Структура массовой коммуникации
Программные вопросы темы
(Коммуникаторы, их специфика, сущность, функции в коммуникационном процессе. Соотношение «редакций» и «издателей». Соотношение медиократов и спиндокторов. Индикаторы освещения события в СМИ).
Структура коммуникационного процесса (тема 6, вопрос 14)
Итак, совершенно очевидно, что коммуникативный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель этого процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, понимание сообщений. Структура коммуникационного процесса - упорядоченное множество узловых точек, связанных коммуникационным процессом, каждая из которых находится в определённых отношениях. Следовательно, в процессе обмена информацией можно выделить несколько базовых элементов: 1) отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; 2) сообщение - собственно информация, послание, закодированное с помощью символов; 3) канал - средство передачи информации; 4) получатель - лицо, которому предназначена информация. 5) обратная связь. В том случае, когда получатель реагирует на коммуникации отправителя обратным сообщением, возникает обратная связь.
6) помехи, барьеры. Помехи и барьеры искажают смысл передаваемой информации и нарушают качество сигнала. В теории передачи информации их называют шумами. Определенные шумы существуют в коммуникационном процессе всегда. Их невысокий уровень позволяет передавать сообщения. Высокий уровень шума может полностью исказить смысл сообщения. Отправитель и получатель информации в системе коммуникации осуществляет и общую базовую функцию и должны отвечать общим требованиям: иметь хотя бы минимальный уровень гуманитарных знаний; понимать общий символьный язык (код); иметь ключи для кодирования и дешифрации закодированной информации; иметь взаимное желание к установлению и поддержанию коммуникации. Кроме того они должны обладать так называемыми фоновыми знаниями коммуникантов--знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры.
Сообщение - наименьший элемент языка, имеющий идею или смысл, пригодный для общения. Также форма предоставления информации, совокупность знаков или первичных сигналов, содержащих информацию. Обычно сообщение передается в виде предложения или условного знака. Жизненный цикл сообщения выглядит следующим образом: · Отправитель кодирует идею или мысль в сообщение; · Передаёт сообщение через среду общения получателю; · Получатель получает сообщение и декодирует смысл.
Содержание понятий спиндокторы, медиократы, редакции, издатели
(тема 6, вопросы 15, 17, 18)
1) Спиндоктор (врач вертящий).
Он лечит освещение событий в СМИ (корректирует). Когда публикации в СМИ начинают приобретать негативный окрас, необходимо переключение общ. мнения. Часто очень крайние средства – переключить общественность на др. событие. «Хвост вертит собакой». Ожидание события – само событие – освещение события – это совершенно разные вещи, т.к. освещая какое-либо событие, создается символическая реальность, дается своя трактовка событий.
Работа спиндоктора направлена на выпячивание благоприятных событий и скрытие неприятных. Разница между журналистом и спиндоктором: Цель сообщения: для журн – какой-то факт, событие, для спин – освещение событий в нужном ракурсе. Целевая аудитория: для журн – публика, читатели, для спин – журналисты. Основная технология – управление новостями с помощью 3х рычагов: 1. отбор событий (заметить/не заметить), 2. придание значимости, 3. организация динамики события, т.е. его раскрутка или торможение. Раскрутка – всемирное продление жизни события, торможение – всемирное сокращение жизни события.
2) Специалист по кризисным коммуникациям.
Похож на спиндоктора, но работает с массовым сознанием в кризисных ситуациях, не обусловленных действиями власти. - сокращение числа управляемых параметров. - смещение интересов и реакций в сторону первичных. - изменяются каналы массовой коммуникации. Т.о., биология оттесняет социальность. Задача – вывод из стрессового состояния, преодоление атомизации (разобщенности) людей, возвращение управляемости социумом. Способы: - перевод паники в простые понятные действия. - пытается показать, что властью предпринимаются усилия по изменению ситуации (надежда, отвлекает от анализа причин). - дать выход негативным эмоциям по фиксированным каналам (канализация агрессии). - отказ от показа негативной реальности во всей полноте.
3) Спичрайтер.
Речь – вербальное отражение мира, речь выводит людей на общественное из индивидуального. Как правило, речи пишет группа специалистов, не без участия первого лица. Соотношение написанных речей и того, что произносится.
Со второй половины 20 века значение средств массовых коммуникаций неизменно растет в самых основных сферах жизни общества. Тенденция набирает роста, как следствие такой тенденции появляется ряд новых, неизвестных профессий до сих пор. Среди них выделяется профессия спиндоктора. spin doctor - этот термин возникает от англ. слова spin, что в переводе означает кружение, верчение. Можно сказать, что спиндоктор - особа, что раскручивает информацию и представляет её в выгодном для неё свете. Говоря простыми словами, спиндоктор - управляет информацией, которую потом предоставляет в СМИ.
В чем же заключается необходимость такой профессии, как спиндоктор. Это обусловлено такими факторами: 1. Увеличение роли СМИ во всех сферах общественной жизни. 2.Отличные возможности для манипулирования мнением общественности с помощью разных каналов коммуникации. 3.Больше внимание сейчас стали уделять роли мнения общественности, что формируется на основе управления потоками информации.
Чаще всего спиндоктор занимается исправлениями различных искажений образа определенного события в Средствах массовой информации уже после того, как событие приобрело негативный окрас. Спецификой работы этой профессии можно назвать то, что такие специалисты могут работать как в невербальной сфере, так и вербальной.
Практически можно выделить несколько видов спина: 1. До-спин - это подготовка слушателей к определенному событию 2.После-спин - наведения порядка. 3. Торнадо-спин - попытка переключить внимание общественности на иное событие. 4. Кризисный спин - осуществление контроля над кризисной информацией с попыткой уменьшить нанесенный ею ущерб.
Основной объект в работе спиндоктора это информационный блок. С его помощью можно формировать новостную сферу путем предварительного сбора информации, акцентирование значимости на нужных новостях, способом замедления и ускорения потока информации. Для уменьшения потока информации, возможно, использовать приемы: 1. Не допускать информацию о событии в средства массовой информации. 2. изменение позиции к информации. 3. замена старой информации новыми сообщениями. 4. иная расстановка акцентов. Для Коммуникаторов На первом месте в модели Лассуэлла располагаются коммуникаторы — создатели информационных сообщений.
Вследствие особой важности массовой информации для оби ва ее производством и распространением профессионально маются коллективы и группы людей, которые называются комл катерами (адресантами). В их задачу входит подготовка информационных сообщений, которые должны быть доступны для потенциальньдх потребителей, находящихся в разных регис страны, континента или всей планеты.
Производство информации коммуникаторами неотделимо интересов ее потребителей. Потребители социальной инфор ции, выступающие чаще как «массы», разнородные организовав неоформленные множества людей, называются аудиториями (а сатами). В определенном смысле деление участников массово-в муникационного процесса условно, поскольку профессионал коммуникаторы нередко сами составляют часть аудитории. На мер, тележурналисты одновременно могут быть зрителями дру телепередач, а индивиды, не имеющие прямого отношения к ее нию информации, сами производят письма, информационныеобщения, участвуют в радио- и телепередачах, выступают на я тингах и собраниях. Однако профессиональные коммуникаторы рают главенствующую роль в массовой коммуникации, так именно они являются обладателями, распространителями и ш претаторами большого объема информационных потоков.
На основании социально-психологического подхода к исследвнию профессиональных коммуникаторов представителей да» группы можно классифицировать в соответствии: с их деловымй'1 чествами (степенью мастерства, профессиональным отношением к делу, дисциплиной); с их идейно-нравственными качествами чие определенных убеждений и моральных установок); с особен тями интеллектуальной деятельности (аналитики, интерпретат ораторы и т.д.). Для классификации профессиональных коммуникаторов также можно использовать их характерологические качества (особенности характера, темперамента, интеллектуальное развитие и т.д.), а также их физические качества (пол, возраст, здоровье).
При исследовании институциональной природы социальных групп профессиональных коммуникаторов выделяются две основные группы: «редакции» и «издатели».
«Редакции» (коммуниканты) - это непосредственные создатели и передатчики текстов. Сами «редакции» подразделяются на журналистов и пиарменов (кто собирает информацию, создает первичный текст и выступает перед аудиторией), «техников» (кто обеспечивает материализацию текста, его размножение, хранение и передачу);
Для ускорения процесса передачи информации используют другие способы: 1.Передача событий в СМИ. 2.Упор на важность события. 3.Совмещение информации с другим важным событием. 4. Использование хороших комментариев.
В эту группу включают дикторов, операторов, работников типографии, инженеров, программистов, дизайнеров, оформителей.
В группе «редакция» первое место занимают журналисты и пиармены, осуществляющие общение с аудиториями. Согласно Р. Дебре, для современного журналиста характерны следующие черты: определенная степень политической активности; осознание себя представителем «четвертой власти»; частичная деидеологизация; сочетание разных интересов и идей; ориентация на максимально возможную объективность как требование профессиональной этики; поиск общественного консенсуса; «отдаленность» журналиста от творческого материала (как, например, «отдаленность» рабочего от произведенного автомобиля); ощущение давления со стороны определенных индивидов, общественно-политических сил и всего общественного мнения. По мнению Дебре, даже если определенные журналисты не соответствуют в действительности данным характеристикам, они вынуждены ради профессионального успеха подстраивать свой имидж под эти «стандарты».
Особо важную роль в эпоху инновационных технологий играют «издатели». В данном контексте под термином «издатели» понимаются владельцы, акционеры, менеджеры, спиндокторы и другие лица, определяющие главные цели органа информации. В группу «издатели» также входят политические консультанты и представители служб исследования общественного мнения, которые оказывают огромное влияние на информационную политику СМК.
«Издатели» подразделяются на медиократов и спиндокторов. Медиократы (термин «медиократ» происходит от игры слов «тазе тесНа» — массовая информация от французского и тесНосге — посредственность) — это владельцы СМК, а спиндокторы (от англ. орт — верчение, кружение) — это, как правило, не владельцы СМК, а те люди, которые в силу личного авторитета, обладания властью, знакомств с журналистами и хорошего знания информационной инфраструктуры имеют возможность воздействовать на подготовку информационных сообщений, их отбор и способы освещения.
Вместе с журналистами спиндокторы создают или преобразовывают тексты репортажей. Деятельность спиндоктора подразделяется на следующие этаты: 1) отбор события (выбор того события, которое необходимо соответствующим образом осветить в СМК); 2) подготовка ожр события (направление активности журналистов в определен русло, настрой аудитории на ожидаемую реакцию по отношен» планируемому событию); 3) «проведение самого события»; 4) освещение события в СМК; 5) комментарии к событию; 6) упоминание события в списке однородных событий (нахождение исторических аналогов и формулировка его оценки); 7) ссылки на событие в качестве подтверждения какой-либо тенденции; 8) отслеживание насущных явлений в общественном мнении, касающихся данного бытия, с целью «подготовки новых событий».
В отличие от журналиста и медиократа спиндоктор имеет в своем арсенале лишь косвенный инструментарий воздействия аудиторию, поэтому он работает не с массовой аудиторией, а с журналистами и в качестве основной цели коммуникации ставит формирование адресатов, а «предупреждение события» и интерпретацию определенных фактов.
Поскольку «подготовка» важнейших сообщений в СМК прав чески всегда является результатом совместной деятельности медиократов, журналистов и спиндокторов, то освещение какого-либо бытия может быть охарактеризовано с помощью следующих факторов:
• частота повторов освещения события в СМК;
• амплитуда между повторами аналогичных по структуре и содержанию сообщений, показывающая, при какой частоте упоминания схожих событий в СМК данное событие может стать новостью. Так, только при определенном уровне освещения проблема наркомании может быть воспринята аудиторией как новость;
• неоднозначности события: чем меньше неоднозначность, выше вероятность того, что событие будет замечено;
• релевантность события по отношению к культуре и осведомлённости аудитории — общественное мнение преимущественно реагирует на событие, которое доступно его пониманию;
• соответствие произошедшего события ожиданиям: чем больше данное событие ожидаемо в обществе, тем скорее оно станет более актуальной новостью;
• неординарность события — новостью или сенсацией станов» такое событие, которое редко случается, небанально по своей сути и выходит за рамки стандартной ситуации;
• сохранение актуальности события — наиболее яркие и гро» новости сохраняют свою злободневность в течение достаточно длительного времени.
Специфика группы «издателя» в МК. Характеристика индикаторов освещения события в МК. Этапы прохождения сообщения в СМК, организованные «издателями» и способы воздействия на прохождение события
(Тема 6, вопросы 16, 19, 20) В широком смысле все сообщения в СМК классифицируются по их жанровым особенностям и назначению: художественные (драмы, рассказы, концерты, оперы и т.д.); научные (научные статьи, доклады, дискуссии и т.д.); публицистические (новости, репортажи, комментарии, очерки и т.д.). Именно «издатели» определяют количество сообщений по тем или иным жанровым направлениям или целиком отдают предпочтение одному из этих жанров, тем самым определяя профиль СМК в соответствии со своими интересами.
Большинство СМК отдает предпочтение публицистическим сообщениям.
Заметим, что именно «издатели» организуют «продвижение» сообщения о событиях в СМК. Схема «продвижения» сообщения и его дальнейшего развития в СМК сводится к следующим этапам:
• первые, отрывочные сведения о событии;
• появление полноценной (высококачественной) информации;
• добавление первичных комментариев авторов данного сообщения;
• новое развитие события в СМК, увеличение его значимости в глазах общественности;
• высказывание мнений общественных авторитетов в СМК;
• первые попытки аналитического осмысления проблемы, затронутой в информационном сообщении;
• разрастание и усугубление проблемы;
• попытка выработки единого решения;
• озвучивание единого решения признанными общественными авторитетами;
• выработка стереотипа по решению данной проблемы в общественном сознании.
Очевидно, что «издатели» в угоду определенным социально-экономическим и политическим интересам могут либо способствовать продвижению информации о данном событии в СМК, либо умышленно препятствовать ее прохождению.
Отсюда следует, что важнейшей общественно значимой функцией «издателей» является контроль за созданием и преобразованием социальной информации. Медиократы осуществляют контроль за информационной политикой, используя прежде всего административные ресурсы. Рассматривая механизм контроля за СМК на практике, правомерно выделить две его основные модели:
• «тоталитарную», которая налагает полный запрет на освещение определенных событий;
• «демократическую», которая предусматривает освещение «нежелательного события» в информационном потоке вместе с другими сообщениями. При такой комбинации ретушируется значимость «нежелательного события».
Контроль, осуществляемый спиндокторами в СМК, представляет собой нечто вроде фильтра, не пропускающего нежелател факты. Существуют три типа контроля спиндокторов за информацией:
1) контроль допуска на объект (к эпицентру события журналисты вообще не допускаются или допускаются «избранные»; известны случаи, когда журналисты не получают аккредитацию в зону боевых действий, в зал парламентских заседаний);
2) контроль информации (вся информация поступает из пр центров и пресс-конференций; таким образом она приходит к журналисту через вторые руки);
3) контроль за передачей информации (цензура фото- и видеосъемок, ограничение доступа журналистам к эфиру).
Как следует из сказанного выше, коммуникаторы в процессе создания и преобразования социальной информации представляют собой неформальный фильтр, клапан которого — ориентация «издателей» и «редакций» на свои ценностные установки. Они стоят на пути к профессиональной самореализации и к раскрытию творческого потенциала журналистов.
Процесс создания и преобразования социальной информации детерминирован социальными отношениями между коммуникаторами. С одной стороны, на характер информационных сообщений влияют взаимоотношения между «издателями» и «редакциями». Не случайно в ходе их профессиональной деятельности периодически наблюдаются как совпадения мнений, так и острые противоречия по вопросам подготовки отдельных материалов или по проблеме информационной политики данного СМК. Очень часто позиция «издателей» препятствует реальной свободе слова и объективно журналистов, что может привести к конфликту с «редакциями». С другой стороны, внутри каждой группы коммуникаторов проходят процессы модернизации, выражающиеся в изобретении и популяризации новой техники и новых технологических разработок, а также процессы становления нового социально-политического контекста, ведущие к кризису легитимации, к конфликтам между «издателями» и «редакциями», к конфронтации внутри каждой группы коммуникаторов, вызванной повышением социальных статусов одних коммуникаторов и потерей ведущих позиций других. Иногда, в определенный исторический период, появляется необходимость в новых методах работы СМК, в подготовке новых материалов и изменений в тематике репортажей, в поиске новых путей и способов привлечения внимания аудитории. В противном случае — данное СМК обречено на банкротство. В этих условиях особо остро происходит социальная мобильность в структуре как «издателей», так и «редакций». В результате этих процессов старые сотрудники вынуждены либо покинуть свои места, либо приспособиться к новым требованиям медиа-рынка. Данная ситуация способствует и притоку новых, как правило, молодых специалистов в СМК. Информатизация и медиатизация всех сторон социальной жизни в современном мире приблизили к статусу профессиональных коммуникаторов людей, имеющих доступ к телефонной связи, к компьютерным сетям и другим СМК. При помощи новых СМК любой человек способен не только общаться с многочисленной аудиторией (разбросанной в пространстве), но и оказывать на аудиторию определенное влияние. Целенаправленное воздействие на аудиторию в результате коммуникативного акта называется целью коммуникации.
Так, основным признаком профессионального коммуникатора в МК является возможность воздействия на широкие аудитории с какой-либо заранее запланированной целью (формирование определенных взглядов, мобилизация на конкретные действия, социализации молодежи и др.). В эпоху информатизации профессиональные коммуникаторы (журналисты, редакторы, пиармены, медиа-магнаты) и авторитетные эксперты (ученые, артисты, политики, общественные деятели и др.) постепенно уступают свои позиции массам. Поэтому в наши дни широкие массы не только принимают массовую информацию в большом объеме, но и сами ее создают и преобразовывают. единую институционально оформленную организацию. С точки зрения структурного анализа деятельность коммуникатора (на основании ее содержания) делится на два вида: форма функциональный — определение «издателями» конкретных целей и дальнейшая работа в этом направлении.
Целевая установка коммуникатора в МК
(тема 6, вопрос 21)
Особого внимания заслуживает функция участия служб в выработке программ деятельности администрации, принятии решений. Именно через реализацию этой функции корректируются решения и программы деятельности администрации, прогнозируется возможная реакция на них общественности. Как отмечалось выше, соответствующая целевая установка определена в 38% проанализированных положений. Более детальный анализ показывает, что в той или иной форме участие общественности в разработке и реализации программ и решений присутствует еще в 20% положений. Можно по-разному оценивать эти цифры. С одной стороны, плохо, что такая важная, по существу обязательная для эффективной работы, функция службы отсутствует в 42% положениях. С другой стороны, можно, по-видимому, говорить о накоплении определенного опыта решения этой задачи. Функции планирования и текущей организации работы присутствуют практически во всех Положениях, что вполне естественно. Определенный интерес представляет функция участия (или создания) творческого продукта (видеоматериалы, печатная продукция). На Западе для формирования желательного имиджа органа власти, государственного учреждения, службы по связям с общественностью соответствующего учреждения часто сами готовят творческие материалы. Так, Т. Хант и Дж. Грунинг отмечают, что институты государственной службы США предлагают свою информационную продукцию печатным органам, радио и телевидению (как бесплатно, так и на коммерческой основе), рассылают печатную продукцию, готовят телевизионные ролики. Иногда это делают самостоятельно, иногда с привлечением специалистов со стороны. [3] В почти 50% проанализированных Положений обнаруживаются позиции (одна или несколько), связанные с участием в создании творческого продукта работников службы по связям с общественностью. Наиболее обстоятельно эта позиция отражена в Положении о службе по связям с общественностью Татарстана. В целом полученные данные свидетельствуют о том, что службы по связям с общественностью региональных органов власти находятся в стадии становления. Они уже вышли из младенческого возраста и могут в ряде случаев вполне профессионально, с учетом мировых тенденций развития, сформулировать цели и задачи своей деятельности, т. е. спроектировать работу организации. Но целиком проблему решить пока не удалось никому. У одних субъектов Федерации хорошо спланировано одно направление работы, у других – другое. Поэтому обмен мнениями, опытом работы чрезвычайно полезен. Об этом пойдет речь в последующих статьях данного раздела. Положение о PR-службе является своего рода моделью, определяющей основные параметры ее работы. Но, как известно, любая модель, как бы хороша она ни была, успешно воплощается в жизнь только в том случае, если обеспечивается соответствующими ресурсами (включая кадровые), если реальный статус службы в системе властных отношений достаточно высок.
Специфика коммуникатора в МК
(тема 6, вопрос 22)
Классификация пресс-служб и специализации.
Пресс-служба — подразделение госучреждения, органа власти, суда, корпорации, крупной или средней фирмы, осуществляющее взаимодействие данной структуры с прессой и прочими СМИ. (в гос. и общественных структурах, частные). Цель взаимодействие с целевыми аудиториями. Направления пресс службы: внешние коммуникации (чаще всего это взаимодействие со СМИ). Обычно количество сотрудников в пресс службе 3-6 человек, зависит от структуры и объема организации. Если организация небольшая то функции пресс-службы перекладываются на пресс-секретаря, или на определенного менеджера.
Основное для п.с. формирование информационных материалов, налаживание отношений со СМИ, организация рабочих мероприятий.
Классифицируются по сферам деятельности и по масштабам.
Можно выделить три основных вида организационных структур современной пресс-службы.
1. Пресс-служба как часть управленческого процесса. Штат пресс-службы достаточно велик, а руководитель службы подчиняется первому лицу организации и наделен широкими полномочиями. Он может занимать должность заместителя главы организации. Пресс-служба влияет на процесс развития организации. 2. Пресс-служба как «посредник» между организацией и СМИ. Штат невелик, а руководитель пресс-службы может находиться в подчинении у заместителей первого лица. Как правило, такая пресс-служба воспринимается как ретранслятор официальной точки зрения организации. Передаваемая информация не вызывает большого интереса со стороны СМИ, а степень недоверия к ней высока, так как она считается неполной.
3. Пресс-служба, привлекаемая на аутсорсинг. В настоящее время большое количество PR-агентств предлагает услугу «работы в режиме пресс-службы». Копирайтеры и аналитики состоят в штате агентства, оказывающего данную услугу. Собственной пресс-службы организация не имеет. Пресс-секретарь выполняет функцию координатора процесса. Аналитическая функция, функция построения корпоративной культуры закреплены за другими подразделениями.
В настоящее время наиболее характерно развитие пресс-служб первого и второго вида.
Классификация современных пресс-служб: принципы и особенности. Российские государственные пресс-службы. Пресс-службы частных структур. Пресс-службы общественных структур. Сходство и различия в работе основных типов пресс-служб. Специфика работы пресс-служб по отраслям деятельности:- пресс-службы государственных органов исполнительной, представительной и судебной власти;- пресс-службы политических партий и движений;- пресс-службы общественных организаций;- пресс-службы коммерческих предприятий;- пресс-службы финансовых организаций и учреждений;- пресс-службы государственных бюджетных учреждений и организаций (учебные заведения, учреждения здравоохранения, науки и культуры);- пресс-службы спортивных организаций и учреждений;- пресс-службы творческих союзов;- пресс-службы конфессиональных организаций и учреждений;- пресс-службы субъектов рекламно-информационной деятельности;- пресс-службы средств массовой информации. Правовые основы PR-деятельности. Наибольшим среди общественных норм потенциалом силы воздействия обладают нормы права. Их главная особенность заключается в том, что их выполнение обеспечивается принудительной силой государства. Характер принуждения при нарушении правовых норм, конечно, бывает разным - дисциплинарные воздействия, административные взыскания, материальные санкции, уголовное наказание.
Правовое регулирование в ПР должно быть направлено на обеспечение, с одной стороны, благоприятных условий для функционирования ПР как социального института, а с другой - на удовлетворение социальных потребностей (прежде всего - информационно-коммуникационных) личности, общества и государства при соблюдении прав юридических и физических лиц.
Право должно строиться на основе норм, содержащихся в Конституции РФ, и касаться всех общественных отношений в данной сфере, с ориентацией на такие социальные ценности, как свобода выражения мнений, политическое и идеологическое разнообразие, честь и достоинство личности, свобода критики, право на доступ к информации.
Предмет регулирования в общей теории права понимается как качественно однородная, обособленная группа общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. В рамках системы права, регулирующего ПР, мы имеем именно такую группу общественных отношений. Эти общественные отношения, часто именуемые информационными отношениями, связаны со сбором информации, ее обработкой, распространением, передачей и многими другими видами операций с информацией. Сегодня деятельность в сфере ПР, как и любая другая деятельность в обществе, регулируется Конституцией РФ, государственными законами федерального и регионального уровня и нормативными актами. Кроме того, в ПР осуществляется саморегулирование. Кроме конституционных основ в систему правого обеспечения ПР входят: Гражданский кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей, Закон о СМИ, Закон о рекламе, Закон об авторском праве. Такая правовая система обеспечивает регулирование различных направлений деятельности специалистов и служб ПР в соответствии с тем или иным нормативно-правовым документом.
В июле 2002 г. вступил в силу Кодекс РФ об административных правонарушениях, который включает свыше 20 составов правонарушений, связанных с деятельностью в сфере ПР.
Литература: Психология: Учебник/ под ред. А.А. Крылова М., 2004 Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебное пособие, СПб, 2004 Гойман О.Я., Наденко Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. М., 2003 Политическая психология: Учебное пособие/ под ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева М., 2003 Богданов Е.Н. Психологические основы «Паблик рилейшнз». СПб., 2003. Деркач А.А. Психология развития профессионала. М., 2000 Зазыкин В.Г. Психологические основы гуманистической рекламы. М., 2000. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000. Князев Т.В. Факторы влияния на социальную перцепцию организации. М., 2000. Корольков В.Г. Основы «Паблик рилейшнз». М., 2000. Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000. Мельник Г. Массмедиа: психологические процессы и эффекты. М., 2000. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб, 2003. Политическая психология./ под ред. Деркача А.А. М., 2000. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / под ред. Комаровского В.С., М., 2001. Тулеев А.Г. Политическое лидерство в современной России. Региональный ракурс. М., 2001. Харрисон Ш. Связи с общественностью / Вводный курс. СПб., 2003. Харрисон Ш. Связи с общественностью/ Практикум. СПб., 2003. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2001.
Тема 7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|