Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по структуре и содержанию рабочих программ по физике




При выборе УМК следует использовать Федеральный перечень учебников (приказы Минпросвещения России № 345 от 28. 12. 2018 г. с изм. № 632 от 22. 11. 2019 г., № 249 от 18. 05. 2020 г., № 766 от 23. 12. 2020 г. ).

В настоящее время в ФПУ входят учебники автора Пёрышкина А. В. «Физика – 7, 8, 9 классы» трёх издательств: ООО «ДРОФА»; АО «Издательство " Просвещение" » и ООО «Издательство " Экзамен" ». Срок действия экспертных заключений на эти учебники — до июля 2025 года. Правообладателем издания является АО «Издательство " Просвещение" ».

В условиях обучения мотивированных обучающихся, выражающих повышенный интерес к изучению физики, возможно выделение дополнительных часов для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации по физике.

Рабочие программы учебного предмета «Физика» должны содержать 3 раздела:

планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

 содержание учебного предмета, курса;

тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 

В структуру рабочих программ учебных предметов, курсов локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения могут быть включены дополнительные разделы, например,

1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

3) оценочные материалы.

Подробная информация об УМК и порядке приобретения электронной формы учебников (ЭФУ) представлены на официальных сайтах издательств: https: //prosv. ru, https: //lbz. ru/, http: //drofa-ventana. ru/.

ФГОС включают требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе и к материально-техническим условиям. Перечень учебного оборудования кабинета физики содержится в Приказе Минобрнауки РФ от 30. 03. 2016 г. № 336 https: //minjust. consultant. ru/documents/19205, а также, с ним можно познакомиться в пособии «Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений» / Ю. И. Дик, Ю. С. Песоцкий, Г. Г. Никифоров и др.; под ред. Г. Г. Никифорова. – М.: Дрофа, 2008. — 400 с.  

 

    В образовательном процессе учитель, организуя свою деятельность по контролю знаний обучающихся при изучении предмета, планирует количество текущих (тематических) и итоговых контрольных работ в той форме, которая предусмотрена в Положении о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении.

    Необходимо обратить внимание на требования к результатам освоения основных образовательных программ по предмету «Физика», указанных в Универсальном кодификаторе подготовленном ФИПИ (https: //fipi. ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko#! /tab/243050673-3 ).

    Кодификатор состоит из двух разделов:

раздел 1. «Перечень распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по физике»;

раздел 2. «Перечень распределённых по классам проверяемых элементов содержания по физике».

    Метапредметный результат состоит из 7 направлений, которые идентичны всем предметам естественно-научного цикла.

    -Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    -Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии).

    -Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

       -Смысловое чтение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.                                                                          -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.                                                                                -Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.                               -Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

    Для оценки результатов учебной деятельности обучающихся используется текущий и итоговый контроль. Текущий контроль проводится с целью проверки освоения изучаемого и проверяемого программного материала. Для проведения текущего контроля учитель может отводить весь урок или его часть. Итоговый контроль проводится после изучения наиболее значительных разделов курса в соответствии с тематическим планированием.

    Количество проводимых контрольных работ должно соответствовать числу представленных в рабочей программе учителя.

    При изучении физики в основной школе независимо от выбора учебников обязательным остаются требования к выполнению практической части программы.     Число лабораторных работ за весь учебный год должно соответствовать примерной (авторской) программе, на основе которой учитель составляет свою рабочую программу с учетом наличия в кабинете необходимого оборудования. Независимо от организации обучения, кабинеты физики остаются закреплёнными за предметом.

    Примерные темы лабораторных и практических работ согласно примерной ООП ООО( http: //fgosreestr. ru/,  с. 397-390).

    Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся на следующие типы:

1. Проведение прямых измерений физических величин

2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения).

3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.

4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.

5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).

6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование. Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных работ всех указанных типов. Выбор тематики и числа работ каждого типа зависит от особенностей рабочей программы и УМК. Наличие в образовательной организации возможностей для выполнения учителем всей практической части, запланированной в рабочей программе, является обязательным.

    Число лабораторных работ за весь учебный год должно соответствовать их количеству, указанному в рабочей программе с учётом наличия в кабинете необходимого оборудования.

    Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных работ всех указанных типов. Выбор тематики и числа работ каждого типа зависит от особенностей рабочей программы, УМК и наличия оборудования в кабинете физики.     При анализе и приобретении оборудования для школьных кабинетов физики (в соответствии с требованиями ФГОС к условиям организации учебного процесса) необходимо обратить внимание на новые перечни комплектов оборудования при проведении практической части ОГЭ по физике (см. спецификацию к демоверсии ОГЭ 2020 г. на сайте ФИПИ).

    Для выполнения практической части программы рекомендуется использовать минимальный перечень необходимого оборудования для кабинета физики. Для подготовки к проведению лабораторных работ учителю можно использовать пособие: Никифоров Г. Г., Поваляев О. А., Майер В. В. И др. Учебный физический эксперимент. Современные технологии. 7–11 классы. – М.: Вентана-Граф, 2020. Можно использовать материалы сайта http: //www. virtulab. net/  , которые позволяют учащимся проводить виртуальные эксперименты по физике в трёхмерном пространстве

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...