Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная и личностная идентичность




Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентич­ности началась в 60-е годы, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями. С начала 70-х годов понятие идентичность заменяет собой понятие Я-концепция.

Понятие идентичность использовалось в ролевых теориях, где под идентичностью понималось структурная совокупность словных ролей, интериоризируемых в процессе обучения, а также в ряде исследований, направленных на изучение взаимодействия индивида и группы. Данное понятие также употреблялось и в философских работах. В частности, Фромм рассматривал персональную идентичность как результат индивидуализации человека и социальную идентичность как самоотождествеление себя с нормами, идеями, ценностями общества.

Э. Эриксон:

Идентичность - процесс орга­низации жизненного опыта в индивидуальное «Я», сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру.

Предполагается динамика идентичности на протяже­нии всей жизни человека.

Основной функцией данной личностной структуры является адаптация в самом широком смысле этого слова, иден­тичность имеет определенную «организующую» функцию в разви­тии личности — данное понятие является для Э. централь­ным при рассмотрении вопроса о стадиях психосоциального раз­вития.

Три основных уровня анализа человеческой природы (идентичности):

- индивидный: идентичность рассматривается как результат осознания человеком собственной временной протяженности - представление о себе как не­которой относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющего принадле­жащее ему прошлое и устремленного в будущее.

- личностный:идентичность определяет­ся как ощущение человеком собственной неповторимости, уникаль­ности своего жизненного опыта, обусловливающее некоторую тож­дественность самому себе.

- идентичность - тот личностный конструкт, который, отражает внутреннюю солидар­ность человека с социальными, групповыми идеалами и стандарта­ми и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя. Этот конструкт Э. назвал - социальной идентичностью.

В структуре идентичности Э. выделяет персональную и социальную идентичность, которые выступают как некоторое единство, как две нераз­рывные грани одного процесса - процесса психосоциального раз­вития ребенка.

Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориенти­рованных концепций (в частности, исследования М. Шерифа).

А. Тэшфел: (Кон­цепция социальной идентичности).

Социальная категоризация - система ориентации, ко­торая создает и определяет конкретное место человека в обществе.Процесс социальной категоризации необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и для ориентации в сво­ем социальном окружении. Межгрупповые формы взаимодействия рассматриваются как некоторый континуум: групповое членство – индивидуальные характеристики участников. Для объяснения возможных вариантов социального поведения личности в рамках данного континуума Т. опирался на когнитивную схему: роль регулятора в этом выполняет Я-концепция, включающая в себя две подсистемы — персональную и соци­альную идентичность. Это равнозначные струк­туры, первая из которых представляет самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт, а вторая — в терминах субъективной принадлежности к различ­ным социальным категориям: полу, этносу.

Дж. Тернер: (теория самокатегоризации).

Основная идея - актуализация личностного уровня идентичности подавляет социальный полюс самокатегоризации, снижая коли­чество ролевых, стереотипных проявлений, а ак­туализация групповой идентичности тормозит установки и пове­дение, порождаемые личностным уровнем самокатегоризации, и ведет к деперсонализации. Самокатегоризация, продуцирует внутригрупповой фаворитизм, социальные стереотипы восприятия и нормативное поведение. Через самокатегоризацию индивиды могут использовать созданные группой прототипы для поддержания благоприятной самооценки. Прототипическое поведение наиболее яркое выражение социальной идентичности. Личностные и социальные компоненты являются частью Я-концепции.

Я-концепция имеет уровневое строение, процесс самокатегоризации может идти на 3 иерархизованных уровнях:

1. высший (я – человек).

2. средний (самокатегоризация как члена определенной социальной группы, т.е. на уровне определенной социальной идентичности).

3. низший (личностная самокатегоризация, на уровне персональной категоризации).

Социальная идентичность – общая сумма личностных идентификаций, которые являются специфическими социальными категориями, интернализованными в когнитивный компонент Я-концепции.

Основной процесс, запускающий развитие социальной идентичности – сравнение.

Для концепций Тэшфела и Тернера процесс становления социальной идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса:

- индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории

- человек включает в образ «Я» общие характеристики собственных групп членства, усваивает нормы и стереотипы им свойственные

- процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними факторами его социального поведения.

Пути достижения позитивной социальной идентичности:

- индивидуальная мобильность: попытки члена низкостатусной группы покинуть ее и присоединиться к высокостатусной

- социальное творчество: переоценка самих критериев по которым производится сравнение.

- социальная конкуренция: прямое приписывание желательных характеристик своей группе и противопоставление их группе сравнения.

  1. Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

Специфика прикладного исследовании в социальной психологии. Нормальный ход науки заключается в том, что развитие фундаментальных исследований обгоняет развитие прикладных. А в социальной психологии – наоборот. Такая ситуация порождает как положительные так и отрицательные моменты. Положительные заключаются в финансировании, которое позволяет развиваться науки. Отрицательные – социальная психология часто не готова ответить на вопросы, поставленные практикой, но приходится, а это снижает качество прикладных исследований. Андреева полагает, что наиболее корректным выходом является очерчивание заказчику круга тех проблем, которые возможно решить, а за остальные не браться. Специфика:

1. Всякое социально-психологическое исследование является вмешательством в жизнь реальной группы. Главный принцип – «не навреди».

2. Методики. Главный источник получения информации – человек. Это порождает сложности. И во взаимодействии респондента и экспериментатора действуют законы межличностного восприятия, способные искажать желаемый результат. Кроме того, следует учитывать множество социальный отношений, в которые включен человек.

3. Время. Методики достаточно объемны, и возникает вопрос, в какое время их проводить. Каждый выбор имеет свои плюсы и минусы.

4. Этические нормы. Кто заказчик, кто клиент. Важно не осложнить отношений в коллективе, не смешать диагностику со списком жалоб и т.п.

5. Язык. Эта проблема любого прикладного исследования особенно важна для социальной психологии. Многие социально-психологические термины (личность, деятельность, ценность) имеют свою трактовку в обыденной жизни, поэтому методики, содержащие эти термины без специальной обработки может дать смещенный результат. С другой стороны важно избежать ситуативного понимания вопроса. Следует также учитывать позитивный и негативный оттенки для респондентов терминов, используемых в психологии (конформист, авторитарный лидер).

Эффективность прикладных исследований в социальной психологии. Это отдельная проблема. Две стороны: эффективность отдельного исследования и эффективность социальной психологии в целом, каковы ее возможности. Для отдельного исследования в принципе можно научиться высчитывать экономическую эффективность, но остается еще социальное развитие группы, которое не менее важно. Поэтому эффективность – актуальная задача. Другое – решение проблемы внедрения. Расстояние от рекомендации до внедрения, принадлежность этих звеньев разным инстанциям – еще один аспект проблемы эффективности.

Эффективность социальной психологии в целом. Должна решаться как проблема ее возможности (а не в ключе: что может и чего не может). Одно из решений – признание за психологией права на манипуляцию человеческой личностью (Скиннер). Однако эта идея встретила резкий отпор, главным образом со стороны гуманистов. Там во главе угла – рост человеческой личности, самоактуализация. Социальная психология может способствовать оптимизации отношений между людьми.

Вообще, как пишет Жуков, границы между практической и прикладной психологией, не столь очевидны, как между академической и практической психологией. Основное отличие – направление запроса: прикладные исследования проводятся в целях подтверждения теоретических положений, тогда как практическая психология берет запрос из практики. По «роду деятельности» в социальной психологии можно выделить «академического психолога» и психолога-практика. Конечно, оба типа могут сочетаться в одном человеке, но чаще все-таки происходит специализация. В рамках же деятельности, психолог-практик может заниматься как практической работой, так и проводить прикладные исследования.

Отличия:

1. Принятие (или непринятие) «идеологии применения». Наука открывает некоторые истины, а затем они внедряются в практику. Дж.Поттер критикует этот постулат, говоря, что ни о каком плавном переходе от открытий до внедрений не может быть и речи. Даже если открыли что-то ценное, то социальный контекст существенно меняет результат. Для психолога-практика установка другая, не на применение, а на осознание задачи, а затем ее решение.

2. М.Дойч: как формируется установка практика. Исследователь больше нацелен на анализ, практик – на синтез; исследователь может позволить себе самоиронию, практик должен демонстрировать уверенность перед клиентом; исследователь больше думает о том, что ему интересно, практик в большей степени прагматик; практик нацелен на установление отношений с заказчиком, тогда как исследователю это по большей части безразлично.

3. Гражданская позиция исследователя и практика. Ценности общества, принимаемые (или отвергаемые) каждым ученым естественно определяют и направление его исследований, и заинтересованность в использовании их результатов. Практик имеет дело с конкретным клиентом. В принципе он в праве решать, будет ли для него отправной точкой заказ или нет. На результат решения также оказывает влияние уровень вмешательства (индивидуальное изменение, техноструктурная стратегия, стратегия базирования на определенном типе данных, организационное развитие). Кроме уровней вмешательства выделяют позиции и роли психолога-практика.

Позиции и роли (по Жукову). Для выполнения успешности своей работы психолог-практик взаимодействует с кругом лиц. Состав участников:

Клиент – чью проблему решают. Заказчик – лицо, формулирующее проблему и ставящее задачу. Спонсор – ресурсы. Посредник – обеспечивает ориентировочной информацией и способствует контракту. Подрядчик принимает заказ и формирует задание. Исполнитель, которым обычно и является психолог. Далеко не всегда роли – разные лица, могут быть объединения. Может быть вообще два лица, но функциональная структура остается той же. Ролевое кольцо помогает выяснить типичные трудности и проблемы.

- Заключается два вида контракта и не стоит их путать. Один деловой между заказчиком и подрядчиком, а другой между клиентом и исполнителем. Этот контракт является установлением эмоциональных и доверительных отношений. Если участников всего двое, то появляется проблема отношений на разных уровнях.

- Возникают проблемы взаимоотношений между Заказчиком, Подрядчиком и Исполнителем – «диффузия заказчика» (устранение заказчика из дела, перепоручение его функций его помощникам) и «подмена клиента» (проблема реально не в том, кого считают клиентом).

- Интересы. Часто получается так, что все взаимодействие направлено на решение интересов Заказчика, игнорируя других. Последовательный анализ по кольцу позволяет «не забыть» и других, тем более, что игнорирование их интересов в целом снижает эффективность работы.

- Взаимоотношения между Исполнителем и Заказчиком. Если роли распределены по разным лицам, то эти люди прямо не взаимодействуют и это забывается, а зря. Заказчик, как правило, имеет смутное понятие о содержании профессиональных стандартов и нечеткие представления о стоимости используемых ресурсов. Поэтому эту линию взаимодействия (через посредника, подрядчика или как) необходимо наладить. Тем более что должны быть согласованы действия и Заказчика и Исполнителя по отношению к Клиенту.

 

В культуре есть некоторые образцы взаимодействия психолога (и других профессионалов) и клиента (в широком смысле): позиции Эксперта, Учителя и Консультанта.

Роль Эксперта. Основное – оценка некоторого продукта (проект, образец продукции и т.п.). Связан с диагностическими работами. Но иногда от эксперта ждут и прогноза и предложений «что делать». Авторитетность суждений зависит от: связи между объектом экспертизы и отраслью знаний эксперта, авторитетности самой отрасли знаний эксперта, формальной квалифицированности эксперта, специфического доверия, появляющегося в ходе встреч. В социальной психологии случается так, что наиболее важен последний пункт, экспертность начинает иметь очень зыбкую почву. Также есть сложности формирования комплексного экспертного заключения, связанные и с междисциплинарными связями, и с личностной амбициозностью. Ответственность эксперта за заключение – полная (отвечает за содержание и за форму), ограниченная (отвечает за обоснованность, но не отвечает за эффективность решений на основе экспертизы).

Роль Учителя. Занят передачей знаний. Есть проблема доверия (как убедить) и проблема ожиданий (ждали много, а потом разочаровались).

Роль Консультанта. Включен в процесс выполнения работы. Много видов и форм (см. вопрос 68). Но при всех видах сохраняет направленность на содействие и помощь людям в решении их проблем. Однако не разрешение этих проблем за человека, а именно содействие.

Матрица позиционирования

Позиция психолога-практика Эксперт Консультант Учитель
Внутри организации Специалист Внутренний консультант Корпоративный тренер
В составе специализированной фирмы Внешний эксперт Внешний консультант Тренер из сторонней организации
Вне организации Внешний эксперт Внешний консультант Приглашенный тренер

Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии. Только перечисление, суть раскрыть нетрудноJ. Управление и развитие организацией (управление, психологические качества руководителя, деловое общение, развитие организации, консультирование, командообразование, работа с персоналом), МК и реклама, школа и семья (подготовка молодых людей к созданию семьиJ, служба знакомств, регулирование семейных взаимоотношений), право и политика, наука.

  1. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.

Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии (сильно притянуто за уши Андреевой):

I. Управление и развитие организации. Проблема: создание психологической службы на предприятиях и в организациях (вообще-то это дело психологии труда, социальные психологи опять лезут, куда им не надо).

§ Управление;

§ Психологические качества руководства (использования личностных тестов, диагностика лидерства и т.п.);

§ Деловое общение (разные там тренинги, организация делового общения, совещания и т.д.).

§ Развитие организации (создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решения, разрешения конфликтов, развитие сети коммуникаций).

§ Консультирование организационного развития (психологическая диагностика организации, чтобы потом осуществить эффективное вмешательство).

§ Работа с персоналом.

§ Командообразование (задача: сформировать команду, коллектив).

II. Массовая коммуникация и реклама. Теоретическая база – общение как коммуникация. Прикладное и практическое применение (СМИ и реклама). Коммуникатор имеет коллективный характер, и его основными функциями является а) продуцирование сообщения; б) трансляция сообщения. Коммуникатор – транслятор (напр., диктор на телевидении), но реципиент воспринимает не только сообщение, но и личность коммуникатора. Аудитория: разнообразна и анонима. Реклама: главная проблема – эффективность рекламного воздействия + аудитория потребителей и образ товара, марки, бренда. Политическая реклама и паблик релэйшнз (PR).

III. Школа и семья. На самом деле этим занимаются педагогическая, возрастная и клиническая психологии, социальные психологи опять суют свой нос, куда не надо.

ü Психологическое просвещение детей и родителей.

ü Профилактика (???, ну причем здесь социальная психология??? Притянуто за уши!).

ü Школа в целом как организация.

ü Индивидуальная помощь ученику, учителю, родителю.

ü Профориентация (а этим занимаются возрастные психологи и психологи труда!)

ü Подготовка молодых людей к созданию семьи.

ü Служба знакомства.

ü Регулирование семейных отношений (разрешение конфликтов, обучение нормальному общению, социально-психологические тренинги и т.д.).

IV. Право и политика.

V. Наука.

  1. Прикладные исследования и практическая социальная психология.

Фундаментальные исследования академической науки – изучение общих закономерностей развития изучаемого предмета.

Прикладные исследования – нахождение способов применения этих закономерностей на практике.

Общие характеристики любых прикладных исследований:

1. Ситуация «заказчик (общество, социальные институты) – исполнитель».

2. В прикладных исследованиях упрощается профессиональный тезаурус, т.к. среда непрофессиональная.

3. Прикладные исследования (см. Корнилову и Готтсданкера): гипотезы могут и не опираться на какую-либо теорию, и обобщение может и не претендовать на что-то большее.

4. Необходимость не только дать рекомендацию, но и определить направления, сроки, этапы внедрения их в практику.

5. Другие критерии эффективности: решение конкретной задачи заказчика.

Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

Парадокс: в нормальной науке имеет место следующая последовательность – фундаментальная наука обгоняет прикладную; в социальной психологии, наоборот, прикладные исследования обгоняют фундаментальные. Отсюда вытекают следующие следствия:

I. Положительные. Финансирование прикладных исследований → их развитие.

II. Отрицательные. Андреева: «Социальная психология зачастую не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы, что иногда означает относительно низкое качество прикладных исследований». Это происходит как раз из-за того, что плохо развита фундаментальная наука [ну у социальных психологов всегда все не, слава богу, не то, что мы… J].

Что делать?

ü «… прямо очертить круг собственных возможностей и отвести вопросы, на которые дать ответ нельзя на данном уровне развития науки». Пр.: средним классом не занималась серьезно ни одна из материнских наук социальной психологии – ни социология, но общая психология. Вывод: надо забыть про средний класс пока социология не изучит его вдоль и поперек, и пока у психологии не будет реального опыта исследования социальных классов. НЕТ!!! Социальные психологи и лезут и лезут куда им не надо.

ü «… согласиться со всеми предложенными проблемами, принять их заказ, зная, что ответ заведомо не будет базироваться на должном уровне знания». Пр.: тот же пример со средним классом: делают как по последней инструкции Андреевой, но претензии, претензии на истину в последней инстанции!

Еще специфика. Любое прикладное социально-психологическое исследование это вмешательство в жизнь реальной группы, отсюда и трудности.

Основные трудности:

1) Методические проблемы. Реальный человек – это не лабораторный кролик, у личности есть свои собственные отношения с коллегами, социальные роли, наконец актуальные эмоциональные состояния, которые могут выступить как смешения, если применять жесткие лабораторные схемы.

2) Вопрос времени. Многие методики громоздки, и на них тратится много времени, что сбивает рабочий ритм, а оставлять только добровольцев – смешение.

3) Этика.

4) Трудности в отношении языка. Во-первых, надо правильно операционализировать понятия; во-вторых, всячески надо избегать таких терминов как «конформист», «авторитарный лидер» и т.п., т.к. они обидные!

Эффективность прикладных исследований. В экономике, психологии труда и т.д. проблема эффективности решается просто – прямой экономический выигрыш.

Эффективность в социальной психологии:

§ В чем может проявляться эффективность каждого отдельного исследования. Это эффективность социальной психологии в целом. Здесь также прямой выигрыш.

§ Социальное развитие исследуемой группы: благоприятный психологический климат может означать не только повышение производительности труда, рост дисциплины, но и улучшение настроения коллектива и каждого отдельного его члена и т.п.

Практическая социальная психология. Не правильно отождествлять практическую и прикладную социальную психологию. Фундаментальная и прикладная области занимаются исследованиями, а после дают рекомендации – общие или конкретные соответственно. Практическая социальная психология не дает рекомендаций своим заказчикам, исследований не проводится. Практический психолог вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает некоторую проблему.

Стратегии и уровни вмешательства:

ü Стратегия индивидуального изменения: изменяется отдельный человек для оптимизации его существования в организации.

ü Техноструктурная стратегия: вмешательство с целью оптимизации структуры данной организации.

ü Стратегия базирования на определенном типе данных: это зависит от того, работает практик внутри организации или вне ее.

ü Организационное развитие: использования различных психологических техник для совершенствования организации, в частности, процессов принятия решения в них, планирования, работы с персоналом.

Роли психолога-практика:

· Эксперт. Приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Продукт – заключение.

· Консультант. Может быть приглашен для более или менее систематического курирования какой-либо деятельности клиента. Это более непосредственное вмешательство.

· Учитель. Осуществляет социально-психологический тренинг. Тренинг – это обучение. Пр.: перцептивно-ориентированный тренинг (развитие компетентности в общении) и др.

  1. Социальная психология в условиях преобразований Российского общества.

Весь опыт, накопленный социальной психологией за все время ее развития, относится к стабильному обществу. Ее обязанность – искать ответы на вопросы изменяющегося общества. НО: ее средства и аппарат не адаптированы к этому.

Существенная черта российского общества на протяжении последнего десятилетия, а то и двух – нестабильность.

Сейчас у нас происходит становление рыночных отношений. Этот тип отношений хорошо изучен, но в его стабильном и устоявшемся состоянии, а социальной психологии переходного типа не существует.L Чужой опыт использовать не удастся.

Полученный нашей социальной психологией опыт тоже не годится: той стабильной ситуации, в которой он был получен, уже нет.

Сейчас важно осознать ситуацию, изучить новый «социальный контекст» – нестабильность, трансформация нашего общества, которая «накладывается» на старый образ общества. Эти образы очень далеки друг от друга. Необходимо зафиксировать те процессы, с которыми сталкивается массовое сознание в этот переходный период:

  1. глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов («справедливость партийных решений», «мудрость вождя», «дружба народов» и пр.; они были везде и всюду и прочно засели в массовом сознании)
  2. изменение системы ценностей (старые ценности разрушены, новых еще не приняты®нравственный беспредел)
  3. кризис идентичности (какая может быть отнесенность к группе, если группа толком не определена???®старики теряют идентичность, молодежь не может найти, а взрослым некогда, они как та лягушка в молоке…)

Вывод: социальной психологии надо искать новые средства, а потом с их помощью изучать сложившуюся ситуацию, хотя к тому времени она уже изменится…

Тяжко им придется…L

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...