Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 1. Механизмы психосоматических расстройств.




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра психологии

 

 

Утверждаю

Начальник кафедры психологии

. И.Б. Лебедев

 

Автор - составитель: Федотов Андрей Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент

Фондовая лекция

по курсу «Клиническая психология»

 

Тема:

Психосоматические расстройства и их клинические особенности.

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол №___________________________

от «__» ________________________ 2009 г.

 

 

Москва 2009

 

 

ПЛАН

 

Введение. …...3

Вопрос 1. Механизмы психосоматических расстройств……………….6

Вопрос 2. Основные формы психосоматических заболеваний…….14

 

Заключение …………………………………………………………… 26

Список литературы ……………………………………………………31

 

 

Введение.

Психосоматика (греч. Psyche – душа; soma – тело) – направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Достаточно долго психосоматическими считались такие заболевания, как бронхиальная астма, гипертония, стенокардия, язвенная болезнь, нейродермиты, сахарный диабет. Зависимость здоровья человека от его психики исследовалась в работах Боткина, Захарьева, Мудрова и др. Они указывали на неправильное понимание соматической болезни, как процесса, обусловленного только биологическими факторами, и считали, что на возникновение и преодоление психосоматических расстройств организма большое влияние оказывает личность больного и его эмоциональное состояние. В основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Определенная организмическая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы.

Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится отдельно ни из психических, ни из физиологических (включая наследственные) свойств индивида. Его невозможно объяснить, исследуя только какую-то одну подсистему – соматическую и психическую. Более того, возникновение психосоматического заболевания, как правило, обусловлено изменениями в психологическом поле индивида, в той системе, частью которой этот организм является. Только взаимодействие между окружающей средой и психической и соматической подсистемами организма может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание. Понимание всех этих связей, сложной работы системы, включающей в себя самого индивида, позволяет эффективно работать с психосоматическими заболеваниями, создавать условия для определенного эффективного воздействия на возникшее заболевание, прежде всего, методами психотерапии.

Основным методом психосоматики является психотерапия. Сегодня существует два основных подхода к работе с психосоматическими заболеваниями.

Первый – психоцентрический, где во главу угла ставится влияние на возникновение психосоматического заболевания психического стресса, психического статуса или других психологических характеристик пациента.

Второй подход – соматоцентрический, где изучаются нозогенные реакции, т.е. влияние течения болезни и клинических проявлений на субъективное восприятие пациентом своего заболевания. Именно в рамках первого психоцентрического подхода, как правило, и осуществляется психологическая психотерапия.

Сегодня можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделей психотерапии. Медицинская модель психотерапии понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека. Медицинская психотерапия используется разнообразные методы и способы воздействия на пациента, среди которых важное место занимают медикаментозное лечение и суггестивные методы. Такая психотерапия используется при лечении многих психических, нервных и психосоматических заболеваний.

Все чаще говорят и о психологической модели психотерапии. Разница же между врачом - психотерапевтом и психотерапевтом – психологом состоит в том, что основная задача последнего состоит в том, чтобы не снять симптоматику болезни или облегчить состояние больного, а создать условия для оптимального функционирования личности и ее развития. Отталкиваясь от принятого ВОЗ и существующего сегодня определение здоровья («Здоровье – это не отсутствие болезни или физического недостатка, а состояние физического, умственного и социального благополучия»), основной задачей психологической психотерапии становится поддержание общей гармонии самочувствия в самом широком смысле слова. Это касается поддержания и восстановления гармонии между психикой и организмом, то есть психосоматики.

Современные исследователи (Карвасарский, Годфруа, Рудестам и др.) выделяют в немедицинской психотерапии следующие общие задачи:

· Исследование психологических проблем пациентов и оказание помощи в их решении;

· Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

· Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми;

· Развитие самосознания и самоисследование пациентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

· Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

В лекции будут рассмотрены вопросы касающиеся механизмов психосоматических расстройств, их классификации, а также основные подходы в их преодолению

 

Вопрос 1. Механизмы психосоматических расстройств.

Возникновение и развитие психосоматических расстройств в современной психологии напрямую связывают с учением о стрессе. Именно через стрессовые механизмы психологические проблемы «опрокидываются» в соматику, образуя всё разнообразие психосоматической симптоматики.

Термин «стресс» широко используется в ряде областей зна­ний, именно поэтому в него вкладывается несколько различа­ющийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявле­ний и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опас­ной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого по­нятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Проблема стресса приобрела не только исключительное научное значение, но стала понятием, объединяющим широ­кий круг явлений повседневной жизни, в том числе изменен­ного психического состояния под влиянием экстремальных обстоятельств, его влияние на сохранение соматического здоровья.

Стресс как особое психическое состояние связан с за­рождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отража­ется в мотивационных, когнитивных, волевых, характероло­гических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

Стресс является реакцией не столько на физические свой­ства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени про­дукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученное способам управления и стратегии пове­дения, их адекватному выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для другого.

Эмоции при стрессорных реакциях являются первой срочной линией обороны. Любая эмоция рассматривается как целая функциональная система, как замкнутый контур автоматической регуляции, в задачу которого входит получение определенного приспособительного эффекта в интересах целостного организма. В функциональную систему входят как эффекторные, так и аффекторные органы. У человека эмоции слу­жат не только для оценки физиологических и социальных потребностей, но и для степени их удовлетворения. При невозможности удовлетворить ведущие потребности организма формируется постоянное "отрица­тельное" эмоциональное возбуждение. Внутренняя речь эмоций - это функция внутренних органов. Каждое психическое возбуждение полу­чает то или иное отражение в телесных ощущениях как в норме, так и в патологии. Страх, например, ассоциируется всегда с определенным и крайне тягостным физическим состоянием. Это тяжесть в желудке и тошнота, пылающий лоб в испарине, влажные, липкие, порой дрожащие руки. Сердце издревле рассматривали как специфический орган выра­жения эмоций. Еще арабские врачи в древности по изменению пульса узнавали о недуге влюбленных.

Эффекторным выражением негативных эмоций являются:

1) повышение артериального давления и частоты пульса;

2) учащение дыхания;

3) изменение секреторной и моторной активности пищеварительного тракта; 4) изменение тонуса мочевого пузыря;

5) напряжение скелетной мускулатуры;

6) повышение сверты­ваемости крови.

За каждым этим проявлением стоит тот или иной аффект, т.е. чувст­ва радости или тоски, тревоги или внутреннего беспокойства. Между эмоциональным стрессором и характером висцеральных расстройств не существует каких-либо постоянных качественных взаимоотношений. Внутренние органы у каждого человека вовлекаются в патологический процесс по-своему, и предсказать это крайне сложно или даже невоз­можно. Нозологическая принадлежность проявляется лишь в субъек­тивном суждении больного о характере и локализации исходного с га-мула данного психосоматического состояния. Как сказал Шекспир, "у каждой существующей печали - сто отражений". Душевные страдания способны выражаться самыми разными висцеральными проявлениями. Один ищет успокоение в вине, другой уходит в себя, а третий решается уйти из этой жизни.

Проводником или посредником между центральной нервной систе­мой и внутренними органами выступает вегетативная нервная система. Она же является важнейшим "органом выражения аффекта", более ин­формативным, чем поведение человека, контролируемое волей. Чувст­вительность и ранимость вегетативной нервной системы проявляется не только при чрезвычайных воздействиях, но и в ходе адаптации и в ответ на слабые эмоциональные стимулы. Значение имеет любое субъективно важное для индивида событие. Оно может оказаться исходным пунктом болезненных расстройств. В этот данный ряд жизненных коллизий, та­ких, как потеря близких людей, входит и обманутая любовь, и другие "обманы жизни", связанные, например, с оскорблением чувства собст­венного достоинства, вызывающие у слабой или астенизированной лич­ности тяжелые соматические расстройства. Решающее значение имеют чаще всего не столько тяжкие потрясения, сколько длительно дейст­вующие мелкие "укусы", "стрессопланктон". Они незаметно подтачи­вают силы человека, вызывая обычно хронические патологические про­цессы. Психовегетативный синдром во многих случаях общего невроза является ведущим проявлением заболевания. Психовегетативная сим­птоматика при затянувшихся эмоциональных расстройствах может при­вести к фиксации чувства страха или тревоги, сопрягаясь при этом с функциональными нарушениями внутренних органов и систем человека. Таким образом, подтверждается слитность психического с соматиче­ским. Этот биологический факт может в конечном счете определить всю жизнедеятельность человеческого организма.

Аранжировка вегетативных расстройств обусловлена силой, часто­той, продолжительностью и характером эмоциональных стимулов, сте­пенью участия периферических эффекторных аппаратов и различной последовательностью вовлечения их в патологический процесс. Свою окраску патологического процесса вносит эндокринная система. Счита­ется, что эмоции тревоги и страха, а также чувство беззащитности и ожидание боли связаны с повышенным содержанием в крови адренали­на, в свою очередь, аффекты гнева и ярости обязаны увеличению норадреналина. По-видимому, избыточное содержание в крови катехоламинов обусловлено интенсивностью аффекторного возбуждения. Прочие гормоны также вносят в клиническую картину болезни свой вклад. По­ловые гормоны играют свою роль при сексуальных нарушениях. Гормо­нальная окраска стрессовой ситуации определяется гипоталамусом, от­делом головного мозга, сопрягающим центральную нервную систему и эндокринные органы.

Висцеровегетативная симптоматика в структуре эмоциональных рас­стройств являет собой фиксацию чувства страха или тревоги в том или ином органе и означает возможность чисто психогенного происхожде­ния соматических нарушений. Вегетативная нервная система выступает в этом случае в роли "приводного ремня" психического для соматики. Этот факт определяет в конечном счете всю жизнедеятельность челове­ческого организма как в норме, так и в патологии. Эта психовегетатив­ная организация составляет ту центральную ось, на которой разыгрыва­ются все жизненные процессы в организме. Нейроэндокринные меха­низмы входят сюда как неразрывная часть физиологических механиз­мов. Крайние степени дезинтеграции нейрофизиологических процессов ставят организм под угрозу поражения какого-либо органа и даже ско­ропостижной смерти. Именно по такому механизму развивается вуду -смерть при нарушении табу у первобытных народов Австралии и Афри­ки. Известно также, что во время эпидемии боязливые умирают быст­рее, чем смелые. Внезапная смерть в результате нарушений ритма серд­ца при тяжелых психических воздействиях не редкость в клинической практике и известна давно. Плиний в своей книге "История природы" описывает случаи внезапной смерти как от радости, так и от печали. Например, тиран Сицилии скончался внезапно, получив известие о победе своих войск. Далее он пишет о том, как скончались внезапно два поклонника известной в то время красавицы, балетной танцовщицы по имени Мистикус, получив сообщение о ее смерти.

Внезапная смерть интересовала не только врачей, но и священно­служителей. По указанию римского папы Клемента XI Ланпизи иссле­довал случаи внезапной смерти и опубликовал книгу "Внезапная смерть". Исследования подобного рода проводятся и в настоящее время, при этом, как правило, изучаются и стрессорные механизмы. Психиче­ские потрясения довольно часто являются непосредственной причиной внезапной смерти в современном мире.

Биологическая суть человеческого существа мало изменилась за по­следние несколько столетий. Зато причин, лежащих в основе стресса, прибавилось. Достижения человеческого разума порождают новые вол­нения и переживания, с которыми человек еще не научился справлять­ся. Современный человек может не опасаться тигра, как это было в первобытном обществе, но избавиться от страха перед атомной бомбой не может. Эмоции и в настоящее время остаются первой реакцией че­ловека, которая обеспечивает мобилизацию внутренних резервов орга­низма человека для сохранения жизни, а в крайних ситуациях может привести к патологическому процессу.

Психовегетативные процессы формируются в функциональных сис­темах организма, куда наряду с эмоциями входят и внутренние органы. Это единство направлено на быстрое решение приспособительных задач организма. Этот же путь используется при стрессе при формировании болезненного состояния. Выбор органа или системы, подвергающейся разрушительному воздействию стресса, для каждого человека индиви­дуален и определяется функциональным или морфологическим состоя­нием объекта. "Слабым" звеном может оказаться орган, подвергавшийся ранее инфекционной атаке или травматическому воздействию. Поэтому требования, которые предъявляет ему стресс, оказываются чрезмерны­ми. Развивается картина болезни. Таким образом, эмоции приобретают совершенно исключительное значение в приспособительных процессах человеческого организма. Даже неосторожно произнесенное слово мо­жет стать причиной болезни или даже смерти. В конфликтной ситуа­ции, где слово может являться единственным воздействием, неразреши­мая ситуация формирует постоянное эмоциональное возбуждение отри­цательного биологического знака, что ведет к генерализации эффекта на мозговые структуры и висцеральные функции. При этом неизменным опосредующим звеном между сложнейшими функциями коры головного мозга и многообразными процессами, протекающими во внутренних органах, является гипоталамус, создающий гормональный фон разви­вающейся реакции. Таким образом, гормоны и медиаторы становятся непосредственными исполнителями "приказа" высших структур мозга.

"Протравка" биологических мембран клеток гормонами и медиато­рами является первым звеном всех последующих биохимических внут­риклеточных процессов. Таким образом, происходит смыкание функциональных сдвигов и структурных перестроек в организме. Какой глу­бины сдвиги произойдут в клетке, зависит от интенсивности воздействия и исходного состояния тканевых структур. Реакция организма может пройти на физиологическом уровне или вызвать необратимые морфоло­гические сдвиги. Функциональные расстройства внутренних органов представляют собой, таким образом, клиническое отражение общей психовегетативной неустойчивости организма, а структурные пере­стройки создают патологическую основу болезни.

В роли пускового фактора заболевания могут выступать внушенная идея или страх болезни, или необычные стимулы от внутренних органов или кровеносных сосудов, или сопряженные с прежним опытом всевоз­можные поводы, т.е. любой экстеро- или интерорецептивный раздражи­тель любой биологической модальности (зрительный, слуховой, болевой и пр.).

Эмоциональный стресс следует рассматривать с позиции этиологии психосоматических заболеваний, патогенеза этих страданий и как фак­тор, формирующий "маски" болезней. Наибольший вес как этиологиче­ский фактор эмоциональный стресс имеет при:

1. ишемической болезни сердца,

2. гипертонической болезни,

3. язвенной болезни 12-перстной кишки,

4. бронхиальной астме.

В первых двух формах болезней на первый план выступает повышение тонуса симпатической нервной сис­темы, что хорошо согласуется с физиологической сущностью эмоцио­нального стресса, при котором гиперкатехоламинемия является основ­ным звеном адаптационного процесса, а увеличение глюкокортикоидов в крови повышает чувствительность адреналовых рецепторов. В итоге эти два процесса приводят к повышению тонуса артериальных сосудов и гиперкинетическому эффекту в системе кровообращения.

При язвенной болезни и бронхиальной астме повышается тонус па­расимпатической нервной системы, результатом которого становится гиперсекреция соляной кислоты в желудке и увеличение тонуса брон­хиального дерева при бронхиальной астме.

На первый взгляд это проти­воречит физиологической сути стресса. Однако установлено, что повы­шение тонуса парасимпатической нервной системы осуществляется ги­поталамусом - центральным органом стрессорной реакции, а увеличе­ние тонуса того или иного отдела нервной системы - преобладанием какой-либо из них.

Взаимоотношение симпатической и парасимпатической нервной сис­темы у каждого человека генетически детерминировано. Поэтому ко­нечный итог воздействия эмоционального стресса предсказать трудно, так как возникновение болезни обусловлено многими обстоятельствами. К ним относятся реакции генетических структур, определяющиеся ин­дивидуальной чувствительностью человека к воздействующему фактору, а также условия внешней среды и психологический статус субъекта на момент воздействия.

Для ишемической болезни сердца существенным обстоятельством является психологический статус, условно относимый к группе "А". Характерным для этой группы является амбициозность и честолюбие, способность энергично добиваться продвижения по службе, активность на работе и дома, нетерпеливость, ощущение нехватки времени, агрес­сивность и неумение отдыхать. Эти лица существенно чаще заболевают ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью. Эмоцио­нальный стресс, как правило, вызывает и первые симптомы болезни или становится причиной внезапной смерти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...