Симптомы и проявления нетерпимости (интолерантности)
Симптомы и проявления нетерпимости (интолерантности) (см. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. М., 2001, с. 18-20, 27-28) ЯЗЫК – очернительный, уничижительный; обесценивающий и унижающий культурные, религиозные, расовые и другие группы СТЕРЕОТИПЫ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ – определение всех членов какой-либо социокультурной группы посредством обобщенных, как правило, негативных характеристик (крайний вариант: «они – враги, хотят нам плохого») НАСМЕШКИ – привлечение внимания к конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам с целью высмеивания и оскорбления ПОИСК «КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ» - обвинение конкретной группы или конкретного человека в несчастьях или в существовании социальных проблем ОСТРАКИЗМ (бойкот) – поведение, игнорирующее присутствие или существование других; отказ говорить с другими, признавать их самих или их культуру ПРЕСЛЕДОВАНИЕ (Harassment) – преднамеренные действия, направленные на устранение или унижение других; часто предпринимаются с целью вытеснения человека или группы из сообщества или организации ОСКВЕРНЕНИЕ или ПОРЧА – нанесение прямого ущерба или искажение религиозных или культурных символов, предметов или зданий с целью дискредитации или осмеяния верований тех, для кого эти здания, предметы и символы являются значимыми ЗАПУГИВАНИЕ – использование физического, морального или численного превосходства для унижения других, лишения их собственности, статуса или для склонения их к конкретным сомнительным действиям Некоторые особо тяжелые формы нетерпимости РАСИЗМ – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими
КСЕНОФОБИЯ – боязнь иностранцев и представителей других культур, неприязнь к ним; убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред ДИСКРИМИНАЦИЯ – лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов СЕГРЕГАЦИЯ – установление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола (gender), как правило, с ущербом для этой группы (сегрегация включает АПАРТЕИД) АГРЕССИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ – вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ – насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов (иногда в масштабах целых сообществ) ТОТАЛИТАРИЗМ – препятствование свободному, открытому обсуждению политических вопросов; препятствование политическому участию, свободным и справедливым выборам; ограничение свободы распространения информации; наказание политических диссидентов, а также стремление государства к тотальному контролю над частной жизнью человека СЕКСИЗМ – политика или поведение, направленные на исключение женщин из полноценного участия в жизни общества, на отрицание возможности для женщин пользоваться всеми правами человека; такая политика и формы поведения основаны на предположении о том, что мужчины по своей природе являются высшими, по сравнению с женщинами, существами. Обсудив более детально, в чём может проявиться дискриминация в отношении детей, следует перейти к обсуждению их взаимоотношений между собой /между детьми разных национальностей, между мальчиками и девочками/.
IV. Закрепление
/Сопоставить понятия «равноправие» и правила этикета/ Игра «Продолжи фразу»: - Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я …… -Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется….. -Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую …. -Когда ко мне обращаются с уважением, то …. Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.
V. Вывод. Игра «Сенквейн».
Инсценировка сказки. « Сказка ложь, а в ней намёк…» «Кошкин дом» 1 ребёнок. Придумано кем – то просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро! -Доброе утро – солнцу и птицам. -Доброе утро! – улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Доброе утро длится до вечера. 2 ребёнок. Хочу я по всей прокатиться планете, Разведать, что делают дети на свете! Как их зовут? Хорошо ли живут? Выяснить надо кто учится в школе, Справиться, школа у них далеко ли, Как их здоровье и сколько им лет? Есть ли работа у папы, иль нет? 3 ребёнок. Здравствуйте, друзья! Мы рады встрече с Вами. Мы – это девчонки и мальчишки, Песенки и книжки, И, конечно я! Мы – это слово короткое очень, Но нет слова волшебнее его. В нём, между прочим, Две буквы всего! 1 ребёнок. Мы – звонче слова в мире нет! 2 ребёнок. Мы – это песня и рассвет. 3 ребёнок. Мы – это значит, ты и я! Вместе. Мы – значит, встретились друзья! 4 ребёнок. Торопись, честной народ, - В гости кошка к нам идёт! 3 ребёнок. Добры люди, поспешите, Нашу сказку посмотрите. 4 ребёнок. Сказка ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок.
Тили – бом, тили бом, Открываем Кошкин дом. /Входит кошка, кот, 2 котенка/ 3 ребёнок. Мадам, мы рады видеть Вас! Кошка. Я к вам заехала на час. Я, кошка старая и кот, Привратник мой – Василий, Не покладая лап и сил Племянников растили. Уже котята подросли, Я вывожу их в свет. Но об истории своей Забыть не хватит лет. Когда мой дом сгорел дотла, Я много испытала. Скиталась, нищею была, Друзей всех потеряла. Для нас не отворили дверь Ни свиньи, ни коза. А вот с котятами с тех пор Я хорошо жила. Я поняла, что доброта Все открывает двери, Что иногда себя ведут и люди, будто звери. Кот. Друзья, сердца откройте в мир, Не бойтесь доброты. И станут, счастливы тогда Бездомные и вы. Кошка. Я всех стараюсь обогреть, Дать всем чуть- чуть тепла. И с этой целью я сейчас На праздник к вам пришла! И если в жизни не везёт, Ко мне спешите в дом. Я постараюсь вам помочь, Решим вопрос вдвоём. Не огорчайтесь! Никогда Не опускайте лап! И помните: беда идёт к тому, Кто духом слаб. 1 котёнок. Пожалуйста, прошу вас всех, И взрослых, и детей, Поверьте, красота спасёт От войн и от смертей! 2 котёнок. Красиво можно рисовать! Красиво петь и шить! Но можно, вопреки всему, Красиво, дружно жить! 1 котёнок. Мы в школе учимся такой, Где мир и красота Нас учат там всему – всему От лап и до хвоста! 1 ребёнок. Мы знаем: На свете живут разноцветные дети, Живут на одной разноцветной планете. И эта планета на все времена У всех разноцветных всего лишь одна. 2 ребёнок. Кружится планета, большая планета, Ладонями солнца она обогрета. Но греют планету намного теплей Улыбки и смех разноцветных детей. 1котёнок. Наша школа обычная. Средняя школа, почти типичная В ней не ведут отбор детей. Любой, любой учиться может в ней. 2 котёнок. Сейчас для нас открыты все пути, Нам с вами выбирать куда идти! Мы тоже ищем, пробуем, идём, И за собою всех желающих зовём1 4 ребёнок. Тили – бом, тили – бом Закрываем Кошкин дом. Дети берутся за руки и поют песню «Песенка друзей».
Сайт http: //tolerantnost. ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|