Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация психосоматических расстройств




В МКБ-10 классические психосоматические заболевания диагносцируются, прежде всего, как «органические» болезни. Хотя в последнее время все чаще в медицинской науке обсуждается вопрос об «органических» и функциональных заболеваниях. Так, Струков, Серов, Саркисов в «Общей патофизиологии» отмечают, что неправомерно говорить об органических изменениях в человеческом организме, пока человек жив. Пока человек живет, все изменения носят только функциональный характер.

Классификационная система МКБ-10 различает диссоциативные (конверсионные) и соматоформные расстройства.

Конверсионное расстройство.

Конверсия трансформация эмоциональных нарушений в двигательные, сенсорные и вегетативные эквиваленты. Традиционно конверсионные расстройства понимают как потерю или нарушение физиологических функций, утрачивающих произвольное управление вследствие психологических проблем. Ранее эта симптоматика рассматривалась как истерический невроз. Внешне эти состояния похожи на неврологическую симптоматику, но способны поражать любую систему или орган. В результате конверсионного расстройства образуется патологический комплекс, приносящий пациенту первичную и вторичную выгоду (психодинамическая теория). Первичная выгода состоит в том, что истерические симптомы не допускают внутренний конфликт до сознания. Например, человек неосознанно запрещает себе выражать гнев. Тогда во время ссоры у него может внезапно пропасть голос, отняться нога и т.п., что не позволит агрессивной реакции достичь сознания. Вторичная выгода состоит в том, что истерические симптомы вызывают у других доброе (жалость) к больному или позволяют ему избежать неприятной деятельности. Например, радикулит позволяет человеку не заниматься неприятным для него физическим трудом; или слепота одного из партнеров предотвращает надвигающийся разрыв отношений.

Со времени открытия Фрейдом конверсионных расстройств, о них стало известно широкому кругу людей. И этот факт оказал влияние на сокращение количества такого рода симптоматики. Для процесса конверсии необходима своеобразная тайна, которая обеспечивает процесс символообразования. Так во время Первой мировой войны самым частым психосоматическим нарушением был тремор – невротическое дрожание. Во время Второй мировой войны дрожание практически не встречалось, а самым частым психосоматическим нарушением были желудочные боли. Это значит, что человеческий организм находит постоянно новые механизмы для снятия психического напряжения.

Сегодня самым часты психосоматическим конверсионным расстройством стали вегетативные расстройства и их личностная переработка. Это вегетативно-сосудистые кризы типа «сердечных приступов». Конверсионные расстройства традиционно считались женской формой защиты. Однако сегодня они часто встречаются и у мужчин.

Соматоформные расстройства.

Соматоформными расстройствами называют такие соматические симптомы, которые нельзя объяснить только органическими заболеваниями и которые не являются вторичными последствиями другой психической симптоматики (депрессии и.т.п.). соматоформные расстройства подразделяются на три группы: соматизированные расстройства, соматоформная вегетативная дисфункция, ипохондрическое расстройство. Все эти симптомы часто смешаны между собой в проявлениях и отграничить одно от другого бывает достаточно сложно. Поэтому их чаще всего называют соматоформными расстройствами.

Главная особенность таких расстройств – постоянные жалобы пациента на здоровье при отрицательных результатах обследований и отсутствии какого-либо патологического процесса в организме. Основное значение в их генезе придают психогенным факторам, в том числе ятрогенным (обусловленным действиями врача), реже конституциональным.

Самой яркой формой соматоформного расстройства считается соматизированное расстройство. Под соматизацией понимают трансформацию интрапсихических конфликтов и психологических проблем в истинные соматические заболевания. характеризуется оно множеством повторяющихся физических недомоганий, не имеющих органической основы. Другое название – синдром (расстройство) Брике. Чаще всего эти проявления начинаются до 30 лет. Жалобы пациентов разнообразны и не связаны с какой-либо одной системой органов. Лечение никакого успеха не имеет. Пациенты настойчиво требуют медицинской помощи. При этом часто нарушается социальная, трудовая и другие виды деятельности больного. Вероятна также связ этих жалоб с психологическими факторами. В таких случаях нужно исключить шизофрению или другую психиатрическую клинику.

Второй тип соматоформных расстройств – соматоформная вегетативная дисфункция. От первого это расстройство отличается тем, что жалобы пациента не носят постоянного характера и не приписываются одному органу или системе. Это следующие симптомы: учащенное сердцебиение, пот, сухость во рту, приливы жара, покраснение, чувство тяжести, рези, неприятные ощущения в животе. Соматоформное вегетативное расстройство диагносцируется в случае наличия у пациента множественных симптомов вегетативного возбуждения. Ранее такая симптоматика рассматривалась как системные неврозы. Их изучением занимались Мясищев, Карвасарский, Простомолотов.

Ипохондрическое расстройство. Ипохондрические расстройства – это расстройства, при которых люди неправильно интерпретируют незначительные или даже естественные симптомы функционирования организма, свои внешние особенности, и реагируют на них неадекватно.

Ипохондрия имеет свои признаки: во-первых, это твердая убежденность в наличии болезни, сосредоточенность на здоровье, боязнь болезни, упорное злоупотребление медицинской помощью. Часто симптомы ипохондрии – естественные проявления организма или случайные изменения физического состояния (выделение пота, случайный кашель, раздражение кожи и т.п.).

Ипохондрия является основой многих невротических симптомов. К разновидностям ипохондрических расстройств относят дисморфофобию. Это неадекватная озабоченность и беспокойство по поводу своего внешнего вида или других особенностей. У пациентов такое беспокойство доходит до крайней степени и может приводить к суициду.

Соматоформное болевое расстройство. Это соматоформное расстройство, характеризующееся болью, возникновение, сила и продолжительность которой обусловлена психологическими факторами. Основная черта – жалобы на боль при отсутствии физических расстройств и адекватного боли физического состояния. Как правило, боли предшествует средовой стрессор. Подобные жалобы на боль могут освобождать личность от определенной ответственности или приводят к получению эмоциональной поддержки, которая не может быть приобретена иным способом. Боль не распространяется согласно зонам иннервации. Переживание стресса или конфликта приводит к возникновению или усилению боли. Часто такие рассторойства развиваются после несчастного случая или во время болезни, когда сначала боль реальна, а затем по ряду психологических причин она начинает «жить» отдельной жизнью.

В последнее время все чаще встречаются лица с множественными соматоформными симптомами. Поэтому возникают определенные трудности в диагностике психосоматических расстройств. Часто приходится ставить диагноз «множественный соматоформный синдром». Отличительным его признаком является наличие множественных соматических нарушений без достаточной на то органической основы, таких симптомов для диагностики должно быть 4 – 6.

У детей психосоматические расстройства являются характерной формой возрастного патологического реагирования на состояние окружаюшей среды, прежде всего, семьи, затем образовательного учреждения. Среди детей с психосоматическими расстройствами соотношение мальчиков и девочек составляет 1:1,5. Средний возраст – десять лет. Возрастная представленность отражена в таблице.

 

Возраст Количество обследованных детей в %
0 – 4 года 9,2%
5 – 6 лет 9,6%
7 – 9 лет 22,2%
10 – 11 лет 17,1%
12 – 13 лет 21,8%
14 – 15 лет 17,3%
16 – 17 лет 2,8%

 

Возрастной криз Количество обследованных детей в %
1 возрастной криз (1 – 4 лет) 9,2%
2 возрастной криз (7 – 9 лет) 22,2%
3 возрастной криз (12 – 15 лет) 39,1%

 

Наиболее часто психосоматические расстройства возникают в возрасте от 5 до 10 лет, незначительно реже – от 0 до 5 лет, еще более редко от 10 до 15 лет, в единичных случаях – после 15 лет. Средний возраст начала заболевания – шесть лет.

У детей психосоматические расстройства подразделяют на психосоматические реакции, психосоматические состояния и психосоматические заболевания. Психосоматическим реакциям (отмечаются у 16,7% больных) свойственна незначительная степень выраженности вегетососудистых проявлений в пределах одного органа или системы продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов с возвращением к норме, без подтверждения параклиническими методами.

Психосоматическим состояниям (подавляющее большинство больных) присуща большая выраженность вегетососудистых нарушений, охватывающих одну систему, или меньшая выраженность подобных нарушений, но охватывающих две – три системы. Продолжительность таких состояний выражается днями и даже месяцами. Параклинические методы могут подтверждать расстройства, но в неадекватной степени выраженности клинических или болевых проявлений.

Психосоматические заболевания встречаютсягораздо реже и характеризуются выраженными и стойкими вегетативными проявлениями со стороны пораженного органа или системы с подтверждением параклиническими методами их органической измененности и длительным (годами) течением с частыми, чаще сезонными обострениями или декомпенсациями.

Психосоматические реакции более чем в половине случаев встречаются в младшем возрасте (до 10 лет), психосоматические состояния в подавляющем большинстве – в школьном и подростковом возрастах, начиная с 7 лет, а психосоматические заболевания – больше в среднем и старшем подростковых периодах (после 10 лет).

У детей выделяют психосоматические расстройства

· В пищеварительной системе (нарушения аппетита, аэрофагия, тошнота, рвота, боли в животе, метеоризм, нарушения стула – поносы, запоры);

· В кожных покровах (аллергические проявления в виде высыпаний, кожный зуд, выпадение волос);

· В двигательной (тики, гиперкинезы, кривошея, псевдопарезы, нарушения походки, псевдоэпилептические проявления и др.);

· В эндокринной (нарушения менструального цикла, углеводного обмена, изменения массы тела);

· В респираторной (одышка, навязчивый кашель, затруднение вдоха);

· В выделительной (энурез, энкопрез, обменная нефропатия);

· В сердечно-сосудистой (тахикардия, боли в сердце, повышение или понижение артериального давления);

· В системах терморегуляции (субфебрилитет, гипертермия, гипотермия);

· В речи (запинки, заикание, более детская речь, трудности в разговоре);

· Алгические проявления (головные боли, боли в мышцах, суставах, мочевом пузыре и других органах).

К сожалению, существующие классификации не основаны на едином подходе, в них включено ограниченное число синдромов и заболеваний, ряд аналогичных расстройств остался за их пределами.

Заключение.

Предупреждение психосоматических расстройств прежде всего предполагает устра Предупреждение психосоматических расстройств прежде всего предполагает устранение основной причины - психических стрессоров.

В решении этой задачи имеют место два возможных подхода:

1. Устранение психотравмирующей ситуации или изменение от­ношения личности к этой ситуации. В свою очередь, устранение психо­травмирующей ситуации возможно также двумя способами: либо ситуа­ция может быть изменена в желательном для личности направлении, либо личность уходит из этой ситуации.Чаще психотравмирующие ситуации возникают в межличностных отношениях. В этом случае, когда объектом системы противострессовых мероприятий является отдельный индивид, содержание их должно включать работу с теми лицами, которые в той или иной мере причастны к ситуации. В обыденной жизни этими людьми чаще всего бывают члены семьи и сотрудники по работе.

2. Другой путь устранения эмоционального стресса представляет собой уход из травмирующей ситуации, если ее избегание является малоэф­фективным. Индивид нередко не может уйти из нее. Это происходит, например, при гибели близких людей. Иногда трудности ухода сопряже­ны с преодолением моральных установок, чувства долга, ответственно­сти. Даже если пациенту удается это сделать, то ему в этом случае гро­зит внутренний конфликт, что подчас не снимает проблему эмоцио­нального стресса, а усугубляет ее.

Поэтому наиболее эффективным способом разрешения возникшей ситуации может быть коррекция внут­реннего конфликта с позиции отношений. По своей сути, таким подхо­дом может быть патогенетическая психотерапия, которая учитывает связь между особенностями личности больного и спецификой психо­травмирующей ситуации. Патогенетическая психотерапия весьма много­гранна и сложна. Она может быть успешной при учете всей глубины и своеобразия личности больного, понимание которого возможно при полном контакте врача, психолога и пациента.

Важнейшей задачей психотерапевта становится выявление больных с различными соматическими жалобами на фоне незначительных эмоцио­нальных расстройств. Наиболее существенная помощь в этих случаях заключается в простой человеческой поддержке, успокоении и подбад­ривании. К этому же контингенту больных следует отнести и тех паци­ентов, которые нуждаются скорее в соответствующем воспитании, чем в лекарствах, и должны искать исцеление в надлежащей власти над со­бой. Наилучшей психотерапевтической формулой остается в этих слу­чаях программа, изложенная Б.Шоу в его "Дилемме доктора": "Поло­житесь на меня. Не тревожьтесь. Питайтесь регулярно. Спите нормаль­но. Мужайтесь... Надейтесь на будущее. Лучшее тонизирующее - оча­ровательная женщина. Лучшее лекарство - бодрость. Лучшее прибежи­ще - наука".

Обязательным условием успешного купирования психосоматических нарушений служит прежде всего установление полного контакта с па­циентом. Больной должен иметь возможность подробно рассказывать о себе и своем состоянии ("выговориться''), он должен почувствовать, что его внимательно слушают, что ему сочувствуют и хотят помочь, его понимают. Особое значение при этом имеет направленность психотера­пии положительно перезарядить его эмоциональную сферу, вселить в него надежду на успех в проводимой терапии.

Даже при полной уверенности в чисто психогенной природе сомати­ческих расстройств необходимо успокоить больного, преодолеть ощу­щение безысходности. Малейший намек на недоверие, неуважение вра­та к жалобам и субъективным ощущениям больного, скептическое от­ношение к ним приводят к утрате доверия к врачу.

Задачами патогенетической психотерапии являются: 1) всестороннее изучение личности больного; 2) выявление этиопатогенетических меха­низмов, способствующих возникновению эмоциональных расстройств;

3) достижение у больного сознания и понимания связей между особен­ностями личности и заболевания; 4) изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения. Достижение ука­занных целей осуществляется методами индивидуальной и групповой патогенетической психотерапии.

нение основной причины - психических стрессоров.

В решении этой задачи имеют место два возможных подхода:

3. Устранение психотравмирующей ситуации или изменение от­ношения личности к этой ситуации. В свою очередь, устранение психо­травмирующей ситуации возможно также двумя способами: либо ситуа­ция может быть изменена в желательном для личности направлении, либо личность уходит из этой ситуации.Чаще психотравмирующие ситуации возникают в межличностных отношениях. В этом случае, когда объектом системы противострессовых мероприятий является отдельный индивид, содержание их должно включать работу с теми лицами, которые в той или иной мере причастны к ситуации. В обыденной жизни этими людьми чаще всего бывают члены семьи и сотрудники по работе.

4. Другой путь устранения эмоционального стресса представляет собой уход из травмирующей ситуации, если ее избегание является малоэф­фективным. Индивид нередко не может уйти из нее. Это происходит, например, при гибели близких людей. Иногда трудности ухода сопряже­ны с преодолением моральных установок, чувства долга, ответственно­сти. Даже если пациенту удается это сделать, то ему в этом случае гро­зит внутренний конфликт, что подчас не снимает проблему эмоцио­нального стресса, а усугубляет ее.

Поэтому наиболее эффективным способом разрешения возникшей ситуации может быть коррекция внут­реннего конфликта с позиции отношений. По своей сути, таким подхо­дом может быть патогенетическая психотерапия, которая учитывает связь между особенностями личности больного и спецификой психо­травмирующей ситуации. Патогенетическая психотерапия весьма много­гранна и сложна. Она может быть успешной при учете всей глубины и своеобразия личности больного, понимание которого возможно при полном контакте врача, психолога и пациента.

Важнейшей задачей психотерапевта становится выявление больных с различными соматическими жалобами на фоне незначительных эмоцио­нальных расстройств. Наиболее существенная помощь в этих случаях заключается в простой человеческой поддержке, успокоении и подбад­ривании. К этому же контингенту больных следует отнести и тех паци­ентов, которые нуждаются скорее в соответствующем воспитании, чем в лекарствах, и должны искать исцеление в надлежащей власти над со­бой. Наилучшей психотерапевтической формулой остается в этих слу­чаях программа, изложенная Б.Шоу в его "Дилемме доктора": "Поло­житесь на меня. Не тревожьтесь. Питайтесь регулярно. Спите нормаль­но. Мужайтесь... Надейтесь на будущее. Лучшее тонизирующее - оча­ровательная женщина. Лучшее лекарство - бодрость. Лучшее прибежи­ще - наука".

Обязательным условием успешного купирования психосоматических нарушений служит прежде всего установление полного контакта с па­циентом. Больной должен иметь возможность подробно рассказывать о себе и своем состоянии ("выговориться''), он должен почувствовать, что его внимательно слушают, что ему сочувствуют и хотят помочь, его понимают. Особое значение при этом имеет направленность психотера­пии положительно перезарядить его эмоциональную сферу, вселить в него надежду на успех в проводимой терапии.

Даже при полной уверенности в чисто психогенной природе сомати­ческих расстройств необходимо успокоить больного, преодолеть ощу­щение безысходности. Малейший намек на недоверие, неуважение вра­та к жалобам и субъективным ощущениям больного, скептическое от­ношение к ним приводят к утрате доверия к врачу.

Задачами патогенетической психотерапии являются: 1) всестороннее изучение личности больного; 2) выявление этиопатогенетических меха­низмов, способствующих возникновению эмоциональных расстройств;

3) достижение у больного сознания и понимания связей между особен­ностями личности и заболевания; 4) изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения. Достижение ука­занных целей осуществляется методами индивидуальной и групповой патогенетической психотерапии.

 

Литература.

1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древ­ности до наших дней / Пер. с англ. И.С.Козыревой. - М.: Прогресс, 1995.

2. Александер Ф., Селесник Ш. Психосоматический подход в медицине // Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

3. Александер Ф. Психосоматическая медицина. - М.: Эко-Пресс, 2002.

4. Бодров В.А. «Психологический стресс: развитие и преодоление» Москва, 2006 г.

5. Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.

6. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов ее психотерапии.- В кн.: Руководство по психотера­пии. - М., 1974. - С. 39-53.

7. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика // Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005.

8. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. - М.: Медицина, 1996.

9. Райх В. Анализ характера. - М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

10. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи) // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2000. – Т.2.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...