Заключение
Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным улучшением “национального достоинства”. Оттенки этого опасения различны: от полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации. Так или иначе, россиянин (в частности русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная “забывчивость” ведёт среди людей – к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей. Обращение к классу: а теперь давайте с вами подведем итоги нашей беседы и выделим самое важное из сказанного. (Выводы записываются на доске) Выводы:
Обращение к классу: Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.
Сайт http: //festival. 1september. ru
Классный час «Толерантная личность»
Я пришел в этот мир Не для того, чтобы оправдать твои надежды, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы оправдать мои надежды. Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь.
«Молитва о встрече»
Цели: 1. Улучшение психологического климата в классе. 2. Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению). 3. Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся. 4. Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся. Задачи: 1. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации. 2. Развить навыки социального поведения. 3. Выработать принципы толерантного поведения. .
Пред началом работы учащиеся тянут жетоны: красные, синие, зеленые, белые. Таки образом образуются 4 группы.
Художественное оформление кабинета:
На доске - плакат- схема: ЗАКРЫТА ВРЕМЕННО
Ведущий: Сегодня у нас с вами необычный разговор: мы впервые встречаемся в непривычной для нас обстановке - классный час проводим совместно с 2 классами (11 Б, 8 Б) наш разговор будет посвящен толерантности. Но прежде давайте поздороваемся.
1 группа – красные жетончики – вы здороваетесь как японцы ( поклон) 2 группа – голубые жетончики – вы здороваетесь как европейцы (жмете руку) 3 группа – белые жетончики – вы здороваетесь как эскимосы (трутся носами) 4 группа – зеленые жетончики – вы здороваетесь как китайцы ( спрашиваете «Ты ел сегодня рис? » в ответ человек должен поклониться.
В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу, что является составляющей частью толерантности. Давайте лучше познакомимся со значением этого слова Слайд 3-4, 5 Смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот... Вот ребята 8 класса вам это постараются доказать.
Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте... ” Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы. - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку. - Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. - Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? - Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку. - Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её. - Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой. - Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”. - Спасибо, леди, спасибо... - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату. - Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
Вопросы группам: · Почему молодой человек отказался помочь? · Как бы вы поступили в этом случае? · Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? · Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Заслушиваются ответы участников Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Ведущий: Милосердие, терпимость, прощение- слова открываются. Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других. - «Сходства и различия». Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.
· Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
· Национальность влияет на взаимоотношения людей? · Как общаются между собой пожилые и молодые люди? · Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека? Вы работу выполняли в своей микрогруппе. А теперь за 30 секунд вам предлагается объединиться в группы по различным признакам: пол, цвет волос, гороскоп, рост, цвет глаз и т. д. Вывод: В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности. - этим самым мы говорим о Сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть. – открываются слова на доске. Слайд 6 Понимание каких слов у вас вызывает затруднение?
Игра «Самолетик». 4 пары: от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик. Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.
Игра «Волшебная рука» (прием поиска толерантной позиции).
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе. Рисунки можно вывесить на стену. Работать мы с вами будем над ладошками в дальнейшем.
Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т. д. Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения. Толерантный человек может найти доброе, подбадривающее слово каждому человеку.
Марк Лисянский «Добрые слова». Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами. А может, не слова – дела нужны? Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. И все же как же быть Если.. у каждой группы свой вопрос.
Итак, «Что делать, если…»: · Я переехал на новое место и пришел в новый класс. · Одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища. · Мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей. · У меня в голове только мысли о том, что я так немодно одет, и в классе «крутые» ребята со мной не дружат. Слайд 7
Рефлексия: «Дерево толерантности»(творческое задание). Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево. Возможные варианты: · Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых. · Не ссориться, стараться понять друг друга · Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки · Больше общаться, узнавать друг друга · Уважать друг друга, стараться самому стать лучше
Слайд 8 И мне очень хочется, чтобы в завершении нашей встречи вы не были похожи на короля из сценки.. 8 класс Сказочка о счастье.
На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: « Нельзя так жить! » И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел Не в королевской власти?
И вот король в карету сел -И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета бодро катится. Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице. - О всемогущий мой король, - Подать хоть грошик мне изволь. - Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл... Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный.
- О мой король, - вскричал солдат, -Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услуженье, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! -Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл...
Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом — вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из лесу я дрова - Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то... - А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! -Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл...
Вот лето кончилось. Жара Сменяется ненастьем. Король торопит: - В путь пора, Еще немного - и ура! Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой -Сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: « Заблудшая душа, Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня, Детей согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва Старушке ты поможешь: До дома довезешь дрова, Распилишь и уложишь... »
Тут вышла полная луна. И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце Всем людям помогает. И счастье на его лице, Как ясный день, сияет!
Список литературы: 1. Лопатина А., Скребцова М., Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. – М.: Локус, 2003 2. Меттус Е., Турта О. Профилактика агрессивного поведения учащихся. Справочник классного руководителя № 8, 2006. 3. Молодцова В. Жестокость г. Учительская газета 20. 03. 2007г. 4. Ольшанская Е. Семейные корни детской агрессивности. Директор школы № 5, 1999 5. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. – М.,: Генезис, 2005 6. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993 7. Щеколдина С. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004 8. Классный руководитель. Научно-методический журнал, №4. – М.: 2004
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|