Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии процесса социализации




Андреева: Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

- ран­няя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до по­ступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психо­логии именуется периодом раннего детства;

- стадия обучения, вклю­чающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости чело­века - это весь пери­од трудовой деятельности человека. Большин­ство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его.

Послетрудовая стадия. Основные позиции в дискус­сии полярно противоположны: одна из них полагает, что само поня­тие социализации просто бессмысленно в применении к тому перио­ду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются, указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его вос­производства. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно но­вом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возра­ста. Про­блемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения), приводят к этому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

Институты социализации.

В качестве основным институтов социализации выделяют:

1. Семья: является проводником макросоциальных влияний (в частности, кульутры) и средой микросоциального взаимодействия. Здесь происходит первичная социализация, приоб­ретаются первые навыки взаимодействия и общения, осваиваются пер­вые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливаются первые норму и ценности. Родители становятся референтным источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы стабильны. Тип поведения родителей (авторитарный или либераль­ный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «Я-образа». 3 основных параметра влияния семьи на развитие ребенка: состав семьи, ее сплоченность, качество коммуникации.

2. Образовательные учреждения:

Особенности:

- целенаправленный характер воздействия (так как основная задача – воспроизводство существующей общественной системы).

- ориентация на идеальную модель.

- несет в себе операциональные критерии оценки своей деятельности.

- временная фиксация сроков воздействия и наличие штата профессиональных социализаторов.

В процессе образования происходит формирование определенной модели мира, в том числе и социального. Образовательные учреждения расширяют возможности в плане общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важ­нейший институт социализации: независим от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему.

3. СМИ:

Особенности:

- интерпретативный характер информации,

- больший простор поиска оснований для социальной идентификации.

- экспрессивность СМИ (готовые образы, впечатываются в сознание индивида).

- задают содержательное пространство, в котором происходит социализация.

  1. Сущность, структура и функции аттитюдов.

I. Проблема социальной установки в общей психологии.

Формирование социальных установок отвечает на вопрос: как усвоенный в процессе социализации опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Вопрос: чем определяется выбор мотива деятельности? Ответ на это вопрос и дает понятие социальной установки. НО понятие установки в общей психологии имеет свою традицию. В первую очередь, это теория установки Узнадзе.

По Узнадзе, установка – целостное состояние субъекта, которое выражает готовность к определенной активности. Готовность обусловлена ситуацией и потребностью. Виды установки:

ü Первичная, ситуативная. Пр.: ребенок хватает горячий чайник.

ü Фиксированная, установки закрепляются в опыте (социальная установка).

Божович. Направленность личности – состояние, предвосхищающее поведение. Направленность на объект – нечто предвосхищающее.

Леонтьев. Личностный смысл – характеристика преднаправленности человека по отношению к объектам.

II. История исследования социальных установок. Периоды:

1. От введения термина социальная установка, аттитюд (attitude) в 1918 г. до Второй мировой войны. Характерная черта этого периода – бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней. В 1918 г. Томас и Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили следующие закономерности:

§ Зависимость индивида от социальной организации;

§ Зависимость социальной организации от индивида.

Авторы предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий

o «социальная ценность»

o «социальная установка» (attitude).

Аттитюд – психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта, это состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности.

Бум в исследованиях аттитюда. 1935. Олпорт пишет обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Так же Олпорт дает обобщающее определение аттитюда, которое является и.о. общепринятого:

Аттитюд – это состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и/или динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которым он связан.

Так же в этот период начинаются разрабатываться методические техники измерения аттитюда (1928 г. шкала Тёрстоуна).

2. 1940-1950-е гг. Характерная черта – упадок исследований в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций. + переключение интереса на динамику групповых процессов (Левин). НО именно в этот период (1942-1947) Смитом было предложена трехкомпонентная структура аттитюда (см. ниже).

3. 1950-1960-е гг. Характерная черта – возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований. Йельские J исследования Ховлэнда, теория когнитивного диссонанса Фестингера и т.д.

4. 1970-е гг. Характерная черта – явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов. Проблема недостаточного изучения взаимосвязи установки и поведения (см. ниже).

5. 1980-1990-е гг. Новый рост интереса к проблеме.

III. Структура аттитюда.

Смит. Трехкомпонентная структура аттитюда (экспериментально было подтверждено в Йельском университете):

1) Когнитивный компонент. Осознание объекта социальной установки, убеждения относительно объекта установки.

2) Аффективный компонент. Эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему.

3) Поведенческий (конативный) компонент. Последовательное поведение по отношению к объекту.

Аттитюд – осознание, оценка, готовность действовать.

IV. Функции аттитюда.

1. Приспособительная функция. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Это функция идет от теорий научения. Установки помогают людям достигать положительных результатов и избегать негативных (поощрение/наказание). Пр.: установка одного человека в отношении пиццы будет ассоциироваться с поощрением (м-м-мм… приятный нежный вкус, ароматный запах, воздушный плавящийся сыр, поджаристая колбаска, грибочки, благоухающие весенним лесом, и наконец, сытость), а у другого с наказанием (увеличение веса, гроза сердечного приступа, инсульта, в связи с повышением уровня холестерина в крови, тошнота, тяжесть в желудке, тошнота, диарея, судороги, припадки, клиническая сметь отравление, плохой запах изо рта). Установки управляют нашим поведение, в плане увеличение количества поощрений и уменьшение наказаний (напр., можно позволить себе съесть любимое блюдо, но только один раз в месяц).

2. Функция знания. Аттитюд дает упрощенное указание относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту. Установки экономят наши усилия, позволяют не обдумывать при каждой очередной встрече с объектом, как следует себя вести.

3. Функция выражения (функция ценности, функция саморегуляции). Аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности. Подержание и выражение некоторых установок позволяет человеку идентифицироваться с определенными социальными группами. Пр.: женщина может определить себя как члена социальной группы феминисток, или сторонниц консервативных взглядов, придерживаясь соответственно установок «феминизма» и «консерватизма».

4. Функция защиты. Аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Также установки могут выполнять функции поддержания самооценки:

a. Они могут «отстранять» субъекта от негативных объектов посредством защитных механизмов «я». Вдохновленные психоаналитическими представлениями о механизмах защиты, некоторые авторы полагают, что негативные установки, особенно в отношении меньшинств, или этнических аутгрупп, позволяют индивиду дистанцироваться от угрозы которая содержится в представлении о данном сообществе.

b. Установки могут помогать связывать себя с позитивными объектами. И тем самым позволять индивиду «греться в отраженных лучах славы». Пр.: становясь чьим-нибудь фанатом и украшая себя значками популярной спортивной команды.

  1. Социальная установка и реальное поведение.

Долгое время считалось, что аттитюд прямо влияет на поведение. Но исследования Лапьера (1934) поставило под сомнение это предположение.

Лапьер с двумя студентами-китайцами (в это время была предубежденность к этой нации) путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и во всех (кроме одного) им оказали достойный прием. После путешествия, спустя некоторое время, Лапьер обратился в те гостиницы, где они останавливались с вопросом: «Не согласитесь ли вы принять в качестве гостей китайцев?». Ответило 128 заведений, и практически во всех ответах был отказ.

«Парадокс Лапьера»: ответы в письмах содержали негативный аттитюд (отношение к лицам китайской национальности), а реальное поведение было организовано так, как если бы оно совершалось на основании позитивного аттитюда.

Подобная диссоциация между аттитюдом и поведением пошатнула интерес к исследованиям социальных установок. Что делать?

Начали выискивать недостатки исследования Лапьера. Общие недостатки:

ü Респонденты, отвечавшие на почтовые запросы, как правило, не были теми же самыми людьми, которые обслуживали его в поездке.

ü Установки измерялись существенно позже имевшего место поведения.

ü Объект установки – англоговорящая китайская семья, сопровождаемая белым американцем, – могла не восприниматься как «представители китайской расы».

Но даже, несмотря на все эти недостатки вопрос стоял очень остро, проблема была! Ее надо было решать. Пути решения проблемы:

I. Были сделаны усилия для совершенствования техники измерений аттитюдов. Высказывалось предположение, что в эксперименте Лапьера, кроме всех перечисленных погрешностей, шкала была не совершенной.

II. Выдвигались новые объяснительные гипотезы.

§ Рокич: у человек существуют одновременно 2 аттитюда, которые могут попеременно включаться:

на объект. В эксперименте Лапьера он был негативным – отношение к китайцам.

на ситуацию. Хозяин отеля в конкретной ситуации действовал согласно принятым нормам сервиса. Именно этот аттитюд и возобладал!!!

  • Кац и Стотленд: в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты аттитюда и результат поэтому будет различным.

III. Были установлены причины, осложняющие воздействие аттитюда на поведение и факторы, которые могут противостоять этим причинам:

▫ Сила аттитюда: аттитюд считается сильным, если он в ответ на стимул возникает немедленно («китайцы» - «зло! Go home!»);

▫ Ожидаемость аттитюда («я так и знал!»).

Т.о., были оговорены условия, при которых положение о влиянии аттитюда на поведение сохраняло свое значение.

IV. Разрабатывались теории.

Ø Айзен и Фишбайн, теория «точечного совпадения» элементов аттитюда и поведения: надо сравнивать однопорядковые уровни того и другого явления (если берется «глобальный» аттитюд, то его надо сравнивать не с отдельным поведенческим актом, а с целой их совокупностью). В противном случае совпадения не будет, но это и не будет доказательством ложности общего положения о связи аттитюдов с поведением.

Ø Райстмен, теория «смывающего потока»: есть обстоятельства, которые как бы «смывают» очевидность влияния аттитюда на поведение. Пр.: «вмешательство» др. факторов, столкновение аттитюдов и т.д.

Ø Бем (принципиально иной подход): существует обратное отношение между аттитюдом и поведением – поведение влияет на аттитюд!!! Пр.: человек наблюдает свое поведение (не ходит на рок-концерты), а лишь затем умозаключает о своем аттитюде (не любит рок-музыку). Ср. теория эмоций Джемса-Ланге.

Выводы. Две общие методологические трудности:

1. Лабораторные исследования: упрощение и схематизация исследуемой ситуации.

2. Полевые исследования: даже в этом случае, объяснения все равно строятся лишь при помощи апелляции к микросреде, в отрыве от рассмотрения поведения личности в более широкой социальной структуре.

  1. История исследований социальных установок.

См. вопрос 51

  1. Иерархическая структура диспозиций личности.

Иерар­хия ситуаций (С), в которых может действовать индивид и которые «встречаются» с определенными потребностями. Эти ситуации струк­турированы по длительности времени, в течение которого сохраня­ется основное качество данных условий.

- предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные (I’’).

- ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы (2').

- более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда (протекающего в рамках какой-то профессии, отрасли и т.д.), досуга, быта, задают третий уровень ситуаций (3').

- долговременные, устойчивые условия деятельности свой­ственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности — в рамках определенного типа общества, широкой экономической, по­литической и идеологической структуры его функционирования (4').

Иерархию диспозиций (Д): (выступаеткак регулятивная система по отношению к поведе­нию личности).

- элементарные фиксированные установки, как их понимал Д. Н. Узнадзе: они формируются на основе витальных по­требностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окруже­ния, и в самых низших «предметных ситуациях» (чему в западных исследованиях и соответствует термин «set»); регуляция поведенческого акта.

- социальные фиксированные установки - более сложные диспозиции, которые формируются на основе потреб­ности человека в общении, осуществляемом в малой группе, соответ­ственно, кото­рые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты); регуляция поступка.

- базовые социальные установки фиксируют общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою по­требность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга). Так же как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, но это не столько выражение отношения к отдельному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям; регуляция системы поступков.

- система ценностных ориентации личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, где выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни, детерминированным общими социальными условиями, типом обще­ства, системой его экономических, политических институтов; регуляция деятельности личности.

Достоинства данной модели:

- ликвидируется «вырванность» социальной установки из более широкого социального контекста;

- личность рас­сматривается не только в ее «ближайшей» деятельности, но как еди­ница широкой системы социальных связей и отношений, как включенная не только в ближайшую среду социального взаимодействия, но и в систему общества.

- высшие уровни социального поведения, так или иначе, играют свою роль в регуляции социального поведения и на низших уровнях;

- сложность иерархической системы диспозиций застав­ляет по-новому подойти и к пониманию соотношения между тремя компонентами диспозиционных образований.

  1. Личность в группе. Социально-психологические качества личности.

Теория персонализации. Петровский.

Личность – свойство субъекта

  1. погруженность в пространство индивидуальной жизни субъекта
  2. в пространство межиндивидуальных связей
  3. находится за пределами интериндивидного пространства (вклад в другого)

Проблема:

@ какова зависимость формирования качеств личности от качества групп, в которых осуществляется процесс социализации и разворачивается деятельность.

@ Зависимость формирования качеств группы от характеристик составляющих ее личностей

Личность оценивается другими членами группы, в каждой группе существуют значимые для нее нормативы. Процессы, в которых развертывается межличностное сравнение:

a) Интериоризация (усвоение оценок)

b) Социальное сравнение (с другими членами группы) предполагает наличие «среднего», эталоны не однозначны, т.к. группа неоднородна по составу. Наличие эталона означает, что группа приписывает своим членам желательные для нее качества.

c) Самоатрибуция (с ума сойти – не поле прейти! Приписывание себе качеств на основе интериоризации и социального сравнения)

d) Смысловая интерпретация жизненного переживания

Самооценка каждого члена группы зависит от группового мнения.

‚Совместная деятельность предполагает совместные усилия членов группы. Группа реагирует (позитивно\негативно) на проявление качеств личности (ярко выражено при конфликтах). Группа контролирует качества личности при помощи групповых критериев, эталонов: зависят от включенности в группу и от меры значимости групповой деятельности.

ƒСоциально-психологические качества личности – качества, которые формируются в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности и общения:

@ проявляется непосредственно в совместной деятельности - обуславливает эффективность деятельности личности в группе (умение взаимодействовать с другими, принимать коллективные решения, разрешать конфликты, воспринимать нововведения и др.). Группа вырабатывает собственные критерии деятельности для каждого из своих членов.

@ необходимы для общения –
механизм прецептивной защиты – способ оградить личность от травмирующих переживаний (Дж. Брунер). Проблема восприятия человека человеком: игнорирование черт другого при восприятии как перцептивная защита.

Эффект ожиданий – все красивые девочки хорошие, а веселые люди легкомысленны.
Феномен когнитивной сложности:

Человек познает мир на основе сложившихся в личном опыте рамки, конструкты. Каждое новое явление укладывается в рамки. Люди различаются между собой по количеству конструктов; по уровню связности между конструктами.

→ Когнитивно сложные люди: много конструктов, много связей, лучше чувствуют оттенки, смотрят в нескольких измерениях

→ Когнитивно простые люди: мало конструктов, мало связей, видят мир в черно-белом цвете.

люди выступают одновременно как субъект и объект одновременно. Общение зависит от разброса качеств членов группы.

Социальная идентичность – отнесение себя к социальной группе.

a) Джемс: социальная идентичность – умение отождествить себя с некоторой группой.

b) Фромм: социальная идентичность – деиндивидуализация, человек не готов к свободному одиночеству, он ищет защиту своего существования путем идентификации себя с группой. Человек платит за новую уверенность в себе отказом от целостности я.

c) Кун: Кто я? Ощущать себя членом группы значимо для человека

d) Эриксон: социальная идентичность – оценка значимости своего бытия с точки зрения общества, осознания себя как элемента социального мира.

e) Тэшфел: теория социальной идентичности личности. Социальная идентичность – та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. У человека существует множественная идентичность: с семьёй, с группой друзей и пр. В разных ситуациях на передний план выходит разная социальная идентичность. Людям свойственно испытывать позитивную социальную идентичность.

f) Тернер: теория самокатегоризации. Добавил к теории Тешфела: индивид формирует для себя психологически группу посредством категоризации себя с другими. Структура социальной идентичности:

a. Когнитивный компонент (знание о моей принадлежности к группе)

b. Ценностный компонент (позитивная или негативная оценка группы)

c. Эмоциональный компонент (принятие или отверждение «своей» группы)

g) Синирелл: исследование временных аспектов идентичности. Кем я был, кто я есть, кем я буду?…

Проблемы социальной психологии личности:

Изучает личность в группе, при этом состав группы не учитывается и они личностями не считаются®надо изучать личности в группе.

Изучает личность в группе, но социальная идентичность личности множественна®надо изучать личность в группах.

Не должно быть разрыва в соотношении социально-психологических особенностях личности и других особенностей: соотношение с дифференциальная психология.

  1. Понятие социальной идентичности.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...