й шаг или Завтра я стану ангелом
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Ну, вот мы пришли к последнему - 5-шагу. И здесь я должен Вас разочаровать. Никаких тайных заклинаний и суперсекретов психологов я Вам не открою. Их просто-напросто нет. Так же как физика может лишь констатировать гравитацию, так и психология может лишь констатировать законы нашего с Вами поведения. А потому все те действия, которые делаются для коррекции поведения, взяты из обычной жизни. Мало того, я развенчаю некий мистический ореол профессии практического психолога. Более колдовской является работа, например, конструктора. Из головы вдруг рождается станок, который сам обрабатывает деталь. Или даже автоматическая линия, на входе в нее суют кусок бесформенного железа, а на выходе уже готовая к продаже деталь. Как Вы, наверно, уже заметили, в начале каждой главы я привожу примеры шагов в обыденной жизни. 5-й шаг не является исключением. И примеры применения этого шага можно наблюдать часто. Разве Вам ни разу не приходилось наблюдать как дипломатичный подчиненный уходит из под прессинга начальника, при этом, вроде бы, и не обидев вышестоящую персону. Смотрите на тех, у кого это получается и учитесь. Люди вокруг нас не для того чтобы соответствовать нашим желаниям. Зато, их индивидуальность дает нам безграничные возможности для обучения. Мой опыт показывает, что большинство людей редко видят промежуточные возможности связки агрессия–защита. Как минимум есть еще индефферентность – по-русски – пофигизм. Знают об этом все, но применяют гораздо меньшее количество людей. Кроме того, каждый из трех вышеназванных принципов может иметь совершенно различное исполнение. Та же защита может выглядеть не только как маловразумительные фразы и преминание с ноги на ногу, но и как гордое: «Да, я это не успел. Мне еще есть чему здесь поучиться». Или более интересная схема защиты с переходом в контратаку: «Да, я не могу этого сделать. Мне квалификация не позволяет. Вот если бы Вы дали разрешение на посещение мной курсов, я бы, пожалуй, смог решить эту задачу. Но для этого мне нужно, как минимум, на три недели освободить от работы». А когда человек признается, что он дурак, к нему вообще претензий не бывает. Войну выигрывает не тот, кто выигрывает одну битву, а тот, кто добивается своей конечной цели.
А вот еще несколько примеров из опыта общения с представителями ГИБДД: «Если Вы заметили, что ГИБДДшник явно намеревается Вас остановить, смело включайте поворотник и подруливайте прямо к нему. Далее с озабоченным лицом спрашиваете, например, где какая-нибудь улица. Желательно, чтобы улица была небольшая, и находилась подальше от нынешнего место нахождения, но на таком расстоянии, чтобы он наверняка знал». Сам факт, что Вы просите, уже станет подтверждением его власти над Вами, а долгое объяснение окончательно поможет забыть желание докопаться до Вас. Одна замечательная женщина, когда ее останавливали за превышение, скорости произносила отличный вопрос: «Я быстро ехала или низко летела?». Любая шутка сама по себе располагает к человеку. И если Вы добились от представителя власти улыбки, то на 90% победа за Вами. «Если Вы нарвались на офицера, то одно из самых лучших приветствий: «Привет полковник». В ответ на недоуменную поправку отвечаете: «Ничего, скоро будешь». Главное первым произнести приветствие и делать это с широко улыбающейся физиономией». Открытая лесть никому ничего хорошего не приносила, но юмор ценился и ценится. Если подвести итог вышеперечисленным примерам, то все они преследуют одну и ту же цель – сломать некий давно заведенный ход вещей, а точнее игру. Всеми как-то давно приняты истины: «Ты начальник, значит, можешь командовать мной. Я должен, при этом, стерпеть принижение и «понять» свою ошибку». «Если на меня идет агрессия, то я непременно должен занять позицию яростной защиты». «Если кто-то хнычет, жалуется, то обязательно нужно пожалеть». «Если Вы участвуете в разговоре-сплетне, то совершенно необходимо подлить туда масло, выкладывая все известные и неизвестные подробности» и т.д. Ребята, но ведь это все игры. А мы договаривались в игрушки не играть. Но разве не от того люди ввязываются в игры, что не хотят или не могут не соответствовать ожиданиям окружающих? А попросту боятся чужого мнения.
Вообще, я, лично для себя, классифицирую методы ломки игр по признакам не агресии-нападения исходя из принципа, что действия оппонента человеком осознаются. Например: выведение на сознательный шаг негласно принятой игры прямым признанием («Да я дурак, а Вы, как руководитель, умный»); выведение на сознательный шаг игры вопросами (Сократовский диалог); прямое разрушение игры неадекватными, неожиданными для данной ситуации действиями («А у Вас, молоко убежало» мультфильм «Малыш и Карлсон»); непрямое разрушение игры заниманием неподходящей для этого роли (Он про Фому, а Вы про Ерему. Он про невыполненное задание, а Вы про рыбалку на Черном море). Знакомый мастер на заводе рассказывал как-то о совещании у начальника. И вот к одному из подчиненных этот начальник предъявил: - С этими деталями и дурак соберет. Вот попробуйте собрать без них. В рамках вышеназванных мной приемов я рекомендовал бы ответить что-то типа: - Черт, как же я сам не догадался? Интересно, к какому из принципов подходит этот ответ? Кстати, подобные действия можно делать не только на шаге вербального общения. Я надеюсь, Вы еще не забыли, что люди общаются и невербально? Наилучшего эффекта достигают те, кто умеет сочетать как вербальные, так и невербальные приемы. В вопросах 5-й шаг выглядит примерно так: «На какие особенности психологии человека рассчитано подобное поведение, и на какие – нет?», «Каких моментов человек не видит (или «Чего он упускает») из-за включенности в подобный образ действий?», «Что нужно, чтобы сломать подобное поведение?».
Благодаря ранее проделанной работе мы уже имеем закономерность поведения клиента в рассматриваемой ситуации. Осталась малость - предложить новые формы поведения, которые будут после корректирования. Еще Фрейд указывал на то, что после осознания пациентом своих проблем, психотерапевт обязан показать новые, более эффективные пути. В процессе работы психолог отнимает привычное клиенту оружие защиты и нападения. Поэтому для полноценной жизни в обществе крайне необходимо снабдить другим. Иначе мы уподобимся спасателям, подплывающим к утопающему и вместо вытаскивания из воды, рассказывающим о стилях плавания. А то еще хуже: вытащим из воды, скажем, что плавать он не умеет, и выкинем обратно в воду. Результат в обоих случаях бывает довольно плачевный. Самой большой ошибкой на 5-ом шаге будет сказать клиенту, что же ему теперь делать. Во-первых, Вы не имеете никакого морального права решать за человека; во-вторых, Ваш совет обязательно будет выполнен совершенно не так, как Вы предполагали, а ответственность за результат ляжет на Вас; в третьих, давая совет, Вы автоматически ставите своего клиента в позицию более глупого, зависящего от Вас человека, это обязательно приведет к нерабочим отношениям, а то еще Вы и вступите с клиентом в игру; в четвертых, именно на 5-ом шаге идет наиболее яркая обратная связь, именно здесь видно насколько клиент осознал свои проблемы и готов их решать и, наконец, зачем Вам напрягать собственные мозги, пусть клиент саморазвивается. Что противоречу сам себе? Ничего подобного. Если человек правильно понял и осознал свое поведение, то он сам может найти наиболее удобные для себя формы нового поведения. Ответственность за результат ляжет на Вашего подопечного. Ваша задача лишь попытаться спрогнозировать последствия новых форм поведения. Ведь 4-й шаг, по сути, является 1-ым. Но об этом позже. При грамотной работе клиент сам находит, или однозначно подсказывает решение. Очень часто неуверенные в себе люди спрашивают: "А правильно ли делаю?" Люди с комплексом превосходства, наоборот, берут на себя роль судьи: "А вот он делает так. Это ведь не правильно?" И то и другое страдает одной ошибкой - никто не знает, как должно быть правильно. Никакой психотерапевт не имеет права (и в большинстве случаев возможности) привести клиента к своему кажущемуся идеалу.
Целью психологической помощи на самом деле является помощь в нахождении максимально возможного числа поведения. Клиент должен сам из множества возможных вариантов выбрать наиболее ему подходящий. Только глупо будет выглядеть вариант: «У Вас, конечно, есть много альтернатив, но мне кажется, что наилучшим будет предложенный мной». Идиоту понятно, что клиент выберет вариант предложенный психологом. Или того хуже вариант: «Ну, я же лучше знаю какое (из возможных) поведение для него правильно». Не знаете, и знать не можете. У разных людей разные жизненные ценности и жизненные цели. Если я предполагаю, что моя цель нести людям правду об их психике, то кто-то другой учит людей знаниям, умению любить, еще кто-то считает достойной целью зарабатывание денег или достижение высокого положения. Д.Келли предлагал сначала создать некий паттерн поведения, про запас, а уж потом ломать паттерны уже имеющиеся. Каждый нормальный человек, видя, что отработанные схемы рухнули, нового еще ничего нет, естественно начнет пользоваться этим запасным вариантом. Это так Келли думал, я же ответственно заявляю, что нормальные люди, с нормальными проблемами умудряются найти такое… И начихать им на Ваши труды по созданию хорошего эффективного поведения. И придется Вам бродить по психике клиента с компасом, картой и навигационной спутниковой системой. Хорошо если не заблудитесь. «Но это все теория. – скажете Вы – А какие практические приемы есть в психотерапии?» Основные приемы вырабатывания новых форм поведения наиболее показательны у двух направлений: психодрама и гештальттерапия. Психодрама рассчитана в основном на групповую терапию, а это предполагает хорошее знание особенностей психологии групп. Поэтому предлагаю остановиться на гештальтерапии. В гештальттерапии используется очень простой прием: клиент по очереди становиться всеми действующими лицами ситуации, моделируя их. Например, при прорабатывании разговора с родителями, становиться то самим собой, то своей матерью, то своим отцом, моделируя их. Диалог ведется одним человеком внешне с самим собой, но с позиции разных людей. Если мешает комплекс, то можно его локализовать, и поговорить с ним. При этом клиент становиться то на позицию мешающего комплекса, приводя его доводы, то на позицию того желания, потребности, которым этот комплекс мешает. В результате спора с самим собой либо у человека побеждает одна из сторон, либо находится обоюдоприемлемый вариант. Но в любом случае это будет находка самого клиента.
Еще одно бесспорное достоинство гештальттерапии является работа в рамках «здесь и сейчас». В этой позиции человек может осознать в полной мере свое нынешнее состояние. Нынешнее же состояние вызвано комплексом. А тот в свою очередь пришел из прошлого. Получается, не нужно лазить по биографии клиента, чтобы выкопать корни его проблемы. Проблема существует сейчас, и сейчас мы с ней работаем, из какой бы «глубины веков» она не пришла. Вообще, сама теоретическая база гештальттерапии основана на принципе фона-фигуры. Т.е. на принципе наиболее важного на данный момент выражения психики выдвигаемого на передний план. Поясню на простом примере: Если Вы два дня не ели, то Ваши мысли, скорее всего, будут заняты едой, а не удовлетворением сексуальных потребностей. Еще одной основой гештальттерапии является эффект Зейгарника или эффект незавершенного действия. Дело в том, что люди гораздо лучше запоминают незавершенные действия, прерванные в силу обстоятельств. Если на Вас наорали, а Вы не выплеснули свои эмоции – это «незавершенное» действие так и станется в Вашем подсознании. Причем периодически это все будет вылазить, делать пакости и сматываться обратно. Стоит, только ввести человека мысленно в эту ситуацию и дать ему отреагировать должным образом, незавершенный гештальт пропадает. Также как Фрейд выявил механизмы психологической защиты, так же и Фредерик Перлз, основатель гештальттерапии, решил вывести свои механизмы защиты. Во многом они похожи. Но принципиальное отличие в том, что если у Фрейда это защита здорового человека от невроза, то у Перлза наоборот, именно благодаря этим механизмам можно благополучно пополнить ряды невротиков. Это исходит из самих базовых установок теорий: психоанализ предполагает постоянный конфликт между человеком и обществом; гештальттерапия же рассматривает человека и окружение как единую взаимозависимую систему. А потому защита по Перлзу не естественная, противоречащая реальным потребностям деятельность. Интроекция. Типично ведут себя студенты перед экзаменом. Многие из них просто-напросто зазубривают информацию и через два дня уже ничего не помнят. Тогда какой был смысл в затраченных усилиях? Но ведь достаточно понять ход мысли автора и зубрежка не нужна. Аналогично интроект «заглатывает» все подряд, не вникая в смысл чужих мыслей, мнений, стереотипов. В отличие от студента, у интроекта это так и остается, не забывается. А что делать, если он «заглотил» две противоречащие идеи? Проекция в гештальттерапии мало отличается от проекции в психоанализе. Единственное замечание: наделение своих чувств, органов и комплексов, какими-либо свойствами, тоже относится к проекции. Это составляющие человека и их свойства есть свойства человека, а не каких то там чуждых ему чувств, органов, комплексов. Слияние. Говорят, что толпа из тысячи академиков столь же глупа, как и толпа из тысячи бомжей. Это и есть одно из проявлений слияния. При слиянии границы собственного «я» и границы окружения стираются. В толпе человек становится, частью толпы, действующей по законам толпы. Ретрофлексия, пожалуй, самый интересный, но и самый сложный механизм. Ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим. После выговора начальника, такой человек начинает добивать себя сам: «Ах, какой я нерадивый, глупый и т.п.» Это вместо того, чтобы нормально проанализировать ситуацию, или, в крайнем случае, «ответить ударом на удар», ведь это «начальник у меня сволочь и идиот». Оговорюсь, эта техника довольно сложна. При ее применении есть много «но». Хотя при грамотном применении этой техники эффективность очень высока. Но вернемся к нашим баранам, точнее к коррекции поведения. Возьмем, к примеру, ситуацию: незамужняя дочь из достаточно консервативной семьи собирается сделать заявление, что она беременна. Ситуация, согласитесь, не слишком веселая. Девушка начинает проигрывать ее в лицах. Естественно довольно быстро выявляется, что основной проблемой в разговоре для нее является ее страх перед родителями (1-й шаг). Именно ее страх и неуверенность в общении с ними дает родителям повод: во-первых, давить на нее, во-вторых, заявлять, что она не готова к самостоятельной жизни (2-й шаг). Наверняка можно предположить, что в детстве девушку довольно строго воспитывали – «того нельзя, это не делай» (3-й шаг). В результате у девушки появилась игра «ах как я ловко скрыла от предков» (4-й шаг). Пришла расплата и она бежит к психологу с вопросом «Чего же мне теперь делать?». В данный момент здесь и сейчас у девушки основная «головная боль» разговор с родителями, которых, по сути, она боится. Проигрывая разговор, психотерапевт не может хорошо знать девушку и ее родителей, а потому не может точно предугадать реакцию. Зато в процессе проигрывания разговора можно работать со страхом. Работать нужно с корнями проблемы, давая их понять и осознать. В данном случае это может вылиться через злость. Поэтому пара сломанных стульев не должна вызывать удивления. В какие формы выльется это осознание позже, решать не может никто кроме самого клиента. Японцы довольно давно поняли этот принцип. У них в конторах в специально отведенных местах стоят манекены начальников. После нелицеприятного разговора каждый может прийти туда и «отвести душу», завершив тем самым гештальт. Насколько я знаю подобное введение повысило производительность чуть ли не на 5%. Еще один принцип ломания определенных стереотипов поведения, я называю "подигрыванием, доводящим до идиотизма". Подобный пример есть у известного юмориста. Допустим стоит на рынке бабулька, торгует. Ее настрой, стереотипный принцип мышления: "Мое дело цену повышать, а покупателя стараться снизить". Она уже настроилась на это сознательно и подсознательно, но, при этом, важно, чтобы покупатель не ушел. Подходит покупатель и игра запускается. Естественный вопрос покупателя: - Почем? Ну, допустим, ответ: - По 10 рублей. А теперь внимание. Начинается ломание игры: - А по 30 отадшь? Абсолютно противоречащая сценарию игры фраза. Бабулька, естественно, не может перестроиться сразу и входит в ступор. А пока она не опомнилась: - А по 50? - Ну а по сотне договоримся? На все это действо обычно бывает от 15 до 50 секунд. За это время человек успевает выйти из роли, оценить ситуацию с позиции логического мышления и занять соответствующую позицию. В гештальттерапии эта техника тоже используется. Доводя ситуацию до абсурда можно заставить человека выйти из роли и взглянуть на это со стороны. Это самый эффективный момент, когда можно работать с клиентом. Игры и роли можно и просто на просто использовать. Один мой приятель как-то пожаловался: мол его начальник стал налегать на выпивку и частенько бывает "под шофе на работе". Намек был принят и я дал добро: "Присылай ко мне". Проходит неделя, вторая, начальника нет. Звоню приятелю: - Где там обещанный клиент? - А, так он пить бросил. Похоже, даже дома ни грамма. - С чего бы это? - А черт его знает. Я ему предложил сходить к психотерапевту, а он пить бросил. Вот как бывает. Для большинства людей психиатр и психотерапевт занимаются примерно одним и тем же. Так наш начальник получил серьезнейший удар по самолюбию и понял насколько он теряет авторитет перед подчиненными. Так на одну чашу весов положили потребность к выпивке, а на другую авторитет. Авторитет выиграл "за явным преимуществом". Второй пример. Один из бывших клиентов звонит, просит совета: - Меня перевели на новое место работы с повышением. - Ну что же поздравляю. - Да, нет. Я этого совершенно не хочу. Мне нравилась моя прежняя работа, и в зарплате я теперь потерял. Никаких калымов. - Тогда сочувствую. - А чего мне сделать, чтобы вернуться? - Да чего хочешь, то и делай. Раз тебя двинули на повышение, значит, ценят и не выгонят. С другой стороны, раз тебя ценят, то можно ничего не делать, или делать не так как нужно, а как нравиться. Чего тебе терять? Или боишься чужого мнения? Через несколько дней я услышал слова благодарности. Моего клиента в спешном порядке вернули на прежнее место. Один из моих учителей в психологии любит говорить: "Имеют смысл только игры, в которых выигрывают все". В первом случае начальник бросил пить - явный выигрыш, но главное восстановил свой "статус кво". Мой знакомый тоже выиграл что-то, иначе, зачем ему было суетиться, договариваться со мной. Во втором случае также выиграл и мой клиент - его вернули на прежнюю работу, и его руководители, поскольку он начал "ломать дрова". Но обратите внимание: везде были созданы причины для изменений. Люди не боролись со следствиями, а создавали мотив для изменений, работали на шаге причин. Я бы никогда не поверил человеку, возмущающемуся следствиями и не противодействующий причинам. Надеюсь, более или менее ясно как ломать игры. Остался вопрос о их сохранении. Действительно, не все же откажутся от повышения, другое дело, что не всем это предлагают. Ну, тут уж нужно бросаться в игру с головой, учитывая ее законы, сильные и слабые стороны. Главное понять игру и найти грамотные действия. Наибольшие знатоки игр - интриганы. Не стоит негативно относиться к этому слову. Если в Вашей игре выигрывают все, то "интрига" будет иметь, скорее всего, положительный смысл. Проигрывание ролей за каждого из действующих лиц, в гештальттерапии, как раз и позволяет выбрать то наиболее подходящий прием, который будет наиболее эффективен.
Вот и все. Думаю, не сложно понять и научиться всем пяти шагам. Несколько сложнее применить их на практике. Главное пробовать, смотреть на результаты и не падать духом при неудачах. Учиться у жизни - самая сложная наука.
Как все работает.
Мы рассмотрели пять шагов, общих для всех психологических направлений. Как уже ранее упоминалось, три первых являются диагностическими. 4-й шаг можно назвать консультационным. 5-й – корректирующим или терапевтическим. Каждый из шагов несет свою функцию. Каждый имеет свой смысл в общей схеме. В этой главе мне хотелось бы показать общую картину работы всей схемы, и показать некоторые нюансы. Итак, приходит к Вам клиент. Вы, конечно, интересуетесь его проблемой. Не спешите. У Вас есть пятнадцать-двадцать минут на его рассказ. Пусть поплачется, пожалуется. Ваше дело сидеть с заинтересованным видом, вставлять вопросы и слушать, периодически делая для себя заметки. Как правило, за это время человек успевает сказать все необходимое для первичной диагностики. Возможно, придется задать еще два – три вопроса на уточнение. Все клиент в Ваших руках. Вы уже можете делать выводы, прикидывать наиболее подходящие приемы работы. Сам клиент еще ничего не знает. Он до сих пор сидит с тем, с чем пришел. Возможно, на душе у него стало легче, и он уже проникся к Вам симпатией. Не думайте, что всегда клиенты готовы выложить о себе все и сразу. Зачастую заходит человек, который с трудом может связать два слова. Если честно, то эффективность и результативность работы с этим контингентом выше, чем с «болтунами». Многие из «болтунов» приходят либо поплакаться в жилетку, либо просто поболтать, посплетничать, думая, что психологи являются заменителем бабушек на лавочках. «Малоразговорчивые» же, как правило, идут к психологу когда «приехали дальше некуда». И никуда от Вас не денутся при Вашей грамотной работе. В начале работы из них приходится вытягивать каждое слово. Возникает ощущение, что каждая фраза рождается с болью. Это страх. И здесь задача любого практического психолога убедит, что Вы то самое плечо, на которое можно будет опереться. Прошу внимания! Здесь идет очень тонкая грань: с одной стороны психолог убеждает человека в своей надежности и компетентности, с другой категорически пресекает всяческие попытки повесить на себя решение проблем клиента. Психолог не может решить чьи-то проблемы, он может помочь решить их клиенту, не более. Если аппендицит болит у Вас, то резать его будут Вам, а не дяде Васе. Если проблема клиента, то решать должен ее он, а не Вы. Но также как при операции есть грамотный хирург со своим инструментом, так и психолог с набором своих знаний является инструментом. Это более или менее понятно? Отлично. Существует еще один вид клиентов. Я называю их «любителями интеллектуального онанизма». Эти будут выдвигать Вам свои версии, теории. Будут стараться помочь во всем, уводя от проблемы все дальше и дальше. С ними можно мучиться очень долго, не продвинувшись к цели ни на йоту. Это игра. Вам «парят мозги». Такую форму приняло сопротивление. Этот вариант представляет собой страх изменений. И работать Вам придется опять же со страхом. В общем и целом, первая проблема с которой встречается психолог у клиента – это страх. Не знаю, как в других странах, но в России, последние лет пятьсот, открыто высказывать свое мнение было несколько опасно. Похоже, что это въелось в каждую клеточку и передается генетически. Поэтому проблема российских психологов в умении доказать, что ты «свой», при этом, не скатываясь до шага «вешалки для проблем» или «жилетки для слез». Допустим первый этап работы за Вами. Вы установили необходимую дистанцию и у Вас преимущество в знании о проблемах клиента. Сейчас начнется самый сложный момент: заставить самого клиента осознать свои проблемы. Каждый человек считает себя вполне нормальным, точнее даже идеальным человеком. Какая бы сложная ситуация не возникала, еще ни один из пришедших ко мне не заявил, что в этом виноват он сам. Виноватыми бывают папа, мама, обстоятельства, плохое правительство, инопланетяне, господь Бог и т.п., но никогда сам клиент. А потому перво-наперво стоит договорится, что раз уж Вы наблюдаете перед собой клиента, а не маму, папу и обстоятельства с инопланетянами, то работать Вы можете только с клиентом. Я обычно убеждаю фразой: «Вы согласны, что для Вашего нормального существования, нужно будет поменять либо Вас, либо их? Ведь, насколько я понял, дальше так продолжаться не может?». После получения утвердительного ответа, я продолжаю: «А раз пришли Вы, значит готовы к изменению своего отношения именно Вы. – а потом обязательно добавляю нечто типа, – Ну, что ж, Вы мудрее них, ибо в споре выигрывает не тот, кто сказал последнее слово, а тот, кто почерпнул для себя новое». Главное на этом этапе важно убедить клиента разобраться с самим собой. И в дальнейшей работе достаточно важно не допускать у клиента отделение себя от своих эмоций. Сравните: «Это во мне вызывает раздражение» и «Я при этом раздражаюсь». Первый вариант выдает явное нежелание видеть в себе раздражение. Возникает ощущение, что куда-то вживили орган под названием «раздражение». И определенные события активизируют этот, в общем-то, ненужный человеку орган. Я бы этого хирурга бы, да по морде. Здесь важно дать понять клиенту, что если он не относит к себе испытываемое чувство, то и контролировать он его не может. Черт его, этот орган, знает, что и когда он выкинет в очередной раз. Но если это Ваше, то все в Ваших руках. Еще одним непременным условием я считаю необходимость предупредить, что не бывает плохого и хорошего, нет правильного и неправильного. Все, что есть в человеке когда-то было ему нужно. И сейчас есть то, что есть. Невозможно убедить человека, всю жизнь питавшегося сладким, что горькое менее вкусно. Если бы отсутствовало зло, отсутствовало бы и добро, а потому разделить их невозможно – это одно и то же. Разделение по принципу "плохо – хорошо" придумали люди и это разделение весьма и весьма условно. Вспомните марсиан, у которых могут быть совершенно другие представления об этом. Как только подобное доходит до клиента, он перестает стесняться своего внутреннего мира. Классификация всего перемещается в плоскость: мешает мне это или не мешает в жизни. И в дальнейшем, в работе психолог не имеет право оценивать клиента. Как только Вы проявили хотя бы малейшую эмоцию, по поводу душевного мира клиента, Ваша дальнейшая работа становиться не просто бесполезной, но зачастую опасной. Как правило, то, что задевает практического психолога, касается его собственных комплексов. В конце концов, психолог тоже человек с собственной жизнью и проблемами. Именно поэтому З.Фрейл настаивал прежде начала практики, каждому психотерапевту пройти курс у психоаналитика. Лишь после понимания собственного внутреннего мира, можно начинать работу с другими людьми. Остальные рамки ведения работы зависят от конкретной техники. В любом случае прежде, чем начать работать психолог обязан поставить условия. Иначе у клиента будет очень большое поле, где уйти от Вашего воздействия будет легко. Как только поставлены «вешки» клиент попадает, сам того не сознавая, в угол. И я не зря предупреждал, что одним из первых шагов должно быть установление четкой дистанции. Благодаря доверительным отношениям Вы страхуетесь от «драк» в углу, а уход от панибратства страхует от возможных игр. Только теперь, проделав перечисленные предварительные шаги, можно начинать работать по схеме шагов. Как это ни странно иногда приходится задавать вопрос: «А с чем здесь работать?» Девушка поссорилась со своим парнем. Пришла за советом «Что делать, чтобы помириться?». Советы давать дело не благодарное (см. 5-й шаг). Разбираться в проблемах совместимости – несовместимости тоже не мед. Да к тому же, для этого как минимум нужен еще и ее парень, который возможно и не захочет идти ни к какому психологу. Вот Вам и вся психотерапия вместе с неврозами, психозами и т.п. Подобных тупиков в работе практического психолога на каждом шагу. Здесь есть множество вариантов, но я предлагаю два нижеприведенных. Если и не сможете реализовать на практике, то опыт получите, несомненно. Итак, девушка встречается с парнем (1-й шаг) – в результате она хочет выйти за него замуж (2-й шаг) – все это происходит потому, что она его любит (3-й шаг). Наверняка, получиться именно такая или очень похожая схема. Несоответствие первое: любовь еще не повод для замужества, по крайней мере, если уж не терпится, можно сначала пожить вместе и детей пока не заводить. Несоответствие второе: он совершенно не обязан соответствовать ее желаниям, т.е. то, чего хочет девушка может совершенно противоречить планам парня. Несоответствие третье: если два первых несоответствия отметаются, то какого же черта они ссорятся? И, наконец, несоответствие четвертое: если они ссорятся, а смысла в этом нет, значит это игра, в которой кто-то чего-то добивается (скоре всего оба). Подробный рассказ о взаимоотношениях вполне может выявить эту игру. Рекомендуемые техники: трансакционный анализ, психодрамма, тренинги умений. Второй вариант основан на наблюдении, что в играх каждый получает скрытое удовольствие и подсознательно выбирает себе, удовлетворяющего правилам игры партнера. В 9 из 10 случаев сама ссора между милыми является кульминацией какой-то игры. И здесь мы начинаем работать непосредственно с тем чувством, которое получила девушка от этой кульминации. Наверняка, где-то в детстве был случай подобного переживания. В результате возникает комплекс. Работая с чувствами, мы не можем игнорировать комплексы. В данном случае предположим, что девушка испытала в результате ссоры обиду. Тогда в процессе работы вырисовывается схема. Например: обида (1-й шаг) – жалость себя (2-й шаг) – комплекс неполноценности, униженность (3-й шаг). Работать здесь придется с переживанием чувства униженности, оскорбления. Рекомендуемые техники: психоанализ, НЛП, гештальттерапия, эриксоновский гипноз. В психодиагностике применяются различные инструменты позволяющие ускорить и упростить работу психолога на этом этапе. Это различные тесты, опросники, шкалы. Не хотелось бы повторять вслед за тысячами других, но это действительно важно - тесты являются унифицированными, и дают лишь грубое представление о клиенте. В любом случае, психолог просто обязан провести после тестирования уточняющую беседу. Тесты лишь ускоряют работу, но не заменяют ее. Иногда я представляю себе всю психическую жизнь клиента в шкалах противопоставления: страх общественного мнения – страх одиночества, гордыня – самобичевание, неумение встать на другую точку зрения – неумение критического восприятия окружения и т.п. Все эти качества имеют свои названия в психологии и являются крайними состояниями. Не нужно объяснять, что каждое из них вызывает определенные проблемы. Так вот рекомендую составить себе несколько подобных шкал, где можно отметить свойства психики клиента. И если уж говорить о плохом и хорошем, то чем ближе к крайним значениям, тем хуже. Главной же задачей подобного действия является выявление реальной проблемы клиента. В принципе, это один из вариантов тестовой шкалы. Очень важно также помнить, что в результате психодиагностики психолог получает лишь гипотезу, а не 100% верную версию проблемы. С первого сеанса и до последнего, в любой момент, могут выявиться факты ставящие все «с ног на голову». Работаешь спокойно над проблемой, все просто здорово, и тут «на тебе бабка пирожки с цианидом». По началу меня это здорово вышибало из колеи. Лишь со временем я стал строить не схемы из предположений, как показано в этой книге, а схемы из наиболее показательных фактов из жизни клиента. Остальные упомянутые моменты были тут же в виде списка. Тогда в любой момент вместо одной показательной ситуации можно было подставить другую. А чуть позже можно будет проанализировать новую схему. 4-й шаг назван мной консультационным. Мне еще ни разу не встречался случай, когда клиент в состоянии сам осознать и принять всю проблему в целом. Ну не возможно объяснить человеку, что он мазохист, или у него игра «я все знаю», или у него страх перед близкими людьми, приводящий к неудачам в личной жизни и т.п. Его социальные нормы, нормы, содержащиеся в суперэго, или состоянии родитель не допускают этого. Даже если человек на словах утверждает свое понимание, то ситуация выглядит: умом вроде бы согласен, но этого, все равно, быть не может. А потому ни одна психотехника никогда не берется решать 4-й шаг в лоб. Практически все техники занимаются тем, что отыгрывают ситуации, где эта проблема была. И здесь не важно в реальном ли действии отыграна ситуация клиента или в его голове. Напрягают клиента, всего лишь, воспоминания, или опыт находящийся тоже в голове. При грамотной проработке всех шагов инсайт у клиента гарантирован. Иногда попадаются и особо непрошибаемые, но это игра в человека без чувств и эмоций. «Купил» он Вас? Ваша ошибка. Инсайт уже подвигает психику человека к изменениям. По сути, происходящее озарение имеет настолько ярко выраженную эмоциональную окраску, что должно получить отражение и на чувственном шаге, т.е. меняется все отношение к подобным ситуациям. Но, как уже было сказано выше, необходимо предложить новые формы поведения. Именно поэтому практически все техники после проработки проблемной ситуации предлагают пройти клиенту эту ситуацию еще раз, но так, чтобы конечный результат удовлетворял клиента. Вот это будет уже 5-й шаг. Клиент сам выбирает свое поведение в данной ситуации, сам решает, что для него будет эффективнее. Именно на этом этапе важно получить обратную связь: Произошли ли изменения в психике? Появились ли новые формы поведения? Не является ли новое содержание повторением прошлых форм? Опытный практический психолог видит сразу, насколько инсайт повлиял на клиента. И уже прикидывает необходимость продолжения работы в этом направлении, а дальше, в случае успешной работы, закрепляет изменения проработкой ситуации. Начинающим же психологам я бы посоветовал разобрать по схеме новую, предложенную клиентом форму поведения. Возможно, для реальных изменений нужна более глубокая проработка, и корни проблемы лежат глубже. Вообще весь процесс работы практического психолога, по одному мудрому замечанию, можно сравнить с ловлей крупной рыбы. В какой то момент нужно ослабить натяжение лески, в другой держать покрепче, нужно и рыбу вымотать, и смотреть, чтобы не сорвалась. В работе с клиентом идет то же самое. У каждого психолога в процессе работы рано или поздно складывается свой индивидуальный ход, своя тактическая схема. Не спешите, это приходит не сразу. Помните, что психолог тоже человек и не может знать всего. Отказ от работы с клиентом – не является распиской в некомпетентности Вас как психолога. Отказ лишь показывает Вам Ваши перспективы, то, что Вы еще не знаете. Я, лично, всегда под рукой имею список нескольких психотерапевтов, причем различных направлений. Если я чувствую, что задача мне не под силу, я со спокойной душой даю два-три телефона специалистов более высокого класса или другого направления. При этом я совершенно спокойно объясняю клиенту, что данная проблема не решается в рамках моего профиля. Далее хотелось бы поднять вопрос об окончании работы. Когда психотерапевт может считать свою работу выполненной. Еще во время рассказа клиентом о своей проблеме, я задаю наводящие вопросы позволяющие четко зафиксировать конечную цель. Без ее четкой фиксации работать с человеком можно до бесконечности, находя все новые и новые, более глубокие «комплексы». Зафиксировав же цель довольно четко можно констатировать окончание работы. Здесь важен еще один момент: ни в коем случае нельзя исходить из того, что целью является разрешение ситуации. Для большинства людей грипп это высокая температура и больная голова. Для врача же это попадание в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|