3. Рекомендации по изучению преподавания учебного предмета «Физика»
3. Рекомендации по изучению преподавания учебного предмета «Физика» на основе анализа результатов оценочных процедур В настоящее время в Российской Федерации создана разноаспектная система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур: ОГЭ; ЕГЭ; национальные исследования оценки качества образования (НИКО); Всероссийские проверочные работы (ВПР); международные исследования (TIMSS, PISAи др. ); исследования профессиональных компетенций учителей.
В республике сформирована региональная система оценки качества, состоящая из мониторинга сформированности универсальных учебных действий для учащихся 1-8 классов (метапредметные результаты), диагностические работы для учащихся 5-11 классов. Обращаем особое внимание на мониторинги сформированности метапредметных достижений обучающихся. Их проведение направлено на оценку сформированности содержания образования, а не на оценку знаний отдельных предметов. Задача учителя не подготовить обучающихся только к итоговой аттестации и каким-то другим проверочным процедурам, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы, которая реализуется в образовательной организации, и на каждом этапе ее освоения каждым обучающимся проводить оценку объективно, принимая соответствующие меры, которые будут способствовать корректировке индивидуальных учебных планов и обеспечивать постепенное достижение достаточно высоких результатов у каждого ученика. Результаты оценочных процедур, в части достижений, учащихся рекомендуем использовать для коррекции методов и форм обучения. Для организации этой работы можно использовать:
1. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошедшего года по предмету «Физика», подготовленный ФИПИ (https: //fipi. ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy ). 2. Результаты комплексных работ и рекомендации, по темам, требующим повторения или изучения дополнительных материалов (http: //iro23. ru/sites/default/files/2020/o_rezultatah_i_rekomendaciyah_testirovaniya_v_rezhime_onlayn. pdf ).
Анализ оценочных процедур по «Физике» показал, что сложными для обучающихся являются: 1) усвоения ключевых понятий и фундаментальных законов физики, использование выделения признаков понятий, установление причинно-следственных связей между ними, 2) определение границ применения физических моделей и теорий, применение понятий или законов в знакомой (сходной) ситуации, а затем в измененной или новой ситуации. 3) использование графиков, таблиц, рисунков, фотографии экспериментальных установок для получения исходных данных для решения физических задач. 4) системы «изучения основных типов задач по данному разделу» на обучение обобщенному умению решать задачи. В этом случае учащиеся будут приучаться не выбирать тот или иной известный алгоритм решения, а анализировать описанные в задаче явления и процессы и строить физическую модель, подходящую для данного случая. При подготовке к оценочным процедурам, в том числе и государственной итоговой аттестации также рекомендуется: - интерактивные уроки образовательной платформы «Российская электронная школа» (https: //resh. edu. ru ); - открытый банк тестовых заданий и демоверсии КИМов ФИПИ (https: //fipi. ru/ ); - навигатор подготовки ФИПИ, рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ (https: //fipi. ru/navigator-podgotovki ) - Методическое письмо федерального уровня «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании физики в средней школе» на сайте ФИПИ www. fipi. org.
Задача учителя не подготовить обучающихся только к итоговой аттестации и каким-то другим проверочным процедурам, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы, которая реализуется в образовательной организации, и на каждом этапе ее освоения каждым обучающимся проводить оценку объективно, принимая соответствующие меры, которые будут способствовать корректировке индивидуальных учебных планов и обеспечивать постепенное достижение достаточно высоких результатов у каждого ученика. Анализ заданий с низким процентом выполнения позволяет сделать выводы о том, что наибольшим образом вызывает затруднения учащихся: 1) темы школьного курса физики, которые изучаются преимущественно в основной школе, или изучаются «точечно»: их содержание не оказывается востребованным для повторения при изучении других тем; 2) задания требующие не просто знания формул, а понимания механизмов физических явлений и физического смысла величин, эти явления описывающих; 3) нестандартно сформулированные задания; 4) новые задания, отсутствующие в пособиях по подготовке к экзамену; 5) расчетные задачи повышенного уровня сложности. Изучение демонстрационного варианта 2022 года необходимо учителю и учащимся для получения представления об уровне трудности и типах заданий предстоящей экзаменационной работы. Организация уроков обобщающего повторения позволит систематизировать знания, полученные за курс средней школы. Решение задач высокого уровня, так как итоги экзамена показывают недостаточно высокий уровень выполнения учащимися задач, особенно практико-ориентированных. При подготовке хорошо успевающих учащихся к экзамену следует уделять больше внимания решению многошаговых задач, обучению составлению плана решения задачи и грамотному его оформлению. Выделение «проблемных» тем в каждом конкретном классе, ликвидация пробелов в знаниях и умения учащихся, корректировка индивидуальной подготовки к экзамену. Повышение уровня практических навыков позволит учащимся успешно выполнить задания, избежав досадных ошибок, применяя рациональные методы решений.
Включение в тематические контрольные и самостоятельные работы заданий в тестовой форме, соблюдение временного режима, что позволит учащимся на экзамене рационально распределить свое время. Использование тестирования в режиме «онлайн» также способствует повышению стрессоустойчивости учащихся. Усиление практической направленности обучения, включение соответствующих заданий (графики реальных зависимостей, таблицы, текстовые задачи с построением физических моделей реальных ситуаций), что поможет учащимся применить свои знания в нестандартной ситуации. Необходимо обратить особое внимание на выполнение лабораторных работ, их оформление, запись выводов для отработки необходимых навыков экспериментального исследования. Следует учесть направление изменений КИМ: методично происходит эволюция требований к усвоению основной образовательной программы от предметных к метапредметным, от требований «знать, уметь» к «применять», к проявлению компетенций, что является основной парадигмой ФГОС. В КИМ по физике проверяются различные виды деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими знаниями, применение знаний при объяснении физических явлений и решении задач. Предмет «Физика» является самым метапредметным, т. к. требует владения всем спектром универсальных учебных действий. Выполняя задания, ученик должен: 1) уметь читать, понимая смысл; 2) провести анализ, синтез, классификацию информации, представленной в самых разных видах: текстах, уравнениях, графиках, таблицах, схемах, рисунках, диаграммах и т. д.; 3) перевести информацию в различные знаково-символьные формы 4) рассчитать, применяя знания математики; 5) округлить полученный результат; 6) перевести единицы в СИ; 7) проверить ответ «на глупость»; 8) вписать ответ в бланки; 9) распределить время.
Таким образом, измерительные материалы подводят учителя к необходимости работать согласно требованиям ФГОС, т. е. методично учить обучающихся учиться. Содержание и формы заданий КИМ эволюционируют к трём верхним уровням по таксономии Блюма.
Для всех групп учащихся процесс обучения будет более эффективным при использовании приемов активного самостоятельного обучения. Основной акцент здесь делается на осознание обучающимися задач обучения. Механизмом является качественная разработка учителем промежуточных планируемых результатов (тематических или на законченный блок уроков). Учащиеся заранее должны быть ознакомлены с этими планируемыми результатами, осознавать, что они должны выучить за ближайшие несколько уроков, какие задания должны научиться делать, каким образом это будет проверяться и оцениваться. Осознание задач обучения повышает самостоятельность, позволяет понимать школьнику, на какой ступени он находится в процессе обучения и как он может улучшить свои результаты. Открытость ближайших целей и задач обучения, четкие ориентиры в виде учебных заданий, которые нужно научиться выполнять, и заранее известные критерии оценивания результатов – это залог развития учебной самостоятельности, освоения навыков самообразования и высоких учебных достижений. Учащиеся испытывают значительные трудности при выполнении заданий на объяснение физических явлений и определение характера изменения физических величин при протекании различных процессов. При анализе работы с информацией, представленной в различном виде, нами отмечен приемлемый уровень в понимании текстовой информации и низкий уровень интерпретации табличной информации и графиков различных процессов. В рамках реализации практической части программы по физике рекомендуем: 1. Провести все предусмотренные программой лабораторные работы или работы практикума. При их проведении рекомендуется обратить внимание на формирование следующих умений: построение графиков и определение по ним значения физических величин, запись результатов измерений и вычислений с учетом элементарных погрешностей измерений. 2. Проводить в классе демонстрационные эксперименты, в том числе с помощью компьютерных моделей, на основании которых строится объяснение теоретического материала в учебнике. 3. Уделять достаточное внимание устным ответам и решению качественных задач, добиваться полного правильного ответа, включающего последовательное логическое обоснование с указанием на изученные закономерности. 4. Перестроиться с системы «изучения основных типов задач по данному разделу» на обучение обобщенному умению решать задачи. В этом случае учащиеся будут приучаться не выбирать тот или иной известный алгоритм решения, а анализировать описанные в задаче явления и процессы и строить физическую модель, подходящую для данного случая. Такой подход несоизмеримо более ценен не только для обучения решению задач, но в рамках развития интеллектуальных умений учащихся.
5. Для повышения мотивации к изучению предмета и усиления воспитательной роли предмета использовать на уроках историю физических открытий. Проводить научные ученические конференции, затрагивающие исторические аспекты становления современной квантовой физики, организовывать работу в научном обществе учащихся. 7. Эффективнее использовать ИКТ. Хороший видеофрагмент или анимация, компьютерная модель позволяют сократить время при объяснении материала, при этом качество его усвоения станет выше. 8. Знакомить учащихся с новинками современной техники и новыми технологиями в различных отраслях науки и техники. Для совершенствования методики преподавания физики необходимо продолжить обсуждение вопросов, связанных с ВПР на методических объединениях. Рекомендуется проводить индивидуальные и групповые консультации по вопросам и темам КИМов, вызвавших наибольшие затруднения обучающихся. Повторяющиеся регулярно затруднения: непонимание механизма физических явлений, неумение различать явления и их модели, объяснять природные явления и результаты физических экспериментов, незнание технических применений физических законов, затруднения при решении расчётных задач, требующих развёрнутых логических построений. Наиболее общей проблемой для учащихся является точное пошаговое следование алгоритму решения задачи. Для того чтобы уменьшить количество неверно решенных заданий, необходимы знания алгоритмов решения задач и умения их применять, не нарушая логику решения. При объяснении необходимо заострять внимание на особенностях каждого шага алгоритма: запись условия, разбиение решения на этапы, выявление их особенностей, введение обозначений, чертеж и т. д. Это необходимо отрабатывать не только в старшей, но начиная с основной школы, решая сложные задачи, связывающие разные разделы физики. Необходимо выбирать учебники, в которых приводятся алгоритмы решения задач и пособия, в которых применяются эти алгоритмы. 1. Основываясь на результатах ГИА по физике в регионе можно сформулировать следующие предложения: 2. ▪ Мотивировать обучающихся к изучению физики, используя разнообразие современных образовательных технологий. 3. ▪ На уроках решать задачи не только из традиционных сборников задач, но и задачи, входящие в программу ЕГ и ОГЭ предыдущих лет. 4. ▪ Организовывать проверку знаний, умений и навыков обучающихся с использованием тестовых форм контроля в чётких временных рамках. 5. ▪ Планировать и проводить элективные курсы, имеющие практическую направленность на решение заданий ЕГЭ и ОГЭ. 6. Формировать на уроках методологические умения (выбор установки опыта по заданным гипотезам, запись интервала значений прямых измерений с учетом заданной погрешности, понимание результатов опытов, представленных в виде графиков, определение полезной мощности нагревателя с учетом графика по данным опыта). 7. Обратить особое внимание на работу с текстом. Использование при подготовке учащихся к ГИА материалов открытого банка заданий, тренажёра, опубликованных на официальном сайте ФИПИ (www. fipi. ru) даст возможность готовиться качественно к экзамену. В помощь учителю физики при составлении заданий при подготовке к итоговой аттестации рекомендуем использовать следующие издания: 1. Л. М. Монастырский, Г. С. Безуглова, И. И. Джужук. ОГЭ-2021 Физика. 9 класс. Тематический тренинг, «Легион», 2020. 2. Л. М. Монастырский, А. А. Кузьмич, Г. С. Безуглова. ОГЭ-2021 Физика. 9 класс. 30 тренировочных вариантов по демоверсии 2021 года, «Легион», 2020 г. 3. Е. Е. Камзеева. ОГЭ 2021 Физика. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов, «Национальное образование», 2020. 4. М. Ю. Демидова, В. А. Грибов, А. И. Гиголо. ЕГЭ-2021: Физика. Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов, «Национальное образование», 2020 г. 5. Е. В. Лукашева, Н. И. Чистякова. ЕГЭ 2021. Физика. Типовые варианты экзаменационных заданий. 32 варианта, «Экзамен», 2021. 6. Л. М. Монастырский, А. А. Кузьмич, Г. С. Безуглова. ЕГЭ-2021. Физика. Тематический тренинг, «Легион», 2020г. 7. Л. М. Монастырский, Г. С. Безуглова, Ю. А. Игнатова. ЕГЭ-2021. Физика. 40 тренировочных вариантов по демоверсии 2021 года, «Легион», 2020.
8. В. Д. Кочетов, М. П. Сенина. Физика. Подготовка к ЕГЭ, М.: «Народное образование», 2018. Дополнительные материалы и интерактивные тренажёры по подготовке к итоговой аттестации размещены на сайте https: //fipi. ru . Интерактивность самообразования позволяет задавать вопросы авторам решений и получать на них ответы. Особенно обращаем внимание учителей на «Раздел для централизованного контроля уровня подготовки учащихся учителем». Для реализации индивидуальных учебных планов, повышения качества обучения учителям можно использовать электронные образовательные ресурсы и инструменты образовательных порталов и сайтов РЭШ (https: //resh. edu. ru/ ), библиотеки видеоуроков (https: //interneturok. ru/), также платформу https: //cifra. school/ ). Рекомендуем пользоваться готовыми видеороликами длительностью не более 10–15 минут по различным темам на образовательных ресурсах: https: //www. getaclass. ru/#main, https: //pta-fiz. iimdofree. com/, https: //infourok. ru/videouroki/fizika. С видео-уроками Заслуженного учителя РФ, к. физ. -мат н. Виктора П. А. можно познакомиться по ссылке: https: //www. youtube. com/channel/UCSdDqsIYf9v5UEWTNda1YBw/featured. Для организации исследовательской деятельности школьников целесообразно использовать коллекции виртуальных лабораторных работ: http: //www. naukamira. ru/load/kompjuternye_programmy/interaktivnye_laboratornye_raboty_po_fizike/7-1-0-5; https: //fi-zi-ka. ucoz. ru/index/laboratornye_raboty/0-30 или иные электронные платформы. Для проведения текущего контроля успеваемости обучающихся рекомендуется: 1) Использовать электронные модели тестирования, предполагающие автоматическую обработку полученных результатов: — https: //onlinetestpad. com/ru/tests/phvsics/7class; Google формы, применять открытые образовательные платформы с обеспечением возможности текущего контроля, такие как Учи. ру, Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, Фоксфорд, Якласс и т. д; использовать другие средства автоматической обработки информации. 2) Проводить проверку выполненных заданий выборочно (дифференцировано) с учётом освоения пройденного материала, по результатам ранее выполненных работ и необходимого количества оценок, позволяющего оценить уровень освоения образовательной программы по предмету.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|