Налогообложение индивидуальных предпринимателей
Поддержка предпринимателей без образования юридического лица является одним из приоритетов экономической политики Республики Беларусь. В частности, предусматривается оказание финансовой поддержки безработным, решившим заниматься предпринимательской деятельностью. Однако начало деятельности и формирование постоянного источника доходов в данной категории работающих – это не одно и то же. Устойчивость начатого дела зависит не только от способностей его участника, но и от налоговой сферы, в которой осуществляется данная экономическая деятельность. В настоящее время предприниматели в зависимости от видов деятельности подразделяются на: - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог; - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги в общеустановленном порядке; - индивидуальных предпринимателей, налогообложение которых осуществляется по упрощенной системе. Рассмотрим порядок налогообложения предпринимателей поподробнее. Единый налог. В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства и совершенствования порядка налогообложения Декретом Президента от 17.06.2001г. №12 (далее Декрет) введен единый налог с индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – единый налог) при реализации физическим лицам работ (услуг), а также при розничной реализации физическим лицам через пункты продажи (кроме магазинов) товаров. Согласно п.13 Декрета областными и Минским городским Советами депутатов с учетом местных условий и особенностей утверждены ставки единого налога в пределах базовых ставок единого налога по видам деятельности. Декрет Президента Республики Беларусь от 17.05.2001 №12 «О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью» затронул интересы значительного числа зарегистрированных в Республике Беларусь индивидуальных предпринимателей (около 70%). При этом при осуществлении такой деятельности индивидуальные предприниматели не вправе применять иной порядок налогообложения. До ввода в действие Декрета эта категория предпринимателей, как правило, уплачивала фиксированные (твердые) суммы подоходного налога в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.01.1997 г. №70 «Об упорядочении взимания фиксированных сумм налога на прибыль и твердых сумм подоходного налога». Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 31.01.1997 г. №46 «От утверждении Положения о взимании фиксированных сумм налога на прибыль и твердых сумм подоходного налога» и постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 27.04.1995 г. №228 «Об утверждении перечня видов предпринимательской деятельности, осуществляемой гражданами без образования юридического лица, по которым областные и Минский городской Советы депутатов могут устанавливать ставки подоходного налога с граждан в твердых суммах». При этом порядок взимания фиксированных (твердых) сумм подоходного налога, установленный названными актами, существенно отличается при осуществлении розничной торговли и при оказании услуг населению. Порядок уплаты, определенный Декретом, не предусматривает применение каких-либо повышающих коэффициентов и предписывает предпринимателям (независимо от осуществляемых ими видов деятельности) самостоятельно исчислять единый налог.
Вместо Декрета №12 был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. №4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», который определил порядок исчисления и уплаты индивидуальными предпринимателями единого налога.
Плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц являются: 1) индивидуальные предприниматели при реализации потребителям работ (услуг), а также при реализации им в пунктах продажи и по образцам товаров, отнесенных к товарным группам, указанным в Перечне; 2) физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, при разовой реализации на рынках произведенных, переработанных либо приобретенных ими для продажи товаров, отнесенных к товарным группам, указанным в Перечне. Такая реализация товаров может осуществляться не более 30 дней в году (с 1 января по 31 декабря включительно). Индивидуальные предприниматели при осуществлении видов деятельности, указанных в Перечне, не вправе применять иной порядок налогообложения в отношении этих видов деятельности. Плательщики единого налога освобождаются от исчисления и уплаты: - подоходного налога с физических лиц на доходы, получаемые ими при осуществлении видов деятельности, указанных в Перечне; - налога на добавленную стоимость, за исключением налога, уплачиваемого на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь; - налога за пользование природными ресурсами (экологического налога); - местных налогов и сборов, взимаемых при осуществлении видов деятельности, названных в Перечне. По указанным налогам плательщики единого налога не представляют соответствующие расчеты. Ставки единого налога устанавливаются областными и Минским городским Советами депутатов в пределах базовых ставок данного налога, определенных в Перечне, в зависимости от: - населенного пункта, в котором осуществляется деятельность плательщиков единого налога (г. Минск, города областного, районного подчинения, поселки городского типа, сельские населенные пункты); - места осуществления деятельности этих лиц в пределах населенного пункта (центр, окраина, транспортные развязки, удаленность данного места от остановок пассажирского транспорта);
- режима работы плательщиков единого налога; - типа пункта продажи; - иных условий осуществления видов деятельности, указанных в Перечне. Вышеуказанными нормативными актами были предусмотрены льготы при уплате единого налога: 1) физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, – на 25% в первые три месяца со дня получения ими свидетельства о государственной регистрации; 2) индивидуальных предпринимателей, получающих пенсии по возрасту или инвалидности, – на 20% со дня возникновения права на льготу (со дня назначения пенсии) на основании пенсионного удостоверения. Ставка налога с учетом льготы (понижения) определяется как произведение налога на коэффициент льготы, который рассчитывается по формуле:
, (2.1)
где Кл – коэффициент льготы; Л – размер льготы в процентах. При возникновении права на льготы в течение календарного месяца она предоставляется за дни осуществления деятельности, начиная со дня ее возникновения, пропорционально общему количеству календарных дней в месяц. При утрате права на льготы в течение календарного месяца она предоставляется за дни осуществления деятельности начиная с первого дня календарного месяца (даты начала осуществления деятельности), когда имелось право на льготы, по дату утраты этого права пропорционально общему количеству календарных дней осуществления деятельности. Для расчета налога с учетом льготы производится корректировка льготы (определяется коэффициент, соответствующий скорректированной льготе). Индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, указанные в Перечне, самостоятельно исчисляют причитающийся к уплате единый исходя из ставок единого налога, установленных в населенном пункте, в котором осуществляется деятельность, а при осуществлении видов деятельности, указанных в пунктах 11 – 13 Перечня, – исходя из ставок, установленных в населенном пункте, в котором предприниматель состоит на учете в налоговых органах.
При реализации в календарном месяце нескольких видов работ (услуг) уплата единого налога производится по тому виду работ (услуг), по которому установлена наиболее высокая ставка налога. Индивидуальные предприниматели по каждому физическому лицу, привлекаемому к предпринимательской деятельности в сфере реализации работ (услуг) по гражданско-правовому или трудовому договору (включая лиц, выполняющих функции управления, учета, контроля, обслуживания, и иных занятых), дополнительно уплачивают налог в размере 60% от установленной ставки единого налога. В случае реализации через пункты продажи, названные в пункте 4 Инструкции, не произведенных в Республике Беларусь товаров (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками), отнесенных к товарным группам, указанным в Перечне, к установленной ставке налога применяется повышающий коэффициент 1,5 независимо от удельного веса этих товаров в торговом ассортименте. При этом сумма доплаты за счет повышающего коэффициента определяется по формуле:
, (2.2)
где Д – сумма доплаты за счет повышающего коэффициента; C – установленная ставка единого налога; К – повышающий коэффициент. В целях исчисления единого налога товары признаются произведенными в Республике Беларусь на основании выдаваемых в установленном законодательством порядке сертификатов продукции собственного производства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь (копий сертификатов, засвидетельствованных нотариально или организацией, их выдавшей), других документов, подтверждающих, что реализуемые товары произведены в Республике Беларусь. По произведениям живописи, графики, скульптуры, предметам (товарам) народных промыслов, кустарного и ремесленного производства в качестве подтверждения того, что названные товары произведены индивидуальным предпринимателем, могут служить акты (справки) обследований, проводимых налоговыми органами в местах производства таких товаров. При реализации товаров, отнесенных к товарным группам, указанным в Перечне, в магазинах, площадь торговых залов которых не превышает 15 квадратных метров, палатках, киосках, павильонах, в том числе с торговыми залами, мини-кафе, летних кафе, аптечных киосках, аптечных пунктах, обособленных местах, предоставленных в порядке, установленном законодательством, юридическими или физическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности, а также принадлежащих индивидуальным предпринимателям на праве собственности, к установленным ставкам единого налога в зависимости от общей занимаемой площади пункта продажи применяются повышающие коэффициенты:
а) 1,5 – свыше 25 до 60 квадратных метров (включительно); б) 2,0 – свыше 60 до 90 квадратных метров (включительно); в) 2,5 – свыше 90 квадратных метров. При продаже товаров, отнесенных к товарным группам, указанным в Перечне, в обособленных торговых местах на рынках вне стационарной торговой сети, размер которых превышает размер одного торгового места, определенного на рынке, к установленной ставке единого налога применяется коэффициент 0,5 за каждое дополнительное торговое место, определенное (предоставленное) собственником рынка. При этом одним торговым местом признается территория, которая отмечена на плане экспликации рынка. Расчет единого налога представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки их на учет не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности; индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые. Индивидуальные предприниматели одновременно с расчетом предъявляют документ, подтверждающий право на льготу по налогу. Представление расчета не требуется, если деятельность, облагаемая единым налогом, осуществляться не будет. Физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, исчисление единого налога производится налоговыми органами исходя из ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором осуществляется деятельность, в установленном законодательно порядке без учета льгот по налогу. Исчисление единого налога производится на основании заявления, представляемого в налоговый орган по месту жительства физического лица либо по месту осуществления им деятельности. В заявлении указывается период (календарные дни), в течение которого предполагается осуществление деятельности, место ее осуществления (местонахождение пунктов продажи), виды реализуемых товаров. Единый налог уплачивается (доплачивается) в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком Республики Беларусь курса евро к белорусскому рублю, действующего на первое число месяца, в котором производится уплата (доплата) налога: - индивидуальными предпринимателями – по месту постановки на учет в налоговом органе ежемесячно, не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, облагаемой единым налогом; - индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые, – не позднее дня, предшествующего дню ее осуществления; - физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, – по месту постановки на учет в налоговом органе либо по месту осуществления деятельности до начала осуществления деятельности. Исчисленная сумма единого налога округляется до одной тысячи рублей. При округлении суммы менее 500 рублей в расчет не принимаются, а 500 и более рублей округляются до одной тысячи рублей. Индивидуальные предприниматели предъявляют в налоговый орган по месту постановки на учет документ об уплате единого налога, в котором указываются вид деятельности, период реализации товаров (работ, услуг), место их реализации (местонахождение пунктов продажи, а при развозной торговле – государственный номер автотранспортного средства), вид реализуемых товаров, количество физических лиц, привлекаемых к осуществлению деятельности. Налоговый орган проверяет полноту и соответствие реквизитов, указанных в документе об уплате единого налога, уплаченным суммам этого налога, данным расчета по нему и производит отметку о зачислении единого налога в бюджет, которая заключается в проставлении на платежном документе даты проведения камеральной проверки, подписи должностного лица, ее проводившего, штампа налогового органа. По окончании календарного года (не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным) плательщики единого налога представляют в налоговый орган по месту постановки на учет отчет о размере полученной в отчетном календарном году выручки. При осуществлении видов деятельности, указанных в Перечне, без уплаты (при неполной уплате) единого налога, непредставлении, несвоевременном представлении расчетов по единому налогу, отчетов о размере полученной в отчетном календарном году выручки индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с Декретом. Президент Республики Беларусь 18 июня 2005 г. издал Указ №285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Данный документ направлен на решение вопросов, связанных с уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации, совершенствование регулирования предпринимательской деятельности, а также условий взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Со дня вступления в силу Указа №285 утратил силу Декрет Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. №4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Рассмотрим основные моменты, привнесенные Указом №285 в регулирование предпринимательской деятельности. Cамым главным вопросом, который был урегулирован Указом №285, стала уплата НДС предпринимателями-плательщиками единого налога по товарам, ввезенным с территории Российской Федерации. Пункт 3 Указа устанавливает с 1 августа 2005 г. по 31 декабря 2006 г. следующие правила в отношении НДС: 1) товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками), при реализации которых индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог в соответствии с Указом, не подлежат таможенному оформлению и обложению таможенной пошлиной (сборами) при их ввозе на территорию Республики Беларусь; 2) индивидуальные предприниматели уплачивают налог на добавленную стоимость в фиксированной сумме по ввезенным на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации товарам, при розничной торговле которыми согласно Указу уплачивается единый налог, в случае отсутствия документов на эти товары (договоров, на основании которых товар ввозится с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, транспортных документов (товаросопроводительных документов), подтверждающих перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, счетов-фактур налогоплательщиков Российской Федерации); 3) при ввозе индивидуальными предпринимателями на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации товаров, не предназначенных для розничной торговли, на все ввезенные ими товары уплата налога на добавленную стоимость производится в установленном законодательством порядке; 4) при наличии документов на все ввезенные товары индивидуальный предприниматель вправе не применять порядок налогообложения, установленный в Указе, а уплачивать налоги, сборы (пошлины) до конца календарного года в соответствии с законодательными актами по всем реализуемым товарам на основании заявления, представляемого индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки на учет до начала месяца, с которого будут уплачиваться налоги, сборы (пошлины); 5) налог на добавленную стоимость в фиксированной сумме исчисляется как двукратная сумма причитающегося к уплате единого налога без учета повышающего коэффициента 1,5, установленного в пункте 12 Положения о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; 6) налог на добавленную стоимость в фиксированной сумме уплачивается по каждому торговому объекту, торговому месту на рынке, на которых осуществляется розничная торговля ввезенными из Российской Федерации товарами, в случае отсутствия на эти товары документов, независимо от удельного веса таких товаров в торговом ассортименте; 7) налог на добавленную стоимость в фиксированной сумме уплачивается, и документы о его уплате представляются в соответствии с Положением в порядке и сроки, установленные для единого налога; 8) исчисленные суммы налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме отражаются отдельной строкой в налоговой декларации (расчете) по единому налогу; 9) налог на добавленную стоимость в фиксированной сумме уменьшается пропорционально сумме единого налога, подлежащей возврату (зачету) в соответствии с Положением. Время покажет, сможет ли возможность уплаты НДС в фиксированной сумме положительно повлиять на разрешение ситуации, возникшей вокруг «российского НДС» и дать возможность предпринимателям более или менее нормально работать по уже сложившимся схемам закупок товаров на российских рынках (в частности, без документов). Первые комментарии обозревателей и экономистов таковы, что эта схема выгодна, в первую очередь, тем предпринимателям, которые завозят товары из России крупными партиями (независимо от количества завезенных товаров и их цены уплачивается фиксированная сумма НДС). Для более мелких предпринимателей уплата трехкратного единого налога (один раз –непосредственно единый налог и два раза – НДС) может стать неподъемной и вынудит их уйти с рынка. Эти предприниматели станут перед непростым выбором: либо продолжать свой бизнес, но уже нелегально, либо заняться чем-то иным. С другой стороны, если документы на ввозимые из Российской Федерации товары есть, предприниматель может уплачивать НДС в реальном размере и в общем порядке. Указ №285 привнес также определенные изменения в регулировании деятельности предпринимателей и вопросов применения единого налога. Эти изменения заключаются в следующем. Во-первых, ужесточено правило о привлечении предпринимателями физических лиц по договорам. Теперь индивидуальный предприниматель вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами (часть вторая п. 2 Указа №285). До введения этой части предприниматели «обходили» ограничение максимально возможного количества привлекаемых физических лиц тем, что заключали договор на оказание каких-либо услуг с юридическим лицом и эти услуги оказывали сотрудники юридического лица, количество которых могло быть и больше трех. Теперь предпринимателям придется разрабатывать новую схему работы или доказывать, что приведенная формулировка не распространяется на случаи заключения с юридическими лицами договоров на оказание услуг. Во-вторых, введено ограничение количества используемых торговых объектов и транспортных средств. Так, согласно части третьей п. 2 Указа №285 предприниматель вправе использовать для производства и (или) реализации товаров, а также выполнения работ, оказания услуг одновременно в совокупности не более четырех торговых объектов (торговых мест на торговых объектах, являющихся самостоятельными торговыми объектами), торговых мест на рынках, объектов, в которых индивидуальные предприниматели оказывают услуги (выполняют работы) потребителям, включая транспортные средства, применяемые для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии), иных объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (для хранения товаров, их переработки и др.). На сегодняшний день данная норма вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Тем более актуальными эти вопросы выглядят в свете того, что указанная предпринимательская деятельность с привлечением более трех физических лиц и (или) использованием одновременно более четырех торговых, обслуживающих и иных объектов, торговых мест на рынках, транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии), запрещается. Следующее нововведение коснулось формы регулирования вопросов единого налога. Если раньше они регулировались прямо по тексту Декрета №4, то Указом №285 утверждено отдельное Положение о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических ли (далее - Положение), которое более структурировано регулирует рассматриваемые правоотношения (Указом №285 также утвержден Перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога). По тексту Положения многие пункты Декрета №4 изложены более четко, развиты. Некоторые моменты изменены – рассмотрим наиболее принципиальные из них. Положение более четко расписывает, кто является плательщиками единого налога. Теперь прямо указывается, что плательщиками единого налога являются предприниматели при розничной торговле товарами, отнесенными к товарным группам, указанным в Перечне в предусмотренных законодательством формах, осуществляемых без (вне) расположенного на торговом месте торгового объекта: торговля по образцам, с использованием автоматов, посылочная, электронная, развозная и разносная торговля (часть пятая пункта 3.2 Положения). Увеличилось количество дней в году, в течение которых физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут осуществлять разовую реализации на торговых местах на рынках произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров, отнесенных к товарным группам, определенным в перечне. Декрет №4 предусматривал 30 дней, Положение – 60. Добавилось правило о том, что областные Советы депутатов устанавливают понижающие коэффициенты к ставкам единого налога при оказании платных услуг населению в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и городах районного подчинения (п. 6 Положения). Несколько изменились повышающие коэффициенты к ставкам единого налога, которые применяются в зависимости от фактического размера (общей площади) торгового объекта. Теперь они таковы: а) 1,2 – свыше 15 до 25 квадратных метров (включительно); б) 1,5 – свыше 25 до 50 квадратных метров (включительно); в) 2,0 – свыше 50 до 75 квадратных метров (включительно); г) 2,5 – свыше 75 до 100 квадратных метров (включительно). Добавился также еще один уменьшающий коэффициент (0,2) к ставкам единого налога, который применяется, если продажа товаров, отнесенных к товарным группам, названным в перечне, на торговых местах на рынках, в развозной и разносной торговой сети осуществлялась менее 3 дней в календарном месяце. Кроме того, добавилось правило о том, что индивидуальные предприниматели при реализации работ (услуг) дополнительно уплачивают налог в размере 60% от установленной ставки единого налога по каждому транспортному средству, используемому при осуществлении таких видов деятельности, как деятельность такси и прочего пассажирского сухопутного транспорта в пределах Республики Беларусь и за ее пределами, деятельность внутреннего водного транспорта, автомобильного грузового транспорта в пределах Республики Беларусь, если количество таких транспортных средств превышает количество физических лиц, привлекаемых к осуществлению предпринимательской деятельности. Необходимо также обратить особое внимание на пункт 26 Положения, который предусматривает, что индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога при осуществлении деятельности, облагаемой таким налогом, принимают наличные денежные средства в порядке, установленном законодательством. Декрет №4 в данном случае предусматривал совершенно иную формулировку: индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога при осуществлении деятельности, облагаемой этим налогом (за исключением реализации товаров в магазинах), могут принимать наличные денежные средства без использования отрывных талонов, кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем. В этом случае прием наличных денежных средств не освобождает индивидуальных предпринимателей от выдачи потребителям документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги). Как говориться, почувствуйте разницу. С 1 августа 2005 г. предприниматели перешли на установленный порядок приема наличных денежных средств, предусмотренный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального Банка Республики Беларусь от 9 января 2002 г. №18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем». Постановление №18/1 предусматривает, что юридические лица (в том числе Национальный банк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, а также филиалы, представительства, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет) и индивидуальные предприниматели принимают наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Пункт 2.2 Постановления №18/1 предусматривает определенные случаи, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем. К таковым, в частности, относятся: - осуществления розничной торговли товарами (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий, кроме реализуемых в магазинах, относящихся к системе потребкооперации) в торговых объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью до трех продавцов в таких объектах; - осуществления розничной торговли на рынках на торговых местах, ярмарках и выставках товаров, а также розничной торговли с использованием торговых автоматов, электронной торговли; - осуществления разносной и развозной торговли товарами; - осуществления продажи в разлив безалкогольных напитков, пива, кваса, растительного масла, а также живой рыбы из цистерн и вразвал овощей, фруктов и бахчевых культур; - доставки товаров на дом, предоставления на дому услуг работниками связи, обслуживания выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг, а также других услуг, оказываемых вне постоянного места осуществления деятельности; - осуществления адвокатской и частной нотариальной деятельности; - осуществления обучения несовершеннолетних; - оказания бытовых услуг в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену и другие. Кстати сказать, в один день с подписанием Указа №285 Президент подписал также Декрет №7 «О внесении дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. №17». Вносимые данным Декретом дополнения касаются все того же – использования кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем при приеме наличных денежных средств. Декрет №7 вступил в силу с 1 ноября 2005 г. Теперь в случае повторного (два и более раза в течение календарного года) нарушения лицензиатом установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем лицензирующий орган обязан в двухнедельный срок принять решение об аннулировании лицензии на основании представления налогового органа или другого государственного органа, контролирующего в пределах своей компетенции соблюдение указанного порядка. Особо необходимо подчеркнуть, что принятие решения об аннулировании является именно обязанностью, а не правом лицензирующего органа: контролирующий орган внес представление – лицензирующий орган лицензию аннулирует. Что касается перечня, утвержденного Указом №285, можно отметить следующее. Во-первых, перечень дополнился новыми видами деятельности, при осуществлении которых предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, некоторые из существовавших видов деятельности разделены на несколько с различными ставками налога для каждого из них. К примеру, в перечень добавились секретарские услуги и услуги по переводу, гравировка металлов, написание картин, воспроизведение материала с помощью копировальных машин, услуги тамады и др. Во-вторых, из перечня исключили некоторые виды деятельности. Например, розничную торговлю газетами и журналами. Теперь предприниматели, торгующие ими, должны будут уплачивать налоги в общем порядке (подоходный налог, местные сборы). В-третьих, проведена дифференциация ставок единого налога в зависимости от места расположения плательщика (г. Минск, областные центры, города областного подчинения, другие населенные пункты). В-четвертых, увеличились ставки единого налога по некоторым видам деятельности. К примеру, розничная торговля запасными частями к автомобилям: минимальная ставка была 40 евро, стала – 60 (в Минске – 85); розничная торговля автотранспортными средствами: было 60 евро, стало – 100 (в Минске – 130); розничная торговля через объекты общепита: было 80, стало 120 (в Минске – 170) и т.д. В отличие от юридических лиц индивидуальные предприниматели не уплачивают: - отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог; - целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда; - чрезвычайный налог. Не предусмотрена уплата индивидуальными предпринимателями следующих платежей: - единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции; - налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности; - налога на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности. Индивидуальные предприниматели в меньшем объеме, чем юридические лица уплачивают: налог на добавленную стоимость, налог на недвижимость, налог на приобретение автотранспортных средств. Индивидуальные предприниматели на равных с юридическим лицами уплачивают: налог с продаж автомобильного топлива, акцизы, налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, налог на игорный бизнес, налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости (с фонда заработной платы наемных работников), обязательные страховые взносы в Фонд социальной зашиты населения Министерства социальной защиты населения и труда Республики Беларусь (из фонда заработной платы наемных работников), налог за пользование природными ресурсами (экологический налог), плату за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, оффшорный сбор, местные налоги и сборы, государственную пошлину. Общеустановленный порядок налогообложения. В соответствии с гл. 6 Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» исчисление подоходного налога производится индивидуальными предпринимателями из суммы облагаемого дохода, определяемого как сумма дохода, уменьшенная на льготируемые доходы, перечисленные в ст. 3 названного Закона. В свою очередь, доход определяется как разница между выручкой (в денежной и натуральной форме) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), иных ценностей (включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), доходами от внереализационных операций и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этих доходов (либо при отсутствии возможности документального подтверждения расходов – расходами, рассчитанными в размере 10% выручки). Подоходный налог исчисляется по следующей формуле:
, (2.3)
где ПН – подоходный налог; В – выручка (включая доходы от внереализационных операций); Р – документально подтвержденные расходы, рассчитанные по нормативу); Л – льготы (необлагаемые доходы и вычеты); С – ставка налога. На исчисление подоходного налога влияет несколько показателей. От того, насколько правильно определены эти показатели, зависит правильность исчисления налога. Поэтому остановимся на каждом показателе в отдельности. Выручка (включая доходы от внереализационных операций). Главной задачей при определении правильности показателя «выручка» является проверка ее полноты. Поэтому ва
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|