Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Й шаг или не виноватая я. Это все детерминанты.




 

Я позволю себе небольшое отступление. Дело все в том, что в моих записках не было отдельно 2-го и 3-го шагов. В психологии достаточно трудно разделить причины и следствия. Для взрослого человека огрехи в его детском воспитании являются причинами нынешних проблем. Но для ребенка это лишь неумение прогнозировать будущее, причем скорее родителями, чем самим ребенком. В этом смысле работу практического психолога можно назвать воспитанием отложенным по времени. Мне необходимо, чтобы Вы поняли: «Причина психологических проблем, по сути, есть лишь неумение прогнозировать». Поэтому при написании предыдущей главы у меня было такое ощущение, как будто я распиливаю табуретку на две части, чтобы потом сделать из них две табуретки, причем вторая то сильно и не нужна. Ясно, что это будут две неудобных узких табуретки. Глупо, но меня подвигло на это несколько выводов: 1) разговор с клиенткой, которая никак не могла перепрыгнуть от того, что она делает к тому, почему, собственно, она это делает; пришлось прибегнуть ко второму шагу; 2) трудно объяснить нормальному человеку, что прошлое и будущее есть по сути одно и то же, ибо будущее все равно станет прошлым; 3) разбирать вопрос о том, что будет, легче всего с позиции того, что уже было, и к чему это приводило.

Например в гештальттерапии 2-й и 3-й шаг объединены. Вместо вопросов «Куда это приведет?» и «Откуда это взялось?» задается один вопрос «Как это чувствуется или ощущается сейчас?». В этом вопросе сразу проявляется и опасение будущего, и прошлый опыт, приводивший к отрицательным результатам. Но в любом случае психотерапевт знает, то, что сейчас происходит, получилось по причине прошлого опыта и боязни повторения в будущем.

Умное слово детерминанты обозначает всего лишь причины. Первым по поводу психологии на свет божий его выдал Аристотель, и в переводе на русский язык фаза звучала примерно так: «Все действия человека имеют свою причину». Если быть попроще, то все, что мы делаем, есть результат либо обучения, либо врожденных свойств. Их пропорции в человеке так до сих пор не установлены. Разные теории настаивают на своем соотношении. Но каким бы оно ни было, и врожденное и приобретенное являются причинами нашего поведения.

«Неужели нет ничего выработанного нами самими?» - спросите Вы. Надеюсь, дойдя до пятого шага, Вы сможете выработать свой стиль. Хотя заверить, что Вы единственный и неповторимый на всем белом свете, я Вас могу уже сейчас. Из двух наборов хромосом – мамы и папы – может получиться несколько сот миллионов вариантов. Если бы ваши мама и папа умудрились наделать, эдак, пару миллиардов детей, вот тогда вы бы могли рассчитывать на генетического двойника. Либо Вы сами можете затратить уйму денег и, возможно, в лаборатории появиться Ваш клонированный двойник. Но и в дальнейшем все будет зависеть от его воспитания (приобретенные факторы поведения), а абсолютно одинаковым оно быть не может хотя бы из-за постоянного развития науки, техники и условий жизни. Соответственно абсолютно похожего на Вас человека быть не может. Однояицевые близнецы, при всей их похожести, тоже люди разные.

Но вернемся к 3-му шагу. Чем больше я работаю в области практической психологии, тем больше убеждаюсь – все наши проблемы сейчас, лишь расплата за ранее сделанные действия. Причем, здесь наблюдается интересная закономерность: чем чище человек душой, тем быстрее и более похожей на совершенное действие будет расплата. Можете считать это судом божьим, можете Вселенским законом, кому как угодно, но этого нельзя отрицать. Мы часто не замечаем «хорошей» расплаты, считая, ее нормой, но почти всегда замечаем расплату «плохую». Необходимо также иметь ввиду: расплата приходит обычно не с той стороны, откуда ее ждут.

Приведу пример. Возьмем человека с Наполеоновскими замашками, комплексом превосходства. Он любит принижать тех, кто от него зависим. Но на каждую силу есть еще большая сила и представьте, насколько больней будет этому человеку, когда унижают его. Ему не только не дают покомандовать и тем самым «покормить» свой «комплекс превосходства», его еще и унижают, усиливая дискомфорт причиняемый этим комплексом. Естественно, этот человек совершенно не замечает, что унижает других, зато боль связанную с собственным унижением переживает очень остро. Чтобы было еще нагляднее, представьте себе, кому будет больнее от ударов плетью рабу, рожденному в рабстве или падишаху волею судьбы попавшему в положение раба? Наверняка, падишах, кроме физической боли, будет страдать еще и от боли душевной, от унижения. Для раба же это норма жизни: отца били плетью, мать били, естественно и меня бьют. Но этого мало, даже в быту с окружением у людей с комплексом превосходства обычно бывают проблемы. Ну, кому захочется терпеть около себя вечного командира, который все знает и на все имеет собственное, единственно правильное мнение.

Аналогичным образом действуют и все остальные психологические проблемы. Так, что если вас жизнь бьет ключом «на 36» и все по голове, призадумайтесь, чего же вы такого уже натворили, и что у Вас не так в мозгах. Еще раз повторю: если бы Вас эта проблема не волновала, значит, у Вас бы просто на просто отсутствовала психологическая напряженность в данном направлении. И здесь совершенно не важно, комплекс ли это неполноценности или комплекс превосходства, это лишь два конца одной палки. И в принципе все равно, каким концом попадает, больно одинаково. Все проблемы, которые у нас есть, мы создаем себе сами. Если вор воруя не испытывает угрызений совести, то когда украдут у него, его это мало заденет: «Все воруют, такова жизнь». Для него это нормально. Нет у него здесь психологической напряженности. Марсиане, как Вы помните, тоже слабо представляют, что есть хорошо и что есть плохо. Возможно, воровство у них национальный вид спорта.

Для начала я рекомендую Вам находить причины конкретных действий. В принципе это не так уж сложно, особенно если Вы грамотно проработали первые два шага. Возьмем упомянутую в предыдущей главе проблему повышения голоса в споре. Итак, Вы определили, что это спор, хорошо; В споре Вы повышаете голос (1-й шаг), и это может оттолкнуть от Вас человека (2-й шаг), Вас это не устраивает, отлично; Но почему Вы собственно повышаете голос? У Вас не хватает аргументов (Вы не были готовы вступить в спор на данную тему)? Вы не можете грамотно предъявить свою позицию (Вы не освоили искусство риторики)? А может, Вы просто хотите «задавить» человека подобным поведением (за всю предыдущую жизнь не научились относиться к проигрышу как к уроку)? Чем правдивее человек ответит себе, тем быстрее пойдет прогресс.

Вопросы помогающие осознать 3-й шаг: «Почему я (ты, он, она) это делаю?», «Почему я (ты, он, она) избрал в этой ситуации именно такое поведение, а не какое-нибудь другое?», «Какой ранее нажитый опыт заставил меня (тебя, его, ее) делать так?», «Кто и когда сказал мне (тебе, ему, ей), что это правильно?» «Чем вызвано то, что происходит?». Помните, этот шаг направлен в прошлое, и корни настоящего поведения лежат там. Не повторяйте 2-й шаг подставкой «потому что».

В психологии наиболее известным из направлений использующих этот принцип является психоанализ. Там человека заставляют вернуться в мыслях в прошлое. Найдя, где-нибудь в детстве корень психологической проблемы его осознают, или проигрывают для окончательного исправления. Именно оттуда пришли такие термины как «комплекс», «подсознание». Именно в подсознании и хранятся эти самые комплексы, приобретенные в большинстве случаев в детстве. Это определенные программы поведения в определенных областях жизни, срабатывающие при определенных условиях. Есть внешний стимул, он активизирует комплекс, комплекс выдает ответные действия.

Кстати не нужно думать, что «комплекс» это такая плохая штука. Чистить зубы утром и вечером тоже из разряда «комплексов». Если бы не комплексы, то каждый раз, завязывая шнурки или застегивая пуговицу, Вам пришлось бы прилагать усилия головного мозга. «Комплексы» значительно упрощают огромное количество рутинных дел. То есть «психологический комплекс» некое автоматизированное действие, включаемое по команде подсознания. Причем действие может быть не только внешним, но и внутренним, таким как изменение настроения или возникновение страха перед определенной ситуацией. Но беда вся в том, что у всякой медали две стороны – одна хорошая, другая плохая – и плохую сторону надо исправлять. Если в детстве Вас испугала собака – это не значит, что собак нужно бояться всю оставшуюся жизнь; если мама была иногда с Вами строга – не нужно ее ненавидеть; если младшему (старшему) брату (сестре) уделяли больше внимания, чем Вам, не считайте себя второсортным человеком и т.д. Как правило вышеприведенные мысли подавляются человеком и на словах он очень любит собак, маму, брата. В реальности, подавленное остается в подсознании в виде чувств и ощущений. И, как правило, увидеть их можно лишь, посмотрев все поведение, и отношения, проявляемые в действии.

Подавление лишь один из нескольких механизмов психологической защиты. Различают также сублимацию – замена подсознательных желаний на реальную деятельность, позволяющую выплеснут эти желания. Подсознательный садист будет великолепным мясником или хирургом. Для него естественно причинять боль, но здесь она общественно полезна. Проекция – наделение других людей собственными чувствами. Если в семье раздается фраза типа: «Ты постоянно ищешь скандала», стоит еще присмотреться, кто реально провоцирует скандалы. Вытеснение - состоит в замене неосуществимой цели на более осуществимую. Классический пример – после ссоры с начальником на работе человек, придя домой, дает пинка своей собаке. Хотя, казалось бы, причем здесь собака? Отрицание – защита посредством противоположного действия. Я часто советую грустному человеку поулыбаться самому себе перед зеркалом. Помогает избавиться от настроения, но не от причины такого настроения. Рационализация – поиск убедительной причины именно такого поведения. Если человек постоянно опаздывает на работу, в 9 из 10 случаев его эта работа не устраивает. Хотя им самим причин опозданий может быть найдено миллион.

У меня в практике был случай. Представьте приходит дама лет 40 – 42, руководитель, в ее подчинении около 10 человек. У нее проблема: «Никак не могу добиться взаимности от сослуживца». Как выясняется, она пылает к нему нешуточными страстями. Потом оказывается, что на работе она имеет имидж очень строгого руководителя, причем в ее подчинении одни мужчины. Дальнейшая работа с ней приводит к «открытию»: «она отыгрывается на мужчинах за свою маму, которую бросил отец». На самом деле банальная история развода родителей в детстве привела к большой проблеме уже в зрелом возрасте. Я надеюсь, что, прочитав свою историю на страницах книги, она не подаст на меня в суд, тем более, насколько я знаю, с сослуживцем она таки нашла общий язык, и они живут вместе уже больше года. Эта дама расплачивалась за установки данные ей мамой «все мужики сволочи, хотят только одного». Здесь было и подавление – на словах клиентка не признавала своего отрицательного отношения к мужчинам. Была очень сильная рационализация – объяснение, почему я строга со своими подчиненными и почему я хотела руководить именно этим отделом. Вытеснение – по сути, она отыгрывалась на подчиненных за свои неудачи в личной жизни.

Выше я уже говорил, что, как правило, клиент категорически не хочет признавать свои комплексы. Так вот эта зловредная штука называется сопротивлением. В реальности сопротивление – это нежелание испытать те неудобства и, возможно, боль, которую ему причинил конкретный случай, положивший начало комплексу. В классическом психоанализе комплексы похожи на детей играющих в прятки. Как только клиент увидел очередной комплекс, тот сразу выходит из игры. Проявление же сопротивления служит тем укрытием в котором можно спрятаться. Фрейд еще сравнивал сопротивление с земляным валом, через который нужно перелезть, чтобы увидеть комплекс. Кроме откровенного нежелания осознавать сопротивление принимает порой довольно интересные формы. В моей практике, например, встречалось истерическое сопротивление. Т.е. каждый раз, вплотную подходя к осознанию комплекса, клиент закатывал истерику. Но в большинстве случаев идет либо абсолютное непонимание, либо «забалтывание».

Хотелось бы обратить внимание на важность этого шага. Опытные психологи-практики определяют основные характеристики человека, и возможные причины нынешних проблем, когда потенциальный клиент еще входит в кабинет. Этот навык появляется с опытом. Но даже профессионалы очень высокого класса не могут обойти этот шаг в работе с конкретным клиентом. Пока человек не осознает сам корни своих трудностей исправление ситуации невозможно. Он так и будет "наступать на одни и те же грабли". Поэтому мне хочется еще раз показать принцип нахождения причины. И так, Вы поняли, что сейчас происходит, тем самым, поставив некую точку в настоящем, далее ставите точку в будущем, и определяем причину из прошлого. В геометрии довольно несложно через две точки продолжить прямую в любую сторону, в психологии же это почему-то вызывает затруднения. Аналогично, в алгебре не вызывает труда найти в уравнении одно неизвестное, доходим до поведения и … приехали. А между тем, психология довольно строго подчиняется правилам логики, если не лезть в дебри методологических изысканий. А потому, на начальном этапе, рекомендую два способа: метод обратного отсчета и метод подбора. По крайней мере, практического опыта Вы с ними наберетесь быстро.

Метод обратного отсчета аналогичен геометрическому проведению прямой назад по линии времени. Например: фиксация агрессии (1-й шаг), прогнозирование - отталкивания от себя человека (2-й шаг). Если провести это в обратной последовательности то получается: конечная результирующая отталкивание другого человека, для этого использовалась агрессия, и никуда Вы не денетесь от вывода, что ранее было выработано отрицательное отношение к этому человеку. И если Ваш клиент с этим категорически не согласен, то в большинстве случаев, он подсознательно отрицательно относиться ко всем окружающим и со всеми готов «подраться». А потому данный конкретный случай лишь частный, ничем не выделяющийся из всего поведения.

Метод подбора напоминает мне один случай из детства. Мой младший брат тогда учился во втором или третьем классе. И вот как-то ему задали задачку, в которой то ли из одного уравнения нужно было найти два неизвестных, то ли из двух три. Короче, по всем канонам математики не решаемая задача. Так уж получилось, что в это время дома собрались: кандидат технических наук, без пяти минут кандидат и отец – человек с высшим техническим образованием. Потешу свой комплекс превосходства, но первым и единственным решившим эту задачу оказался я. Пока кандидаты зарылись в дифференциально-интегральные расчеты, я мудро рассудил, что в начальных классах подобные задачки могут решаться только методом подбора. Естественно каждый вариант необходимо проверять, подставляя в условия задачи.

Возьмем банальный пример из школы: мальчик симпатизирует девочке и дергает ее за косичку, привлекая внимание. Если мальчик дернул за косичку девочку (1-й шаг), то, по условию, этим самым он пытается привлечь ее внимание (2-й шаг). Если мы предположим, что это ранее полученный опыт физического насилия (предполагаемый 3-й шаг), то, проверяя всю схему, получим в результате отталкивание мальчиком от себя девочки (опыт физического насилия – действие причиняющее боль – проблемы в дальнейшем контакте с человеком). Получается несовпадение на 2-ом шаге, ведь мы предполагаем привлечение внимания. Предположение неверно. Но если мы предположим отсутствие опыта в налаживании контакта с девочками, то все звенья цепочки сходятся. Это не отвергает нашего предположения об опыте физического насилия, но эта проблема находится более глубоко.

И в заключение всех трех шагов приведу еще одно крайне необходимое условие успешного анализа поведения. Хорошей иллюстрацией, пожалуй, будет диалог между мной и делящейся своими профессиональными проблемами учительницей.

В классе у учительницы есть ученик, который на уроках постоянно шумит, отвлекает весь класс, срывает уроки и т.п. Ребенок из неблагополучной, многодетной семьи. Мой вопрос:

- Чего он делает?

- Ну, шумит. Может встать среди урока и демонстративно прогуляться по классу…

- В общем, привлекает внимание?

- Ну, да.

- С какой это целью делается?

- Ну, привлечь внимание. Вы же сами сказали.

- Отлично. Почему он это делает?

Учительница долго думает:

- Наверно, чего-то добивается.

- Добивается он привлечения внимания. Это мы уже выяснили. Что ж, хорошо, раз не получается так, попробуйте представить себя на месте этого ребенка. Почему Вам хочется внимания окружающих? Чего Вам недодали раньше? И чего Вам хочется? Просто расслабьтесь и представьте себя на месте этого ребенка.

Учительница откидывается на спинку стула. Не проходит и минуты как она, встрепенувшись, начинает выплескивать мне эмоции связанные с открытием:

- Ему не хватает внимания, ласки. Дома он никому не нужен. Он такой же, как все остальные дети в семье, его ничем не выделяют. Да и родителям по большому счету на детей наплевать…

- Отлично, отлично. Я вижу, что Вы поняли проблему этого ребенка. Только ради бога, не надо на меня то так набрасываться. Поберегите энергию Вашего открытия для этого ребенка.

Надеюсь, здесь довольно ясно показана трудность понимания проблемы другого. Зачастую, она невозможна без эмпатии. Не обязательно со-чувствие или со-переживание, но Вы должны, по крайней мере, знать как «выглядят», ощущаются те чувства, которые этот человек переживает. Это не противоречит 3)-му правилу правильности работы схемы. Сами формулировки должны исходить от логики, но никто не ограничивал применение чувств в процессе работы над формулировкой.

 

Холодный ум он вовсе не велик

Мысль чувственна и тем она прекрасна

Лишь в муках чувства, вдруг, в какой то миг

Рождается ребенок мысли ясной.

(автора не помню)

 

Й шаг или Вот это я делаю?

 

Альпинисты говорят: «Там, на стене, были лишь подходы, сам альпинизм начинается внизу за столом». По аналогии скажу: «Предыдущие шаги были лишь прощупыванием клиента (диагностика), сама работа практического психолога (психотерапевта) начинается только сейчас».

Часто от людей можно услышать, что такого-то они знают наизусть. И действительно, зачастую мы можем предсказать поведение конкретного человека в какой-то ситуации. Иногда, мы даже и не задумываемся о том, на основании чего сделан тот или иной вывод, работа по прогнозированию происходит подсознательно. Просто после своих наблюдений, иногда умозаключений начинаем понимать ход его рассуждений, а значит и принципы работы его психики. В зависимости от осознания или не осознания этого можно констатировать владение или не владение 4-ым шагом.

Однажды ко мне на консультацию пришла одна дама, доморощенный психолог. По крайней мере, она достаточно четко характеризовала окружающих ее лиц. То есть более или менее нормально работала на первых трех шагах. У самой же была довольно сложная, хотя и распространенная в России проблема – муж периодически ее бил. После того как она по схеме разложила себя, я задал вполне логичный вопрос: «Ну и какой вывод из этого?». В ответ только удивленные глаза. Мне пришлось написать на листке бумаги ее же ответы на вопросы шагов и задать вопрос типа: «У какого человека бывает такое поведение? Чего он таким поведением добивается?». Если Вы думаете, что после этого она выдала ответ, то ошибаетесь. Как психолог (пусть даже доморощенный), она играла в более тонко организованную игру «поплакаться в жилетку». Причем для этого она использовала другую игру под названием «я - мазохистка». Приблизительно отображу то, что было написано на листке бумаги, сопровождая это комментариями. Несколько вызывающее сексуальное поведение (1-й шаг) – она действительно была довольно ярко накрашена, хотя мужу не изменяет; ее вызывающее поведение раздражает мужа, и он ее бьет (2-й шаг) - он воспитан в восточных традициях, где женщина никто, а мужчина имеет право на все и к тому же (или поэтому) ревнив; они поженились довольно рано и она еще «не нагулялась» (по ее собственным словам)(3-й шаг) – кроме того, ее понятия о супружеской верности менее строгие, чем у мужа. Ну, раз она это понимает, тогда этот вопрос нужно решать. Но как раз все возможные варианты разрешения она отметала и категорически не хотела осознавать свои действия в полном объеме, значит, это была игра в мазохистку. Ее упорство же, свидетельствует только, что цели визита ко мне могло быть только две: либо поплакаться в жилетку, либо удовлетворить свое чувство превосходства, в том смысле, что не только она сама, но даже психолог не может решить ее проблемы.

Прошу прощения, если утомил Вас столь подробным и длинным анализом ситуации. В приведенном случае нам главное понять принцип вывода из трех первых шагов четвертого. Для этого предлагаю немного теории. Начнем с математики.

На основании первых трех шагов мы можем установить некую А (В, С), известных событий психической жизни. Тогда, каждая из современных психологических теорий предлагает свою более или менее унифицированную для всех формулу. Скажем, психоанализ предлагает нам что-то типа: А+В=С, т.е. в результате того-то и того-то человек получает такой-то комплекс. Гештальттерапия что-то вроде: А+В=0, где А – незавершенный гештальт, а В – то, что необходимо для завершения гештальта. Бихевиористика своими оперантными методами терапии делает еще проще: если вас не устраивает А приводящее к В (А=В), т.е. какое-то Ваше поведение приводит к неудовлетворительным результатам, то Вам предлагают научиться А1=В1, новому поведению в данной ситуации не приводящее к отрицательному результату. Надеюсь понятно, что сами по себе А,В,С являются тоже достаточно сложными и в каждом конкретном случае в той или иной степени индивидуальны.

Конечно же, не стоит анализировать человека математически. Для этого Вам придется изучить математику на шаге доктора математических наук и научиться математическому моделированию процессов посложнее ядерной зимы. Поэтому я предлагаю Вам строить достаточно простые схемы из уже готовых блоков: 1-го, 2-го и 3-го шагов. В приведенном выше примере дамы-мазохистки на листке бумаги была именно такая формула. Не знаю, кому как удобнее, но лично я, после составления всей картинки, выстраиваю формулировки в хронологическом порядке: 3-й шаг – 1-й шаг – 2-й шаг. Из этого довольно ясно вытекает вся линия поведения и не сложно вывести общую резюмирующую формулу. Как правило, формула напоминает название игры. Например: начальник, деловой человек, иждевенец, мститель, моралист и т.п.

Когда-то, еще в начале моего увлечения психологией, разговорились с моим приятелем, мелким бизнесменом. Он давай мне жаловаться на тяжелую жизнь свою и бизнесменов в нашей стране вообще. Самое интересное, что периодически проскакивали фразы о его ценности как бизнесмена. То его туда приглашают, то там с ним советуются. Столь явное противоречие самому себе его ни сколько не смущало, цель в этом разговоре была иная. Не долго думая, я ткнул его в такое несоответствие. На что последовал ответ: «Ты знаешь, я ведь понимаю все. Но иногда так все достает и хочется все это просто из себя выплеснуть». Лишь гораздо позже я понял этот урок. Люди придумывают себе игры потому, что надеются выглядеть так, как от них ждут окружающие. Здесь даже не важно реальное ли это ожидание, или так кажется самому человеку. Факт в том, что идеально подходящих человеку ролей не бывает. А как результат мы получаем перегрузку в одной из сфер жизни (эмоциональной, умственной или физической) и недогружаем другие. Рано или поздно это приводит к напряженности нашей психики и желании отреагировать, выплеснуть накопленное в недогруженных областях.

Умственная недогруженность приводит к деградации умственных способностей. Последние данные научных исследований утверждают, что человеческий мозг способен до 50 лет благополучно усваивать новые сведения. Если этот мыслительный тонус не поддерживать, возникают проблемы, такие как старческий маразм. Само собой это сказывается на психике, хотя бы тем, что расстраивает. О взаимосвязи физического и психического мы уже говорили в главе посвященной 1-му шагу. Позволю себе напомнить, что все психические проблемы имеют свойство отражаться на физическом состоянии. Телесноориентированная терапия, аутотренинг и тому подобные техники используют физическое напряжение-расслабление для решения многих проблем психологического плана. Кстати именно поэтому у большинства спортсменов довольно крепкая нервная система. Эмоциональное же, является непосредственно продуктом психики. Как-то, в интервью один из американских долгожителей поделился своим секретом долголетия: «Если мне хочется плакать – я плачу, если мне хочется смеяться – я смеюсь».

4-й шаг предназначен для понимания принципа, закономерности развития действия клиента и отвечает на вопросы: «Какой игре соответствует данная цепочка действий?», «Что за роль может выражаться подобными действиями?», «Какую область своей психики наиболее полно нагружает человек такими действиями, а какие недогружает?».

Четвертый шаг это шаг закономерностей психики данного человека. Наиболее простое начало этого - усвоение отношения человека к окружающему миру: что он считает хуже себя или окружающий мир. Возможны и варианты: плохо все, все хорошо без сравнения, правда, это редкость. Более глубоко понимание начинается при анализе игр. Поняв игру человека, можно как подыграть ему, так и сломать весь ход игры. Важно помнить, что в любом социальном контакте человек пытается чего-то добиться, а это уже игра. Таким образом, можно дойти до строения неких программ поведения в каждом конкретном анализируемом случае. Как таковая база не важна. Можно плясать от Фрейдовского психоанализа, можно от Адлеровских комплексов неполноценности и превосходства, можно от Берновских трансакций и т.д. и т.п. Важно помнить несколько основных принципов: 1) Человек никогда ничего не делает просто так, все действия несут смысл 2) Практически все основные принципы поведения закладываются в детстве 3) Определенные группы игр имеют общую подоплеку и, играя, человек удовлетворяет этим собственные глубокие комплексы 4) Группа комплексов имеет еще более глубокую подоплеку и так до бесконечности 5) Устанавливать нужно максимально большое количество закономерностей поведения человека, исправлять лишь не вредящие человеку и мешающие окружающим.

Как уже говорилось выше, 4-й шаг лучше всего представлять в виде сценарных образов: заботливая мамаша, всезнающий мудрец, вечно ноющий ребенок, защитник обиженных и оскорбленных и т.д. Лишь в последствии можно будет довольно четко определить саму закономерность возникновения у человека именно этих игр. В инструментарии психологов довольно много определений закономерности поведения и соответствующих законов: интроекция, ретрофлексия, сублимация, перенос, законы трансакций, возникновение жизненного сценария, комплексы неполноценности и превосходства и много-много других. Каждая из них захватывает какую-то грань нашей психики, закономерности ее развития и влияние на жизнь человека. Одной из задач практического психолога является выявление тех приемов, с помощью которых клиент создал свою игру. Зачастую, невозможно объяснить всю игру, не объяснив самого закона, по которому возникла именно такая реакция на внешние действия. Осознание же клиентом закономерности автоматически приводит к «поломке» данного механизма. И после этого комплексы, возникшие через этот механизм «считают», что их игра «раскрыта». Далее клиент уже не защищает их от осознания, сопротивление значительно ослабевает и можно работать с ситуацией породившей именно такую последовательность действий.

Раз уж мы начали говорить об играх, то в самом трансакционном анализе, работающем с играми, различают, прежде всего, состояния Я: Ребенок, Взрослый, Родитель. Родитель это куча ценных указаний, которым подчиняемся мы сами и раздаем направо и налево. Взрослый – логическое начало, позволяющее трезво оценивать свои действия. Ребенок, он и в Африке ребенок – куча эмоций и открытий. Каждый из нас бывает периодически в этих состояниях. Между этими состояниями у людей происходит общение. Обратите внимание не между людьми, а между их состояниями. Единица общения называется трансакцией. Серия трансакций приводит к игре. Причем сами трансакции могут быть и скрытыми, т.е. невербальными или того хуже односторонними, скрытыми от Вас лично.

Зачастую игры приобретают довольно причудливые формы. Один мой знакомый работает ремонтником на заводе. В одно из его ночных дежурств он совершенно спокойно прикорнул у себя в будке, в полной уверенности, что в случае чего его толкнут. Подумайте сами насколько нужно считать себя ничтожеством и насколько нужно попытаться унизить другого, чтобы вместо того, чтобы разбудить ремонтника, рабочий написал на него докладную. Станок простоял полночи, видите ли, потому, что ремонтник, в тридцати метрах от него, спал. Можно было бы предположить, что это было лишь оправданием раннего ухода, но этот рабочий дождался утра и, с видом честно выполненного долга, отдал бумагу мастеру. «Обычное стукачество», - скажут многие. Но если посмотреть чуть глубже, то суть рассуждений этого рабочего примерно такая: «Вот посмотрите какой я хороший, правильный. И какой плохой ремонтник». Настолько глупая игра в «посмотрите, какой я хороший» встречается не так уж редко в жизни.

В переводе на язык трансакционного анализа отношение к жизни у этого рабочего будет звучать как: «Я – ОКей, ТЫ – не ОКей». А если брать за истину Адлеровское утверждение, что превосходство лишь гиперкомпенсация неполноценности, то получим: «Я – не ОКей, ТЫ – ОКей». Хотя запросто может быть вариант: «Я – не ОКей, ТЫ – не ОКей». Люди, давайте все будем ОКей. Ведь, каждый из нас не обязан жить в соответствии с желаниями других.

В каком то смысле транзактный анализ является родственником психоанализа. Состояния Родитель, Взрослый, Ребенок отдаленно напоминают Сверх-Я, Я, Оно. Так Родитель, так и Сверх-Я это ограничивающие установки, стереотипы; Взрослый и Я выполняют роль логического анализа, управления; Родитель так же как и Оно не приемлет границ и постоянно стремиться выйти за ограничения. Но, пожалуй, на этом их сходство и заканчивается. Если в психоанализе все три части постоянно взаимодействуют, то диалог состояний предполагает нахождение собеседника в строго определенном состоянии. Например, состояние Ребенок предполагает ответ состояния Родитель, получается диалог типа:

- Ах, как мне плохо – предполагает поиск поддержки, сильного плеча. Так в детстве мы прибегали к своим родителям и жаловались, надеясь на их поддержку.

- Ничего, все разрешиться, и забудется – идет явная эмоциональная поддержка. Заметьте, поддержка идет в наставительном тоне. Явное указание на состояние Родитель.

И в данном случае высказывание с позиции Взрослого прервет диалог. Подумайте, какая реакция будет на ответ типа:

- Хорошо. Давай спокойно сядем, и все обсудим.

Игры как серии транзакций (диалогов) проходят по такой же схеме. На каждом этапе предполагается определенная реакция. При ее получении в ход пускается следующий этап игры. И так далее, до получения вознаграждения. Само по себе вознаграждение может быть весьма и весьма специфичным. Если человек в детстве привык к тому, что и побои есть признак внимания, то и игры у него могут быть с вознаграждением в виде мордобоя.

Тут надо вспомнить, что человек эгоистичен. Это предполагает возникновение и жизнестойкость только тех игр, которые удовлетворяют всех участников. Скрытый мазохист всегда найдет себе такого же скрытого садиста. При раскрытии любому из них их игры, возмущению нет предела. Человек, играющий в "динамо" (по новорусски "кидала"), обязательно найдет себе жертву, у которой в свою очередь будет повод поплакаться сочувствующему (и это тоже роль в игре). Игра в "маму" предполагает ответную игру "я ребенок" (поухаживайте за мной, а то я беспомощен). Игра предполагает как минимум две роли, хотя, обычно, большее количество.

Из отношения к жизни и родительских установок рождаются игры на всю жизнь – сценарии. Лично я для себя не делаю сильного различия между играми для времяпровождения и сценариями, как это подразделяется у Эрика Берна, основателя транзактного анализа. Для себя я называю играми и то и другое. Человек со сценарием неудачника обычно выбирает игры, где лишь подтверждает свое реноме. А победитель, как правило, и в играх старается остаться победителем. Гораздо важнее, что за роль играет человек, и у кого он эту роль позаимствовал. Тогда можно выбирать либо роль, не вписывающуюся в игру, либо в какой то момент сыграть роль, которая на одном из этапов должна «по сценарию» делать «совершенно не то».

Выяснение у кого была позаимствована данная роль, имеет большее значение, поэтому остановимся на этом моменте подробнее. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с дочерями матерей одиночек. Такое ощущение, что все они выходили замуж лишь для того, чтобы родить ребенка. Дальше под тем или иным предлогом следует развод. Причем даже не важно, по каким причинам у моих клиенток не было отца, это мог быть и развод, и смерть. Результат один и тот же. Подсознание твердило им, что «по сценарию» отец ребенка должен исчезнуть. Это проблема действительно довольно серьезна, поскольку имеет как социальную значимость, так и определенные трудности в работе психотерапевта. Конкретно для меня, с точки зрения практического психолога, наиболее трудным было нахождение для них нового сценария. Возможно, это происходило от того, что я не люблю мексиканских сериалов и бульварную литературу о трудной, но счастливой любви.

Боюсь, у многих сложилось мнение, что игры, это такие зловредные существа, типа тараканов, с которыми нужно бороться до победного конца. Виноват, пожалуй, я несколько "перегнул палку" и хочу разъяснить, что в играх вредного, а что трогать не стоит.

Не трудно сообразить, что практически повсеместно в нашей жизни мы вступаем в игры и принимаем на себя какие-то роли: в магазине это роли продавец-покупатель, на работе - начальник-подчиненный, в семье - муж-жена и т.п. Кстати, психолог-клиент это тоже роли. В общем, получается как у Шекспира "Весь мир театр, а люди в нем актеры". Однако прошу заметить, что каждую игру можно представит как минимум в двух ипостасях: функциональное действие и психологическое взаимодействие. По условиям игры руководитель отдает распоряжение подчиненным. Подчиненные должны эти распоряжения выполнять - это функциональное действие. Если вдруг все и везде одновременно перестанут подчиняться, то анархия гарантирована. Другое дело, что некоторые используют это правило, и подобные ему, в личных целях, для решения своих психологических проблем: хочется унизить другого и давай лезть в руководители чтобы почувствовать власть. Вот это уже психологический аспект и его надо четко фиксировать и, по возможности, противостоять ему.

Не знаю как в США, но в России люди, работая бок о бок, кроме чисто деловых отношений практически всегда завязывают и личные отношения. Но этого мало, зачастую, несогласие по рабочим вопросам автоматически переводится на личное. Глупо.

Есть у меня двое знакомых бизнесменов. Друзья - не разлей вода. Если посмотреть, что у них бывает на их общей работе… Увидев это в первый раз, я честно говоря подумал: "Сейчас будет мордобой. Все, конец дружбе". Ничего подобного, буквально через десять минут они вышли из офиса и снова друг за друга горой. Такая четкая фиксация "где и что играть", к сожалению, встречается очень редко. Большинство же таскает на работу домашние проблемы, а домой рабочие. Классический пример вытеснения как раз из этой области: нагоняй получил от начальн<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...