Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизненный путь - социально-историческая форма индивидуального развития личности




Развитие - способ существования личности, при этом происходит усложнение, дифференциация и интеграция структуры личности, возникновение новых качеств или новообразований личности. В структуре личности в превращенной форме запечатлена история ее прошлой жизни: история деятельности - в способностях и знаниях, умениях и навыках, история социального поведения (борьбы, преодоления, налаживания отношений) - в характере.

Развитие личности не тождественно развитию психических функций, хотя и тесно связано с ним. Личностное развитие прослеживается на уровне целостной структуры, интегральных её образований. Но эти изменения совершаются за счёт незаметных, но постоянно происходящих микроизменений в процессах повседневного функционирования, практикования, всех механизмов сознания и деятельности личности. Микроуровень изменений трудно уловить, и мы чаще обнаруживаем целостные преобразования в человеке, связывая их с кризисами, переломными моментами жизни. Но кризисов бывает немного, а процесс развития протекает постоянно. Уловить переходы микроизменений в новообразования, а также понять механизм целостных одномоментных изменений типа кризисов жизни - задача психологии развития личности, или генетической персоналистики.

Проблема развития личности чрезвычайно сложна и многогранна. Мы сосредоточимся на развитии личности как субъекте социальной жизнедеятельности на жизненном пути. В этом плане, считает К.А. Абульханова-Славская, "развитие есть становление личностисубъектом собственной жизнедеятельности, определяющим и удерживающим траекторию жизненного движения" (1, 22). К.А. Абульханова - Славская отличает развитие от просто изменения. Личностное развитие всегда, по ее мнению, опосредуется самой личностью.

С этим можно согласиться, но при этом надо принять во внимание существование разных форм личностного опосредования и разных уровней субъектной детерминации жизненного пути. Тем более, что по мере становления личности изменяются пропорции объективного и субъективного факторов в детерминации жизни личности и её психического развития. В этой структуре свое место детерминанты, определяемые наследственностью, природной и социальной средой, наличной структурой индивидуальности, сознанием и самосознанием.

В отечественной психологии Б. Г. Ананьевым сформулированы и эмпирически подтверждены представления о переплетении природного и социального в целостном жизненном цикле человека. Ананьев выступил с проектом новой науки о целостном психобиосоциальном развитии, которую назвал "онтопсихология"*.(* Происхожение термина «онтопсихология» Н.А. Рыбников приписывает немецкому психологу, исследователю психологии пола О.Вайнигеру. Сам Рыбников тоже использовал его в работах, посвященных обоснованию биографического метода. Кроме того, независимо этот термин предложил, как считал А. Маслоу, один из представителей гуманистической психологии Сатич (Sutich)). Онтопсихология, по Ананьеву, есть психологическое исследование бытия человека, которое включает природный онтогенез индивида и социально-исторический жизненный путь личности.

Исходным пунктом развития личности является индивид как природная, генетически заданная структура. Генетическая программа - первая, изначальная из всех программ развития. В соответствие с ней разворачивается онтогенез человека с непреложной последовательностью фаз: зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость и естественная смерть. Никому не удавалось избежать этой последовательности, если, разумеется, она не была прервана преждевременной смертью. Эти состояния и фазы онтогенеза имеют отношение не только к соматическим структурам и функциям, так сказать, к телу, но и к психофизиологическим функциям и структурам, к психической организации человека.

Позаконам онтогенеза происходит созревание и старение психофизиологических функций, интегрированных в задатках, органических потребностях, темпераменте. Они определяют формальные характеристики личностной реактивности на жизненные обстоятельства и события. Скажем, повышенная впечатлительность может привести к сильной психической травме вследствие неблагоприятного события у одного ребёнка и пройти почти без последствий у другого, менее реактивного, менее впечатлительного.

Действительно, как пишет Б.Г Ананьев, "история личности и субъекта деятельности развёртывается в реальном пространстве и времени онтогенеза и в известной степени ими определяется..."(2, 162). Генетически запрограммированный онтогенез входит в общую структуру жизненного цикла и может иметь судьбоносное значение. Так, свои жизненные планы и стремления личность волей-неволей соотносит с возрастом и физическими, психофизическими возможностями. Возраст как онтогенетическая характеристика нередко определяет своевременность или несвоевременность жизненных решений. Например, женщина, если хочет иметь детей, должна "уложиться" в сроки детородного периода, иначе возможность стать матерью будет безнадежно утеряна.

Биографический смысл имеет каждый возраст: есть время, наиболее благоприятное для учения, общения, труда, карьеры, устройства семьи, есть "время жить и время умирать". Биографический смысл имеет и смерть человека. В психологическом плане проблема смерти означает отношение человека к своей смертности и влияние этого отношения на планирование и осуществление им жизненного пути в более или менее определённом лимите времени. Проблема смерти и смертности человека всегда волновала умы человечества. О ней размышляют философы, писатели и поэты, а также философствующие естествоиспытатели. Её изучают физиологи и медики, пытаясь установить границы живого и неживого состояний организма и моменты перехода между ними. Существует комплексная наука о смерти и умирании - танатология*. (*Известна книга русского врача Г.В. Шора «О смерти человека (Введение в танатологию)». Автор определяет танатологию как учение о признаках, динамике и статике смерти, рассматривает смерть как завершающую фазу развития (3). В США в послевоенный период танатологию разрабатывал Эдвин Шнайдман (4).)

Развивающаяся в онтогенезе структура индивида представляет собой генетически первый фактор его (индивида) избирательности по отношению к воздействиям среды, в том числе и педагогическим, что учитывается в педагогике согласно принципу индивидуального подхода. Наличие этой исходной структуры уже означает детерминированность развития со стороны субъекта, пока ещё представленного только своими органическими потребностями, темпераментом и задатками. В этих структурах личность "находит" природный материал для своего развития. Так на основе задатков в процессе разных видов деятельности формируются способности и талант, на основе темперамента — характер, на основе органических потребностей, особенно потребности во впечатлениях, — направленность личности.

В новейших теоретических представлениях о личности придают большое значение её позиции по отношению к миру, которая обобщённо выражается в оптимизме или пессимизме, который появляется уже на ранних стадиях развития человека в виде доверчивости или недоверчивости ребёнка, открытости новым впечатлениям или боязливости, плаксивости или смелости, улыбчивости. Поэтому уже о маленьких детях мы говорим солнечная натура или угрюмая натура. Структура органических потребностей и в целом психофизическое здоровье индивида небезразлично для становления человека оптимистом или пессимистом в жизни. Хотя, конечно, в высшем развитии это - мировоззренческие чувства и определяются вовсе не только природными задатками.

Жизненный путь человека - вторая, более поздняя по сравнению с онтогенезом, форма индивидуального развития человека. Жизненный путь - история личности, а личность моложе индивида в одном и том же человеке. Человек, как известно, рождается индивидом и даже раньше является им ещё в утробе матери на последних месяцах беременности. Но личностью он становится позже, по мере всё более активного и самостоятельного включения в общественные связи с окружающими людьми и миром культуры, по мере развития сознания и самосознания.

Датировать начало личности не просто. Это зависит от того критерия личности, который будет принят: либо это появление связной диалогической речи, либо признаки упрямства, детского негативизма, либо способность принимать самостоятельные решения и проявлять волевую целесообразную регуляцию, либо наличие осознанных переживаний и ранних воспоминаний. Так же трудно найти условную точку отсчёта для жизненного пути. Б.Г.Ананьев считал, что о биографии, в собственном смысле слова, можно говорить не ранее двух-трёх лет. Шарлотта Бюлер указывала на более поздний, юношеский, возраст, когда человек имеет уже достаточно развитое самосознание, чтобы определять свою судьбу (5). Главное для истории личности, биографии, то, что человек не просто живёт, а строит свою жизнь сообразно своему жизненному плану или, даже не имея отчётливых планов, своим трудом и общением с окружающими стихийно создаёт обстоятельства своей жизни.

Жизнь личности (собственно жизненный путь) определяется по двум взаимосвязанным программам. Во-первых, по социальной программе, которая более или менее обязательна для всех людей, для членов определённого общества в определённую историческую эпоху. Это программа социализации индивида, которая нацелена на формирование структуры личности и субъекта деятельности, чтобы индивид стал дееспособным и ответственным членом общества.

Процесс социализации особенно интенсивно протекает в фазе становления личности, т.е. в детстве, отрочестве и юности. Но и после он не прекращается, так что человек приобретает новые свойства соответственно новым требованиям в трудовой сфере (переквалификация, например), в общении (освоение новых правил этикета, технических средств, ценностей общения), в познании. Ему приходится подстраиваться также к новым требованиям, запросам, ожиданиям исторической эпохи в общественных отношениях (политике, нравах, моде). Без постоянной социализации личность отстаёт от жизни и превращается в пережиток прошлого.

Итак, социализация - один из способов развития на жизненном пути, в основе развития при этом лежат механизмы социального научения, обеспечивающие усвоение культуры. Есть и другой способ, который осуществляется вместе с первым, индивидуализация. Она обусловлена личностной программой жизненного пути, жизненными планами и их реализацией самой личностью в неповторимой биографической форме уникального сочетания всех обстоятельств жизни с поступками и переживаниями личности.

Если социализация по сути есть адаптация личности к требованиям общества и исторической эпохи, то индивидуализация имеет противоположный смысл -самоутверждение, иногда вопреки требованиям и правилам современного человеку общества. Самоутверждение, в широком смысле слова, и есть индивидуализация, становление самим собой, а не просто социальным индивидом, функционером социальной структуры, одним, из многих в ряду своих современников и сверстников.

Индивидуализация на уровне личности характеризуется сознательной избирательностью личности по отношению к условиям и воздействиям социальной среды, выработкой личностью своей позиции в окружающем мире. Эти отношения и позиции закрепляются в структуре направленности в виде взглядов и мировоззрения, убеждений и жизненной философии.

Индивидуализация имеет разные проявления. Это и индивидуальный стиль деятельности - в труде, общении и познании (См. об этом исследования В.С.Мерлина и его школы), и собственное мировоззрение, философия жизни. Это своеобразный характер и талант, а в целом - индивидуальность. В отличие от природного индивида, который тоже индивидуален в силу уникальности генетической программы, в результате процесса индивидуализации складывается вторичная индивидуальность. Каждый элемент её структуры представляет собой сплав социально-типичного (результат социализации) и индивидуально-неповторимого (результат индивидуализации). Нет ничего в человеке абсолютно уникального или социально-типичного. К этому выводу пришла современная наука.

Процесс социализации не возможен без усвоения человеком культуры, разного рода знаний, умений, навыков таких, как моральные, правовые, профессиональные, включая нормы и правила поведения, целостные процедуры социального поведения, сведения общеобразовательного и профессионального характера и прочее. Механизм усвоения, а значит научения, обязательно действует в процессе социализации и служит развитию личности, точнее, социально-типичного в ней.

Накопление, структурирование того, что усвоено из фонда культуры человечества, народа, класса, социальной группы является составной частью процесса развития личности. Эта сторона развития наиболее изучена в психологии. Нередко фактически к ней сводили развитие личности, что не удивительно, если моделью развития служит только детство. Именно в детстве (в фазе становления) процесс социализации идёт наиболее интенсивно, а усвоение в форме учения является ведущим видом деятельности. Активность личности ограничивается в основном ее избирательностью по отношению к внешним воздействиям родителей, педагогов, других окружающих и всех обстоятельств жизни. Маленький ребёнок пока ещё не стал полноправным и полномочным субъект своего развития является объектом педагогических воздействий, хотя и избирательно восприимчивым.

Иначе обстоит дело в зрелости. Зрелая личность является субъектом, для которого более характерно не присвоение, усвоение культуры, сколько участие в её созидании. (Притом, как уже было сказано, процесс социализации через усвоение продолжается всю жизнь).

Созидание - воплощение личностью своего внутреннего мира в продуктах деятельности, приобретающих уже самостоятельное бытие. Созидая, личность как бы дарует миру себя в надежде, что этот дар не напрасный, что он послужит на пользу и радость людям и на добрую память о его создателе. Созидание означает нечто большее, чем деятельность, хотя и не возможно без неё. Деятель­ность более широкое понятие, которое относится и к таким формам активности, которые обеспечивают усвоение уже имеющегося в культуре (учение) или исполнение трудовых функций без выраженного личностного момента, по рутинной необходимости жизнеобеспечения. Созидание - одухотворённая деятельность, когда даже простые рутинные действия приобретают высокий смысл в контексте целостного созидательного плана, замысла (вспомним известную притчу о строителях Шартрского собора).

Понятие созидания отличается от близкого понятия "творчество". Последнее обязательно и, прежде всего, указывает на новизну продукта деятельности, оригинальность, объективную значимость, полезность. Плоды созидания не обязаны всегда быть принципиально новыми и в этом смысле творческими произведениями.

Когда Антон Павлович Чехов посадил чудный сад возле своего дома в Ялте, он созидал, но не выводил новых сортов роз или сирени и в этом смысле не занимался творчеством. Творил он свои рассказы и пьесы. Но и в том, и другом случае он действенно стремился выразить свое понимание назначения человека на земле - улучшать окружающий мир, совершенствовать жизнь, помогать людям понять этот смысл жизни, а потому созидал. Его жизнь — ярчайший образец созидания, благоустройства жизни в высоком смысле (налаживания достойных человеческих отношений с родными и друзьями, другими окружающими, помощь и забота о них, постоянный труд писателя, практикующего врача и просто хозяина дома, сына, брата, мужа). А вместе с тем его жизнь - поучительный пример саморазвития, совершенствования собственной, личности. А.П.Чехов был не только великим писателем, но и, несомненно, великой личностью с необыкновенно развитой индивидуальностью. И он сам сделал себя таким, “по капле выдавливая из себя раба”.

Свой путь индивидуализации, становления личностью с большой буквы проходили многие прекрасные, хотя далеко не всегда известные люди.

Созидательная позиция личности вытекает из соответ­ствующего понимания смысла жизни человека, которое точно и ярко сформулировал Сергей Леонидович Рубинштейн в заключение книги "Человек и мир": "Смысл человеческой жизни - быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчёвывать из неё всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь" (6, 385)*. (*И.А.Бунин в конце своих дней пришел к простой и великой истине, «что все в этом непостижимом для нас мире непременно должно иметь какой-то смысл, какое-то высокое божье намерение, направленное к тому, чтобы все в этом мире «было хорошо» и что усердное исполнение этого божьего намерения есть всегда наша заслуга перед ним, а посему и радость, гордость»(7,546).)

Жизнь человека может быть построена по замыслу, проекту, плану, целеустремленно, в соответствии с пониманием её смысла. Такой способ жизни соответствует наивысшему уровню субъектной детерминации. На этом уровне человек в максимальной степени субъект собственной жизни, её творец и хозяин. Он ищет и находит смысл своей жизни, своё предназначение и призвание, ставит цели и выделяет главную из них. Он ведёт свою линию жизни, не уклоняясь от этой цели, наперекор препятствиям. Такой способ жизни и соответствующее преодолевающее поведение требует постоянного усилия и не даётся легко. К тому же, кроме препятствий и преград, существуют отвлекающие соблазны и искушения. Нарастает усталость от жизненной борьбы, и "жизнь сносит"*. Но этот способ жизни даёт наивысший развивающий эффект. (*Биографический эпизод из жизни Льва Толстого: в беседе с Николаем Рерихом по поводу его картины «Гонец» Л.Толстой говорил: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет». Не то ли самое в потоке жизни? Поэтому надо ставить более высокие цели, чем, казалось, достаточно для успеха.)

Оптимально напряжённая, максимально активная жизнь о означает полное вовлечение в её осуществление всех психических механизмов деятельности и социального поведения. В деятельности они реализуются и формируются, раскрываются и воспроизводятся на новом уровне. В осмысленной, одухотворённой, напряжённой деятельности-созидании возможно полное самоосуществление, и тогда человек с благодарностью восклицает:

Господи! Душа сбылась:

Умысел твой, самый тайный.

(М. И. Цветаева)

Далеко не все и не всегда поднимаются на высший уровень жизненной активности. Как много людей живет, не особенно задумываясь зачем, для чего и как. О худшем варианте такого способа жизни выразительно писал А.И.Герцен: "Мы проходим по жизни спросонья и умираем в чаду нелепостей и пустяков, не пришедшипутём в себя" (8, 18). Будучи, естественно, в полном сознании, иной человекне осознаетсвоей жизни как целого, как неслучайной,закономернойи от него самого зависимой структуры личного бытия. С.Л.Рубинштейнхарактеризовал такой способ жизникак нерефлексивный.

Приведу пример из моих материалов - биографических бесед - о том, как человек полностью погружен в рутинные дела и пассивен в плане стратегия жизни, не думает о ней перспективно, не рефлексирует относительно своего прошлого и вместо индивидуального планирования предпочитает пользоваться своего рода типовым графиком жизни, неписанными правилами общества относительно того, как и когда совершать непреложные жизненные действия типа создания семьи, рождения детей, окончания учебного заведения. Валенти­на Ш. 42 года. Высшее экономическое образование, работает главным бухгалтером частной фирмы. Говорит о своей жизни: "Я ничего не хотела бы в ней поменять....Нет событий. Всё шло гладко, само собой. Нет у меня проблем. Вышла замуж в 18 лет за человека, знакомого с детства. Он предложил - я согласилась. Пошла в техникум, как все, не задумываясь. И до сих пор ничего не выбираю, кроме еды....Не думаю о будущем. Хотела бы жить так, как живу...Дочь должна была родиться, и я родила... Я никогда не думаю о себе. Думаю о маме, дочери, работе" (Биографическое интервью, июль 1999).

Происходит ли при таком способе жизни личностное развитие? Думаю, в той или иной мере да. Но оно происходит как бы помимо сознания и воли человека, как побочный, случайный продукт его жизнедеятельности. Изменение здесь - следствие определённых обстоятельств,в которыхживет человек и которые он сам создаёт, не задумываясь о личностныхпоследствиях. В этих обстоятельствах человек усваивает определённый образ жизни,и, практикуя его, укрепляет определённые жизненные привычки. Привычки накапливаются, аккумулируются так, что незаметно для себя и для окружающих человек иногда становится другим.И только по сравнениюс собой десятилетней давности он понимает это.

Так бывает, когда перечитываешь свои же старые письмаили дневники и не веришь, что они написанытобой. Или когдатебя встречает старинный друг после долгих лет разлукии ему только видно, как ты изменился за эти годы.Иногда эти изменения в лучшую сторону, иногда - худшую.Это зависит от того, в каких обстоятельствах и как ты жил. Самиобстоятельства могутвозвышать, а могут и опускать человека, если он подчиняется им. Тогда мы говорим "жизнь засосала” или "жизнь научила", или ещё что-то в этом духе.

Таков низший уровень субъектности. Он изначально присущ маленькому ребёнку и проявляется в избирательности, той или иной восприимчивости к обстоятельствам жизни. Избирательность зависит, во-первых, от исходной структуры индивида. Во-вторых, она зависит от сложившейся к определённому возрасту структуры личности. Та или иная восприимчивость по отношению к обстоятельствам жизни была осмыслена Л.И.Божович в понятии "внутренняя позиция" (9).

На низшем уровне субъектности внутренняя позиция неосознанна и потому человек не контролирует личностных эффектов взаимодействия с ними. Так происходит в детстве со всеми. Но и взрослые бывают полностью погружены в поток повседневных забот и дел, им некогда остановиться, оглянуться. Есть немало людей, которые боятся задумываться на темы смысла жизни и своего призвания. Они предпочитают не видеть противоречий и несуразностей жизни и ведут беспроблемное существование, хотя объективно жизнь их может быть довольно трудной.

Самонаблюдения и наблюдения приводят к мысли о распространённости ещё одного способа жизни, при котором субъект не инициирует события жизни, но в определённых обстоятельствах совершает свой жизненный выбор из наличных альтернатив. Он переживает и осмысливает сложившиеся обстоятельства или случившиеся события, устанавливает их значимость, после чего ищет свой вариант ответа на ситуа­цию. Тем самым субъект проявляет сознательную актив­ную адаптивность, что соответствует среднему уровню субъектности.

В пояснение сошлюсь на мнение французского писателя Армана Лану, высказанного в интервью журналу "Иностранная литература" (1982, № 10). Отвечая на вопрос о своих главных жизненных решениях, он говорит: "В принципе человек принимает не так уж много решений в течение своей жизни... Я думаю, чаще над нами властвуют силы общего порядка и обстоятельства, от которых мы не можем уклониться...

В какой мере мы можем быть ответственны за свою судьбу? Чаще всего люди просто отвергают открывающуюся возможность — и этим решают свою судьбу. Другие пассивно принимают то, что предлагает им жизнь. Есть и такие, кто активно ищут свой путь, добиваются задуманного... обычно я стараюсь выждать, пока события сами не подскажут единственно возможный вариант - я предпочитаю ждать, а не предлагать свой" (курсивом мы выделили то, что соответствует, по нашему мнению, среднему уровню активности - прим. Н.Л.).

Существует интериндивидуальная изменчивость уровня субъектности. Каждому свойственна большая или меньшая жизненная активность. Но, кроме того, есть и интраиндивидуальная вариативность - уровень субъектности меняется у одного и того же человека в зависимости от ситуации, от того, считает ли он её значимой для себя настолько, чтобы включить все ресурсы для принятия жизненного решения.

Уровни активности субъекта жизни появляются в жизненных событиях, как мы думаем, трёх основных видов. Во-первых, это события среды, соответствующие низшему уровню активности субъекта жизни. Они не планируются и даже не предвидятся человеком - они случаются с ним. Правда, иногда события среды происходят по программе, но эта программа не субъекта жизни, а природы или общества (например, закономерная, естественная неизбежность смерти родителей или социально запрограммированное поступление современного ребенка в школу). В других случаях вообще нелепо говорить о программе, когда с человеком происходят случайности. В личностном плане эти события выступают как лишения, утраты, потери или как везение, удача, шанс (скажем, выигрыш крупной суммы денег по лотерее). Нередко события среды не осознаются вих событийном значении, в момент их явления, их смысл доходит до человека много позже, а иногда так и остаётся скрытым. Тем не менее, эти случаи, коль скоро объективно играют судьбоносную роль, являются событиями.

Разнообразные перемены в микросреде составляют целый ряд памятных вех в биографии отдельных членов общностей. Некоторые из этих вех являются подлинными событиями. Рождение и смерть родственников — характерные события такого рода. Процессы в жизни учебного или трудового коллектива наполняют нашу жизнь множеством событий: назначение на новую должность, получение наград или взысканий, смена руководства и прочее. Поступки окружающих, имеющие отношение к жизни данного человека, являются обстоятельствами его жизни, а иногда событиями.

К событиям среды мы относим, помимо локальных случаев и социально запрограммированных фактов, исторические события, свидетелем и участником которых был конкретный человек. Они не зависят от воли отдельного рядового человека, но они властно увлекают его в свой поток. Не все участники исторического события могут в полной мере осознать его исторический статус и сознательно связать его со своей судьбой. Для такого исторического отношения личности необходимо развитое чувство истории (Б.Г.Ананьев). Тогда человек не только реагирует на исторические ситуации, но и активно взаимодействует с ними, прокладывая свой жизненный маршрут в объективно заданных обстоятельствах места и исторического времени — историческом хронотопе.

События среды, внося объективные изменения в ход жизни человека, не являются однозначными по своим последствиям. Значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к нему. Роль события определяется тем, будет ли человек жертвой внешних сил или борцом, поступками утверждающим свою индивидуальность, своё понимание собственной жизни.

Во-вторых, среди событий жизни выделяются события поведения, поступки. Поступок — единица общественного поведения личности, в нём выражается её отношение к тем или иным явлениям, её характер, особенно моральное его содержание. Высший, нравственный уровень поступка - подвиг. Всякий поступок одного человека является также обстоятельством или событием в жизни других людей. Поступки-события не только служат достижению конкретной цели, но и открывают новую жизненную перспективу.

Можно говорить о разных видах поступков в зависимости от того, какие именно отношения в наибольшей степени реализует этот поступок. Так, отношение к людям предопределяет коммуникативные поступки, отношение к обществу и государству - гражданские. Есть трудовые поступки, в которых проявляется отношение к труду и своему трудовому долгу. Биографическое значение трудовых поступков велико. Ведь за свой труд человек получает материальное и моральное вознаграждение, благодаря труду складываются его репутация и престиж, а значить образуются новые обстоятельства его жизни, особенно социально-психологические*. (*Мы допускаем возможность говорить о рефлексивных поступках, в которых максимально проявляется отношение личности к себе самой. (Приходит на ум пример самоубийства во искупление осознанной непоправимой вины). Но это предположение может быть оспорено, потому что в любом серьёзном акте поведения, тем более поступке, личность проявляет себя целостным образом и наряду с отношением к другим, обществу, труду всегда присутствует отношение к себе в виде переживаний совести, чести, вины, стыда или собственного достоинства.)

За поступком стоит определённый жизненный выбор личности, сделанный на основе жизненного решения. Принятие и осуществление жизненного решения означает высокий уровень активности личности и приводит к изменениям в объективных обстоятельствах жизни и субъективным изменениям сознания исамосознания, а далее - структуры личности.

Жизненный выбор подготавливается предыдущим ходом жизни и "подземным ростом души" (А.А.Блок). Он вызревает под влиянием многих впечатлений и обстоятельств. Смысл поступка, в конце концов, состоит в утверждении или отрицании каких-либо ценностей. Поиск и открытие, принятие или отвержение ценностей составляет духовную биографию личности. Причём духовная биография в определённой мере не зависит от хода жизни и обстоятельств среды. В ней есть свои, невидимые постороннему взгляду события. Их последствия кроются во внутреннем мире человека и заметны только при самонаблюдении. Они видимо не проявляются вовне, но имеют существенное значение для развития личности.

Это могут быть самые разные явления действительности, которые однажды вызвали длительные и яркие переживания нравственно-эстетического характера, а, точнее, экзистен­циальные, т.е. касающиеся смысла жизни. Под их влиянием человек по-новому осмысливает свою жизнь, меняет свои отношения и совершает судьбоносные поступки. Не исключено, что объективные события, события среды, вызывают не только объективные перемены, но и событийные впечатления. При этом их эффект усиливается.

События-впечатления похожина события среды тем, что они тоже случаются.Но активность личности здесь высока, потому что от личности зависит, пройдёт ли она мимо воспринятого случайного факта, или он действительно вызовет незабываемые переживания и положит начало новой полосе жизни. От личности зависит попадание воспринятого факта как бы в резонанс с ней. "Мы всё воспринимаем, но не всё переживаем, а лишь то, что стало фактом нашей биографии", - писал Ананьев (10, 3). Но чтобы впечатление вошло в биографию, личность должна особым образом к нему отнестись. Для этого ей надо стать отзывчивой на факт жизни. Эта отзывчивость определяется встречной внутренней работой по самоопределению в мире, по проектированию своего жизненного пути в нём. "Душа обязана трудиться и день, и ночь" (Н.Заболоцкий), чтобы быть готовой отнестись к впечатлению как к событию, после которого происходит мгновенная перестройка сознания подобная творческому открытию учёного или изобретателя: смутное проясняется, непонятное становится понятным, искомое - найденным. После этого можно действовать и претворять в жизнь прояснённое, понятое, найденное. Вот почему события-впечатления - действительно события, субъективно отмеченные яркими незабываемыми переживаниями.

Обратимся к замечательно точному примеру из русской классики. В романе Льва Толстого "Война и мир" есть эпизод встречи Андрея Болконского со старым дубом. Сначала происходит внезапная как будто перемена в душевном состоянии героя: "Да это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни в одно и то же время вспомнились ему... Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей" (11. 160). Л. Толстой далее пишет о последующих переживаниях, в которых определилась жизненная перспектива героя — возврат к деятельности, переезд из имения в Петербург, предложение Наташе Ростовой.

Таким образом, впечатление от старого дуба стало катализатором целого ряда однонаправленных изменений, вызванных предыдущими впечатлениями - разговором с Пьером, девушкой у окна, женскою красотою. Произошел перелом во внутреннем мире, открытие ценности самой жизни, приведший к духовному возрождению.

В биографических документах встречаются упоминания о событийных впечателениях, вызванных личностью другого человека. Александр Блок в "Автобиографии" назвал событием мимолётную встречу с поэтом и философом Владимиром Соловьёвым в 1900 году, когда ему самому было двадцать лет.

В нашем исследовании одна из изучаемых студенток указала в числе событий смерть юной художницы: "Все перевернуло во мне известие о смерти Нади Рушевой. Моя сверстница - талантище, и неоправданная жестокость судьбы... Вообще ни об одном другом событии я не думала так много, как об этом. Причём именно её судьба наводила на какие-то философские раздумья и о смысле жизни, и что есть талант".

Событиями могут явиться художественные произведения. После знакомства с романом Чернышевского "Что делать?" одна из изучаемых, по её словам, "думала над каждой страницей... открыла новый мир. Мировоззрение изменилось".

Будет ли сам человек инициатором изменений в жизни и соответственно своего развития или его заставляют обстоятельства, всё равно он живёт, действует, а потому меняется в лучшую или худшую сторону. Если изменения идут "вверх", можно говорить о развитии личности. Развитие личности - следствие развития её жизни, а значит и деятельности и поведения. Таков главный вывод характерологических исследований Б.Г.Ананьева, к сходной мысли пришла К.А.Абульханова-Славская (12).

Показателем развития жизни является увеличение количества "измерений" жизни (Ш.Бюлер), т.е. мест пребывания, микросред обитания, расширение круга общения, количества занятий и обязанностей, прочитанных книг, просмотренных фильмов, картин и т.д. Иначе говоря, развитие жизни включает экспансию личности на новые жизненные пространства. Происходит расширение и вместе с тем дифференциация отношений личности с окружающим миром. Чем больше таких отношений, тем полнее жизнь. Полнота жизни — первая характеристика её развитости.

Говоря о развитой жизни, мы не можем не указать на её интенсивность, напряжение, энергию, силу. Это качество проявляется как вовлечённость личности в трудные, требующие большой самоотдачи дела, занятия, обязанности. Участие в напряженной деятельности, иногда на пределе физических и психических сил при наличии положительной мотивации даёт человеку несравненное удовлетворение. Это знает альпинист, покоривший вершину, учёный, сделавший открытие, командир, выигравший битву. Жить в полную меру - это значит жить широко, полно, интенсивно. Субъективным критерием такой жизни является её эмоциональная насыщенность.

Поиск полноты и силы жизни внешне выглядит как погоня за эмоциональными переживаниями, не всегда приятными, но острыми, интенсивными, запоминающимися. Советский психолог Б.И.Додонов думал, что существует потребность в эмоциях. Это так, но есть более глубокая потребность в напряженной и полной жизни, пропитанной яркими эмоциями. Вот почему есть разница между аттракционом и настоящим жизненным приключением. Первое не может полностью заменить второе, хотя отчасти компенсирует недостаток полнокровной жизни современного, изнеженного цивилизацией человека.

Наряду с дифференциацией отношений, дел, занятий развитие жизни появляется в её интеграции, что приводит к её

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...