Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы МСУ и муниципального управления МО «Город Архангельск» как субъекты управления муниципальной собственностью




 

К органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным, региональным или местным законодательством (Уставом МО), а также другие органы. В соответствии с законом, наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным (п. 2 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В муниципальном образовании «Город Архангельск» выборным является представительный орган – Архангельский городской Совет депутатов. Помимо него в городе функционирует мэрия, которая создана для осуществления исполнительно-распорядительных функций в определенных отраслях и сферах управления и на отдельных территориях. «Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения»[37] (п. 3 ст. 14.). Итак, рассмотрим выше названные органы местного самоуправления «Город Архангельск» и определим – на этой основе – роль, которую они играют в процессе управления муниципальной собственностью.

Архангельский городской Совет депутатов – представительный орган местного самоуправления города Архангельска. Он состоит из 30 депутатов и избирается на 4 года. Городской Совет является правомочным, если в его состав избрано не менее двадцати депутатов (п. 1 ст. 11 Устава МО «Город Архангельск»). Основными формами работы городского Совета являются сессии и работа постоянных комиссий. Порядок деятельности городского Совета, основные правила и процедуры его работы устанавливаются Регламентом городского Совета, который утверждается большинством голосов от установленного числа депутатов городского Совета. К исключительному ведению городского Совета депутатов относятся такие вопросы, как:

· принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;

· принятие планов и программ экономического и социального развития города Архангельска или отдельных его территорий с указанием источников их финансирования;

· установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, условий приобретения, создания и преобразования ее объектов, порядка и условий приватизации муниципального имущества;

· принятие решений об учреждении, реорганизации или ликвидации муниципального предприятия (учреждения);

· определение порядка предоставления земельных участков;

· определение правил охраны и использования памятников природы, истории и культуры;

· присвоение имен и переименование организаций, находящихся в муниципальной собственности.

Городской Совет осуществляет контроль за деятельностью мэра, мэрии и ее должностных лиц, в том числе по вопросам, изложенным выше. Принятое городским Советом решение в течение трех рабочих дней направляется мэру города Архангельска для подписания. Мэр города Архангельска в течение пяти дней подписывает принятое решение либо отклоняет его. Отклоненное решение городского Совета с обоснованием мотивов отклонения или поправками направляется мэром для повторного рассмотрения на сессии городского Совета. Если при повторном рассмотрении за решение городского Совета в ранее принятой редакции проголосует не менее двадцати депутатов, то оно подлежит подписанию мэром города в течение трех дней и опубликованию.

Мэрия города Архангельска – это наименование администрации города. Руководство деятельностью мэрии осуществляет мэр города Архангельска; мэр города образует структурные подразделения мэрии. Порядок образования мэрии, вопросы организации и деятельности определяются Положением о мэрии, утверждаемым городским Советом (п. 4 ст. 20 Устава МО «Город Архангельск»). В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию «Город Архангельск», на основании решений Архангельского городского Совета депутатов, постановлений мэра города Архангельска, принятых в пределах их компетенции, мэрия:

· совершает сделки, связанные с распоряжением муниципальным имуществом;

· самостоятельно определяет условия договоров, связанных с распоряжением муниципальным имуществом, если решения Архангельского городского Совета депутатов и мэра города Архангельска о заключении указанных договоров не содержат конкретных указаний на определенные условия;

· совершает действия, связанные с учреждением, реорганизацией и ликвидацией муниципальных предприятий и учреждений, закреплением за ними муниципального имущества;

· самостоятельно определяет положения устава муниципального предприятия или учреждения, за исключением прямо указанных в соответствующем решении мэра города Архангельска.

Мэрия самостоятельно принимает решения о необходимости применения в установленном законом порядке санкций и расторжения договоров, связанных с распоряжением муниципальным имуществом, в случаях нарушения контрагентами условий договоров и правовых норм, регулирующих данные виды сделок.

Большую роль в осуществлении деятельности мэрии города по управлению муниципальной собственностью играют её структурные подразделения, которые в совокупности составляют систему органов муниципального управления. Руководители структурных подразделений мэрии действуют на основе единоначалия. Они издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные для исполнения служащими этих подразделений и подведомственными службами города Архангельска.

В качестве основных органов муниципального управления стоит выделить департамент муниципального имущества, департамент экономики, промышленной политики и инвестиций, финансово-казначейское управление мэрии города Архангельска, а также администрации территориальных округов. Ключевым структурным подразделением мэрии является департамент муниципального имущества. Его функции заключаются в следующем. Департамент:

· организует учет имущества, принадлежащего муниципальному образованию "Город Архангельск" (недвижимость, в том числе и земельные участки, участки леса, недр и другие природные объекты, имущество, доли и т.д.);

· организует управление и подготовку вопросов распоряжения муниципальным имуществом (закрепление имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, сдача в аренду, передача в безвозмездное пользование, залог, наделение имуществом муниципальных предприятий и учреждений, осуществление приобретения, отчуждения, мены и т.д.);

· обеспечивает реализацию городской программы приватизации, осуществление всех действий, связанных с приватизацией объектов муниципальной собственности, представление интересов муниципального образования "Город Архангельск" как участника (акционера, учредителя) юридических лиц;

· организует подготовку и оформление документов на приемку в муниципальную собственность объектов федеральной и областной собственности, имущества, принадлежащего на праве собственности гражданам и юридическим лицам;

· проводит торги по всем продажам муниципального имущества, в том числе земельных участков и торгов на право заключения договоров аренды имущества.

Департамент экономики, промышленной политики и инвестиций также в своей деятельности касается вопросов управления муниципальной собственностью, а именно в области развития муниципального сектора экономики. Разрабатывает перспективные и текущие (годовые) планы развития муниципального сектора экономики, что включает:

· перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;

· сводный план предоставления муниципальных услуг бюджетными учреждениями и распорядителями бюджетных ресурсов;

· стандарты по штатной численности, размеры заработной платы сотрудников муниципальных унитарных предприятий.

Осуществляет также контроль за исполнением планов развития муниципального сектора экономики, координирует деятельность муниципальных унитарных предприятий (МУП) и муниципальных учреждений в области эффективного использования бюджетных средств, муниципального имущества, земли. Департамент также формирует методологию реализации мероприятий по экономическому стимулированию деятельности МУП.

Департамент финансов и казначейского исполнения бюджета анализирует состояние муниципальной экономики и финансов и разрабатывает предложения по повышению эффективности хозяйствования, по финансовому и налоговому стимулированию хозяйственной деятельности, способствующей увеличению поступлений в городской бюджет. Разрабатывает с участием налоговых и других заинтересованных органов предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, исходя из необходимости обеспечения устойчивости местных финансов, оптимальных финансовых условий для осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятиями и организациями, социально справедливого перераспределения доходов.

Администрация территориального округа является структурным подразделением мэрии города, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления. Администрация округа создается для осуществления отдельных полномочий мэрии города на территории округа. Данное структурное подразделение на соответствующей территории осуществляет следующие функции в области планирования, экономики, управления имуществом и финансами:

· вносит предложения о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений, расположенных на территории округа;

· участвует в решении вопросов использования муниципального имущества.

Таким образом, анализ функций рассмотренных структурных подразделений показывает значительную роль как самих структурных подразделений в качестве органов муниципального управления, так и мэрии в целом. Роль мэрии заключается и в осуществлении городской политики в сфере управления муниципальной собственностью и в её формировании. В то же время Архангельский городской Совет депутатов законодательно наделён рядом существенных полномочий в области управления муниципальной собственностью. К примеру, «установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, условий приобретения, создания и преобразования ее объектов, порядка и условий приватизации муниципального имущества» (п. 1 ст. 13 Устава МО «Город Архангельск»). В осуществление данной функции городским Советом были принятии такие нормативные правовые акты, как Концепция управления имуществом муниципального образования «Город Архангельск» или Порядок приватизации имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск».

В соответствии с данным Порядком, утверждённым решением Архангельским городским Советом депутатов от 25 сентября 2001 года № 94, городской Совет принимает решения о приватизации муниципального имущества следующими способами[38]:

· продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

· отчуждение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ.

В соответствии с Порядком приватизации имущества, принадлежащего муниципальному образованию «Город Архангельск», это является исчерпывающим перечнем способов, которыми городской Совет депутатов может постановить приватизировать тот или иной объект. То есть в способах осуществления приватизации городской Совет ограничен в отличие, скажем, от мэра города (см. далее).

Мэрия города Архангельска участвует в процессе приватизации в ином качестве – назначается продавцом муниципального имущества. При этом она совершает сделки приватизации муниципального имущества в соответствии с планом приватизации, а также осуществляет организационные функции и другие в соответствии с законодательством. Для подготовки и решения отдельных вопросов, связанных с приватизацией муниципального имущества, при мэрии создаётся постоянно действующая комиссия по приватизации муниципального имущества. Среди прочих членов комиссии в неё входят должностные лица и специалисты мэрии.

Таким образом, участие в процессе приватизации данных органов местного самоуправления можно оценить как практически равноценное: хотя Архангельский городской Совет депутатов уполномочен на принятие решений по приватизации, определяющих порядок действий в отношении того или иного объекта, но без участия мэрии города её реализация невозможна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...