных отношений, то самое «социальное», которое и составляет важнейший контекст в социально-психологическом исследовании. Главная идея заключается в том, что в социально-психологическом исследовании вообще и в экспериментальном в частности необходимо органическое сочетание количественного и качественного анализа какого рода соображения могут, конечно, быть приняты в расчет, но не снимают всех проблем Обычно для лабораторного эксперимента не считается обязательным соблюдение принципа репрезентативности, т.е. точного учета класса объектов, на которые можно распространять результаты. Так, в ряде экспериментов зафиксирована так называемая «предвосхищающая оценка» когда испытуемый подыгрывает экспериментатору, стараясь оправдать его ожидания. Кроме того, распространенным явлением в лабораторных экспериментах в социальной психологии является так называемый Розенталь-эффект, когда результат возникает вследствие присутствия экспериментатора (описан Розенталем).
По сравнению с лабораторными эксперименты в естественных условиях обладают в перечисленных отношениях некоторыми преимуществами, но в свою очередь уступают в отношении чистоты и точности. Если учесть важнейшее требование социальной психологии — изучать реальные социальные группы, реальную деятельность личностей в них, то можно считать естественный эксперимент более перспективным методом в этой области знания.
Мясищев: Как любой объект природы взаимодействует со средой, так и человек должен взаимодействовать со средой. У животного со средой есть связь, а у человека со средой – отношения. Разница между связью и отношением: → Человек выступает как активный субъект → В отношении роли строго определены Человек вступает в многочисленные отношения со средой; есть два типа отношений: 1. Общественные: экономические, политические, идеологические, между группами; изучаются социологией. Люди как представители определенных групп, выполняющие определенные функции. Отношения строятся на основе определенного положения индивидами в системе общества. Социальная роль – фиксация положения индивида в системе социальных отношений. От того, как человек интернализует роль зависит личностная характеристика этой роли – «стиль исполнения роли». Пример: препод может быть суровым, снисходительным и примитивным. 2. Межличностные (психологические): в основе – диапазон «стилей исполнения социальных ролей». Складываются между людьми, имеют эмоциональную окраску. Эмоциональная основа – главное отличие от общественных отношений. Соотношение межличностных и общественных отношений:
Общение – реализация общественных и межличностных отношений. В каждом случае общаются действующие индивиды. Значение межличностного общения: → Объединение, создание общности, целостности (хорошая компания, друзья) → Передача сообщений, обмен информацией (беседа) → Встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер (глубоко понимать друг друга) Экзюпери: общение – единственная роскошь, которая есть у человека.
Люди общаются в деятельности и «по поводу» деятельности. Общение и деятельность едины. А.Н. Леонтьев: деятельность – основа общения, а общение – сторона общения. Ломов: есть некое индивидуальное бытие человека, у которого есть 2 равноправные стороны:
Эльконин, Лисина: общение на определенном этапе человека становится ведущей деятельностью. Элькони – у подростков, Лисина – у дошкольников. А.А. Леонтьев: общение – вид деятельности, речевая деятельность. 3 аспекта связи общения и деятельности:
Совместная деятельность отличается тем, что в ней продукт – всегда результат коллективного усилия. Между людьми, создающими этот продукт складываются какие-то отношения®деятельность обогащается под влиянием общения. От общения в деятельности человек получает бОльшую удовлетворенность. Критерии: → У человека есть потребность в стимуляции своей активности. В деятельности возрастает стимуляция. → Есть потребность в событиях, в их знании. Общение в деятельности удовлетворяет эту потребность. → Потребность в узнавании. → Потребность в структурировании времени. С помощью общения деятельность организуется и обогащается. Структура общения:
Общение едино!!! Общение – обязательное условие познания окружающего социального мира.
Коммуникация – обмен людьми в ходе совместной деятельности различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и проч. Коммуникация – процесс обмена информацией. Попытка свести человеческое общение к простой передачи информации (в свете теории информации) не увенчались успехом, т.к. обмен информации в человеческом общении предусматривает не только передачу информации, но и ее формирование, уточнение и развитие. Специфика обмена информации между людьми: I. Общение активно. Это не просто передача информации: коммуникация есть интерсубъектный процесс (S – S). В ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Коммуникация – это активный обмен информацией. Важный аспект – значимость информации, люди не просто обмениваются значениями, но и стремятся создать общий смысл (А.Н. Леонтьев). Информация должна быть не только принята, но понята, осмыслена. II. Психологическое воздействие одного участника коммуникативного процесса на другого с целью изменения его поведения или его представлений, знаний о чем-либо. III. Коммуникатор и реципиент должны обладать единой или сходной системой кодификации и декодификации. Нужен общий тезаурус (общая система значений, принимаемая всеми членами группы). Также должно быть одинаковое понимание ситуации общения. IV. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Причины: ü Социальные. Различная интерпретация понятий, употребляемых в общении, различное мироощущение, связанное с социальными характеристиками (политическими, религиозными, профессиональными и др.). Партнеры принадлежат к разным социальным группам. ü Психологические. Индивидуальные особенности индивидов (застенчивость) и специфически сложившиеся отношения (вражда, недоверие, лживость и т.д.). Т.о., применять теорию информации нужно осторожно, хотя для человеческого общения некоторые понятия этой теории уместны. Пр.: понятия аксиального (направленного единичным приемникам информации) и ретиального (направленного на множество адресатов) коммуникативного процесса. Типы информации, исходящие от коммуникатора: · Побудительная. Она рассчитана на стимуляцию действия. Пр.: приказ, просьба, совет. Стимуляция: активная, интердикция (запрет определенной деятельности), дестабилизация. · Констатирующая. Сообщение.
Вербальная коммуникация. Речь – важнейшая знаковая система, с помощью которой осуществляется обмен информацией. Речь: устная и письменная. Препятствия для понимания (особо сильно проявляются в случае межкультурной коммуникации): → Возможность использования двух типов значений: o Денотативных (молоток – инструмент для забивания гвоздей) o Коннотативных (молоток – тяжелая и холодная штука) → Полисемия (много смыслов одного слова) → Синонимия (много слов для обозначения одного и того же) Способ подачи сообщения через речь – текст. Процессы: говорение и слушание. Стили говорения: - одностильный, придерживается испытанной стратегии - в разных ситуациях надо использовать разный стиль. Стили слушающего: умение и желание слушать/неумение и нежелание. Типы ролей: коммуникатор (говорящий) и реципиент (слушающий). Зимняя. Последовательность действий коммунитатора и реципиента в процессе общения:
Точность понимания слушающим смысла сообщения становится понятной для коммуникатора после смены коммуникативных ролей. Диалог – последовательная смена коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит развитие, обогащение информации. Обратная связь – важный инструмент этого процесса. Виды обратной связи:
Критерии эффективности обмена информацией:
▫ Фонетический (логопедия) ▫ Семиотический (слова не известны по смыслу) ▫ Стилистический ▫ Логический Убеждающая коммуникация – совокупность мер, направленных на повышение эффективности обмена информацией. Ласуэлл для изучения убеждающего воздействия СМИ, модель коммуникативного процесса:
Для повышения эффективности надо изучать каждый элемент. Коммуникатор:
(частично взять из 11-го, по усмотрению) Невербальная коммуникация – обмен информацией между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и интерпретация в данной ситуации. В 18 веке Жан-Батист-Дюбо обозначил особую науку «НЕМА», представляющую собой искусство говорить, не раскрывая рта. Хирономия – правила жестикуляции и умение читать жесты. Особенности невербальной коммуникации: - ситуативность: обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас» в рамках конкретной ситуации с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие. - синтетичность: экспрессивное сообщение трудно разложить на отдельные единицы - непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий: даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, у большинства непременно заявят о себе ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки». Виды информации, получаемые в процессе невербальной коммуникации: - информация о личности коммуникатора (например, темперамент человека, его эмоциональное состояние в данной ситуации и др.). - информация об отношении участников коммуникации друг к другу (желаемый уровень общения, характер или тип отношений, динамика взаимоотношений) - информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющей им регулировать взаимодействие (сведения о включенности в данную ситуацию или стремление выйти из нее). Функции невербальной коммуникации: - дополнение (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений: делают речь более выразительной, проясняют ее содержание - опровержение вербальных сообщений: невербальное сообщение противоречит вербальному - замещение вербальных сообщений: использование невербального сообщения вместо вербального - регулирование разговора: поворот головы в сторону того, кто должен выступать. Невербальные сообщения – важная составляющая межличностной коммуникации, они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений к окружающему миру. В.А. Лабунская: Знаковые системы невербальной коммуникации. 1. Оптико-кинестетическая система – жесты, мимика и пантомимика. Моторика различных частей тела. Оптико-кинестетическая система придает общению некоторые нюансы (специфичные для разных культур). Сейчас выделилась особая область – кинесика, исследованию подвергается мимика (зоны лица – Экман), жестикуляция (частота и сила жестов – Аргайл), позы (Пиз). Все это сигнализирует об эмоциональном состоянии партнера. 2. Паралингвистическая и экстралингвистическая система – добавка к вербальной коммуникации. Паралингвистика - качество голоса, его диапазон, тональность. Способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора, а также характеристик его личности. Экстралингвистика – включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плача, смеха), темп речи. 3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса. Например, лицом к лицу способствует установлению контакта, экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм для организации коммуникативного процесса. В некоторых культурах особую значимость придают временным моментам (порядок, опоздания). Проксемика – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Э.Холл описывал законы проксемики у животных и людей. Например, были выделены зоны для американцев: интимное расстояние (0-45см), персональное расстояние (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см), публичное (400-750 см). Хронотопы – более или менее четко вычлененные константы в организации пространства и времени. Например, вагонный попутчик (не всегда объяснимая откровенность в отношениях с ним). 4. Контакт глаз или визуальное общение. Частота обмена взглядами, длительность, динамика. Визуальный контакт выполняет следующие функции: информационный поиск, демонстрация степени психологической близости. Мера допустимого «глаза в глаза» различается, в зависимости от культурной принадлежности. Для построения понятного для всех кода предпринимались попытки выделить единицы, которые будут представлять из себя определенный алфавит телодвижений. Бердвист: кин или кинема. Из кинем образуются кинеморфы. Все тело человека делится на 8 зон: лицо, голова, правая рука, левая рука, ноги, верхняя часть туловища, нижняя часть туловища. Кины привязаны к определенным зонам, что позволяло шифровать телодвижения. Были предприняты также попытки выстроить словарь жестов. П. Экман: методика FAST (Facial Affect Scoring Technique). 3 зоны лица: глаза/лоб, нос/область носа, рот/подбородок. 6 основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть) раскладываются по этим зонам. Фиксация эмоции «по зоне» позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движения. Проблем интерпретации невербального поведения: Декодирование невербального сообщения носит характер психологической интерпретации, осуществляющейся в условиях многозначности невербального поведения и неочевидности смысла. Основные категории интерпретации невербального поведения: действия, эмоциональные состояния, интеллектуально-волевые процессы, МЛО, качества личности, социальные роли и статусы, формы общения и взаимодействия (Лабунская). Адекватность интерпретации невербального сообщения зависит от развитости способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения. Информация, которая дана на выходе при коммуникативном акте, называется семантически значимой, и именно она влияет на изменение поведения, т.е. имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл.
Интерактивная сторона, характеризует компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их деятельности. Интеракция – это своеобразная возможность произвести регуляцию действий одного индивида «планами созревшими в голове другого». Таким образом, фиксируется не только обмен информацией, но и организуются совместные действия, позволяющие группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность. Проблемы интеракции в социальной психологии: 1. «Теория социального действия» (М.Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Исследователи фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга, их изменения. Задача: поиск детерминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. Т. Парсонс: попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие - некоторый элементарный акт, а из них в последствии складываются схемы действий. В качестве элементов акта (который берется сам по себе изолированно): - деятель, - «другой» (объект, на которое направлено действие), - нормы (по которым организуется взаимодействие), - ценности (которые принимает каждый участник), - ситуация (в которой совершаются действия). Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентаций и ожиданий, которые определены как стремлением к цели, так и учетом вероятных реакций другого. Это направление приводит к утрате социального контекста, поскольку в нем все богатство социальной деятельности (всей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида. 2. Описание ступеней развития взаимодействия. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Я.Щепаньский:Основное понятие – социальная связь. Она может быть представлена как последовательное осуществление: - пространственного контакта, - психологического контакта (взаимная заинтересованность), -социального контакта (совместная деятельность), - взаимодействия (систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера и социального отношения (взаимно сопряженных систем действий)). 3. Э Берн: Транзактный анализ – направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование из позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия. Основные позиции: Родитель, Взрослый, Ребенок (позиции не связаны с социальной ролью, это психологическое описание стратегии взаимодействия). Взаимодействие эффективно, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: Взрослый-Взрослый, при адекватном понимании ситуации и адекватных действиях в ней. В случае пересекающихся диспозиций взаимодействие нарушается и может прекратиться: Взрослый – Родитель. Существует много классификаций взаимодействия. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, различают три основных стиля действия: - ритуальный – задан некоторой культурой (например, приветствие) - манипулятивный, - гуманистический. 4. Дж. Мид: Коротко основные положения: - человеческие существа наделены разумом. - особенности разума формируются во взаимодействии. - специфика социального взаимодействия состоит в наличии символов. - люди обладают способностью изменять символы. - это возможно т.к. они обладают критической возможностью оценки действий. - жест (символ) имеет социальную природу. В процессе принятия символа человек научается принимать роль другого, и формирует свое Me. - Me может появляться лишь в процессе взаимодействия. - переплетение взаимодействий образует социальную группу и общность. - природа общества межличностна. - общество – это оформленное взаимодействие множества людей. Критика: - слишком большое внимание уделяется роли символов (вся совокупность социальных отношений, культуры сводится только к символам), - интерактивный аспект общения отрывается от анализа совместной деятельности. 5. Теория деятельности: взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное отношение индивидуальных вкладов, которые делаются участниками. Уманский: - совместно-индивидуальная деятельность (каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других), - «совместно-последовательная деятельность» (общая задача выполняется последовательно каждым участником); - «совместно-взаимодействующая деятельность» (имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными). Общественные отношения рассматриваются как данные во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество). Основные типы взаимодействия: Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кооперация: - координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев назвал две основные черты совместной деятельности: 1) разделение единого процесса деятельности между участниками; 2) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности (предмет и мотив деятельности не совпадают). Средством соединения результата деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации. Атрибутами кооперации являются такие процессы как взаимопомощь, взаимопонимание, включенность во взаимодействие. Конкуренция: вопрос - может ли соперничество приводить к деструктивному поведению в реалистических условиях? Эксперимент Шерифа: испытуемые попеременно играли в компьютерные игры: одни играли соревнуясь (сравнивая свой счет), а другая половина – сотрудничая (объединяя свой счет). Настроившись на соревнование, испытуемые без необходимости убивали игровых персонажей на 61 % чаще. Вывод: Соперничество порождает агрессию. При этом важно, что бывает и продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, честная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае единоборство не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь состязательность. Степени продуктивной конкуренции: - соревнование (партнер не несет угрозы, проигравший не гибнет), - соперничество (только победитель безусловно выигравший), здесь уже возникают элементы конфликта. - конфронтация (намеренное нанесение ущерба одному из участников), эта степень может перерасти в конфликт (про конфликт см. вопрос 22-23). Бейлс: пытался выделить более мелкие типы взаимодействия (нежели кооперация и конкуренция): он фиксировал различные виды взаимодействия в группе при выполнении совместной деятельности. Вывод: каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Статья I. Критика: нет логического обоснования выделения именно этих групп (всего 12 вариантом стратегий взаимодействия); - у выделенных стратегий нет единого основания выделения; - в данной схеме полностью опущены характеристики содержания групповой деятельности.
Взаимодействие – это та сторона общения, которая обеспечивает не только передачу информации, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Содержания взаимодействия: ü Каждому человеку в процессе взаимодействия приходится считаться не только со своими планами, но и с планами, созревшими в голове другого. ü Умение соотносить вклады каждого пар
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|