Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические механизмы развития личности на жизненном пути. Жизненный выбор




В предыдущей главе мы рассмотрели развитие личности в масштабе всей её жизни. Но незаметные изменения личности происходят ежедневно, когда укрепляются или разрушаются психические образования личности. "Строительным материалом" для структуры личности являются психические процессы, которые обслуживают все виды деятельности и поведения личности, а вместе с тем её жизнедеятельность на жизненном пути. Переход процессов в свойства личности путём их обобщения теоретически намечен С.Л.Рубинштейном. Обобщение мотивов ведёт к появлению устойчивых черт характера, обобщение действий - способностей (1).

Актуализация психических процессов, их направленность и содержание зависят как от структуры и характера жизненных ситуаций, так и от структуры и характера личности. В контексте жизненного пути, однако, психические процессы воплощаются в новые формы, возвышаясь до экзистенциальных переживаний на тему "как, зачем и для чего жить?". Тогда восприятие приобретает качество созерцания, память становится воспоминанием, мышление - размышлением, мысли - думами, эмоции - эстетическими, этическими и интеллектуальными переживаниями. Всё это составляет феноменологическую картину внутренней жизни личности, её субъективный мир.

Активизация внутренней жизни происходит в особые моменты, имеющие судьбоносный и личностно-развивающий смысл. Она вызвана событиями или необходимостью подготовки к ним. Для этого человек должен воспринять ситуацию как жизненную проблему, ему адресованную, решить её во внутреннем, умственном плане, а затем в поступке. Так происходит жизненный выбор, принятие решения по жизненно важному вопросу и его реализация, направленная на утверждение определенной ценности.

 

Проблемность жизненного пути человека

Жизнь современного человека протекает в быстроме­няющихся обстоятельствах, тем более в эпоху перемен, подобную нынешней. Меняются политическое устройство, социальная структура, законы, идеология общества, появляется новая техника, а с ней и новые профессии, новые возможности для труда, общения, отдыха людей. Общество предъявляет личности разнообразные, часто противоречивые требования, которые нередко противоречат её собственным устремлениям и способностям. Это означает имманентную проблемность жизненного пути личности, уровень которой повышается в ситуациях быстрых социально-исторических преобразований или катастроф.

Действительно, конкретные исторические события участвуют в детерминации жизни и развитии людей, являющиеся их участниками и свидетелями. Само собой разумеется, что помимо жизненных проблем исторического так сказать происхождения, существуют личные проблемы, порождённые событиями и обстоятельствами в микросреде.

Проблемные ситуации более или менее осознаются личностью и выступают как задачи, которые необходимо решать, чтобы укреплять и совершенствовать основы собственной жизни и жизни близких людей, а также всех других, с которыми человек связан многообразными отношениями в малых и больших общностях. Бывает, что объективно возникшие проблемы не воспринимаются как таковые и человек не ставит соответствующие задачи, и потому не решает ничего. Тогда не исключено, что решение придётся за него искать близким людям, или же проблема со временем теряет актуальность вследствие объективной динамики обстоятельств жизни.

Люди ставят и решают жизненные задачи по-разному:

1) соответственно общему замыслу, личной жизненной программе, жизненному плану; 2) соответственно предписаниям общества, социальной программе;

3) ситуативно, не заглядывая вперёд, подчиняясь актуальной потребности в конкретной ситуации;

4) некоторые же вообще предпочитают не видеть проблем и ничего не решать. Способы постановки и решения жизненных задач при осуществлении жизненного выбора являются психологическим механизмом жизнедеятельности личности на жизненном пути, а значит, и личностного развития.

Личность в целом выступает как "решатель проблем". Для этого у неё есть сознание и в первую очередь мышление. В решении жизненных задачах оно выступает как биографическое мышление. В таком мышлении интегрируются процессы биографической (автобиографической) памяти, воображения (мечты, идеалы), внутренней речи (внутренний диалог с собой, "голос совести"). Всё это сильно заряжено мотивами, проникнуто эмоциями и вместе составляет поток внутренней жизни, вызванный восприятием жизненной проблемы. Интегральный характер биографического мышления позволяет отождествить его в момент жизненного решения с внутренней жизнью в целом.

 

Биографическое мышление

Термин "биографическое мышление" непривычен для психологии и появился недавно (например, в диссертации Р.А.Ахмеров, однако там он не был специально обоснован (2)). Представляется оправданным его использование по аналогии с понятием биографической (автобиографической) памяти.

Биографическое мышление - главная познавательная способность субъекта жизнедеятельности, инструмент достижения адекватного понимания жизни. Важно также учесть, что практическая сторона биографического мышления проявляется как воля к жизни, жизнедеятельности и жизнетворчеству. Причём к такой жизни, которую субъект считает достойной себя.

Мы рассматриваем биографическое мышление как разновидность социального, ставшего предметом исследований в лаборатории К.А.Абульхановой. Она пишет: "Предметом социального мышления является вся социальная действительность в совокупности феноменологических и сущностных характеристик (социальных процессов, событий, ситуаций, отношений и поведения людей, их личностей), а также собственная жизнь. Личность как субъект жизни имеет способность к такому мышлению и потребность в нем" (3, 41).

Как видно из приведённой цитаты, социальное мышление содержит социально-исторический аспект (понимание общественных явлений в макросреде, событий исторического значения), социально-коммуникативный (познание отношений и личностей людей в непосредственном общении) и биографический (понимание собственного жизненного пути).

На наш взгляд, эти три аспекта социального мышления можно считать тремя его разновидностями - социально-историческим, социально-коммуникативным и социально-биографическим (или просто биографическим) мышлением, каждый из которых имеет свою специфику и в разной степени может быть развит у одного и того же человека (4). Человек иногда весьма глубоко анализирует социально-политические процессы в обществе, но при этом плохо разбирается в характерах близких людей или неадекватно понимает события собственной жизни, мало думает о себе и своей судьбе, будучи полностью вовлечен в круговорот политических событий, общения, профессиональных дел.

Важнейшей функцией социального и, в частности, биографического мышления является проблематизация, т.е. адекватное отражение жизненных противоречий и соответственное формулирование жизненных задач, которые приходится решать в определенных условиях места и времени. Решение успешно, когда оно своевременнои уместно, т.е. учитывает определенные обстоятельства макро- и микросреды, "пространство" личностных и общественных отношений. В принципе разумное решение может быть совершенно непродуктивным и вредным, если оно принимается в отрыве от конкретных обстоятельств места и времени действия.

К процедурам социального мышления относится категоризаиия. Она представляет собой обобщение сходных социальных явлений под определенной рубрикой — категорией. Это не легко, особенно, когда в обществе происходят кардинальные перемены, и они ещё не успевают получить своё имя, существуют под "псевдонимом", эвфемизмом, заимствованным из чужого языка названием, что далеко не всегда соответствует сути именуемого явления.

Главной процедурой социального мышления считается интерпретация. Она состоит в многократном включении явления в разные связи и отношения, переформулировании исходного чужого текста или описания ситуации, события, сделанного самим субъектом мышления, в результате чего формируется его мнение о ситуации, событии, предметеи его позиция по отношению к ним.

Можно предположить (это предположение нуждается в экспериментальной проверке), что биографическое мышление в отличие от социально-исторического и социально-коммуникативного характеризуется повышенной пристрастностью и личностной опосредованностью, т.е. личностной вовлеченностью. Это и понятно, поскольку человек здесь думает о лично пережитом, о себе самом и своей судьбе. Биографическое мышление в большей мере подвержено действию защитных механизмов, каузальной атрибуции, которые могут направить сознание в сторону желаемого и легкого, но иллюзорного решения. Деформация мышления под влиянием защитных механизмов, вероятно, зависит от уровня интеллекта и баланса защитных и волевых механизмов поведения (coping = совладание) в структуре личности.

Своеобразие указанных видов социального мышления проявляется не только в их объектах, степени вовлеченности Я, но и в характере умственного продукта. Так, обобщенным продуктом социально-исторического мышления является имплицитная теория общества и исторического процесса, своего рола личная историософия. Социально-коммуникативное мышление служит построению имплицитной теории личности, человеческих отношений, теоретизированию по поводу практической этики. В процессах же биографического мышления личность формирует концепцию собственного жизненного пути. Она представляет собой инвариант многих актов проблематизации, интерпретации и категоризации жизненных фактов и является устойчивым ядром субъективной картины жизненного пути в целом, а вместе с тем "фильтром" новых жизненных впечатлений.

Понятие субъективной картины жизненного пути ввёл Б.Г.Ананьев. Согласно его представлению в самосознании личности субъективная картина жизненного пути строится "соответственно социальному и индивидуальному развитии, соизмеряемому в биографо-исторических датах" (5, 155). В условиях социально-исторического либо биографического кризиса при деформации структуры личности она искажается: сокращается субъективное будущее, акцентируется сиюминутное настоящее, из прошлого выпадают существенные пласты опыта (2, 6,7). На основе субъективной картины и концепции жизненного пути происходит регуляция личностью процесса её социальной жизнедеятельности, принимаются конкретные жизненные решения.

Любой вид мышления — это, прежде всего, интеллектуальный процесс. Когнитивный подход к личности как субъекту жизнедеятельности акцентирует внимание на зависимости жизненных решений от общей интеллектуальной способности по переработке информации, в том числе информации о событиях жизни, собственных потенциалах и потребностях, обстоятельствах и последствиях решения. Чем выше интеллект, тем более интегрирована индивидуальность, и тем успешнее человек переработает соответствующую информацию и справится с жизненными задачами. Таково мнение американского психолога Дж. Зимана (8). Сходным образом думают и финский психолог Х.Хурме (9), германский психолог Г.Томэ (10). Большую роль в поведении личности, по их мнению, играют когнитивные структуры, репрезентирующие определённым образом жизненные ситуации. В этом плане изучаются "схемы", " темы", "конструкты", от которых зависят инструментальные образования - "планы" и "сценарии" поведения на жизненном пути.

Б.Г.Ананьев указывал на важное место общего интеллекта в структуре личности и изучал вместе со своими сотрудниками этот вопрос в комплексных исследованиях. Он считал неоправданным взаимообособление личности и интеллекта, поскольку социальные функции, общественное поведение и мотивации (добавим, социальная жизнедеятельность — прим. И.Л.) всегда связаны с отражением, с познанием общества, других людей и самого себя (5, 307), интеллект во многом определяет адекватность жизненных планов личности.

Закономерен вопрос о связи биографического мышления с так называемым социальным интеллектом, который исследуется в русле социальной перцепции. Понимание людей и умение налаживать с ними адекватные отношения — важная для субъекта жизни способность, а общение, сотрудничество или конфронтация с окружающими - значительная часть содержания жизни каждого человека. Размышление о человеческих отношениях и характерах окружающих в контексте собственной жизни составляет существенное содержание биографического мышления.

Биографическое мышление близко к личностной рефлексии, но не сводится к ней. Биографическое мышление это не только рефлексия, но и решение жизненной задачи. Вопрос о соотношении этих явлений ещё не изучен.

 

Биографическая память

В биографическом мышлении объект мысли выступает чаще всего в форме представлений биографической (автобиогра­фической) памяти (11; 12). В ней хранятся живые, более или менее обобщенные образы пережитого прошлого, иначе - воспоминания. Они составляют чувственную основу биографического мышления. Кроме того, в мышлении используются образы настоящего и будущего, а также обобщенные представления.

В обзорной статье В.В.Нурковой 1996 года изложены современные данные и теоретические представления о природе биографической памяти, накопленные преимущественно зарубежными исследователями. Этот вид памяти начал активно изучаться в конце 80-х годов XX в. Но первые исследования были проведены намного раньше, например, П.П.Блонским в 30-е годы, о чём в статье В.В.Нурковой почему-то не упоминается. В итоге анализа материалов разных исследований В.В.Нуркова даёт следующее определение автобиографической памяти: " это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности" (12, 27).

Размышляя о себе и своем жизненном пути, личность интерпретирует и реинтерпретирует событийную структуру, записанную в виде представлений. Биографическое мышление опирается на биографическую память, но и содержание биографической памяти зависит от мыслительной переработки прошлых впечатлений действительности. В большинстве случаев они подчиняются психо-логике, так как их структура зависит от мотивационно-потребностной сферы личности. Со времён З.Фрейда известно, что большую роль в процессах биографической памяти (и биографического мышления) играет психологическая защита (вытеснение, замещение, изоляция, отрицание, регрессия и т.д.), действуют мотивы самооправдания, самоуничижения, раскаяния.

Биографическая память обладает жизнеукрепляющей (или, увы, жизнеразрушающей) силой. Человек обращается к своему прошлому в моменты принятия жизненного решения, чтобы не повторить ошибок или найти в нём нравственную опору для выбора.

Об этом с необыкновенной силой сказал Ф.М.Достоевский устами своего героя Алеши Карамазова: "Знайте же, что нет выше, и сильнее и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён челочек на всю жизнь. И даже если одно только хорошее при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение" (13, 310).

Аффективно окрашенные воспоминания радуют, утешают или мучают человека годы и годы спустя после случившегося. Бывает так, что человеку лучше не вспоминать некоторых травмирующих событий, чтобы иметь силы жить дальше. Но события настолько сильны и значимы, что не вытесняются по законам бессознательной защиты, а требуют сознательного подавления. Тогда мы имеем дело с особой формой забывания - забвением. Это уже не просто мнемический процесс, а моральное действие, направленное на содержание сознания. Здоровая личность, по-видимому, отличается от невротической своей способностью не "зацикливаться" на прошлом, при этом храня память о пережитом, извлекая уроки из прошлого.

Процесс воспроизведения в биографической памяти также своеобразен. Он произволен, целенаправлен в воспоминания типа мемуаров, когда идет активная реконструкция прошлого, с опорой на документы и свидетельства очевидцев. Происходит мнемологический поиск, в котором помимо памяти участвуют мышление и воля, что необходимо для верификации воспоминаний и преодоление трудностей припоминания. Но воспоминания могут возникать непроизвольно, ассоциативно, причем, ключом к кладовым биографической памяти служат актуальные ощущения и восприятия, в том числе '"второстепенных" модальностей (кинестезия, вкус, обоняние). (В этой связи нельзя не отметить поразительную проницательность Б.Г.Ананьева, который в своих исследованиях всегда уделял внимание всем без исключения видам ощущений и восприятий, понимая их вклад в структуру сознания личности).

Биографическая память, воспоминания — это рассказ человека о своей жизни (об этом писал ещё Пьер Жане). Он бывает построен по эстетическим критериям драматического произведения, где есть завязка, кульминация и развязка. Образованный, начитанный человек склонен рассказывать о своей жизни примернотак, как писатель пишет роман или пьесу, драматизируя жизнь, делая её более насыщенной и интересной. Развитые воспоминания - это реконструкция с элементами литературной обработки при активном участии биографического мышления. Поскольку воспоминания совершаются по законам биографической беллетристики, можно охарактеризовать биографическую память как литературную по форме и жизненную по содержанию.

О биографической памяти размышлял А.Адлер. По А.Адлеру, "'...каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Оно говорит ему: "Вот чего ты должен ожидать" или "Вот чего ты должен избегать" или "Вот что такое жизнь". И вновь мы должны подчеркнуть, что само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется как кристаллизация того значения, которое придаётся жизни. Каждое воспоминание - что напоминание" (14. 67). А.Адлер использовал метод ранних воспоминаний, видя в них точку отсчета автобиографии.

Прошлое фиксируется в биографической памяти, интерпретируется и реинтерпретируется в биографическом мышлении. Как писал А.Н.Леонтьев, "... прошлые впечатления, события и собственные действия субъекта отнюдь не выступают для него как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношения, его действия и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности - сложившиеся способности, умения и стереотипы поведения; другое открывается ему совсем в новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные переломы. Возникающая переоценка пережитого, установившегося в жизни, приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии" (15, 221). Тогда в сознании субъекта происходит нечто аналогичное смене парадигмы в науке: под воздействием новых фактов, знаний, не укладывающихся в старую схему, последняя уступает место новой.

Если обобщить, осмыслить результаты более чем столетнего изучения биографической памяти, то можно дать ей следующую характеристику. Она темпоральна, т.е. воспоминания всегда относятся к конкретным временным датам. Поскольку они зависят от исторического времени и хранят впечатления об исторических событиях, лично пережитых субъектом, то это исторический вид памяти. При всех временных трансспективах, инверсиях объективные координаты исторического времени позволяют ему установить адекватные причинно-следственные и целевые связи между событиями жизни, строить образ и концепцию собственного жизненного пути — генетический аналог "Я-образа" и "Я-концепции". Живые индивидуализированные образы прошлого составляют психическую ткань нашего Я. Чувство принадлежности массы разновременных впечатлений приводит личность к осознанию своего тождества во времени, что обеспечивается сверхдолговременным характером этого вида памяти. Сверхдолговременность, повышенная стабильность - третья характеристика этого вида памяти. Действительно, человек может отчётливо помнить события многолетней давности и заново переживать их. Она отличается также эмоциональностью и повествовательностыо. Процесс воспоминания развертывается в диалоге с собеседником или с самим собой. Причем рассказ о прожитом всегда более или менее структурирован, в нем присутствует концепция судьбы, сложившаяся или складывающаяся у субъекта в процессе повествования.

То или иное отношение к собственному прошлому влияет на определение позиций в настоящем и перспективы на будущее. Связь психологического прошлого с настоящим и будущим выступает в каждом случае жизненного выбора.

Жизненный выбор личности

Биографическое мышление в своём концентрированном виде проявляется в моменты жизненного выбора и служит его процессуальным механизмом. Существуют и более общие его механизмы, обусловленные структурой личности. Сам процесс выбора превращается в особую деятельность - внутреннюю работу личности (16). Специально проблеме жизненного выбора было посвящено ценное диссертационное исследование Л.С.Кравченко (17). Кравченко исходила из понимания жизненного выбора как события на жизненном пути, после которого жизнь существенно меняется, принимает то или иное направление.

Личностным механизмом жизненного выбора является определённое соответствие ценностей, лежащих в основе выбора, и способов принятия решения и претворения его в жизнь. Л.С.Кравченко выделяет 10 биполярных ценностей, которые имеют разную значимость для личности. Это: альтруизм — эгоизм, творчество - приспособление, борьба — покой, стабильность - новизна, долг - независимость, коммуникация - защита Я, гуманистические — стяжательство, гностические - эстетические, праксические — гедонистические, внешнего самоутверждения - внутреннего самоутверждения.

Естественно, что обнаружились возрастные и половые различия в предпочтении тех или иных ценностей. Чем старше человек, тем больше он ценит покой и стабильность. Женщинам свойственны коммуникативные ценности, мужчинам - праксические.

Эти ценности обосновывают жизненные принципы личности. Если принципы тверды, то личность принимает безальтерна­тивные решения, нередко наперекор обстоятельствам. По данным Л.С.Кравченко, оказалось, что к безальтернативным решениям чаще склонны женщины: они живут в соответствии с принципами, не подвергая их сомнению. Мужчины чаще рационально взвешивают альтернативы, учитывают их последствия и все сопутствующие обстоятельства.

Были найдены и другие структурные особенности личности, влияющие на жизненный выбор. Это значит, что выбор детерминирован структурой личности и жизнедеятельность опосредуется всей системой свойств человека, включая индивидные (пол, возраст).

Обратим внимание на известную в психологии личности закономерность противоположную в определенном смысле той, что нашла Л.С.Кравченко, а именно: личность может принимать решения, преодолевая рамки привычного хода мысли и действия, заданных сложившейся структурой личности, она выходит за пределы собственной сложившейся структуры и совершает творческий акт решения, преодолевая себя. Это преодоление совершается благодаря работе сознания. Таким образом, и структура индивидуальности, и работа сознания (главным образом интегральное биографическое мышление) опосредуют жизненный выбор, а значит и жизнедеятельность личности.

При совершении жизненного выбора в развернутом его варианте (альтернативном, по Л.С.Кравченко) человек всесторонне анализирует факты об актуальном состоянии социальной среды (макро- и микросреды), социальной ситуации, привлекает воспоминания более или менее далёкого личного прошлого, сохранившегося в живых эмоционально насыщенных представлениях биографической памяти. Все это соотносится с обратом и концепцией Я, жизненной философией и жизненными целями и планами. В процессах биографического мышления идёт всестороннее рассмотрение всех обстоятельств и событий жизни, обдумывание, проигрывание ближних и дальних последствий того или иного варианта жизненного выбора. Вместе с тем определяются, артикулируются жизненный опыт, личностные позиции и убеждения, жизненная философия, пути самореализации и самоутверждения, ближайшие и отдалённые жизненные планы и цели, смысл обстоятельств и событий, смысл жизни в целом.

Принимать жизненное решение бывает очень трудно., И дело не только в объективной сложности и неоднозначности проблемной ситуации, не в недостатке информации или слабых умственных способностях. Основные трудности вызваны предвидением ломки старых, привычных отношений, привычного образа жизни, обжитой среды и неизбежных психологических, психофизических и физических напряжений, которые будут необходимы для реализации жизненного решения. Жизненное решение имеет свою личностную психологическую ценуи,решая жизненную задачу, человек задумывается о ней. Возможно, цена будет столь велика, что достижение результата истощит силы человека, и он не сможет воспользоваться открывшимися жизненными перспективами. Осознав эту цену, он заранее может отказаться от такого решения и пойти на компромисс, соразмеряя результат и его цену.

В принятии решения всегда существует и вероятностный аспект: если вероятность достижения того или иного эффекта мала, то субъект часто предпочитает менее весомый, но более вероятный результат по принципу "лучше синица в руках, чем журавль в небе".

Главной ценностью для человека является сама жизнь - жизнь тела и духа. Как мне думается, в соответствии с общим законом самосохранения систем, конечным мотивом жизненного выбора является потребность в самосохранении, которая, однако, выступает в разной форме. На уровне индивида — в форме потребности жить и быть живым, на уровне личности - быть как все или быть со всеми, иметь социальные связи, на уровне субъекта — быть дееспособным, на уровне индивидуальности — быть самим собой, сохранить верность себе, на уровне универсальности — сохранить верность долгу, исполнить своё предназначение. В жизни бывает так, что человек сохраняет себя в одном качестве и теряет в другом. Его решение о том, что сохранить, а чем поступиться зависит от иерархии его ценностей и, соответственно, мотивов.

Процессы биографического мышления разворачиваются, подобно фазам творческого мышления: осознание и принятие проблемы (проблематизация), подготовительная фаза (сбор информации, ориентировка в ней, категоризация и интерпретация), догадка, озарение и проверка решения (здесь - через мысленное его проигрывание с предвидением последствий), доводка его до отчётливого плана действия.

Конечным результатом жизненного выбора является поступок, реализующий принятое решение. Эта последняя фаза имеет практический характер и невозможна без волевых усилий. Фаза поиска решения тоже требует особых волевых качеств для трезвого объективного анализа собственной жизни и преодоления своих психологических защит. Честность и смелость мысли - прекрасное качество зрелой личности, необходимое для того, чтобы быть настоящим хозяином своей судьбы.

Реализация жизненного решения в практическом плане приводит к кардинальным изменениям в обстоятельствах и образе жизни личности. Меняется линия её поведения по отношению к окружающим, значимым людям. Совершив существенный судьбоносный поступок, человек проявляет себя максимальным образом и тем самым вызывает к себе отчётливые отношения окружающих. Изменения в структуре или уровне человеческих отношений означают обновление человеческой среды развития для субъекта поступка, возникновение, таким образом, новых обстоятельств жизни.

Но не менее важно, что меняется отношение личности к себе Правильное решение жизненной проблемы, открывающее новые жизненные перспективы, утверждающее ценности личности, повышает у неё уровень самоуважения, уверенность в своих силах, укрепляет принципы жизни. Поступок открывает самому субъекту его доселе скрытые душевные и духовные потенциалы и тем самым вносит изменения в его самосознание, образ Я. Совершив жизненный выбор на деле, личность по иному видит свою жизнь и намечает новые пути своего развития.

После совершения поступка согласно принятому жизненному решению человек не перестаёт думать о сделанном выборе. Он теперь анализирует результаты выбора, сопоставляя их с жизненными планами и целями, и психологической ценой, которой досталась победа*. (*Жизненный выбор при всей своей специфике аналогичен по структуре волевому поведенческому акту. Более того, он аналогичен общей структуре любого поведенческого акта, описанного, например, по П.К.Анохину. Действительно, чтобы принять решение и провести его в жизнь субъект должен получить информацию о конкретной проблемной, жизненной ситуации, что соответствует механизму афферентного синтеза в модели Анохина. Сравнение программы и результата и извлечение уроков из жизненного события поступка происходит по общему закону обратной СВЯЗИ). В этих размышлениях о сделанном и пережитом, происходит извлечение уроков жизни, формируется драгоценный жизненный опыт, который вовсе не равен простому количеству прожитых лет даже событийной их наполненности. Он — продукт внутренней работы личности, в которой главную роль играет биографическое мышление.

Работа сознания приводит к изменениям в системе взглядов, убеждений, мировоззрения, т.е. высших форм направленности личности. Тем самым создаются новые основания для отдельных черт характера и структурных изменениях характера в целом, происходит то, что Б.Г.Ананьев называл строительством личности изнутри. Об этом же писал С.Л.Рубинштейн в «Основах обшей психологии»: "... внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую её формовку; дальнейшая достройка и отделка связана с другой, более сложной, внутренней работой. В которой формируется личность в её высших проявлениях" (1, 637).

Таким образом, есть два взаимосвязанных способа развития. Первый, обусловленный объективными событиями среды и поведения, и второй, определяемый относительно автономной работой сознания. Этот второй путь возможен лишь на определённом уровне развития человека, когда он уже стал индивидуальностью в том смысле, который придавал ей Б.Г.Ананьев. Для определённого типа людей этот способ развития является главным.

Так, биографы И.Канта обращают внимание на внешне бессобытийную однообразную жизнь великого философа. Он не совершал подвигов, не путешествовал и не пускался в любовные приключения, не был женат и не имел детей. Но кто же будет сомневаться в высоком уровне его личности, в наличии у него оригинального и по-своему твердого характера? Каким путём развивалась его личность? Вероятнее всего, путем непрестанной внутренней работы, которая сливалась с его профессиональными философскими занятиями. Размышляя над общими проблемами бытия, он строил свою великую философскую систему, но вместе с тем и свое личностное мировоззрение — жизненную философию как основу своего характера.

Биографии великих учёных, писателей, художников доказывают первостепенную значимость для развития их личности процесса внутренней работы сознания, в котором тесно переплетаются профессиональное творчества и построение своей жизненной философии. Это особенно отчётливо проявляется в жизни художника, когда в значительной степени материалом профессионального творчества является личный жизненный опыт.

Роль сознания и самосознания в развитии личности увеличивается у взрослых людей по сравнению с детьми благодаря готовности особых механизмов внутренней работы сознания, базирующихся на общем развитии индивида. В самом деле, для эффективной работы сознания необходимы развитые представления, память, речь, мышление. Развитие же этих функций первично зависит от возраста, что хорошо теперь изучено в возрастной психологии и особо в школе Б.Г.Ананьева. Однако возрастной фактор имеет подчинённое значение. Развитость сознания и отдельных его механизмов определяется не только возрастом, но и историей деятельности, поведения, жизнедеятельности в целом. Сознание, таким образом, зависит от истории личности, но ход этой истории во многом программируется творческой работой сознания, преимущественно биографическим мышлением.

Тем не менее, сознание не тождественно мышлению, и зависит от влияния защитных механизмов, стереотипов, законов каузальной атрибуции. Их участие в жизненном выборе становится тем более значительным, чем менее развита индивидуальность, чем больше зависимость личности от социальной среды, чем более она конформна, не самодостаточна, традициональна. Такая личность является в большей степени социальным индивидом, нежели индивидуальность. Она предпочитает строить жизнь согласно социальной программе и не особенно стремится создавать самобытную жизненную программу.

В традиционных обществах такой способ жизни, вероятно, является модальным. Но, что печально, современное цивилизованное общество развитых стран характеризуется стандартизацией образа жизни, заданностью жизненного пути рядовых людей, омассовлением культуры, в том числе и культуры жизни. Судьба индивидуальности и в наше время остаётся драматичной и нередко трагичной из-за неустранимых противоречий между обществом и личностью. Если общество не в состоянии их решить, то остаётся надеяться на творческую волю самой личности-индивидуальности. Только она сама может правильно соотнести все противоречивые тенденции собственного развития и найти свой уникальный путь саморазвития в конкретном историческом хронотопе.

Среда Внутренний мир личности.

Литература к главе 6

1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999.

2. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: Автореферат дисс...канд. психом, н. М., 1996. - 24 с.

3.Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования//Психологический журнал. 1944. №3. - С. 39-55.

4.Логинова Н.А. Жизненный путь и социальное мышление в контексте исторического времени//Вестник КазГУ. Серия философии, политологии, психологии и социологии. Алматы: Казак университетi, 1999.Вып. 8-9. - С. 5-21.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1968. -327 с.

6. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов// Психологический журнал. 2000. № 4. - С 5 - 21.

7.Хомик B.C.. Деформация субъективной картины жизненного пути при ранней алкоголизации: Автореферат дисс... канд. психол.н. – М., 1985. - 18с.

8.Behrends R.S. The integrated Personality: maximal Utilization of Information.//Journal of Humanistic Psychology. 1986. V. 26. N. 1. Pp. 27- 59.

9. Хурме X. Жизненные события и когнитивный подход к личности// Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1987. С. 158-162.

10. Thomae Н. Das Individuum und seine Welt.

11.Логинова Н.А. Память. Воспоминания. Личность/ Психология личности и время жизни человека. - Ч

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...