Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность налоговой системы




Тема: Налогообложение доходов физических лиц и пути его совершенствования в Республике Беларусь


Содержание

 

Введение

1. Налоговая система

1.1 Понятие и сущность налоговой системы

1.2 Тенденции развития налоговой системы в мире

1.3 Налоги как элемент налоговой системы, их виды

2. Налогообложение физических лиц

2.1 Налогообложение индивидуальных предпринимателей

2.2 Налогообложение физических лиц

3. Анализ налогообложения физических лиц на примере инспекции министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Смолевичскому району минской области и пути его совершенствования

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1 Сравнительный анализ поступлений подоходного налога за январь-сентябрь 2004 и 2005 годов в разрезе видов плательщиков

Приложение 2. Данные по физическим лицам, сдающим в наем помещения

Приложение 3. Данные по декларированию совокупного годового дохода

Приложение 4. Физические лица, имеющие в собственности два и более жилых помещения в многоквартирных домах 

Приложение 5. Результаты работы с физическими лицами, плательщиками земельного налога и налога на недвижимость

Приложение 6. Сравнительный анализ динамики подоходного налога по двухуровневой шкале 10 и 15% в сравнении с действующей шкалой


Введение

 

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

При переходе к рыночной экономике возникло множеством проблем, которые необходимо решать. Одна из самых острых проблем нашей экономики – это нехватка финансовых ресурсов. Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование – система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождение (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

В налоговой системе Республики Беларусь налоги с физических лиц занимают существенное место и представлены такими основными платежами, как подоходный налог, платежи за землю, налог на недвижимость. Налогообложение физических лиц основывается на том принципе, что каждый гражданин должен участвовать в поддержке государства частью личных доходов. Поэтому налоги с граждан отражают причастность плательщика к формированию общегосударственных доходов. В то же время налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с местными органами власти и управления, они дают основание для контроля за счет плательщиков.

Актуальность данной темы обусловлена существованием многочисленных проблем, связанных с взиманием налогов с физических лиц и ее дальнейшее изучение полезно как для будущих специалистов в налоговой сфере, так и для простых граждан – плательщиков налогов.

Целью данной дипломной работы является изучение теоретических основ налогообложения физических лиц и их практического применения.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) описать сущность и механизм обложения доходов населения;

2) изучить порядок взимания налога на недвижимость и земельного налога с граждан Республики Беларусь;

3) рассмотреть особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь;

4) проанализировать состояние подоходного налогообложения на современном этапе и определить пути его совершенствования.

Основной задачей работы является попытка научного исследования данной темы и практического применения с последующими рекомендациями по грамотному применению имеющегося налогового законодательства Республики Беларусь физическими лицами.

Объектом исследования являются налоги с доходов населения и пути их совершенствования в современных условиях.

Предметом исследования является налогообложение физических лиц по Смолевичскому району Минской области.

При написании данной работы использованы следующие материалы: Налоговый кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Постановления Правительства Республики Беларусь, нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления (инструкции), учебные пособия, научные статьи, информация сайта в Интернете Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и др. В работе используются также статистические данные инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Смолевичскому району Минской области.

В дипломной работе рассмотрены основные моменты взимания налогов с населения. Во время перехода Республики Беларусь к рыночной экономике эта тема требует дальнейшего изучения.


1. Налоговая система

Понятие и сущность налоговой системы

 

С институциональных позиций налоговую систему можно представить как совокупность принципов, форм и методов установления, изменения и отмены налогов, соответствующих налоговому законодательству.

Данное определение вполне можно рассматривать в качестве базовой дефиниции налоговой системы. Конечно, налоговая система всегда предстает и как система институтов, организаций, которые занимаются регулированием налоговых отношений. В такие инстанции, которые осуществляют налоговый контроль или налоговое администрирование, время от времени приходится обращаться всем налогоплательщикам.

В Беларуси к таковым инстанциям можно отнести налоговую службу, таможню и налоговую полицию (Комитет государственного контроля).

Одновременно налоговая система предстает как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение действий налогового законодательства. Посредством налогового механизма обеспечиваются устойчивость и целевая направленность функционирования налоговой системы, осуществляется налоговая политика.

Налоговую систему можно еще представить и как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, установленных законодательством и обязательных к уплате.

Под налогом понимается обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Под сбором понимается обязательный платеж, уплата которого является главным условием совершения государственными органами определенных действий в интересах плательщика данного сбора, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Взносы обычно связаны с концентрацией денежных средств в бюджетных и внебюджетных фондах.

Не случайно уже только по одному перечислению налогов и сборов, взимаемых в конкретной стране, есть возможность судить о степени развития национальной налоговой системы. А такой перечень носит порой весьма причудливый характер.

Так, в свое время были налоги на двери и окна, выходившие на проезжую улицу, на бракосочетание («налог на право брачной ночи»), налог на бездетность и т. д.

В современных условиях о степени развития налоговой системы судят прежде всего по соотношению прямых и косвенных налогов. Принято считать, что чем выше удельный вес косвенных налогов, тем ниже уровень цивилизованности национальной налоговой системы.

Другими словами, речь идет о тех правилах, которые необходимо неукоснительно соблюдать при организации сбора налогов в пользу государства.

Мировая экономическая наука в качестве основных принципов налогообложения признает следующие:

1) точность определения вводимого налога (определенность), т. е. должна существовать возможность конкретно рассчитать его величину, а сама методика расчета не должна оспариваться;

2) доступность налога, т. е. налог не должен разорять хозяйство налогоплательщика;

3) удобство платежа во времени, что особенно важно для сезонных видов национального производства;

4) экономичность сбора налогов. Доходы по сбору налогов должны заметно превышать расходы, связанные с организацией и проведением сбора. Доходы, полученные государством в виде налога, должны соответствовать той пользе, которую правительство предлагает обществу в виде своего «продукта».

Принципы построения налоговой системы. Изложенные выше принципы налогообложения непосредственно используются при построении национальных налоговых систем в роли фундаментальных методологических начал.

К системным принципам налогообложения относятся платежеспособность и всеобщность, справедливость и нейтральность, стабильность, доходчивость и гибкость, оптимальность, обоснованность выбора источника уплаты и объекта налогообложения.

Принципы организационного построения налоговых систем различаются в федеративных и унитарных государствах.

В переходный период особое значение приобретают такие принципы, как стабильность налогового законодательства, однократность взимания налогов, равенство налоговых требований независимо от формы собственности и организационно-правовых форм, оптимальное сочетание налоговых функций, обоснованность системы налоговых льгот и др.

Теперь кратко о наиболее важных принципах. Так, принцип платежеспособности означает, что уплаты налога можно требовать лишь у того, кто имеет соответствующую финансовую возможность. Сумма налога определяется величиной дохода (или богатства) налогоплательщика. Поэтому бедные слои населения платят более низкие налоги или вообще их не платят. Но вот богатые люди обречены платить намного больше. Сумма их личного богатства указывает на то, что «правительственным продуктом» они пользуются и интенсивно, и более удачливо. В итоге система налогообложения способна нивелировать исходную неравномерность распределения доходов в обществе (рис. 1.1).

Биссектриса центрального угла ОА на рис. 1.1 выступает как линия полного равенства. Однако в реальной жизни распределение доходов в обществе далеко от такой идиллии и отражается линией ОБА. Реализация при налогообложении принципа платежеспособности приводит к тому, что после уплаты налогов неравномерность распределения доходов заметно сглаживается (см. линию ОСА).

 

Рис.1.1 Влияние налогов на выравнивание степени социального неравенства Примечание. [36, с. 98]

 

На идее наличия платежеспособности основываются этические принципы горизонтальной и вертикальной справедливости.

Принцип горизонтальной справедливости сводится к тому, что лица, находящиеся в равном материальном положении, в системе налогообложения должны трактоваться одинаково.

Принцип вертикальной справедливости сводится к тому, что находящиеся в неравном положении граждане страны должны трактоваться неодинаково. Тот, кто получает больше дохода и кто богаче, тот должен платить больше налогов.

Идея вертикальной и горизонтальной справедливости соответствует общему принципу платежеспособности (платит тот, кто имеет деньги). Альтернативный принцип (принцип выгод) также имеет свой смысл: платить за «правительственный продукт» в виде налогов должен тот, кто пользуется соответствующим благом.

Принцип нейтральности означает, что система налогов по возможности не должна оказывать прямого влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным.

Принцип эффективности ориентирует на то, что система налогообложения призвана способствовать достижению устойчивого и долговременного экономического роста.

Принцип доходчивости означает, что налоговая система должна быть понятной налогоплательщику, а принципы исчисления и взимания налога не должны допускать возможности свободного толкования.

Принцип оптимальности предполагает, что расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства всегда минимальны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...